Правовое регулирование франчайзинга в Российской Ведерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:35, реферат

Краткое описание

В договоре коммерческой концессии присутствуют и элементы лицензионного договора - в части использования пользователем прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации правообладателя. Существо лицензионного договора позволяет предоставить пользователю исключительное право на использование отдельных результатов интеллектуальной деятельности, либо товарного знака, либо знака обслуживания и т.п.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая природа франчайзинга 5
Глава 2. Содержание франчайзинга 10
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Франчайзинг.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Юридический факультет

 

Очное отделение

 

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 

 

 

 

 

Выполнил студент гр. Ю-43

Митраков Александр  Андреевич

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск

2012 г.

Содержание

 

 

Введение

 

Современный франчайзинг  является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический  термин «франшиза» в США и Австралии  обозначает передачу кому-либо прав государственной  властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля. В средневековой Англии король предоставлял знати различные права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом издревле власть делегировала часть своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков.

Термин «франчайзинг»  образован от английского «franchising» - право, привилегия. Термин «франшиза» образован от французского «franchise» - льгота, привилегия. По своей сути эти термины равнозначны (равноценны), и различия в их наименовании обусловлены особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной и франкоязычной литературы.

В частности, Толковый экономический и финансовый словарь  Ив Бернара и Жан-Клода Колли, переиздаваемый во Франции на протяжении 20 лет, определяет франчайзинг как  «контракт, по которому предприятие  за вознаграждение предоставляет другим самостоятельным предприятиям право на использование его фирменного имени и его торговой марки для продажи товаров и услуг». По сложившейся в России практике термин «франчайзинг» используется преимущественно для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» - для определения договорных отношений (договора) между конкретными партнерами при реализации этой системы отношений на практике.

Договор коммерческой концессии  и порождаемое им обязательство  являются новеллой в ГК и российском гражданско-правовом регулировании. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale), однако содержание договора и порождаемого им правоотношения существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор - франчайзинг.

Если по договору коммерческой концессии, согласно зарубежной трактовке, передается право на использование  фирменного наименования и (или) товарного знака в сфере торговли для перепродажи товара, то по договору франчайзинга использование чужого фирменного наименования и т.п. возможно также в сфере производства аналогичного товара.

Правовая природа договора коммерческой концессии носит комплексный  характер, и в нем присутствуют элементы других договоров:

1) об оказании возмездных услуг - в части оказания правообладателем консультационных и технических услуг пользователю;

2) о совместной деятельности (простого товарищества) - в части сотрудничества сторон договора для достижения общих целей относительно качества предоставляемых пользователем клиентам товаров, работ, услуг, а также расширения рынка сбыта;

3) купли-продажи - в части приобретения пользователем необходимого оборудования, сырья, коммерческой и технической документации.

В договоре коммерческой концессии присутствуют и элементы лицензионного договора - в части  использования пользователем прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации правообладателя. Существо лицензионного договора позволяет предоставить пользователю исключительное право на использование отдельных результатов интеллектуальной деятельности, либо товарного знака, либо знака обслуживания и т.п. В отличие от лицензионного договора, коммерческая концессия в рамках одного договора позволяет предоставить пользователю комплекс исключительных прав. Передача же комплекса исключительных прав в рамках лицензионного договора потребовала бы оформления целого пакета таких договоров.

Сложность данного  правового явления и различия подходов к рассмотрению коммерческой концессии и франчайзинга вызывают не только научный интерес, но и порождают практические проблемы, требующие своего разрешения на законодательном уровне.

 

Глава 1. Понятие и правовая природа франчайзинга

 

Достаточно широкое  распространение договора коммерческой концессии как в зарубежной, так  и в отечественной предпринимательской  практике привело к необходимости  его прямого законодательного закрепления (которое пока отсутствует даже в  некоторых развитых правопорядках). Речь идет о возмездном приобретении одним предпринимателем (пользователем) у другого предпринимателя, обычно - у коммерческой организации со сложившейся, хорошо известной потребителям деловой репутацией (правообладателя), права на использование принадлежащих ему средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также охраняемой коммерческой информации (ноу-хау) о технологии соответствующего производства и об оказании консультационной и иной организационной помощи с тем, чтобы товары и услуги пользователя выступали на рынке в таком же виде, как и аналогичные товары и услуги правообладателя.1

Таким образом, предприниматель-пользователь в отношениях со своими контрагентами-потребителями  выступает под маской правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой, давно зарекомендовавшей себя на рынке соответствующих товаров или услуг. Своим клиентам он старается показать, что они приобретают товар или получают услугу, абсолютно тождественную аналогичным результатам деятельности правообладателя, и по возможности даже подчеркнуть, что эту услугу им фактически оказывает сам правообладатель. В действительности же такой пользователь, оставаясь независимым участником оборота, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность (хотя и под определенным контролем первоначального правообладателя).

Именно так, например, у нас и в других странах  возникли действующие под вывеской известных компаний некоторые предприятия  общественного питания (рестораны "Макдоналдс" и "Пицца-Хат"), гостиничного хозяйства (отели "Шератон", "Хилтон", "Холидей-Инн"), другие предприятия сферы обслуживания, производители многих пользующихся спросом потребительских товаров (обуви, одежды, бытовой техники и т.д.), нередко составляющие теперь объединенные соответствующей «вывеской» огромные международные сети производителей или услугодателей. Все они являются не дочерними компаниями или филиалами правообладателя, а действующими под его вывеской отечественными (национальными) предпринимателями. Франчайзинг касается либо производства и сбыта товаров (Produkt Distribution Franchising), либо оказания услуг (Business Format Franchising). Обычно выделяют такие его разновидности, как производственный франчайзинг, сбытовой франчайзинг и франчайзинг в сфере обслуживания, а иногда также и торговый франчайзинг.

Такие отношения весьма выгодны их участникам. Первоначальный правообладатель расширяет границы  своего влияния не только без каких  бы то ни было дополнительных затрат (на открытие филиалов, создание совместных или дочерних компаний и т.п.), но и получает прибыль в виде платы от пользователя, а также большие возможности контроля за его производственно-коммерческой деятельностью. Последний же выходит на сложившийся рынок в форме уже известного, зарекомендовавшего себя потребителям производителя или услугодателя, не неся при этом расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия, но используя сложившийся стабильный спрос на производимые правообладателем товары или оказываемые услуги. Поэтому франчайзинг характеризуют как «удачный союз умной головы (правообладателя) и прилежной посредственности». Вместе с тем здесь возникает проблема защиты интересов потребителя (услугополучателя), которому необходимо обеспечить получение товаров или услуг такого же качества, как и производимых или оказываемых первоначальным правообладателем. Потребитель не должен страдать от подмены (замены) одного услугодателя другим, использующим чужую вывеску. Кроме того, соглашения участников франчайзинга могут содержать и некоторые условия, по существу, монополистического характера, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на рынках сбыта соответствующих товаров или услуг. Учет этих обстоятельств составляет основу законодательного регулирования института франчайзинга.2

Согласно российскому  законодательству по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК).

По своей юридической природе  данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

Необходимо подчеркнуть, что данный договор может использоваться исключительно в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК). Это - один из немногих сугубо предпринимательских договоров. Поэтому к отношениям между его участниками применимы специальные правила ГК об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности.

Предмет договора коммерческой концессии  составляет, во-первых, комплекс исключительных прав, закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих либо его (право на фирменное наименование или коммерческое обозначение), либо также производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знак обслуживания). Договором может быть предусмотрено предоставление пользователю прав на использование других объектов «интеллектуальной собственности» - изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т.д. Во-вторых, предметом договора является возможность использования принадлежащей правообладателю и охраняемой им коммерческой информации (ноу-хау), не подлежащей какой-либо специальной государственной регистрации (ст. 139 ГК), а также его деловой репутации и коммерческого опыта, в том числе в виде различной документации по организации и ведению предпринимательской деятельности. В-третьих, франчайзинг предполагает постоянное техническое и консультационное содействие пользователю со стороны правообладателя с целью обеспечения необходимого качества производимых им по договору (т.е. под маской правообладателя) товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Наш закон, однако, не считает это условие обязательным, ставя его в зависимость от усмотрения сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). Обязательной составной частью предмета концессионного договора в соответствии с п. 1 ст. 1031 ГК является инструктаж пользователя и его работников по всем вопросам, связанным с осуществлением переданных ему правообладателем прав.

Таким образом, в концессионном  договоре можно обнаружить элементы лицензионного договора (разрешение на использование объектов исключительных прав), договора об оказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), договора простого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общих предпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретение необходимой технической и деловой документации). Вместе с тем такой договор не содержит элементов представительства, комиссии или агентского договора, так как пользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и в своих интересах, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность. Однако договор коммерческой концессии (франчайзинга) не относится к числу смешанных (комплексных) договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК. Не является он и разновидностью известных гражданскому праву договоров, на базе которых он развивался. В соответствии с ГК договор коммерческой концессии представляет собой вполне самостоятельный вид гражданско-правового договора (что исключает субсидиарное применение к регулируемым им отношениям каких-либо правил о перечисленных договорах).3

Поскольку предметом данного договора может стать разрешение на использование  некоторых объектов исключительных прав, подлежащих государственной регистрации (охраняемых патентным законодательством), т.е., по сути, лицензионные отношения, становится необходимой также государственная регистрация концессионного договора в патентном ведомстве под страхом признания его ничтожным (абз. 4 п. 2 ст. 1028 ГК, п. 2 ст. 13 Патентного закона, ст. 27 Закона о товарных знаках). По смыслу закона речь идет о регистрации договора лишь в части использования соответствующих объектов исключительных прав, т.е. о выдаче и оформлении соответствующих лицензий, включая их регистрацию и уплату установленных пошлин и сборов.

Уступка при  франшизе состоит прежде всего в предоставлении изготовителем или головным оптовиком торговой скидки с цены посреднику, осуществляющему постоянную продажу его товаров. По мере развития отношений в договор включаются условия об оказании организационной или технической помощи покупателю. Изготовитель или крупный оптовик берут на себя типовое обустройство и оснащение оборудованием складских и торговых помещений посредников. Они обучают персонал мелких фирм приемам рекламы товара, осуществлению сервисного обслуживания пользователей товара. В необходимых случаях предоставляются льготные займы, хотя чаще практикуется предоставление складского и торгового оборудования.

По мере укрепления сотрудничества и доверия к сбытовику отношения сторон получают дальнейшее развитие. Небольшие производственные и торговые фирмы могут получить право использовать фирменное наименование либо товарный знак головной фирмы-производителя (или оптовика). Договоренности об этом называют лицензионными соглашениями. Стороны в таком соглашении именуются правообладателем и пользователем. При наличии у изготовителя или крупного оптовика высокой репутации им на основе лицензионных соглашений создаются сети выступающих под его маркой торговых и производственных фирм, действующих как в своей стране, так и за рубежом. Именно с помощью такой системы выросли крупнейшие торговые и иные предпринимательские сети.

Лицензионное  соглашение избавляет правообладателя  от необходимости открывать большое  число собственных предприятий или филиалов на удаленных от него территориях, инвестировать на это значительные средства. Вместе с тем сохраняется контроль за пользователями, которые осуществляют свою деятельность, находясь в зависимости от правообладателя, технологии, рекомендации и опыт которого они используют. Значительныйэкономический выигрыш получает также пользователь, применяющий апробированные на практике прогрессивные технологии, приемы ведения торговой деятельности.

Информация о работе Правовое регулирование франчайзинга в Российской Ведерации