Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 03:13, реферат
С тех пор, как возникло понятие право, не одна из его составляющих не оставалась без внимания исследователей-теоретиков. Особую важность в исследованиях для правовой теории и практики представляют собой вопросы понятия источников права, их структуры и содержания, соотношения источников права с формами права, вопросы классификации источников права и их системно-иерархического построения, вопросы юридической природы различных источников права и характера их соотношения с другими источниками права.
С тех пор, как возникло понятие право, не одна из его составляющих не оставалась без внимания исследователей-теоретиков. Особую важность в исследованиях для правовой теории и практики представляют собой вопросы понятия источников права, их структуры и содержания, соотношения источников права с формами права, вопросы классификации источников права и их системно-иерархического построения, вопросы юридической природы различных источников права и характера их соотношения с другими источниками права.
Успешное решение данных и им подобных проблем является весьма значимым не только для национальных правовых систем, но и для различных правовых семей, таких как романо-германская, англо-саксонская и другие правовые семьи, а также для развития сравнительного правоведения в целом1.
К настоящему времени в отечественной и зарубежной юридической науке еще не выработано единого представления о праве и что многие проблемы, касающиеся правопонимания, едва ли не стали вечными и неизменными2. Об этом со всей очевидностью свидетельствует государственно-правовой опыт многих стран, а также многочисленные исследования, проводившиеся по данной тематике в течение ряда последних столетий в юридической науке.
Так, еще в конце XVIII столетия основоположник немецкой классической философии И. Кант в своей работе «Метафизика нравов» (1797 г.) не без оснований констатировал, что вопрос о том, что такое право может «смутить правоведа, если только он не хочет впасть в тавтологию или вместо общего решения сослаться на то, что утверждали когда-либо законы какой-нибудь страны».
Столетие спустя в конце XIX – начале XX в., другой немецкий ученый, известный юрист Р. Иеринг, касаясь проблем правопонимания, также акцентировал внимание на их нерешенности и недостаточной ясности в отношении того, что обычно именуется правом. Как известно, писал он в своей небольшой по объему, но весьма содержательной работе «Борьба за право» (1908 г.), термин «право» является довольно неопределенным и обычно употребляется «в двух значениях: объективном и субъективном». В первом смысле право означает «совокупность всех защищаемых государством правовых положений, законный порядок жизни». А во втором – под правом понимают: «конкретное проявление абстрактных правил в конкретном правомочии личности»3.
Аналогичные суждения о неопределенности понятия права и отражаемого им явления, а также о нерешенности проблем правопонимания высказывались различными отечественными и зарубежными авторами и в более поздний период. В частности, в первой половине XX в. об этом многократно говорил один из крупнейших теоретиков права, австрийский юрист Г. Кельзен. В своей известной работе «Чистая теория права» (1934 г.) он особо акцентировал внимание на том, что «теория права должна прежде всего определить понятие о своем предмете». Чтобы дать определение права, подчеркивал ученый, «следует начать со словоупотребления, т. е. установить, что означает слово «право» в немецком языке и его эквиваленты в других языках (law, droit, diritto и т. д.). Следует выяснить, имеют ли социальные явления, обозначаемые этим словом, сходные признаки, отличающие их от других сходных явлений, и достаточно ли значимы эти признаки для того, чтобы служить элементами понятия социальной науки». В результате такого исследования, заключал автор, «могло бы выясниться, что словом «право» и его иноязычными эквивалентами обозначаются столь различные предметы, что никакое общее понятие не может охватить их все»4.
Наконец, следует заметить, что вопросы, касающиеся неопределенности понятия права и нерешенности проблем правопонимания, вызывали бесконечные споры на протяжении всей второй половины XX в. и, что они остаются спорными и вместе с тем весьма актуальными как в российской, так и в зарубежной юриспруденции и поныне. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные монографии, брошюры и статьи, опубликованные в данный период5, а также проводившиеся по проблемам правопонимания дискуссии. Поэтому предметом нашего исследования будут являться особенности становления и развития источников современного права в различных правовых семьях, а объектом – источники и формы современного права.
В разных правовых системах различные формы (источники) права играют далеко не одинаковую роль. Однако, несмотря на это, все они являются, по сравнению с неправовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия на общественные отношения и различные общественно-политические институты.
Рассматривая проблемы правопонимания в связи с исследованием форм, или источников права, следует выделить следующие подходы, часть из которых используется и поныне:
Изучение форм права «имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение не только потому, что организует и выражает вовне сущность и содержание права, но также и потому, что от их особенностей зависят многие факторы правовой жизни: общеобязательность, нормативность, степень юридической силы правовых актов, методы и способы правового регулирования общественных отношений и т. д. Многообразие форм права предполагает определение их общего понятия, на основе которого окажется возможным вскрыть особенности и назначение каждого из них»9.
Общее понятие формы права исходит из следующих, выработанных правовой теорией и многократно подтвержденных юридической практикой, постулатов:
Источник права как явление и отражающее его понятие следует рассматривать с разных сторон и в разных аспектах:
В отечественной и зарубежной литературе существует довольно много различных определений юридического позитивизма, или позитивного права. В одних случаях позитивное право определяется не иначе, как «команда суверена, адресованная лицу или лицам, находящимся в его подчинении»10. В других – просто как положительное, официальное право, «издаваемое, прежде всего государственными органами в установленном порядке и соответствующим образом фиксируемое в нормативно-правовых актах»11. В третьих же случаях позитивное право рассматривается как «реальный, существующий в законах и иных документах, фактически осязаемый (и потому – «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные, императивно властные решения»12.
В юридической литературе существует ряд определительных черт и особенностей позитивного права:
Широко распространенным в отечественной и зарубежной литературе является подразделение юридического позитивизма на классический позитивизм и неопозитивизм.
Сравнивая
позитивное право в его формально-
Естественное право вполне обоснованно рассматривается в таких плоскостях как:
В числе таких черт и особенностей естественного права, обусловливающих характер, социальную природу его форм и источников, следует назвать:
Анализируя сложившиеся в течение многих столетий разнообразные представления, как о самом естественном праве, так и о его формах и источниках, нельзя не прийти, как минимум, к следующим выводам, или умозаключениям:
Среди различных черт и особенностей форм и источников права, рассматриваемых в рамках национальных правовых систем в виде взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом правовых феноменов, особо выделяются такие их качественные особенности, как системный и иерархический характер.
Системность форм (источников) позитивного права изначально «заложена» в самой их природе и в их характере как правовых феноменов, существующих и функционирующих не отдельно, а тем более не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. В силу этого наиболее адекватным и эффективным подходом к их познанию, несомненно, будет системный подход.
Использование последнего при рассмотрении форм позитивного права означает, что к их анализу следует подходить не как к отдельно взятым или находящимся в простой, механически созданной совокупности правовых институтов, а как к естественным путем сформированной, целостной системе.