Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа
Зарождение науки гражданского права относится к периоду Древнего Рима. В России данная наука получила толчок к развитию в конце XIX-начале XX века после отмены крепостного права (К.Д .Кавелин, И.Д.Мейер, Г.Ф. Шершеневич и др.). В советский период гражданское право получило дальнейшее развитие в трудах таких великих цивилистов, как М.М.Агарков, С.Н. Братусь, С.П. Грибанов, О.С. Иоффе, И.Б. Новицкий, В.А. Рясенцев и многих других.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и значение договора…………………………………...
Глава 2. Классификация договоров: возмездные – безвозмездные,
публичный договор, договор присоединения, предварительный
договор, договор в пользу третьего лица………………………………..
Глава 3. Порядок заключения договора:
оферта, акцепт, преддоговорный арбитраж……………………………..
Заключение………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………….
Договор—это и наиболее оперативное и гибкое средство связи между производством и потреблением, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства8. В силу этого именно договорно-правовая форма способна обеспечить необходимый баланс между спросом и предложением, насытить рынок теми товарами, в которых нуждается потребитель. Договор позволяет участникам экономического оборота отчуждать излишние или ненужные им материальные ценности, получая взамен их соответствующий денежный эквивалент или необходимые им материальные блага в натуральной форме. С помощью договора граждане по своему усмотрению расходуют полученные в виде заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности и иных доходов денежные средства, приобретая на них те ценности, которые способны удовлетворять их индивидуальные материальные и культурные потребности.
С помощью договора у граждан
и юридических лиц формируется
уверенность в том, что их предпринимательская
деятельность будет обеспечена всеми
необходимыми материальными предпосылками,
а результаты предпринимательской
деятельности найдут признание у
потребителей и будут реализованы.
Такая уверенность, в свою очередь,
способствует развитию производственной
сферы. С помощью договора совершенствуется
и процесс распределения
Договор обеспечивает эффективный обмен произведенными и распределенными материальными благами в случае изменения потребностей участников экономического оборота. Наконец, договор предоставляет возможность потреблять существующие в обществе материальные ценности не только их собственниками (обладателями иных вещных прав), но и другими участниками экономического оборота, испытывающими потребности в данных материальных ценностях.
Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обусловливают усиление его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной экономике. Вместе с тем поистине бесценные свойства договора сохраняются лишь до тех пор, пока обеспечивается необходимая для любого договора свобода усмотрения сторон при его заключении. В свою очередь законодатель придает договору обязательную силу, т.е. обеспечивает их исполнение принудительной силой государства. Традиция признания публичной властью за договорами их законной силы имеет многовековую историю и отражена в формуле « pacta sunt servanda» (лат.- договоры должны исполняться)9. Качество и количество добровольного исполнения договора является индикатором зрелости гражданского общества.
Классификация договоров
Проблемы, связанные с классификацией договоров относятся к числу давних проблем цивилистики. Наличие у всех договоров общих признаков - совпадения воли и волеизъявления, правомерность действия, действия принципа допустимости и свободы договора - не исключает возможность их классификации. Классификация является продуктом науки гражданского права. Концептуальной основой современного российского гражданского законодательства стала классификация договоров по критерию цели и направленности. Законодатель, формулируя нормы, посвященные отдельным видам договоров, опирается на характерные для данных договоров экономически и юридические признаки. Так с учетом направленности договоров выделяют группы договоров, имеющие целью возмездную передачу имущества в собственность, договоры, направленные на безвозмездную передачу имущества в собственность, договоры цель которых состоит в возмездной передачи имущества во временное пользование, и т.д. В соответствии с этой классификацией в Гражданском кодексе сгруппированы нормы, регламентирующие отдельные виды договоров.
Классификация любого понятия предполагает его разделение на несколько видов (типов). Как отмечает М. И. Брагинский, такое разделение может быть произведено двумя способами: 1) дихотомия, с помощью которой, используя последовательно определенное основание (критерий), делят понятие на две группы, одну из которых характеризует наличие этого основания, а другую – его отсутствие; 2) с помощью определенных оснований создается неограниченное число групп, в каждой из которых указанные основания соответствующим образом индивидуализируются10.
“Основная проблема любой классификации состоит в выборе того единственного основания, которое должно быть положено в основу деления”11. Именно по этой причине в отечественной и зарубежной литературе предпринималось ранее и предпринимается сегодня достаточно большое количество попыток классификации гражданско–правовых договоров, некоторые из которых неудачны, не признаны. Первоначально получили распространение концепции (теории) классификации, основанные на различного рода экономических признаках. В частности, Г. Н. Амфитеатров предлагал делить договоры на возникающие в области производства, торговли и сельского хозяйства12. Впоследствии в литературе при классификации стали использоваться как экономические, так и юридические признаки, т. е. применялась теория “комбинированного критерия”13. Результатами современного исследования проблем классификации договоров стало утверждение, что “в действительности “комбинированный критерий” превратился в простую сумму критериев, благодаря чему единственное основание деления заменяется неограниченным их числом”14. Кроме того, отмечается, что “в сущности использование комбинированного критерия означает отказ от решения проблемы, поскольку, во - первых, данная теория, оперируя неконкретизированными категориями, не дает ответа, что же в конце концов позволяет выделить и разграничить договорные виды, а, во - вторых, не позволяет использовать их для решения практических задач. Такая концепция, будучи достаточно удобной, способствует выделению любых договорных видов, в силу чего в их перечне проявляются скорее черты инвентаризации, а не классификации”. 15В литературе освещены различные точки зрения авторов на критерий классификации гражданско-правовых договоров. Егоров Н.Д. производит следующее деление в отношении договоров, исключая из их числа односторонние сделки 16:
в зависимости от юридической
направленности:
- основные договоры;
- предварительные договоры;
в зависимости от того,
кто может требовать исполнения
договора:
- договоры в пользу участников договора
(право требования
исполнения принадлежит только участникам
договора);
- договоры в пользу лиц, не принимавших
участия в заключении
договора, но имеющих право требования
исполнения договора;
в зависимости от характера
распределения прав и обязанностей между
участниками:
- взаимные договоры;
- односторонние договоры;
в зависимости от опосредуемого
договором характера перемещения материальных
благ:
- возмездные договоры;
- безвозмездные договоры;
в зависимости
от основания заключения
- свободные договоры;
- обязательные договоры:
- публичные договоры;
в зависимости от способа
заключения договора:
- взаимосогласованные договоры;
- договоры присоединения.
Гражданско-правовые договоры различаются в зависимости от их юридической направленности. Основной договор непосредственно порождает права и обязанности сторон, связанные с перемещением материальных благ, передачей имущества, выполнением работ, указанием услуг и т.п. Предварительный договор – это соглашение сторон о заключении основного договора в будущем. Большинство договоров - это основные договоры, предварительные договоры встречаются значительно реже. До введения на территории Российской Федерации ст. 60 Основ гражданского законодательства 1991 г. гражданским законодательством России прямо не предусматривалась возможность заключения предварительных договор. Однако заключение таких договоров допускалось, поскольку это не противоречило основным началам и общему смыслу законодательства России. В настоящее время заключение предварительных договоров регламентируется ст. 429 ГК. В соответствии с указанной статьей по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг на условиях, предусмотренных в предварительном договоре17. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Брагинский М.И. в толковании данного
института излагает, что «форма предварительного
договора должна соответствовать требованиям,
предъявляемым к основному
Предварительный договор должен содержать
условия, позволяющие установить предмет,
а также другие существенные условия
договора. Так, стороны могут
заключить договор, по которому
собственник жилого дома обязуется
его продать покупателю, а покупатель
купить его в начале летнего сезона.
В указанном предварительном
договоре обязательно должны содержаться
условия, позволяющие определить тот
жилой дом, который в будущем
будет продан, а также его продажную
цену и перечень лиц, сохраняющих
в соответствии с законом право
пользования этим жилым домом. В
противном случае данный предварительный
договор будет считаться
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.19 Если в указанные выше сроки основной договор не будет заключен и ни одна из сторон не сделает другой стороне предложение заключить такой договор (оферта), предварительный договор прекращает свое действие.
Также интересен вопрос о включении в основной договор условий, не предусмотренных предварительным договором. Он решается арбитражным судом с учетом конкретных обстоятельств дела20.
В практике арбитражных судов возник вопрос, вправе ли арбитражный суд понуждать сторону включить в основной договор условия о цене, если такое условие не было предусмотрено в предварительном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются в будущем заключить договор на условиях, предусмотренных предварительным договором (о чем было уже сказано выше).
Если в предварительном
Отсюда следует, что требование о включении в основной договор условия о том, что цена определяется в порядке, предусмотренном статьей 424 ГК РФ, должно быть удовлетворено арбитражным судом.
В том случае, когда в предварительном договоре указано, что условие о цене будет определено сторонами в основном договоре, такая запись должна расцениваться арбитражным судом как достижение согласия сторон о включении в договор данного условия и разногласия по установлению конкретной цены также подлежат рассмотрению арбитражным судом.
Если одна из спорящих сторон при отсутствии в предварительном договоре условия о цене настаивает на включении в основной договор условия об определении цены в ином порядке, чем предусмотрено статьей 424 ГК РФ, или требует указания в нем конкретной цены, а другая сторона возражает против этого, то арбитражный суд не вправе рассматривать такой спор.
В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, в пределах срока его действия уклоняется от заключения основного договора, применяются правила, предусмотренные для заключения обязательных договоров. Предварительный договор необходимо отличать от соглашений о намерениях, имеющих место на практике. В указанных соглашениях о намерениях лишь фиксируется желание сторон вступить в будущем в договорные отношения. Однако само соглашение о намерениях не порождает каких-либо прав и обязанностей у сторон, если в нем не установлено иное. Поэтому отказ одного из участников соглашения о намерениях заключить предусмотренный таким соглашением договор не влечет для него каких-либо правовых последствий и может только повлиять на его деловую репутацию.
Договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц.
Указанные договоры различаются в зависимости от того, кто может требовать исполнения договора. Как правило, договоры заключаются в пользу их участников, и право требовать исполнения таких договоров принадлежит только их участникам. Вместе с тем встречаются и договоры в пользу лиц, которые не принимали участия в их заключении, т. е. договоры в пользу третьих лиц.
В соответствии со ст. 430 ГК договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Так, если арендатор заключил договор страхования арендованного имущества в пользу его собственника (арендодателя), то право требования выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая принадлежит арендодателю, в пользу которого и заключен договор страхования. И только в том случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору. Так, в приведенном примере арендатор, заключивший договор страхования в пользу арендодателя, только в том случае вправе требовать выплаты ему страхового возмещения, когда последний отказался от права на его получение. Вместе с тем в самом договоре могут быть предусмотрены иные последствия отказа третьего лица от принадлежащего ему права требования. Например, в приведенном выше примере в договоре страхования может быть предусмотрено, что в случае отказа арендодателя от получения страхового возмещения последнее арендатору не выплачивается. Иные последствия могут быть предусмотрены и законом. Например, в соответствии с действующим законодательством по договору личного страхования на случай смерти в пользу третьего лица, при наступлении страхового случая — смерти застрахованного гражданина — последний, разумеется, не может требовать выплаты страхового возмещения даже в том случае, если третье лицо отказалось от этого права.