Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:39, статья
Усложнение хозяйственных отношений, связанное с наступательным движением экономики Республики Казахстан, является прямым следствием перехода от планово-командной системы к рыночным условиям хозяйствования. В рыночном хозяйстве договор становится одним из основных способов регулирования экономических взаимосвязей, так как их участники, будучи собственниками, по своему усмотрению определяют направления и порядок использования принадлежащего им имущества. Поэтому исследование понятия и сущности договора является в условиях рыночного хозяйствования всегда актуальной темой для изучения.
Понятие и сущность договора
Усложнение хозяйственных отношений, связанное с наступательным движением экономики Республики Казахстан, является прямым следствием перехода от планово-командной системы к рыночным условиям хозяйствования. В рыночном хозяйстве договор становится одним из основных способов регулирования экономических взаимосвязей, так как их участники, будучи собственниками, по своему усмотрению определяют направления и порядок использования принадлежащего им имущества. Поэтому исследование понятия и сущности договора является в условиях рыночного хозяйствования всегда актуальной темой для изучения.
Договор — это основной регулятор поведения контрагентов. Нормативные акты создают правовую основу предпринимательской деятельности. Договор же устанавливает конкретный правовой режим экономических связей между партнерами для каждой отдельно взятой сделки. Он в значительной степени определяет порядок и условия исполнения договорных обязательств, формы взаимодействия сторон, контроль за выполнением обязательств, учитывает специфические особенности конкретных взаимоотношений сторон.
Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении [1, 32]. Поэтому именно договор, основанный на взаимной заинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых невозможно добиться с помощью самых жестких административно-правовых средств.
Договор — это и наиболее оперативное и гибкое средство связи между производством и потреблением, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства [2, 11]. В силу этого именно договорно-правовая форма способна обеспечить необходимый баланс между спросом и предложением, насытить рынок теми товарами, в которых нуждается потребитель. Договор позволяет участникам экономического оборота отчуждать излишние или ненужные им материальные ценности, получая взамен их соответствующий денежный эквивалент или необходимые им материальные блага в натуральной форме.
С помощью договора у граждан и юридических лиц формируется уверенность в том, что их предпринимательская деятельность будет обеспечена всеми необходимыми материальными предпосылками, а результаты предпринимательской деятельности найдут признание у потребителей и будут реализованы. Такая уверенность, в свою очередь, способствует развитию производственной сферы. С помощью договора совершенствуется и процесс распределения произведенных в обществе материальных благ, поскольку договор позволяет доставить произведенный продукт тому, кто в нем нуждается.
Договор обеспечивает эффективный обмен произведенными и распределенными материальными благами в случае изменения потребностей участников экономического оборота. Наконец, договор предоставляет возможность потреблять существующие в обществе материальные ценности не только их собственниками (обладателями иных вещных прав), но и другими участниками экономического оборота, испытывающими потребности в данных материальных ценностях.
Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обусловливают усиление его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной экономике. Вместе с тем поистине бесценные свойства договора сохраняются лишь до тех пор, пока обеспечивается необходимая для любого договора свобода усмотрения сторон при его заключении. Понуждение к заключению договоров, широко распространенное в хозяйственной деятельности юридических лиц в условиях плановой экономики, вытравливало саму «душу» договора, лишало его таких свойств, без которых он существовать не может.
Как и любая сделка, договор представляет собой волевой акт. Однако этот волевой акт обладает присущими ему специфическими особенностями. Он представляет собой не разрозненные волевые действия двух или более лиц, а единое волеизъявление, выражающее их общую волю. Для того чтобы эта общая воля могла быть сформирована и закреплена в договоре, он должен быть свободен от какого-либо внешнего воздействия. Поэтому ст. 380 ГК РК закрепляет целый ряд правил, обеспечивающих свободу договора.
К договорам применяется такое
общее правило, как «закон
Не оставляет
сомнений, что договор является основным
средством регулирования
Договор
основан исключительно на равноправии
сторон, будь то физические или юридические
лица или органы публичной власти.
Академик Сулейменов М.К. различает 2 вида
договоров: 1) частно-правовой (гражданско-правовой);
2) публично-правовой, который возникает
только между равноправными субъектами
– государствами (международный договор),
административно-
Как пишет О.А. Красавчиков: «Сфера применения гражданско-правового договора предопределяется в основном спецификой и составом предмета гражданско-правового регулирования, охватывающего имущественные и некоторые неимущественные отношения. Указанный предмет позволяет отграничить рассматриваемый договор от договоров, используемых в других отраслях советского социалистического права и в международном праве» [4, 434].
Далее можно продолжить высказывание М.К. Сулейменова: «Все остальные [договоры] – гражданско-правовые договоры. Не может быть договор между государственным органом и организацией или гражданином. Там где государственный орган осуществляет властные полномочия, не может быть договорных отношений». [3, 7]
В этой работе исследуется понятие и сущность гражданско-правового договора. М. К. Сулейменов отмечает «Поскольку появление договора как юридической формы общественных отношений исторически связано с появлением обмена товарами, гражданско-правовой договор был исторически первым видом договора» [1,117]
Впервые разработку теории договора дала естественно-правовая доктрина основанная на принципе автономии сторон. Отсюда при понимании договора как соглашении сторон сложились два подхода - субъективный и объективный. Субъективный подход основан на признании легитимности соглашения как выражение воли сторон.
Теория автономии воли, т.е. субъективный подход господствовал до конца 19 века. Теоретическим обоснованием отрицания роли и значения автономии воли в современных условиях стали интересы рынка и государственно-властных структур.
В юридической литературе существует мнение, что в свое время по поводу относительной значимости закона и договора были высказаны три точки зрения. Как отмечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский: «Сторонники «волевой теории» полагали, что договор как волевой акт контрагентов - первоисточник, а закон лишь восполняет или ограничивает их волю. Те, кто представлял теорию приоритета закона, исходили из того, что договор обладает лишь производным от закона правовым эффектом. Наконец, сторонники третьей, эмпирической теории считали, что воля сторон сознательно направлена лишь на определенный экономический эффект, при этом последствия договора мыслятся как такие средства для его осуществления, о которых стороны могут и не иметь и, более того, действительно не имеют ясного представления» [5, 13] Сами же авторы разделяют нормативистский (второй) подход, с чем нельзя не согласиться, так как договорное саморегулирование всегда опирается на силу допустившего его закона, т.е.на силу публичной власти (государства).
Такую же точку зрения поддерживает и немецкий исследователь, профессор Р. Книппер, он ставит вопрос таким образом: «Создают ли договорные стороны при заключении ими автономного договора новое право, действующее в отношениях между ними, или же основы связующей силы договорных обязательств заложены лишь в государственном законе?» [6, 14]. Его ответ таков: « Договор сам по себе не является тем источником, который создаёт обязательное для сторон право. Договор является скорее частью государственного правовопорядка, который в правовом государстве только в единственном числе может устанавливать и исполнять санкции в случаях, если какая-либо из сторон поведет себя противозаконно или нарушит условия договора» [6, 19].
Современные
трактовки договора имеют социальную
направленность. Например понятие данное
А.Г. Диденко: «Договор – один из узловых
элементов правового
Закон определяет
договор как согласованное
В этом определении отражена особенность гражданско-правового договора как юридического факта. Такое понятие является традиционным для гражданского права. Особенностью договора в условиях рынка, хотя это и не выражено в легальном его определении, является свободное волеизъявление сторон, автономия их воли. Соглашение сторон не основано на плановом или ином административном акте, что было характерно для договора периода «до перестройки». Ограничение свободы волеизъявления возможно ныне только в силу закона, в чем можно убедиться в статье 380 ГК РК [8].
Вместе с тем термин "договор" кроме как юридичекого факта употребляется и в иных значениях. Особенно чётко многопонятийное представление о договоре выражено в исследованиях О.С. Иоффе: «Иногда под договором понимается самое обязательство, возникающее из такого соглашения, а в некоторых случаях этот термин означает документ, фиксирующий акт возникновения обязательства по воле всех его участников» [9, 26]. Наряду с термином "договор" в ряде статей ГК, других актов и на практике применяется термин "контракт". Этот термин, который чаще всего используется в отношении внешнеторговых договоров, а так же сделок по недропользованию, является языковым эквивалентом слова "договор".
Но следует отметить, что понятие договора не тождественно понятию сделки, данному в ст. 147 ГК РК. Из этого определения следует, что сделки только лишь могут быть односторонними либо двух- и многосторонними, т.е. договорами. Следовательно, понятие сделки более широкое. Однако трактовка договора как согласованного волеизъявления и вида сделки означает, что практически все нормы о сделках, и их форме, о недействительности сделок, применимы к договору.
Договор является правомерной сделкой, порождающей обязательство, поэтому в силу п. 3 ст. 378 ГК РК к нему применимы общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено разделом о договорах ГК или нормами части второй ГК. Общие нормы об исполнении обязательств и способах их обеспечения, об ответственности за нарушение обязательств применимы к договору. Вместе с тем для договора важны специальные нормы о порядке его заключения, основаниях изменения и расторжения и др.
Указание в пп. 2 и 3 статьи 378 ГК РК о применении к договору норм о сделках и обязательствах не означает, что к нему не относятся нормы иных разделов части первой ГК. К договору применимы нормы о давности, об осуществлении гражданских прав. При оценке законности и действительности договора имеют важное значение нормы о правоспособности граждан и юридических лиц, о праве собственности или иных вещных правах и другие нормы общей части гражданского права.
Среди основных начал гражданского законодательства в ст. 2 ГК назван принцип свободы договора. Провозглашенный ст. 2 ГК принцип раскрыт и конкретизирован в статье 380 ГК. Свобода договора означает, что граждане и юридические лица самостоятельно решают, с кем и какие договоры заключать, и свободно согласовывают их условия. В связи с этим основной принцип договорного права имеет огромное значение для рыночных отношений, открывает широкие возможности для предпринимательской деятельности.
Автономия воли и свобода договора проявляются в различных аспектах, ряд из которых урегулирован в статье 380 ГК РК: во-первых, это право самостоятельно решать, вступать или нет в договор и, как правило, отсутствие возможности понудить контрагента к заключению договора; во-вторых, предоставление сторонам договора широкого усмотрения при определении его условий; в-третьих, право свободного выбора контрагента договора; в-четвертых, право заключать как предусмотренные ГК, так и не поименованные в нем договоры; в-пятых, право выбора вида договора и заключения смешанного договора [10, 100].
Свобода договора означает также относительное право сторон договора выбрать его форму, как это следует из ст. 394 ГК РК [8]; возможность сторон в любое время своим соглашением, как правило, обоюдным, изменить или расторгнуть договор, что следует из ст. 401 ГК РК [8]; право выбрать способ обеспечения исполнения договора и др.