Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 15:04, дипломная работа
В правовой литературе обращается внимание на два аспекта юридической ответственности: перспективный (позитивный, активный, положительный) и ретроспективный (негативный, пассивный, отрицательный). Позитивная юридическая ответственность – это регулируемая правом дополнительная обязанность субъекта дать отчет о своих действиях за надлежащее выполнение основных обязанностей по закону или договору. Для нее характерны добровольное и инициативное выполнение обязанностей, самодисциплина, высокая правовая сознательность.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ. 6
2. ВИНА ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ, КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. 16
2.1. Концепции вины в науке российского гражданского права. 16
2.2. Вина в системе других условий гражданско-правовой 19
ответственности. 19
2.3. Ответственность без вины. 22
2.4.Случаи влияния формы (степени) вины на гражданско-правовую 25
ответственность. 25
2.5. Вина в действиях третьего лица. 25
2.6.Соотношение категорий "вина" и "недобросовестность". 27
3. РАЗМЕРЫ И ПРИНЦИП ПОЛНОТЫ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. 29
3.1. Возмещение убытков. 29
3.2. Понуждение исполнить обязательство в натуре. 31
3.3. Исполнение обязательства за счет должника. 31
3.4.Последствия неисполнения обязательства передать 32
индивидуально-определенную вещь (ст. 398 ГК РФ). 32
3.5. Убытки и неустойка (ст. 394 ГКРФ). 33
3.6. Убытки и проценты за неправомерное пользование чужими 34
денежными средствами. 34
3.7. Последствия просрочки должника и кредитора. 35
3.8. Ограничение размера ответственности. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
5) ответственность
за вред, причиненный гражданином,
признанным недееспособным, опекуна
или организации, обязанной
6) ответственность
индоссантов и иных лиц,
Не следует смешивать с ответственностью за вину третьих лиц случаи ответственности за собственные правонарушения, вызванные действиями третьих лиц. Так например, поставщик некомплектной продукции отвечает перед ее покупателем за собственное правонарушение - поставку "некомплекта", а вовсе не за действия собственного контрагента-субпоставщика, не снабдившего его вовремя необходимыми комплектующими. Банк, превысивший сроки безналичных расчетов, отвечает перед своим клиентом за собственную вину, а вовсе не за вину банка-контрагента, задержавшего выполнение или отсылку авизо.
Недостаток предшествующего подхода к определению вины видится еще и в том, что в соответствии с ним под виной предлагалось понимать характеристику совершенно иного явления - добросовестности . Несмотря на кажущуюся отдаленность друг от друга этих понятий в действительности они представляют собой оборотные стороны одного и того же явления - противоправной деятельности человека.
Понимая противоправность как нарушение чьих-либо субъективных прав, свобод или охраняемых законом интересов, можно предположить, что ни одно разумное лицо не станет злоумышлять совершения противоправного деяния ради самого деяния или ради его непосредственного результата - умаления прав третьего. Обычно умышленные противоправные посягательства имеют целью не столько уменьшение благосостояния потерпевшего, сколько собственное обогащение причинителя. При этом причиной вреда может оказаться даже совершение внешне законного и вполне допустимого деяния, которое нельзя считать противоправным с точки зрения норм закона (объективного права). Когда лицо ворует вексель со стола векселедателя - вопроса о его недобросовестности не возникает вообще, ибо совершенное им деяние объективно противоправно. А вот когда лицо приобретает вексель, будучи информированным о том, что вексель был украден первым приобретателем у его составителя, внешне все выглядит вполне законно: договоренность, индоссамент, передача векселя. Ни об объективной противоправности, ни о вине здесь речи быть не может, между тем, как вред, причиненный должнику по векселю, налицо. Обязан ли его причинитель возмещать этот вред и если обязан - то на каком основании ? Таких оснований также, как и в общем правиле, четыре, с той лишь разницей, что место последнего (вины) занимает недобросовестность. Недобросовестным можно назвать лицо, которое действовало с умыслом на собственное обогащение и ради достижения этой цели прямо препятствовало осуществлению прав третьих лиц или допускало такое препятствование. Доказать недобросовестность - значит доказать умысел на обогащение за чужой счет путем совершения деяний, противоправных как с точки зрения норм объективного права, так и с позиции конкретных субъектов.
В случае обязательств из нарушения договоров и из делкитов вопроса о доказании недобросовестности не может возникнуть, поскольку нарушитель договора (деленквент) автоматически считается виновным в правонарушении, а значит - и недобросовестным. Поэтому категория "недобросовестность" на практике применяется только по отношению к участнику действий внешне (с позиции закона) непротивоправных, но результатом которых становится обогащение за счет потерпевшего. Можно сказать, что недобросовестность - это умышленная вина в нарушении субъективных прав.
Наоборот,
неосторожные противоправные
Ответственность в форме возмещения убытков подчинена принципу полного возмещения имущественного вреда (п. 1 ст. 15 ГК РФ). В соответствии с ним возмещению подлежат все убытки в форме реального ущерба и упущенной выгоды, причинно связанные с правонарушением. Эта санкция относится к числу законных. Даже если в договоре не предусмотрено право потерпевшего лица взыскать убытки, они подлежат возмещению, кроме случаев, когда договором или законом ответственность прямо ограничивается взысканием, например, исключительной или альтернативной неустойки. Анализируемая форма ответственности является наиболее общей, используемой при нарушении прав субъектов в любой сфере. Расчет подлежащих возмещению убытков осуществляется по следующим правилам (ст. 393 ГК РФ).
За основу расчетов берутся:
а) для определенных видов вещей (товаров, продукции), услуг, работ - цены, установленные в конкретных нормативных актах и действующие в месте исполнения обязательства, на день добровольного удовлетворения требований кредитора, а при принудительном взыскании - на день предъявления иска в суд;
б) договорные цены, установленные сторонами в соглашении и действующие на день добровольного исполнения обязательства либо на день предъявления иска, если иное не предусмотрено законом (иным нормативным актом) или договором;
в) рыночные цены на товары (продукцию), услуги, работы, действующие в том месте, где надлежало исполнить обязательство, на день добровольного исполнения или на день предъявления иска.
Днем добровольного исполнения обязательства считается дата фактического исполнения, а не день, определенный по условиям обязательства. Следует иметь в виду, что нормы п. 3 ст. 393 ГК РФ являются диспозитивными, т. е. стороны могут определить иной порядок подсчета убытков.
Пункт 3 ст. 393 ГК РФ дает право суду, исходя из обстоятельств дела, удовлетворить требования кредитора в размере убытков, подсчитанных исходя из цен, существующих в день вынесения решения.
В силу п. 4 ст. 393 ГК РФ, кроме того, при подсчете убытков учитываются расходы кредитора, связанные с принимаемыми им мерами и приготовлениями для получения выгоды, которая была упущена в связи с нарушением обязанностей должником. Подобные расходы, безусловно, должны быть возмещены в рамках реального ущерба. Нарушение обязательбтва является косвенной причиной такого вреда; им создается ситуация, при которой предпринятые приготовления и связанные с ними расходы оказались бесполезными.
Упущенная выгода определяется исходя из тех же цен, что и реальный ущерб. В данном случае также могут приниматься в расчет наряду с ценами, фиксированными законом или договором, рыночные цены. При этом нормой абз. 2 п. 2 ст. 15 ГК РФ кредитору дается право соизмерить упущенную выгоду с доходом, который получил должник в связи с тем, что нарушил право кредитора. Кредитор может требовать возмещения упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы должника. Следует иметь в виду, что доходы последнего должны быть причинно связаны с совершенным им правонарушением. Вместе с тем кредитор не обязан ориентироваться на доходы должника. Это лишь его право.
Имущественный вред во внедоговорной сфере, если он не возмещается в натуре, также измеряется в убытках по правилам ст. 15 и 393 ГК РФ. Несколько более сложные расчеты применяются при определении утраченного заработка (доходов) в случае причинения вреда здоровью гражданина или вреда, связанного со смертью потерпевшего. В первом случае размер возмещения зависит от среднего месячного заработка (доходов) потерпевшего, степени утраты трудоспособности, а иногда - от его грубой неосторожности. Во втором случае принимается в расчет, кроме среднемесячного заработка умершего, количество иждивенцев, как имеющих право на возмещение вреда, возникшего в связи со смертью кормильца, так и не имеющих этого права.
Будучи общей мерой ответственности, возмещение убытков сочетается с иными правовыми последствиями правонарушения.
Это общее правило закреплено в диспозитивной норме п. 1 ст. 396 ГК РФ и применяется, поскольку иное не установлено договором или законом. Возмещение убытков и уплата неустойки, по общему правилу, не исключают исполнения обязательства в натуре.
Следует иметь в виду, что подобная обязанность возникает только в случае ненадлежащего исполнения обязательства, т. е. когда должник исполнил его, но либо ненадлежащему субъекту, либо некачественно, либо .с иным нарушением. Если должник вообще не исполнил обязательства, понудить его к этому, по общему правилу, нельзя, если он возместит убытки и уплатит неустойку. Но и это правило закреплено в диспозитивной норме п. 2 ст. 396 ГК РФ и действует постольку, поскольку иное не предусмотрено законом или договором.
Нарушение должником обязательств по исполнению работ, предоставлению услуг, по изготовлению и передаче вещи в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) или по передаче вещи в пользование дает кредитору право, наряду с возмещением убытков, передать исполнение обязательства третьему лицу либо исполнить его собственными силами. На должника возлагается обязанность по возмещению необходимых расходов, которые в таких случаях несет кредитор. Под необходимыми расходами понимается реальный ущерб кредитора, исчисленный из расчета разумных цен, т. е. не превышающих рыночных, по обыкновению взимаемых при срочном исполнении подобных обязательств, либо, если это аренда (имущественный наем) вещи, - в размере арендной платы из расчета рыночных ставок, существующих в месте исполнения обязательства. В необходимые расходы входят иные издержки, связанные с исполнением обязательства.
Требование закона о передаче исполнения третьему лицу или о выполнении обязательства своими силами в разумный срок является одним из критериев оценки расходов как необходимых. Затягивание сроков может существенно увеличить издержки на выполнение работ или на арендную плату. Связанные с такой задержкой расходы взысканию не подлежат.
Все расходы, которые понес кредитор в подобных ситуациях, взыскиваются сверх тех убытков, которые возникли в связи с нарушением обязательства.
Основным последствием
непередачи кредитору индивидуально-
Кредитору также предоставлено право отказаться от вещи и потребовать возмещения убытков в качестве отступного.
Взыскание неустойки - гражданско-правовая мера ответственности и способ обеспечения основного обязательства. Неустойка также может служить формой отступного (ст. 409 ГК РФ).
В качестве меры ответственности неустойка, по общему правилу, используется как реакция на правонарушение договорного обязательства.
Размер неустойки зависит
от стоимости нарушенного
Избрание сторонами в качестве меры ответственности неустойки не исключает возмещения убытков. В связи с этим в ст. 394 ГК РФ предусматривается различное соотношение этих двух мер при возложении ответственности на должника.
По общему правилу п. 1 ст. 394 ГК РФ, в договорных обязательствах используется зачетная неустойка. Это значит, что убытки, если они возникли, подлежат взысканию лишь в сумме, не покрытой неустойкой.
В законе или договоре может устанавливаться штрафная неустойка, т. е. в полном размере взыскиваются и неустойка, и убытки.
Законом и договором может устанавливаться также исключительная неустойка, при которой убытки возмещению не подлежат, или альтернативная, где кредитору предоставляется право реализовать только одну меру: либо неустойку, либо убытки.
Согласно ст. 395 ГК РФ к мерам штрафной ответственности приравнены проценты, уплачиваемые должником за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Основанием для возложения на должника ответственности по ст. 395 ГК РФ является нарушение денежного обязательства в виде:
1) неосновательного удержания чужих денежных сумм;
2) уклонения или просрочки их возврата;
3) неосновательного обогащения.
Размер ответственности за нарушение денежного обязательства может быть установлен сторонами в договоре либо в специальном законе. Однако, если в договоре или законе особые меры не установлены, применяются правила ст. 395 ГК РФ.
Размер ответственности в таких случаях определяется учетной ставкой банковского процента, существующей в месте жительства кредитора (в месте нахождения кредитора - юридического лица) на день фактического добровольного исполнения денежного обязательства либо на день фактического исполнения решения суда (при'принудительном взыскании долга). Суду предоставлено право также удовлетворить требования кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или вынесения решения. В этом случае суд в решении конкретизирует процентную ставку, из расчета которой определяется долг. Например, суд взыскал долг из расчета учетной банковской ставки процента на день предъявления иска, а она составила 50% годовых. Если фактическое исполнение произойдет через месяц после предъявления иска, судебный пристав исчисляет сумму долга исходя из этого процента, даже если на момент исполнения ставка повысится либо понизится.