Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 13:38, реферат
Гражданское право регулирует общественные отношения, в которые постоянно вступают между собой граждане и организации. Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами. Одним из разделов гражданского права является изучение сделок.
Данная тема является актуальной в связи с тем, что сделки играют большую роль в хозяйственной жизни. Сделки играют огромную роль в гражданском праве
В подобных случаях закон предусматривает защиту распорядительной самостоятельности или свободы воли путем предоставления указанным в законе лицам права на оспаривание сделки. Следовательно, распорядительная свобода и является объектом защиты со стороны положений закона об оспаривании сделок.
Ничтожность (абсолютная недействительность) сделки означает, что действие, совершенное в виде сделки, не порождает и не может породить желаемые для ее участников правовые последствия в силу несоответствия закону. Скупка краденого, покупка ценной вещи у недееспособного не могут породить права собственности у приобретателя; нотариально не удостоверенный залог недвижимости не может породить прав залогодержателя и т. п. Ничтожная сделка, являясь неправомерным действием, порождает лишь те последствия, которые предусмотрены законом на этот случай в качестве реакции на правонарушение. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (п. 1 ст. 166 ГК).
Общее правило о ничтожности сделок формулируется следующим образом. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК). Наличие в законе данного общего правила объективно необходимо. Несмотря на то, что законодатель всегда стремится наиболее полным образом описать конкретные виды (составы) ничтожных сделок, он объективно не может предусмотреть все их виды и возможные случаи совершения ничтожных сделок. Поэтому прямая ссылка на вышеприведенное общее правило, закрепленное в ст. 168 ГК, должна иметь место только в тех случаях, когда для признания недействительной сделки ничтожной не установлены специальные основания.
Противоправность абсолютного большинства действий, совершенных в виде ничтожных сделок, весьма очевидна, как, например, в случае совершения сделки с гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства. Поэтому функции суда в таких случаях сводятся к применению предусмотренных законом последствий, связанных с недействительностью сделок. Вместе с тем противоправность действий, совершенных в виде ничтожных сделок, может быть неочевидной в силу различных причин: противоречивость законодательства, сложный, запутанный характер фактических отношений участников сделки, возможность неоднозначного толкования законоположений в силу их неопределенности и т. п. Например, во всех случаях ничтожна сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку,-- так называемая притворная сделка (ст. 170 ГК). Но порой доказать притворный характер сделки весьма трудно. Так, близкие родственники по предварительному сговору могут действием, совершенным в форме договора дарения, прикрыть фактическую куплю-продажу части дома, находящегося в общей долевой собственности, с целью обхода права преимущественной покупки, принадлежащего сособственнику, с которым продавец (якобы даритель) находится в неприязненных отношениях. В подобных случаях неизбежна необходимость установления судом ничтожности сделки по правилам искового производства. Иначе говоря, в суде может быть возбужден спор, предметом которого является самостоятельное требование о признании сделки ничтожной.
3.2 Виды ничтожных сделок
Гражданский Кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды ничтожных сделок в зависимости от оснований их недействительности:
а) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК);
б) сделка, совершенная с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169ТК);
в) мнимая и притворная сделка (ст. 170 ГК);
г) сделка, совершенная лицом, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (ст. 171 ГК);
д) сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (ст. 172 ГК);
Сделки, совершенные лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, ничтожны потому, что у таких лиц отсутствует способность к самостоятельной, целенаправленной деятельности и оценке ее последствий. Ничтожными являются все сделки, совершенные такими гражданами, включая мелкие бытовые. Если на момент совершения сделки гражданин, страдающий психическими расстройствами, не был признан судом недееспособным, но не мог понимать значения действий или руководить ими, то такая сделка может быть признана недействительной по иску его опекуна (п. 2 ст. 177).
В интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, совершенная им сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина (п. 2 ст. 171 ГК). Например, недееспособным лицом была совершена сделка по покупке квартиры. Вследствие изменения ситуации на рынке сделка теряет экономическую привлекательность для продавца, и он "вспоминает" о ее ничтожности и требует возврата квартиры. В этом случае опекун недееспособного лица может в противовес требованиям продавца предъявить иск о признании сделки по покупке квартиры действительной как совершенной к выгоде опекаемого им гражданина.
Сделки, совершенные несовершеннолетними, не достигшими четырнадцати лет, по общему правилу ничтожны потому, что такие несовершеннолетние дети не способны в полной мере самостоятельно, целенаправленно оценивать свои действия и их последствия. Поэтому в любом случае ничтожны сделки, совершенные самостоятельно малолетними, не достигшими шести лет. Все сделки за малолетних, не достигших шести лет, могут совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет могут совершать:
а) мелкие бытовые сделки;
б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
в) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК).
Иные сделки, совершенные малолетним в возрасте от шести до четырнадцати лет самостоятельно от своего имени, абсолютно недействительны (ничтожны). В интересах малолетнего совершенная им сделка может быть по требованию его родителей, усыновителей или опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде малолетнего (п. 2 ст. 172 ГК).
Несоблюдения простой письменной формы сделки определяются ст. 162 ГК. По общему правилу (п. 1 ст. 162 ГК) несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Лишь в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (п. 2 ст. 162 ГК). Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки всегда влечет ее недействительность (п. 3 ст. 163 ГК).
Несоблюдения нотариальной формы сделки и требования о ее регистрации установлены в ст. 165 ГК. Согласно п. 1 ст. 165 ГК несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, -- требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется (п. 2 ст. 165 ГК). Для применения правил п. 2 ст. 165 ГК о признании сделки действительной необходимо наличие двух условий: начало исполнение сделки одной из сторон; уклонение другой из сторон от нотариального удостоверения сделки.
Если сделка, требующая государственной
регистрации, совершена в надлежащей форме,
но одна из сторон уклоняется от ее регистрации,
суд вправе по требованию другой стороны вынести решение
о регистрации сделки. В этом случае сделка
регистрируется в соответствии с решением
суда (п. 3 ст. 165 ГК). Условиями применения
правил п. 3 ст. 165 ГК являются: совершение
сделки в надлежащей форме, что обуславливает ее
пригодность для государственной
Также существуют специальные основания ничтожности сделок, которые закреплены в различных нормах гражданского законодательства. Ничтожны сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности гражданина (п. 3 ст. 22 ГК). Сделки подобного рода могут совершаться и быть действительными только в случаях, предусмотренных законом. В качестве сделки, направленной на ограничение правоспособности ее участников, но допускаемой законом, можно назвать сделку, в соответствии с которой член семьи собственника жилого дома, квартиры отказывается при вселении от права пользования помещениями в доме, квартире наравне с собственником (ст. 127 Жилищного кодекса).
Ничтожность сделок, направленных на ограничение правоспособности и дееспособности граждан, вытекает из того, что правоспособность и дееспособность гражданина - это неотъемлемые социально-правовые свойства личности, отражающие основы правового положения личности в обществе. Поэтому сделки, направленные на ограничение правоспособности и дееспособности граждан, в известной мере посягают на основы правопорядка в государстве.
Ничтожны сделки, совершенные опекуном без предварительного согласия органов опеки и попечительства, если они могут повлечь отчуждение, в том числе обмен или дарение имущества подопечного, сдачу его внаем (аренду), безвозмездное пользование или залог; отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выделение из него долей, а также уменьшение имущества подопечного. Аналогичные сделки также ничтожны, если попечитель дал согласие на их совершение без предварительного разрешения органов опеки и попечительства (п. 2 ст. 37 ГК). Ничтожны сделки опекунов и попечителей с подопечными, за исключением передачи имущества в дар или безвозмездное пользование (п. 3 ст. 37 ГК).
Ничтожны сделки, влекущие отказ от права или ограничение права участника полного товарищества знакомиться со всей документацией (п. 3 ст. 71 ГК); сделки между участниками полного товарищества об ограничении или устранении их ответственности по обязательствам товарищества (п. 3 ст. 75 ГК); сделки между участниками полного товарищества об отказе от права выйти из товарищества (п. 2 ст. 77 ГК).
В новейшей истории гражданского права недействительными сделками, можно сказать, пестрит как государственная, так и особенно частная экономика. Конечно, многие недействительные сделки совершались партнерами в результате слабых навыков правовой работы и неумения заключить нормальный договор, который был бы основан на законе, не противоречил ему и отражал все необходимые для данного вида правоотношений атрибуты: потом это неумение сказывалось, переходило в целую череду невыполнимых обязательств, споров, конфликтов и т. д. Однако большинство недействительных сделок были недействительными в силу того, что они такими планировались еще задолго до их совершения одной или сразу двумя сторонами.
В Гражданском Кодексе РФ есть специальная норма: недействительные сделки, совершенные под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ). Эта норма предусматривает множество способов недействительности сделки в зависимости от недобросовестного умысла на ее соглашение. Однако на самом деле обман, злоупотребление доверием, злонамеренные соглашения или иные злонамеренные цели могут быть источниками и составными частями и других недействительных сделок. Всего, как известно, в главе 9 (параграф 2) Гражданского Кодекса РФ упоминается 11 статей, посвященных разновидностям недействительных сделок (ст. ст. 168 – 173; 174 – 179). Не все диспозиции этих статей в своем содержании предусматривают наличие обмана, злокозненности партнеров и пр.
Вопрос о соотношении обмана и недействительности сделок до настоящего времени в гражданском праве надлежащим образом не проработан. Однако такое положение дел нисколько не должно снижать ответственности и бдительности партнеров в текущей договорной работе.
Есть ли, нет ли каких-либо предостережений на сей счет, но стороны при заключении любой, даже самой простейшей сделки должны очень внимательно и серьезно относиться к её подготовке, выработке необходимых условий, подписанию соответствующего договора. Это предостережет их от неприятностей в будущем, от обманов и невыполнения договорных условий партнерами, от затяжных споров и судебных провесов, а затем безуспешного «выбивания» долга от недобросовестного участника сделки. Удастся распознать обман в намерениях партнера – значит на семьдесят, а то и на все сто процентов удастся предотвратить недействительную сделку.
1.Правовые акты
1.Конституция Российской Федерации. – М., 2011.- 48 с.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 2011.- 264 с.
См.: Комментарий к ГК РФ. Часть 1. Под ред. Науменко С.В.- М.: Изд-во Эксмо, 2011.-485 с.
2.Научная литература
1.Гражданское право: В 2 т. Т. 1. Отв. ред. Суханов Е. А. – М.: Изд – во БЕК, 2009. – 704 с.
Постановление Пленума ВАС от 14 мая 1998г. «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок».
2.Понятие крупной сделки и порядок ее совершения (ст. 78 — 79 Закона об акционерных обществах).
3.Сделки: понятие, виды и форма. Правовые нормы о предпринимательстве. Бюллетень. Выпуск 2. АО «Центр деловой информации», Москва, 2009. – 298 с.