Наследование по закону в российском гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - на основе анализа и поиска проблем правового регулирования наследования по закону в российском гражданском праве, сформулировать предложения по совершенствованию законодательства.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
проанализировать понятие и правовое регулирование наследования по закону;
проанализировать правовое регулирование наследования в порядке очередности;
выявить проблемы в наследовании вымороченного имущества;
рассмотреть право супругов при наследовании по закону;
проанализировать право иждивенцев при наследовании по закону.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения наследования по закону в Российском гражданском праве
1.1 Понятие и правовое регулирование наследования по закону
1.2 Наследование в порядке очередности
Глава 2. Особенности наследования по закону
2.1 Право супругов при наследовании по закону
2.2 Право иждивенцев при наследовании по закону
Заключение
Список использованных источников и литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

наследство.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что  имущество каждого из супругов, приобретенное  ими до брака или полученное по безвозмездным сделкам, может быть признано их общей совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества либо труда каждого из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция и т.п.). Так, возможна выдача, к примеру, свидетельства о праве собственности на жилой дом, приобретенный одним из супругов до брака, но в период брака капитально отремонтированный, если нотариусу будут представлены соответствующие доказательства этого документального характера. Таким доказательством, в частности, может являться акт о приемке дома, законченного строительством, в эксплуатацию. В отношении автомототранспортного средства подобным доказательством может быть замена дорогостоящих агрегатов. Стоит отметить, что понятие значительного увеличения стоимости имущества является чисто оценочным, поэтому нотариус далеко не всегда в состоянии установить это обстоятельство. В случае недостаточности доказательств для оценки увеличения стоимости имущества пережившему супругу следует решить этот вопрос в судебном порядке.

Нельзя выдать свидетельство  о праве собственности на имущество, хотя бы и приобретенное в период брака на совместные средства супругов, но в отношении которого супругами  был заключен брачный договор, изменивший правовой режим этого имущества и установивший режим, отличный от режима общей совместной собственности.

Не может быть выдано свидетельство о праве собственности  на денежные суммы специального целевого назначения (например, на суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья или иного повреждения здоровья, на суммы взысканного морального вреда и др.), на суммы, выплачиваемые по договорам личного страхования, на личные имущественные и неимущественные права.

 

2.2 Право иждивенцев при наследовании  по закону

 

Впервые институт обеспечения  нуждающихся нетрудоспособных лиц  за счет имущества, принадлежавшего  умершему, появился в отечественном  праве с принятием Декрета 1918 г. "Об отмене наследования". Причина этому заключалась в намерении законодателя недвусмысленно заменить наследственное право правилами всеобщего социального обеспечения, до введения которого и устанавливались правила о "предоставлении содержания" и о передаче ближайшим родственникам умершего собственника его имущества "в непосредственное управление и распоряжение".

В соответствии со ст.418 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. к числу наследников  по закону были отнесены прямые нисходящие (дети, внуки и правнуки) и переживший супруг умершего, а также "нетрудоспособные и неимущие лица, фактически находившиеся на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти". При расширении в 1945 г. круга законных наследников (за счет родителей, братьев и сестер наследодателя) и введении очередности признания их к наследованию в первую очередь наследников были включены "нетрудоспособные, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти" (ч.1 ст.418 ГК РСФСР 1922 г. в ред. 1945 г.). Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.  (ч.3 ст.532)  к числу наследников по закону отнес "нетрудоспособных лиц, состоявших на иждивении умершего не менее одного года до его смерти", установив, что "при наличии других наследников они наследуют наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию".

В литературе указанный  порядок наследования нетрудоспособных иждивенцев определялся как наследование "скользящей", или "плавающей", очереди.

В первом случае иждивенцы, не входящие в ту очередь, которая  призывается к наследованию, должны отвечать тем же условиям, что в ГК РСФСР 1964 г., т.е. быть нетрудоспособными ко дню открытия наследства и находиться на иждивении наследодателя не менее года до его смерти (п.1 ст.1148 ГК РФ). Во втором случае иждивенцы, не входящие ни в одну из установленных законом семи очередей, для призвания к наследованию должны помимо нетрудоспособности и нахождения на иждивении наследодателя в течение года еще и проживать совместно с наследодателем (п.2 ст.1148 ГК РФ).

Следовательно, даже при  отсутствии каких-либо иных законных наследников иждивенец, не проживавший с наследодателем в течение года до открытия наследства, не сможет претендовать на наследственное имущество, которое станет выморочным.

В обоих случаях нетрудоспособные иждивенцы наследуют "вместе и  наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию" (п.1 и 2 ст.1148 ГК РФ). Причем во втором случае при отсутствии других наследников по закону нетрудоспособные иждивенцы наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди (п.3 ст.1148 ГК РФ).

Характеризуя порядок  наследования нетрудоспособными иждивенцами, нельзя обойти вниманием несколько  важных обстоятельств.

Прежде всего, как справедливо  замечает Б.Л. Хаскельберг, одним из негативных практических последствий  действия ст.1148 ГК может стать конкуренция наследственных прав отдаленных родственников, ничего не знавших о наследодателе, и лиц, хотя бы и чужих ему по крови, но не только близко знавших наследодателя, но и получавших от него содержание по крайней мере в течение года.

В связи с этим укажем, что не нуждается в дополнительном доказывании тот факт, что ГК РФ при конструировании круга законных наследников безоговорочный приоритет отдает кровному родству: родственники до пятой степени родства включительно наследуют, несмотря ни на какие дополнительные признаки, будь то знакомство, проживание, нетрудоспособность и иждивение. Относящиеся к этим родственникам нетрудоспособные иждивенцы получают наследственные права преимущественно даже перед более близкими родственниками. Зато не входящие в число наследников первой - седьмой очередей нетрудоспособные иждивенцы получают право наследования только при условии совместного проживания.

Логичным представляется допущение, чтобы наследственные права  нетрудоспособных иждивенцев второй группы, т.е. не относящихся к числу кровных родственников наследодателя в достаточных для наследования степенях, дифференцировались в зависимости от того, с кровными родственниками какой степени они призываются к наследованию и делят поровну наследственное имущество наследодателя. Как указывает О.Ю. Шилохвост, при наличии наследников первой - третьей очередей наследственные права нетрудоспособных иждивенцев второй группы вполне разумно и справедливо оговорить теми условиями, которые содержатся сегодня в п.2 ст.1148 ГК РФ, т.е. в том числе и совместным проживанием. Что касается наследования нетрудоспособных иждивенцев наравне с наследниками четвертой - седьмой очередей, то, по мнению исследователя, не следовало бы оговаривать его совместным проживанием или требовать этого проживания непременно в течение года. Наконец, наследование нетрудоспособных иждивенцев в качестве восьмой очереди (т.е. при отсутствии предшествующих семи очередей), возможно, вообще не следует связывать с совместным проживанием, считая достаточным признаком предполагаемой воли наследодателя содержание их не менее года до открытия наследства. При таком подходе, возможно, удалось бы обеспечить более справедливое и разумное соотношение наследственных прав кровных родственников и посторонних лиц, получавших при жизни наследодателя помощь, составлявшую постоянный и основной источник их существования.  В противном случае может оказаться, что имущество отойдет согласно ст.1151 ГК публичным образованиям в качестве выморочного даже при наличии лиц, которых наследодатель длительное время содержал, выразив тем самым волю на призвание их к наследованию. В отсутствие более близких наследников нет оснований для применения дополнительного критерия в виде совместного проживания, к которому закон прибегает для ограждения прав кровных родственников от притязаний совершенно посторонних лиц.

Представляется, что для  признания к наследованию нетрудоспособный иждивенец, не входящий в число наследников  первой - седьмой очередей, должен по меньшей мере в течение года до открытия наследства не только находиться на иждивении наследодателя, но и проживать совместно с ним. В пользу данного утверждения могут свидетельствовать следующие соображения.

Условие о совместном проживании характеризует не столько  имущественное положение нетрудоспособного иждивенца, сколько отношение к этому иждивенцу со стороны наследодателя, который считал соответствующего иждивенца настолько близким, что допустил его проживание рядом с собой. Именно эти обстоятельства позволяют разумно предположить намерение наследодателя обеспечить иждивенца и на случай своей смерти, что является основанием для выполнения воли наследодателя и призвания иждивенцев к наследованию в качестве наследников по закону. С этой точки зрения никакое временное, непродолжительное или кратковременное проживание иждивенца у наследодателя (например, во время болезни последнего, его командировки в другой город и т.п.) не свидетельствует о близости отношений, точнее, не дает оснований для разумного предположения о том, что наследодатель желал бы обеспечить и того иждивенца, который приехал к нему незадолго до открытия наследства или проживал у наследодателя в силу каких-то иных случайных или иных временных обстоятельств. Только продолжительное и постоянное совместное проживание дает основание для восполнения воли наследодателя в том смысле, что он захотел бы оставить наследство и иждивенцу, будь у него возможность или желание выразить свою волю путем составления завещания. Поэтому продолжительность проживания следует рассматривать как неотъемлемую составную часть условия о совместном проживании, отсутствие которой должно означать неисполнение требования закона о совместном проживании и, следовательно, отказ в наделении соответствующего иждивенца наследственными правами.

Говоря о тех сложностях, которые сопутствуют практическому применению положений ст.1148 ГК РФ, следует отметить и такой факт, как отсутствие легальных определений тех понятий, которые составляют "сердцевину" правил, закрепленных в данной статье.

В частности, в законе не решен вопрос о понятии совместного проживания, или, говоря другими словами, не перечислены обстоятельства, которые при необходимости доказывания факта проживания должны быть представлены в его подтверждение. В литературе по этому вопросу высказаны две точки зрения. Первую отстаивает А.Л. Маковский, полагая, что совместное проживание не связано с выполнением каких-либо формальностей по регистрации по месту постоянного или временного проживания. Для призвания нетрудоспособного иждивенца к наследованию достаточно фактического его проживания в одном жилом помещении с наследодателем. Вторая точка зрения принадлежит М.Л. Шелютто, указывающей, что факт совместного проживания иждивенца с наследодателем в течение года должен доказываться документами об их регистрации на протяжении этого срока по одному месту жительства. Приходится констатировать отсутствие четкой позиции по данному вопросу и в судебной практике.

Безусловно, требует разъяснения  высшими судебными инстанциями  вопрос о том, как следует поступать  правоприменителю в тех случаях, когда были предприняты все необходимые для надлежащего оформления проживания шаги, но соответствующая процедура не была завершена по независящим от наследодателя или иждивенца причинам. В этом случае установленное п.2 ст.1148 ГК РФ можно было бы считать выполненным, так как имеются бесспорные доказательства не только намерения наследодателя дать иждивенцу временное пристанище, но и проживать совместно с ним с соблюдением всех необходимых для этого формальностей.

Неясно также, как следует  толковать понятия нетрудоспособности и иждивения: допустимо ли в таких случаях применять по аналогии нормы законодательства о социальном обеспечении или нет? Отмеченные проблемы, по нашему мнению, требуют оперативной реакции законодателя.

 

Заключение

 

Основой конституционной свободы наследования является юридически обеспеченная возможность наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти. Этим, однако, содержание права наследования, гарантированного ст.35 Конституции РФ, не исчерпывается. Оно включает в себя и управомоченность наследников на получение наследственной массы. Реализация права наследования призвана обеспечить решение таких общесоциальных задач, как преемственность в правах за теми лицами, которые были наиболее близки наследодателю, защита интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи наследодателя, а также прав его кредиторов и предотвращение бесхозяйности имущества.

Наследование по закону происходит, когда нет завещания  или когда завещана только часть  имущества. Конечно же, "наследование по закону" - термин достаточно условный, так как наследование по завещанию и по закону осуществляется в соответствии с федеральным законом (разд. V части третьей ГК РФ). Следует иметь в виду, что наследниками по закону могут быть граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети наследодателя, родившиеся после его смерти.

Расширение круга наследников  по закону является, несомненно, прогрессивным  шагом на пути совершенствования  наследственных правоотношений, поскольку  ГК РСФСР 1964 г. не в полной мере обеспечивал права и законные интересы граждан. Возможность сокращения случаев призвания государства к наследованию при наличии родственников наследодателя в значительной степени способствует становлению гражданского общества в нашей стране, а также укреплению и развитию основных начал гражданского законодательства.

Наследственное имущество  делится поровну между наследниками призываемой очереди. Исключением  из этого правила является наследование по праву представления.

Информация о работе Наследование по закону в российском гражданском праве