Мусульманская правовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

Каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику для обществ с весьма различными структурами, правилами и вероисповеданиями. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Эти черты бывают очень значительными. Но также следует заметить, что отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное влияние, имеющее как политическое, так и экономический характер.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика источников мусульманского права 5
2. Основные направления и школы мусульманского права 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

6. мусульманская правовая система-нгту-83560.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)


Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику для обществ с весьма различными структурами, правилами и вероисповеданиями.  Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Эти черты бывают очень значительными. Но  также следует заметить, что  отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное  влияние, имеющее как политическое, так и экономический характер.

Так как правовые системы  отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

Интерес к мировым  системам права в наше время растет в связи с необходимостью решения  многих теоретических и практических юридических проблем о мере конкретной правовой нормы, о кодификации и систематизации права, о роли судебной практики и законодательства в развитии права.

Дальнейшее  развитие и совершенствование правовой системы имеет решающее значение для государственного строительства, экономического, социального и культурного развития России. Для решения этой задачи имеет важное значение анализ существующих мировых правовых систем, изучение исторического опыта их формирования, рассмотрение их базовых принципов.

Предметом настоящего исследования является одна из мировых правовых систем – теологическая (мусульманское право), ее становление, развитие и основные черты.

В последние годы ученые-специалисты  все чаще обращаются к изучению мусульманского права (шариата). Интерес к этой проблематике представляется вполне закономерным, если учесть глубокое влияние, которое оказало мусульманское право на историю государства и права целого ряда стран Зарубежного Востока. В современных условиях при регулировании многих важных сфер общественных отношении традиционное мусульманское право вытеснено вновь принятым законодательством. Однако новое  законодательство нередко воспринимает прежние институты, а определенные сферы жизни (семейное, наследственное право и др.) в ряде стран им не регулируются, оставаясь объектом действия традиционного мусульманского права. После того, как в последнее время в правовых системах ряда стран (особенно в Иране, Ливии, Пакистане) позиции мусульманского нрава резко усилились, возросла его роль в политической и идеологической жизни данной группы стран в целом. Иногда по средневековым канонам шариата пытаются перестроить весь образ жизни людей, всю совокупность общественных отношений. В этих условиях особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии стран Востока, а это, в свою очередь, предполагает обращение к его теоретическим основам, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство. Однако все эти проблемы остаются недостаточно разработанными в российской  юридической литературе, поскольку имеющиеся отдельные исследования носят фрагментарный характер и не затрагивают многих важных проблем мусульманского правя.

В рамках данной работы, естественно, не все аспекты теории и современной практики мусульманского права могли быть затронуты в равной степени. Поэтому цель работы - раскрытие теоретических основ мусульманского права как нормативной системы и основных направлений его доктринальной разработки.

1. Характеристика источников мусульманского права

 

Существенными особенностями  характеризуется мусульманскую  концепция источников права. Эта  концепция видит источник права  в воле Аллаха, которому принадлежит  неограниченный суверенитет. Нормы, создаваемые  Аллахом, становятся известными людям посредством божественного откровения через его пророка Мухаммеда. Эти нормы изложены в заповедях пророка в Коране содержатся в поступках и даже молчании Мухаммеда, из которых следует выводить общее правило. В связи с таким подходом мусульманская теория права, как и любая теологическая теория, исключает постановку вопроса о материальных условиях жизни общества, обуславливающих те или иные правовые нормы.

С точки зрения мусульманской  концепции права, найти источник права, правовую норму, пригодную для решения того или иного дела значит вскрыть повеление бога по данному случаю, которое нужно извлечь из священных книг. Это делают мусульманские законоведы, одновременно являющиеся теологами.

Сказанное вовсе не означает, что с точки зрения мусульманской  концепции права все нормы уже созданы богом или что Коран включает все позитивное право и не может быть других правовых актов. Такое представление было бы крайним упрощением мусульманской концепции источников права. Законы могут создаваться и людьми, однако они (например, парламент) могут принять отнюдь не любые акты, издание которых ограничено рамками фундаментализма, т.е. принципиальных положении ислама, содержащихся в Коране и сунне. С основными нормами Корана и сунны люди ничего сделать не могут, изменять их они не вправе. Таким образом, у народа, с точки зрения мусульманской концепции существует лишь ограниченный суверенитет в пределах фундаментализма. Но и в этих пределах люди создают законы не сами по себе они - только исполнители воли Аллаха, который  через них обнаруживает свою волю. Их задача — лишь облечь полю Аллаха в нормы, статьи, главы. Таким образом, в мусульманской концепции роль человека в создании правовых  норм крайне принижена.

Своеобразен и подход мусульманской доктрины к пониманию  источника права в формальном смысле. Теоретически здесь признается по существу лишь один вид источников — священные тексты Корана и сунны, на основе которых, как указано выше были сформулированы юридические правила поведения. Но это –источники особого рода, так как Коран не может быть предметом судебного анализа как обычный источник права. Поэтому на практике применяются другие источники права.

Коран,  который в  отличие от любой конституции  рассматривается как вечный и  неизменяемый документ, содержит, как  отмечалось, мало стихов юридического характера. Но, поскольку религиозные и нравственные предписания ислама тесным образом связны с правом, остальные стихи тоже могут быть использованы в качестве источника, из которого «извлекается» право.

В отличие от Корана, где даже такие основные институты ислама как молитва и закят (налог с имущества состоятельных мусульман в пользу нуждающихся), изложены без деталей, в сунне,   которая состоит из многих тысяч хадисов, зачастую противоречащих друг другу, такие детали имеются.

Сунна— источник, подчиненный Корану, поэтому хадисы не имеют силы источника  права в случае противоречия их Корану.

Если же для решения данного  вопроса нельзя извлечь соответствующее правило ни из Корана, ни из сунны, то, по мнению мусульманских правоведов, это означает, что Аллах предоставил возможность людям самим урегулировать возникшее положение, но опять-таки исходя из духа Корана и сунны или, по крайней мере, не противореча им. В связи с этим и шариате возникают другие источники права, например, фетве муфтиев. Однако при всем значении этого источника, положившего начало выделению права из системы других социальных норм, все же фетва основывалась на толковании определенных положении священных текстов, на приспособлении их формулировок к решению данного дела. Гораздо сложнее обстояло дело в тех случаях, когда возникали разноречия среди знатоков Корана и сунны, или когда при всем старании не удавалось подобрать подходящего изречения пророка или хадиса о его поступках. Поэтому важнейшее место среди источников мусульманского права занимает иджма—единогласное мнение муджтахидов. Она означила единодушное решение вопроса, не урегулированного Кораном и сунной, введение нового правила поведения на основе консенсуса, т.е. при отсутствии возражающих. Поэтому В. Кнапп характеризует иджму как «презюмированное правосознание мусульманской общины»1. Единогласный характер мнения давал судье уверенность и применении этой нормы. Но, в отличие от Корана и сунны, иджма—изменяемый источник права, поскольку сформулированная на его основе норма могла быть пересмотрена. Есть еще одни источник права, которому мусульманские правоведы придают огромное значение и видят в нем исключительные достоинства, обеспечивающие гибкость мусульманского права, его приспособляемость к изменяющимся обстоятельствам. Это — фикх, правовая доктрина.

Дело в том, что шариат—это не только право. Шариат — это «путь  праведной жизни» мусульманина. Он включает и правовые, и моральные, и религиозные нормы. Они одинаково  обязательны для «правоверного» и поэтому в принципе правовые и неправовые правила поведения не должны обособляться. Но помимо принципа есть еще и реальная жизнь. Она  заставляла выделить, извлечь из ислама собственно юридические нормы, что и начали делать муфтии в своих фетвах. Их дело продолжили исламские ученые-юристы, писавшие свои труды. Эти труды составляют науку о праве — фикх. Но фикх вместе с тем означает и само действующее право, поскольку к этим трудам также можно обращаться при решении дел в суде, ссылаться на них, обосновывая свое решение. Следовательно, главная проблема заключается в том, какие из этих трудов могут быть отнесены к числу тех, которые составляют официально выраженную и признанную правовую доктрину. В настоящее время к числу трудов, входящих и понятие фикха, относятся сочинения знатоков шариата, написанные в основном в средние века. По некоторым данным, таких работ около 6 тыс. Никакого реестра этих работ нет, они никем не утверждены в качестве источников права; в соответствии с общим подходом ислама они отбираются «естественным» образом, в силу сложившегося авторитета. Суды при решении тех или иных вопросов, если они не урегулированы нормами других источников, ссылаются на положения этих работ. «Мусульманское право в своем нынешнем виде является в основном доктринальным»,—подчеркивает В. Кнапп2.

Иногда среди источников мусульманского права называют умозаключение по аналогии. Однако с точки зрения общей тeoрии пpавa – этo специфичecкий метод конструирования правовых норм, который широко применяется мусульманскими правоведами—авторами канонизированных трудов.

Первоначальным способом (при отсутствии прямого указания в Коране и сунне) установления правовой нормы являлся метод дедукции: конструирование общего правила поведения (иногда—правила для решения конкретного дела, которое могло и не стать общим правилом) на базе определенного события из жизни пророка, из его высказываний, из сопоставления нескольких событии. Если этот путь не давал результата, следовало прибегнуть к аналогии, возможность которой опять-таки выводилась из стихов Корана н которая позволяла преодолеть противоречия, имеющиеся в Коране (а таких противоречии исламские правоведы сами насчитывают несколько десятков).

Прибегая к киясу, мусульманские  юристы, как указывает Л.Р.Сюкияйнен, исходили из того, что в основе любого из предписании Корана н сунны лежит определенная причина, цель, интерес, «основание», смысл3. Цели основание нового, не предусмотренною Кораном и сунной случая, совпадало с основанием дела, укачанного в них, мусульманские правоведы применяли норму, содержащуюся в этих источниках, но по существу создавали другое правило, ибо фактический состав дела был иным. Таким образом, кияс представлял собой выделение новой нормы путем суждения, т.е. рациональными приемами, исходя из принципов Корана и сунны. Это—умозаключение на основе разума. Таким образом, аналогия (в данном случае нечто среднее между аналогией права и аналогией закона), применение которой было ограниченным во многих других правовых системах, в мусульманском праве применялось весьма широко. Более того, из-за специфики шариата (с одной стороны, казуальный характер ряда норм, ограниченных отдельно взятым событием из жизни пророка, а, с другой стороны—абстрактность многих положений, сформулированных как пожелания, намеки, пословицы, аллегории) кияс стал не только методом решения отдельных споров, но, по существу, способом создания новых норм под видом экстраполяции старых.

Это не означает, что законы, указы  халифов или иные нормативные  акты государства не использовались в качестве источников шариата. Однако в «классическом» мусульманском праве эти виды источников имели второстепенное значение. В то время государство выполняло свою правотворческую роль преимущественно косвенно: через санкционирование норм, сформулированных судебной практикой и правовой доктриной.

Существенными особенностями  характеризуется мусульманская  концепция и при определении  содержательной стороны права. Слово  «шариат» обозначает правила поведения  и жизни во всей ее совокупности, повеления и запреты Нормы шариата охватывают все стороны жизни мусульман — мораль, религию, право. Они регулируют не только внешнее поведение человека, но и его внутренний мир и даже «загробную» жизнь. Эти нормы имеют нерасчлененный характер. Как и многие традиционные системы права (индуистская, иудейская и др.), они возводят правила сугубо личной жизни на уровень правовых норм. Понятие правонарушения в этих условиях отождествляется с нарушением веры, за что взыскивает государство, выступающее в данном случае как общна верующих. Кроме «земных» наказаний нарушение норм права по представлениям исламских законоведов карается также «потусторонними» санкциями, которые представляются «правоверному» не менее, а зачастую и более ощутимыми.

Не менее важные особенности  шариата связаны с тем, что, с  точки зрения мусульманских юристов, оно имеет не территориальный, а персональный характер. Исламское право — это персональное право». Шариат притязает на то, что он не имеет государственных границ. Все «правоверные» (мусульмане) составляют одну общину, где бы они ни жили, и должны руководствоваться в споем поведении нормами шариата. Что же касается «неверных», то они могли жить по своим законам. Это право было признано теоретически за всеми иноверцами. На деле же, если они находились под властью завоевателей-мусульман, на них распространялось мусульманское публичное право. Для иноверцев был установлен повышенный налог, а в реальной жизни со ссылкой на 22-ую cypv Корана о том, что война—обязанность для защиты свободы и человеческой чести, нередко проводилось истребление иноверцев, принудительное обращение их в мусульманскую веру. Положения Корана о свободе веры (следовательно, и выбора правовой системы) на практике действовали в ограниченных пределах.

Характерной чертой шариата, как это подчеркивает французский правовед Р. Давид, является то, что он «основан на идее обязательств, наложенных на человека», а не на концепции предоставляемых ему прав4.  В значительной мере это связано с религиозным происхождением права, но не только с ним. Дело в том, что в отличие от некоторых других религии (например, индуизма) и исламе главное место занимает идея непреходящего долга человека перед Аллахом, покорности ему, принижения личности на всех ее уровнях (молодежи по сравнению со стариками, женщин—с мужчинами, немусульман—с мусульманами и т. д.). В праве эта тенденция нашла выражение в выдвижении на первый план обязанностей, что было лишь внешне прикрыто положением о равенстве мусульман между собой.

Вопреки утверждениям мусульманских  правоведов о всеобъемлющем характере  шариата (они считали, что ни один поступок человека не остается без оценки Аллаха, нет безразличных поступков, они угодны или не угодны богу), на деле эта система права отличается значительной неполнотой. В конституционном праве не урегулированы важнейшие вопросы: о правопреемстве поста, главы государства (в связи с чем сразу после смерти Мухаммеда возникли направления, отстаивающие разный порядок замещения этого поста), о порядке формирования представительного органа общины (для консультирования халифа применялся отбор лиц,  известных, приверженностью к вере, авторитетом и т. д.), о порядке принятия законов и др.

2. Основные направления и школы мусульманского права

 

В последнее время  в господствующей идеологии ряда стран Ближнего и Среднего Востока  все чаще выдвигаются «исламские лозунги», которые стали играть видную роль в обосновании различных идейных и политических течении. Идеологи и политики «третьего пути развития» (в его мусульманском истолковании) уделяют большое внимание разработке тезиса о важности религии как нравственного ориентира и критерия всех человеческих поступков. Они, каждый по своему, пытаются приспособить к современным условиям трактовки шариата о собственности и наследовании, о запрещении ссудного процента (риба) и о закяте, а также другие нормы традиционного мусульманского вероучения, перенести его из средневековья в XX в.

Информация о работе Мусульманская правовая система