Компенсация морального вреда по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определение понятия «чести, достоинства и деловой репутации»;
- анализ способов защиты чести, достоинства и деловой репутации;
- морального вреда.
- анализ возмещения морального вреда.

Содержание

1.Введение

Глава I
Честь, достоинство и деловая репутация

2.Понятие чести, достоинства и деловой репутации

3.Право на честь, достоинство и деловую репутацию

Глава II
Порядок и условия защиты чести, достоинства и деловой репутации. Моральный вред и возмещение морального вреда.

4. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию

5 Моральный вред и компенсация морального вреда.

6.Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Моральный вред.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

      Подлежит  компенсации также вред, причиненный  лицу, которое считает, что оно  подверглось дискриминации в  сфере труда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).

      В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 в редакции постановления  от 28.12.2006 г. N 63 "О применении судами Российской Федерации Трудового  кодекса Российской Федерации" указано  на то, что работник имеет право  требовать компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Данное положение основано на том, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников.

      Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения рекламы, не соответствующей требованиям  законодательства Российской Федерации (ненадлежащей рекламы), согласно ч. 2 ст. 38 ФЗ "О рекламе", вправе обращаться в установленном порядке в суд, в том числе с требованиями о компенсации морального вреда.

      На  компенсацию морального вреда имеет  право застрахованный, которому вред причинен в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (см.: п. 3 ст. 8 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

      При ликвидации юридического лица, согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о компенсации морального вреда.

      Наличие вины причинителя морального вреда  является необходимым условием для  возложения на него обязанности по компенсации вреда (см., например, ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 237 ТК РФ).

      При этом в специальных нормах ст. 1100 ГК РФ определен перечень оснований безусловной компенсации морального вреда, когда такая ответственность наступает независимо от наличия вины причинителя вреда. Это возможно, в частности, если:

      вред  причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

      вред  причинен гражданину в результате его  незаконного осуждения, незаконного  привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

      вред  причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и  деловую репутацию;

      в иных случаях, предусмотренных законом.

      В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

      К требованиям о компенсации морального вреда применяются правила об исковой давности (сроке для защиты права по иску лица, право которого нарушено) и о сроках обращения  в суд в зависимости от того, вытекают такие требования из нарушения: а) личных неимущественных прав и других нематериальных благ или б) имущественных или иных прав. Так, согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

      На  требования о компенсации морального вреда, которые вытекают из нарушения  имущественных или иных прав, распространяются сроки исковой давности или обращения  в суд, установленные законом  для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.

      Ответственность за причиненный моральный вред не зависит напрямую от наличия имущественного ущерба и может применяться как  наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. Поэтому  предъявленный иск о компенсации причиненных истцу нравственных или физических страданий может быть рассмотрен судом независимо от наличия имущественного спора. Данное положение основано на действующем законодательстве.

      Подведомственность  и подсудность дел о компенсации морального вреда определяется процессуальным законодательством Российской Федерации (см. ст. 23, 24 ГПК РФ, ст. 136 УПК РФ и др.).

      Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, согласно ч. 3 ст. 4.7 КоАП РФ, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

      В соответствии с гражданским законодательством  в порядке гражданского судопроизводства подлежат рассмотрению также требования о возмещении материального и  морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности.

      Следует обратить внимание на то, что Конституционный  Суд РФ признал неоправданным  исключение незаконного административного задержания на срок не более 48 часов из числа деяний публичной власти, относительно которых должны действовать правила возмещения вреда в порядке ст. 1070 и 1100 ГК РФ.

      Пункт 1 ст. 1070 и абзац третий ст. 1100 ГК РФ по их смыслу в системе действующего гражданско-правового и административно-правового регулирования не могут рассматриваться как исключающие возмещение гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным (ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ).

      Положение лица, к которому применяется такое  административное задержание в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связано с принудительным пребыванием в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами.

      Таким образом, административное задержание, предусмотренное ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ, по обусловливающим его природу ограничениям и последствиям для задержанного сопоставимо с административным арестом и задержанием как видами лишения свободы, на которые распространяется режим гарантий, предусмотренный ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и не обладает такими сущностными характеристиками, которые могли бы оправдать - при выявлении незаконности этих мер - применение различающихся компенсаторных механизмов.

      Гражданский иск о компенсации морального вреда при производстве по уголовному делу вправе предъявить потерпевший, то есть лицо, которому преступлением  причинен моральный, физический или  имущественный вред (см. ст. 44 и 42 УПК  РФ). Такой иск может быть разрешен только при постановлении приговора (ст. 306 и 309 УПК РФ). В иных случаях иск оставляется без рассмотрения по существу. Однако, это не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

      При предъявлении реабилитированным лицом иска о компенсации морального вреда в связи с нарушением гражданских прав в порядке гражданского судопроизводства (ч. 2 ст. 136 УПК РФ) дело подлежит рассмотрению в районном суде в качестве суда первой инстанции (ст. 24 ГПК РФ).

      Как имущественный, так и моральный  вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается  государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

      При этом возникает право на реабилитацию, которое включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах (ч. 1 ст. 133 УПК РФ).

      При рассмотрении таких дел учитываются, в первую очередь, требования гл. 18 УПК РФ, ст. 151, 1070, 1099-1101 ГК РФ.

      Причиненный в результате уголовного преследования  вред возмещается государством за счет казны Российской Федерации, а в  случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1070 ГК РФ). От имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ, которое привлекается к участию в делах в качестве ответчика, а органы прокуратуры привлекаются к участию в делах в качестве третьего лица и материальную ответственность не несут.

      Возмещение  морального вреда может заключаться  как в действиях, направленных на устранение последствий такого вреда, так и в удовлетворении иска о  компенсации за причиненный моральный  вред в денежном выражении.

      Право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов  уголовного преследования, возникает  только при наличии реабилитирующих  оснований (вынесение в отношении  подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования). Не являются реабилитирующими обстоятельствами переквалификация действий лица, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование, на менее тяжкое обвинение либо исключение из обвинения части эпизодов или квалифицирующих признаков судом, постановившим обвинительный приговор.

      На  правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда в результате преступных действий несовершеннолетнего, распространяются общие правила гл. 59 ГК РФ, и предусмотренные ст. 1074 ГК РФ, которая регулирует ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

      По  уголовному законодательству добровольное возмещение имущественного ущерба и  морального вреда, причиненных в результате преступления, является смягчающим наказание обстоятельством (п. "к" ч. 1 ст. 61 УК РФ).

      Право на компенсацию морального вреда  имеют близкие родственники лица, смерть которого наступила в результате преступных действий, при условии причинения им нравственных страданий. К близким родственникам погибшего в результате преступления п. 4 ст. 5 УПК РФ относит супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку и внуков. Названные лица вправе предъявить свое требование в ходе уголовного судопроизводства. Право на компенсацию морального вреда имеет каждое из перечисленных лиц.

      Компенсация морального вреда и убытки при  судебной защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ) в случае удовлетворения иска подлежат взысканию в пользу истца, а не других указанных им лиц.

      Закон содержит прямое указание на форму  компенсации морального вреда (см. ст. 151 ГК РФ). По правоотношениям, возникшим после 1 января 1995 г., компенсация определяется судом при вынесении решения только в денежном выражении. До указанной даты законодательством была предусмотрена помимо "денежной" и "иная материальная" форма компенсации морального вреда.

      Моральный вред, хотя и определяется судом в конкретной денежной сумме, тем не менее признается законом неимущественным вредом. В связи с этим Верховный Суд РФ дает разъяснения, что государственная пошлина должна взиматься на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера), а не в процентном отношении к сумме, определенной судом в качестве компенсации причиненного истцу морального вреда.

      В предусмотренных законом случаях  истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины. Так, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, например, истцы по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного: а) преступлением; б) в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод, потребители по искам, связанным с нарушением их прав (см. подп. 4, 10, 13 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ) и др.

      От  уплаты государственной пошлины освобождается гражданский истец при предъявлении гражданского иска для имущественной компенсации морального вреда (ч. 2 ст. 44 УПК РФ).

      При определении размера компенсации  морального вреда учитываются обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 151 и п. 2 ст. 1101 ГК РФ, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

      Степень вины причинителя вреда оценивается  в том случае, если наличие вины является основанием для привлечения  к такой ответственности (например, в случае защиты прав потребителей).

      Характер  физических и (или) нравственных страданий  лица, которому причинен вред, зависит  от фактических обстоятельств причинения морального вреда, характера и объема причиненных истцу страданий, индивидуальных особенностей потерпевшего, иных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Информация о работе Компенсация морального вреда по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации