Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 11:38, реферат
Национализм - это верность и приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов. Таким образом, национализм есть защита интересов своей нации, проявление любви и уважения к ней. Мы видим, что в этих определениях понятие "национализм" имеет нейтральную или скорее даже положительную коннотацию. Националистическое мировоззрение блестяще сформулировано одним английским писателем еще в начале нашего века: “Я больше люблю свою дочь, чем кузину, а кузину больше, чем соседку, но из этого, честное слово, не вытекает, что я ненавижу свою соседку”. (В. Махнач.).
Национализм
Определение.
Начнем с того, что национализм - это не идеология, не доктрина и не политика.
Термин национализм употребляется в разных значениях.
Для того, чтобы
дать определение понятию национализм,
стоит обратиться к словарям. Так, наиболее авторитетный словарь
Вебстера (издание США, 1987 г.), которым пользуются
во всех без исключений странах мира, включая
Россию, так определяет понятие "национализм":
1. Преданность своему народу.
2. Защита национального единства или независимости.
Японская энциклопедия:
Национализм - всеобщая приверженность
и верность своей нации.
Британская энциклопедия:
Национализм - это верность и приверженность
к нации или стране, когда национальные
интересы ставятся выше личных или групповых
интересов.
Таким образом, национализм есть защита интересов своей нации, проявление любви и уважения к ней. Мы видим, что в этих определениях понятие "национализм" имеет нейтральную или скорее даже положительную коннотацию. Националистическое мировоззрение блестяще сформулировано одним английским писателем еще в начале нашего века: “Я больше люблю свою дочь, чем кузину, а кузину больше, чем соседку, но из этого, честное слово, не вытекает, что я ненавижу свою соседку”. (В. Махнач.).
Из этого следует опровержение устойчивых, но, к сожалению, ложных представлений о природе национализма. Так, у подавляющего числа населения сформировано однозначно негативное восприятие термина «национализм». Многие затруднятся даже дать правильное определение данному явлению. 99% из опрошенных скажут вам, что национализм – это возвеличивание одной нации за счёт ущемления прав других, что это диктат одной нации над другими, что это вообще позорнейшее явление в истории человечества, и непременно упомянут Адольфа Гитлера в качестве примера. А ещё – обязательно вспомнят и «шовинизм – как крайнее проявление национализма». Национализм как национальное самосознание никоим образом не требует тезиса «национальной исключительности», подобно тому, как личность, осознавая себя личностью и субъектом, не обязательно претендует на превосходство над другими личностями. Идеология национального превосходства над другими народами определяется понятием «шовинизм». Национализм может сочетаться с шовинизмом, а может и не сочетаться, но, во всяком случае, шовинизм вовсе не является необходимым атрибутом национализма, и смешение этих сущностно различных понятий является или ошибкой, или (в подавляющем большинстве случаев) злонамеренной подменой, направленной на дискредитацию понятия национализма, а, следовательно, на подрыв национальной самоидентификации.
Итак, как я уже сказала, национализм – это любовь к своей нации и забота о ней. Нация воспринимается как высшая ценность, и главным, но необязательным условием ее существование является именно национализмом или национальным самосознанием. Почему главным? Убедимся на примере. В марксизме-ленинизме нация определяется как «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности четырёх основных признаков, а именно: на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры». Посмотрим, как такого типа определения работают на конкретных примерах.
Русские. Вроде бы все признаки налицо. Общность происхождения, территории, исторической судьбы, языка, национального менталитета, антропологических характеристик. Наличие своего государства, единство (хотя сейчас довольно относительное) в православном вероисповедании. Всё сходится.
Немцы. Уже сложнее. Государственного единства нет (с учётом наличия австрийских немцев), религиозного единства - тоже, общность исторической судьбы германских и австрийских немцев сомнительна.
Швейцарцы. Государственное единство без общности языка (три государственных языка на равных).
Американцы. Ни общности происхождения, ни общности антропологического типа, ни общности менталитета. Языковая общность есть, но она роднит американцев с британцами, частью канадцев, австралийцами и т.д., то есть не является признаком национальной идентификации. Остаётся только общность государственной принадлежности, территории и (возможно) исторической судьбы.
Евреи. Ни общности территории, ни языка, ни общей исторической судьбы. Общность антропологического типа и исторического происхождения - более чем сомнительны. По сути единственный формальный признак - религиозная принадлежность, да и этот признак в настоящее время относителен. Тем не менее, евреи прекрасно осознают себя отдельной нацией и эффективно поддерживают свою национальную идентичность, столетиями не ассимилируясь среди других народов.
Вывод состоит в том, что ни один
из формальных признаков нации не
является необходимым и достаточным.
Объективное существование
Почему необязательный? «Национализм порождает нации, а не нации порождают национализм» – таково мнение современных западных ученых. Они представляют дело так, что нация – это результат искусственного «конструирования» со стороны националистов. Что нация – это, по сути, фикция, которую изобрели националисты для своих интересов.
А национализм – это
Национализм – это технология мобилизации нации, а никак не её создания, поэтому нация не должна восприниматься как продукт национализма. (с) Егор Холмогоров
Однако, как уже было упомянуто
выше в случае с рассеянностью
еврейства по всему миру, не следует
превозносить государственную
Рассмотрим вопрос об общности территории
с другой стороны. На каком основании,
мы выделяем такие территориальные
общности как Финляндия или Россия?
Чем эти границы более
Как мы видим, многие из этих элементов достаточно сомнительны. Можно ли тогда вообще выделить нечто общее, необходимо присущее всякому национализму? Несомненно, да. Всякий национализм неизбежно имеет в себе две существенные идеи:
Эти два принципа и являются определяющими качествами национализма как такового, национализма вообще. Всё остальное - это специфика того или иного национального духа. Перейдем к типологии национализма.
Представленная классификация, а точнее даже дихотомия национализма, была разработана американским ученым Гансом Коном. Его теория дала рождение широко распространенному определению различий между гражданским и этническим национализмом. Если кратко, с одной стороны мы имеем национализм, идущий рука об руку с демократией, либерализмом и гражданским обществом, а с другой — национализм с тенденциями к авторитаризму, исключительности и основывающийся на Machtpolitik (политика насилия, диктата). Географический критерий относится к пространственным критериям дихотомии Кона: западный национализм и не-Западный национализм, или, как сформулировал Стюарт Холл, «nationalism of the West and nationalism of the Rest» (национализм Запада и национализм Всех Остальных). Таким образом, он определял хороший национализм узко определенной географической территорией, которую он называл «Западом» и плохой национализм мира за пределами Запада. Однако все это также достаточно спорно, ибо, к примеру, американский чистый национализм не может быть избавлен от влияния культуры.
Информация о работе Исследование национализма: формы, причины