Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:49, курсовая работа
В статье 8 Конституции РФ1 гарантирована свобода экономической деятельности. Она подразумевает, в частности, возможность выбора экономическими субъектами способов ведения хозяйственной деятельности, в том числе заключаемых при этом договоров. Актуальность настоящей темы огромна и переоценить ее невозможно, поскольку договор является одной из наиболее древних правовых конструкций. Ранее его в истории складывавшегося обязательного права возникли только деликты. Будучи по своей природе негативной реакцией со стороны государства на отклонения от установленных им же критериев должного поведения, деликты были прямым наследником одного из наиболее отвратительных пережитков родового строя - мести.
Введение……………………………………………………………………………..........................3
Глава 1. Общая характеристика потребительского кредитования
§ 1 Понятие и правовое регулирование………………….………………………………….….5
§ 2. Виды потребительского кредитования………………………………………………........8
Глава 2. Защита прав заемщиков-потребителей
§ Возможность уступки прав кредитора 3-ему лицу……………………………………....19
§ Изменение и расторжение договора……………………………..…………………….........24
§ Особенности ответственности……………………………………………………….……....30
Список использованной литерату-ры..…………………................................................................32
Двусторонним является договор, в котором у каждого из участников есть одновременно и права и обязанности. Большая часть договоров относится именно к этому типу. Примером могут служить купля – продажа и имущественный наем. Договор купли-продажи порождает у продавца обязанность передать вещь в собственность и право требовать ее оплаты, а у покупателя - обязанность уплатить установленную цену и право требовать передачи купленной вещи. В договоре аренды у арендодателя возникает обязанность передать вещь в пользование арендатору и право требовать установленной платы, а у арендатора – право требовать передачи ему вещи в пользование и обязанность уплатить установленную цену.
Обязательность контрагентов в двустороннем договоре взаимны. С этим связана прежде всего единая судьба соответствующих обязательств. Например, если проданная покупателю индивидуально определенная вещь до ее передачи погибла вследствие непреодолимой силы (бури, урагана, пожара и т.п. обстоятельств, попадающих под признаки «чрезвычайных и непредотвратимых» при данных условиях), то обязательство продавца в силу п. 1 ст. 416 ГК РФ прекращается. И одновременно с ним прекращается обязательство покупателя принять и оплатить стоимость соответствующей вещи. Точно также, если постановление Правительства РФ запрещены к вывозу за границу определенные товары, составляющие предмет внешнеторгового контракта, недействительным признается весь контракт, а тем самым обязательства и того и другого контрагента. Деление договоров на односторонние и двусторонние определенным образом связано со ст. 328 ГК РФ, посвященной встречному исполнению.
Смысл «встречности», как справедливо подчеркивает Витрянский В. В., состоит в том, что имеется ввиду «такое исполнение, которое должно производиться одной из сторон лишь после того, когда другая сторона исполнила свое обязательство». Общий признак детализируется четырьмя нормами ст. 328 ГК РФ: а) при не предоставлении обязанным контрагентом обусловленного договором исполнения обязательства либо при наличии обязательств, которые очевидно свидетельствуют о том, что исполнение не будет предоставлено в установленный срок, стороне дается право приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения, потребовав возмещения убытков (п. 2); б) при частичном неисполнении сторона, обязанная предоставить встречное удовлетворение, может приостановить исполнение, либо отказаться от исполнения только в части, которая соответствует тому, что не было предоставлено (п. 2); в) последствия, указанные в п. 2, наступают также при условии, если самое нарушение еще не произошло, но налицо обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что исполнение не будет предоставлено в установленный срок (п. 2); г) если встречное исполнение все же произведено, то сторона которая поступила подобным образом, сохраняет право требовать встречного исполнения (п. 3).11
Особый случай встречного исполнения предусмотрен в п.2 ст. 489 ГК РФ. Имеется в виду ситуация, которая может возникнуть при оплате товара в рассрочку.
Возмездные и безвозмездные договоры. По наличию встречного удовлетворения договоры делятся на возмездные и безвозмездные договоры. Различие между этими типами договоров состоит в том, что в возмездном договоре сторона должна получить плату или иное встречное удовлетворение за исполнение ею обязательств, а в безвозмездном одна сторона обязуется передать что-либо другой без получения от нее платы или иного встречного предоставления. При этом в соответствии п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из законодательства, содержания или существа договора не вытекает иное (т. е. его возмездность).
Большая часть поименованных в ГК РФ договоров возмездны. Вместе с тем возмездными могут считаться и некоторые односторонние договоры. Речь идет прежде всего о договоре займа. Этот договор односторонний, но в зависимости от того, предусмотрен ли в нем возврат заемщиком денег (иной вещи) с процентами или без них, признается соответственно возмездным или безвозмездным. Это же относится и к другому одностороннему договору – хранение: договор, предусматривающий вознаграждение за услуги по хранению, - возмездный, а не содержащий такого условия – безвозмездный.
Одним из условий возникшего договора служит цена предоставляемых стороной вещей, выполняемых работ, оказываемых услуг. По общему правилу, цена определяется соглашением сторон. И лишь в виде исключения, предусмотренного законом, применяются цены (тарифы, расценки и т. п.), утвержденными уполномоченными на то органами.
Деление договоров на возмездные и безвозмездные влечет за собой различные правовые последствия, которые находятся за рамками обязательственного права. Так, удовлетворение виндикационного иска, адресованного добросовестному приобретателю, зависит от того был ли послуживший основанием возникновения права владения договор возмездным или безвозмездным.
Возмездность или безвозмездность договора влияют в ряде случаев на основания ответственности сторон. В виде общего правила хранитель должен принять все предусмотренные договором меры, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. В то же время в безвозмездном договоре критерием определения границ ответственности служит требование заботиться о принятой на хранение вещи не менее чем о своей (п. 2 и 3 ст. 891 ГК РФ).
Консенсуальные и реальные договоры. В зависимости от времени возникновения правоотношения различают консенсуальные и реальные договоры. Консенсуальными (от слова «консенсус» – «согласие») считаются договоры, для заключения которых достаточно одного согласия сторон, а реальными – договоры, которые признаются заключенными только с момента, когда на основе соглашения будут совершены действия по передачи вещи. Различия между этими договорами в основном выражается в моменте, с которого считается заключенным. В силу п. 2 ст. 433 ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходимо также передача имущества (реальный договор), то он считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.
Примером консенсуального
Сравнение п. 1 и п. 2 ст. 433 ГК РФ позволяет сделать вывод о легальной презумпции в пользу консенсуальности договора. Появление такой презумпции объясняется тем, что консенсус – минимум необходимого для договора, а передача вещи – дополнение к нему, необходимое лишь для определенных видов договоров. Так же как это имеет место в отношении договоров «возмездный – безвозмездный» или «односторонний – двусторонний», контрагенты не могут по собственной инициативе трансформировать договор, который в соответствии с законом является консенсуальным, в реальный договор либо, наоборот, реальный в консенсуальный. Если они все же поступят подобным образом, то выйдут за рамки соответственно выделенного в ГК РФ, ином законе либо другом правовом акте договора нормы, применяемые в порядке аналогии закона и аналогии права.
Конструирование зависит от того, в чем выражается интерес каждой из сторон и какова соответственно цель договора, которая в общем виде представляет собой сумму интересов контрагентов. Если данная цель состоит в получении вещи, в работе или услуге и соответственно в вознаграждении, указанное действие по передачи вещи, выполнению работ, услуг, становится предметом договора. И тогда законодатель формирует договор как консенсуальный. В остальных случаях, когда предметом договора служит совершение определенных действий по отношению к имуществу, законодатель выбирает модель реального договора.12
Каузальные и абстрактные договоры. В связи с разграничением договоров на реальные и консенсуальные возник вопрос о возможности еще одного деления: на каузальные и абстрактные. К первым (каузальным) будут отнесены договоры, зависящие, а ко вторым (абстрактным) – не зависящие от их основания; такое деление последовательно проводилось и проводится всеми, кто занимается классификацией сделок.13
Однако те, кто признают такое деление сделок, обычно не распространяют его на договоры. Сторонником такого деления являлся Шершеневич Г. Ф., который выступал за выделение «основания» договора («causa»). В подтверждение он ссылался на следующее: «когда говорят об основании договора, то имеют в виду при этом не наличность цели, потому что бесцельных договоров нет, и не интерес, потому что отношение, лишенное интереса, не создает права, а следовательно, и не имеет юридического значения, и не мотив, побуждающий лица вступать в обязательственные отношения, потому что это обстоятельство безразлично с юридической точки зрения. Под основанием договора принимается ближайшая и непосредственная причина установленной обязанности»14.
Каузальный договор («causa» – причина) предполагает четкое и ясное обозначение правовой цели которую он преследует. Действительность такого договора зависит от законности и достижимости цели. Абстрактный договор не зависит от основания и действителен в любом случае, если соблюдена форма заключения договора, например, банковская гарантия ст. 370 ГК РФ.
Деление на консенсуальные и реальные договоры оказывается не всегда достаточным, существуют такие договоры, в которых цель представляет собой их составной элемент. При этом цели придается такое значение, что ее не достижение или отступление от цели, предусмотренное в договоре, является достаточным основанием для признания договора незаключенным. Например, сопоставление ст. 812 ГК РФ и п. 3 ст. 821 ГК РФ. Если в первой из них речь идет об оспаривании договора займа по безденежности (деньги или другие вещи в действительности не переданы, или переданы в меньшем размере), то во втором об оспаривании вследствие того, что указанная цель договора не сможет быть достигнута (заемщик нарушил предусмотренную кредитным договором обязанность целевого использования кредитов). В обоих случаях в результате решения суда договор (займа или кредитный) не будет считаться заключенным. Различие выражается лишь в том, что в первой ситуации договор с самого начала признается незаключенным, а при второй - он утрачивает силу на будущее время.15
Договоры в пользу третьего лица. Заключая договор стороны обычно действуют в собственных интересах; соответственно и права по договору возникают именно у них (у покупателя и продавца, у подрядчика и заказчика и т. п.). Как правило, договоры заключаются в пользу их участников и право требовать исполнения таких договоров принадлежит только их участникам.
Однако бывают случаи когда одна из сторон, вступая в договор, действует в интересах третьего лица и именно у последнего возникает из договора определенное право. Примером может служить внесение в банк денег на чужое имя (например, на имя ребенка) или страхование гражданской ответственности, при котором в качестве третьего лица («выгодоприобретателя») выступает потенциальный потерпевший от несчастного случая. Такие договоры являются самостоятельным видом и называются договорами в пользу третьего лица, которые также могут классифицироваться по данному основанию.
В договоре перевозки третье лицо – грузополучатель. Его право требования к перевозчику в одних случаях (при полной утрате груза) не исключает заявления такого же требования со стороны грузоотправителя, заключившего договор, а в других (частичная не сохранность груза просрочка доставки) – исключает его.
В договоре страхования при наличии третьего лица право требования страхователю по общему правилу имеет только это третье лицо (выгодообретатель по страхованию жизни, лицо в пользу которого застраховано имущество). Иногда по договору в пользу третьего лица это лицо несет и некоторые обязанности. Так, по договору перевозки грузополучатель, имея право требовать выдачи груза перевозчиком, в то же время обязан принять прибывший в его адрес груз и уплатить соответствующие провозные платежи и сборы.
Договор в пользу третьего лица следует отличать от договора об исполнении третьему лицу. Например, при отгрузках продукции поставщиком по разнарядкам покупателя в адрес третьих организаций-получателей, получатель вправе принять исполненное по договору поставки, но не может требовать исполнения от поставщика (ст. 509 ГК РФ). На практике встречаются договоры об исполнении третьему лицу, что не тождественно договору в пользу третьего лица. По договору об исполнении третье лицо не может требовать исполнения и не приобретает никаких субъектных прав.
Некоторые договоры совершаются посредством конклюдентных действий. Конклюдентные действия (concludo –заключаю, делаю вывод) – действия лица, выражающие его волю установить правоотношение (например, совершить сделку, заключить договор), но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении. Путем совершения конклюдентных действий, заключается публичный договор.
Публичные договоры. Особое место среди обязательных договоров занимает следующий вид договоров - публичный договор, ранее не включавшийся в наше гражданское законодательство. Теперь он закреплен в ст. 426 ГК РФ.
По юридическим свойствам (правовому
содержанию) публичные договоры могут
быть поделены на нормативные и
Публичным договорам присущи следующие признаки. Для публично-правового договора (кроме международного, федеративного) характерны сочетание властности публичной стороны по отношению к контрагенту и согласие сторон на его заключение и исполнение. Орган власти реализует свои властные полномочия (потенциал) и одновременно исполняет обязанности перед контрагентом. Право на заключение публичного договора зачастую предусмотрено в акте о компетенции. Органы государственной (муниципальной) власти выступают в таких правоотношениях от имени государства (муниципального образования), а не от собственного имени.
Участники публично-правового договора часто находятся в неравном положении. Тогда нормативные акты устанавливают, когда, с кем, на каких условиях и с каким содержанием договор может заключаться. Действуют жесткие условия при выборе вида договора.
Публично-правовые договоры опосредуют отношения, связанные с публичной властной деятельностью. Они выступают не средством индивидуальной саморегуляции, а носят организационно-регулирующий характер.
Обязательно хотя бы одной из сторон должен выступать субъект публичной власти. Субъекты публичной власти могут выступать и с обеих сторон договора. Субъект же частного права, заключивший публичный договор, становится субъектом публичного права16.