Гражданское право как базовая отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 07:13, курсовая работа

Краткое описание

Гражданское право — отрасль частного права. Гражданское право -совокупность правовых норм, которые регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а также защищающих неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага.
Цель данного исследования – рассмотрение гражданского права как базовой отрасли российского частного права.

Содержание

Введение 4
1. Понятие о частном и гражданском праве 6
1.1. Термин «гражданское право» 6
1.2. Частное право 8
1.3. Понятие и особенности частного права 10
1.4. Гражданское (частное) право в России 13
2. Гражданское право как базовая отрасль российского частного права
2.1. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права 17
2.2. Частное и публичное право 20
Заключение 30
Глоссарий 33
Список использованных источников 34
Приложение 35

Прикрепленные файлы: 1 файл

ГП.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

 

1.3 Понятие и особенности  частного права

 

Частное (гражданское) право составляет базу, ядро правопорядка, основанного на рыночной организации хозяйства. История показывает, что основные частноправовые начала, например неприкосновенность собственности или свобода договоров, практически нигде и никогда не действовали в чистом виде, подвергаясь по необходимости тем или иным ограничениям. По степени, характеру этих ограничений можно различать виды или типы правовых систем.

Интересно, однако, что даже при самых жестких ограничениях сфера частного права никогда не исчезала полностью, ибо во всякой известной цивилизации невозможно было совершенно исключить товарообмен и товарное хозяйство. Ведь частное право с древнеримских времен является порождением свободного экономического развития, неизбежно требовавшего «освобождения личности от всяких связывавших ее пут, требовавшего свободы собственности, свободы договоров, свободы завещаний и т. д.».

Гражданское (частное) право во всяком правопорядке регулирует прежде всего различные отношения по принадлежности или использованию имущества, отличающиеся тем, что они основаны на юридическом равенстве участников, автономии их воли и их имущественной самостоятельности (обособленности). Имущественные отношения могут и не основываться на указанных признаках, например отношения по формированию государственного бюджета путем взимания налогов или уплаты штрафа за правонарушение. В этих случаях между участниками существуют отношения не равенства, а власти и подчинения, исключающие автономию воли (т. е. усмотрение) самих сторон. Такого рода отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой, например налоговые и другие финансовые отношения, составляют предмет регулирования административного и финансового (публичного) права.

Если, например, продавец по договору купли-продажи требует от покупателя оплаты стоимости товара, то это требование основано на том, что покупатель при заключении договора сам согласился на соответствующие условия. Если же одна из сторон нарушит условия заключенного договора, то возникший конфликт может быть разрешен либо опять-таки по их взаимному соглашению, либо по решению не заинтересованной в исходе спора третьей стороны — суда. Если же деньги изымаются у лица в качестве налога, то никакого его согласия на это никто не требовал и не требует и осуществление такого изъятия проводит сама заинтересованная сторона без обращения к суду даже в случае конфликта.

Автономия воли участников частноправовых отношений, т. е. их свободное усмотрение относительно того, вступать ли им в имущественный оборот, с каким именно контрагентом и на каких условиях, означает, что такие решения участники принимают по своей инициативе, на свой риск и под собственную имущественную ответственность. Они также сами решают, осуществлять ли принадлежащие им права, включая и право на предъявление каких-либо имущественных требований через суд.

Наконец, участники частноправовых отношений имущественно самостоятельны. По общему правилу они являются собственниками своего имущества и в этом качестве присваивают полученный доход и несут риск возможных убытков. Своим имуществом они отвечают по своим обязательствам перед другими участниками оборота. Все это не только формально, но и по существу побуждает их быть настоящими хозяевами и расчетливыми предпринимателями.

В сферу гражданского (частного) права входят и некоторые неимущественные отношения, участники которых также обладают автономией воли и самостоятельностью в их правовом оформлении.

С позиций учения о частном праве гражданское право следует определить как основную отрасль права, регулирующего частные (имущественные и неимущественные) взаимоотношения граждан, а также созданных ими юридических лиц, формирующиеся по инициативе их участников и преследующие цели удовлетворения их собственных (частных) интересов.

Этим определяются и основные, принципиальные различия частноправового и публично-правового подходов. В публично-правовом подходе преобладают властно-организационные, принудительные начала, связанные с осуществлением государственных и общественных (публичных) интересов. Частноправовой подход связан с инициативой и самостоятельностью участников хозяйственной деятельности, реализующих свои собственные (частные) интересы.

Конечно, в регулировании экономики, имущественных отношений каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки, а потому почти никогда не используется «в чистом виде». Так, в чрезвычайных ситуациях, например в период войн, не обойтись без резкого усиления публично-правовых начал. С другой стороны, частноправовые начала неизбежно приходится ограничивать с целью исключения монополизма и недобросовестной конкуренции, защиты прав потребителей и в некоторых иных аналогичных по сути ситуациях. Проблема, следовательно, состоит не в разрешении или исключении вмешательства государства в имущественный оборот, а в ограничении этого вмешательства, в установлении законом его четких рамок и форм.

 

1.4 Гражданское (частное)  право в России

 

В России понятие международного частного права рассматривается в разрезе трех правовых категорий: самостоятельной отрасли права, локализованной в системе частного права, независимой отрасли правоведения в системе науки права и, наконец, научной дисциплины. Их исходным базисом выступают частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом в соответствии с конструкцией, закрепленной в позитивном праве Российской Федерации. Помимо рассматриваемой в доктрине и практике существо отношений, составляющих своеобразный предмет международного частного права, может отражаться с использованием иного терминологического инструментария, оправдывающего обращение к характерному методу, именуемому коллизионным. Речь идет о восприятии национальными правопорядками наряду с концепцией иностранного элемента (англ. – foreign element concept) иных концепций в характерных юридических конструкциях, отражающих существо явления. Швейцарский закон международного частного права, например, при решении вопроса применимого права обращается к конструкции «в международном контексте» (англ. – in an international context), не раскрывая ее содержания.

Международное частное право как отрасль правоведения в системе российской и зарубежной науки права занято решением проблем, связанных с построением автономной регулятивной системы, обеспечивающей соблюдение частноправовых интересов в международной сфере. По причине того, что нормотворчество есть продукт уникального суверенного самовыражения в праве, основным методом обеспечения достижения поставленной цели является унификация как процесс принятия компромиссного решения в пользу избрания положений, отражающих единство подхода в вопросе материально-правового и коллизионно-правового регулирования. Такие положения инкорпорируются во внутреннюю систему частного права, занимая в ней обособленное место. Это связано с особым предметом регулирования (отношения, осложненные иностранным элементом), формой закрепления (международно-правовой инструмент) и сроком действия (обусловленный легитимностью правового акта).

Так, на Женевской сессии Института международного права 1874 г. определена «необходимость в соглашениях, которыми цивилизованные государства на основе взаимного согласия принимают обязательные и единые нормы международного частного права, в соответствии с которыми публичные органы и, в частности, суды взаимодействующих государств, должны рассматривать вопросы, имеющие отношение к лицам, имуществу, актам, наследованию, процедурам и иностранным решениям». Она вызвана интересами обеспечения эффективного развития частноправовых отношений, реализация которых ведет к интенсификации трансграничного движения капитала, работ и услуг, посему разработка унифицированных норм основывается на идеалах прагматизма, а не идеологии, чем обеспечивается эффективность правоприменения и конечной реализации субъективных прав сторон на международной основе.

При этом «институт придерживается мнения, что наилучшим способом достижения поставленной цели будет подготовка проектов таких соглашений как с общим, так и со специальным предметом регулирования, и в особенности, конфликтами в отношении брака, наследования, исполнения иностранных решений». Вместе с тем избрание унификации в качестве средства достижения цели обеспечения предсказуемого регулирования частноправовых отношений не предполагает реализацию идеи полного и исключительного униформизма.

Принятый курс взаимодействия национальных правопорядков предусматривает свободу нормотворчества, ограничивая лишь случаи крайних законодательных противоречий. Она выражается в установлении пределов и качества нормирования, определяемых каждым правопорядком самостоятельно.

Ввиду особого порядка принятия единые международные нормы материального и коллизионного права при эффективной инкорпорации в национальную систему права занимают верхние позиции в иерархии норм, отражая тем самым первостепенное значение международных обязательств перед национальными, выраженными в правовых категориях публичного порядка и сверхимперативных норм. Она (инкорпорация) осуществляется последовательными действиями, порядок совершения которых определяется унифицированными международно-правовыми инструментами, а также нормативными актами места реализации. В первом случае речь идет о принятии государством международно-правового обязательства, надлежащее соблюдение которого обеспечивается Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., в то время как во втором – о легитимности правоприменения в случае частноправового спора, осложненного иностранным элементом.

Такое же обособленное положение отводится закрепленным унифицированными положениями концепциям в системе отрасли правоведения. В сфере коллизионного права их разнообразие ограничивается основными подходами (субъектным и территориальным), используемыми национальными правопорядками для снятия коллизионных проблем. Для простоты обращения в доктрине и практике в их связи широко используется латинская терминология. Унификация в этом случае реализуется на уровне связующих критериев, разнообразие которых порождает проблемы непредсказуемого правоприменения. Речь идет о двух связующих критериях – регистрации и оседлости, выбор которых свидетельствует о придаваемой корпоративному праву роли обязательного либо признающего, которая обусловливается уникальным социально-политическим контекстом.

В сфере материального права дифференциация концептуальных положений определяется как условиями реализации правоотношений, так и их комплексностью. Здесь имеет место единое прямое регулирование частноправовых отношений, не связанное с необходимостью снятия коллизии как проблемы первого порядка международного частного права. При этом унификация приобретает черты предметно-горизонтальной, например, в случае регулирования отношений по финансовой аренде (лизингу), держанию ценных бумаг у посредника и пр.

Через использование единого терминологического инструментария, содержание которого раскрывается непосредственно как в закрепляющем его международно-правовом акте, так и в правоприменительной практике, обеспечивается достижение компромиссного решения в некотором частноправовом вопросе. При этом для цели разрешения конкретного спора из правоотношений, осложненных иностранным элементом, не играет роль то значение, в котором используются рассматриваемые термины в актах национального нормотворчества ввиду реализуемых в пределах одного государства отношений.

Таким концепциям отводится отдельное место в системе международного частного права как отрасли правоведения в каждом из национальных правопорядков. Они отвечают на вопрос, какое право применить и как урегулировать отношения в международном контексте с тем, чтобы обеспечить «согласие и непрерывность в юридических отношениях в трансграничных условиях», как это определено на сессии Института международного права в 2007 г. в Сантьяго.

Все это в условиях глобализации отношений и интеграции рынков последовательно ведет к созданию единого международного частного права, нормы которого закрепляются двусторонними либо многосторонними международно-правовыми инструментами и содержат унифицированные правила поведения. Это своего рода выход на новый уровень развития и восприятия отрасли права, а вместе с ней отрасли правоведения и научной дисциплины. Что же касается оценки качества такого развития сценария, то в применении к субъектам частного и публичного права, вступающим в правоотношения на трансграничной основе, она будет положительной в связи с существенным снижением издержек, связанных с предсказуемой реализацией и защитой субъективных прав.

2. Гражданское право как  базовая отрасль российского  частного права

2.1 Отграничение гражданского  права от смежных отраслей  права

 

 

Представление о гражданском праве как об отрасли частного права будет более полным и ясным в случае его четкого и последовательного размежевания с примыкающими к нему иными отраслями права1.

Гражданское и административное право. Любая деятельность человека требует определенной организации. Поэтому в любой сфере деятельности человека неизбежно складываются организационные отношения. Те организационные отношения, которые возникают в сфере производства, распределения, обмена или потребления, самым тесным образом связаны с возникающими там же имущественно-стоимостными отношениями. Так, для занятия строительной деятельностью необходимо получить лицензию от компетентного органа государственного управления. Поэтому между строительной организацией и органом государственного управления возникает организационное отношение по получению лицензии, тесно связанное с имущественно-стоимостными отношениями, в которые вступает строительная организация в процессе выполнения строительных работ. Однако природа организационных отношений предопределяет их правовое регулирование посредством обязывающих предписаний, опирающихся на властные полномочия органа государственного управления. Поэтому складывающиеся в различных сферах деятельности человека организационные отношения, как бы тесно они ни были связаны с имущественно-стоимостными отношениями, регулируются нормами административного права, в котором применяется метод власти и подчинения. Так, нормами административного права регулируются отношения между соответствующими комитетами по управлению государственным имуществом и находящимися в их ведении государственными учреждениями по наделению последних необходимым имуществом.

Гражданское и финансовое право. Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Их движение осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не носящим взаимооценочного, а стало быть, и стоимостного характера. Поэтому указанные имущественные отношения регулируются нормами финансового права. Это нашло отражение в п. 3 ст. 2 ГК, в котором предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Информация о работе Гражданское право как базовая отрасль российского права