Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 07:13, курсовая работа
Гражданское право — отрасль частного права. Гражданское право -совокупность правовых норм, которые регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а также защищающих неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага.
Цель данного исследования – рассмотрение гражданского права как базовой отрасли российского частного права.
Введение 4
1. Понятие о частном и гражданском праве 6
1.1. Термин «гражданское право» 6
1.2. Частное право 8
1.3. Понятие и особенности частного права 10
1.4. Гражданское (частное) право в России 13
2. Гражданское право как базовая отрасль российского частного права
2.1. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права 17
2.2. Частное и публичное право 20
Заключение 30
Глоссарий 33
Список использованных источников 34
Приложение 35
Версия шаблона |
|
Филиал |
Челябинский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Гражданское право |
Тема |
Гражданское право как базовая отрасль российского права |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Содержание
Введение
Гражданское право — отрасль частного права. Гражданское право -совокупность правовых норм, которые регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а также защищающих неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага.
Гражданскому праву присущи свои предмет, метод, система и источники.
Как учебная дисциплина гражданское право включает общую и особенную части. Общая часть раскрывает вопросы, относящиеся ко всем (или большинству) регулируемых гражданским правом отношений, особенная часть — вопросы, которые касаются конкретных имущественных правоотношений, прежде всего отдельных видов обязательств.
Предмет гражданского права - имущественные и личные неимущественные отношения. Имущественными являются отношения собственности и другие вещные отношения, отношения, связанные с исключительными правами на результаты умственного труда (интеллектуальная собственность), а также отношения, возникающие в рамках договорных и иных обязательств. Связанными с имущественными признаются такие отношения личного характера, как, например, отношения авторства на произведения науки, литературы, искусства, изобретения и другие идеальные результаты интеллектуальной деятельности.
Гражданское право не регулирует, но, тем не менее, защищает неотчуждаемые права и свободы человека и другие непосредственно не связанные с имущественными отношениями нематериальные блага. К их числу, в частности, относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, выбор места пребывания и жительства (ст. 150 ГК). Эти блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Гражданское право — не единственная отрасль частного права, регулирующая имущественные отношения. Некоторые из этих отношений регулируются другими отраслями частного или публичного права.
Так, имущественные отношения по выплате заработной платы регулирует трудовое право, уплате налогов и пошлин — финансовое право, уплате административных штрафов — административное право.
Для отграничения гражданского права как регулятора имущественных отношений от других отраслей права, также регулирующих отдельные имущественные отношения, необходимо учитывать набор особых приемов и средств, т.е. специфику метода воздействия гражданского права на регулируемые им отношения.
Цель данного исследования – рассмотрение гражданского права как базовой отрасли российского частного права.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- раскрыть понятия и дать определение гражданскому и частному праву;
- четко и последовательно разграничить понятие гражданского права с примыкающими к нему иными отраслями права.
Только тогда представление о гражданском праве как об основной отрасли частного права в России будет полным и ясным.
Гражданское право — одна из основных, важнейших частей всякой развитой правовой системы. Термин гражданское право берет свое начало от римского «цивильного права» (jus civile), под которым понималось право исконных римских граждан — квиритов (cives), право государства-города (civitas). В дальнейшем известный процесс рецепции (заимствования) римского частного права европейскими право порядками привел к переносу этого понятия в современную юридическую терминологию (Zivilrecht, droit civil, civil law), где оно стало привычным, традиционным наименованием одной из наиболее крупных, фундаментальных правовых отраслей. Поэтому и гражданское право нередко называют цивилистикой, а специалистов в этой области — цивилистами.
В современных условиях вопрос о терминах гражданского законодательства в налоговом праве приобретает все большую актуальность главным образом в связи с активным их использованием судами в ходе налогового правоприменения. Однако разобраться в проблеме использования гражданско-правовых терминов в налоговом праве и выработать в связи с этим некие общие подходы к их употреблению можно только при комплексном исследовании проблемы.
Прежде всего необходимо учитывать, что налоговое правоприменение хотя и относительно автономно, но не изолировано от налогового правотворчества и, следовательно, налогового законодательства. Поэтому ступенчатый, последовательный подход к названной проблеме должен быть синтетическим и касаться сегментов законодательства и правоприменения.
В сегменте правотворчества этот вопрос акцентирован преимущественно на исследовании налогово-правовых норм, содержащих понятия гражданского права, на выявлении причин их появления, формальной определенности и идентификации.
Научный анализ позволяет считать гражданско-правовым термином слово или словосочетание, обозначающее понятие, которое обладает особым гражданско-правовым содержанием и является выражением гражданско-правовой типизации. Здесь очень важно подчеркнуть, что термины гражданского права служат ограничительными обозначениями явлений сферы гражданско-правового регулирования, образуют отраслевое терминологическое поле, так как отражают специфику конкретной сферы правоотношений. Термин всегда должен быть четко определен, что прежде всего предполагает наличие его дефиниции.
Законодатель в п. 1 ст. 11 НК РФ прежде всего установил, что «термины гражданского… законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются» в гражданском законодательстве. Фактически прямо объективирована детерминация налогового права правом гражданским через использование налоговым законодательством терминов законодательства гражданского.
На практике это проявляется через использование в НК РФ гражданско-правовых терминов, которые согласно указанной статье Кодекса применяются в том значении, в котором используются в гражданском законодательстве.
Например, в п. 20 ст. 204 НК РФ установлено, что «в случае необходимости замены поставщика этилового спирта… производитель алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (покупатель этилового спирта) должен аннулировать ранее представленное извещение об уплате авансового платежа акциза». В данной норме налогового законодательства используются такие термины гражданского права (законодательства), как «поставщик» и «покупатель».
Возникает вопрос: являются ли термины гражданского права, закрепленные в нормах налогового права и применяемые в гражданско-правовом значении, понятиями налогового права или же они остаются терминами гражданского права, закрепленными в нормах налогового права?
Представляется, что в таких случаях речь должна идти о гражданско-правовых терминах, закрепленных в нормах налогового права. Дело в том, что термины гражданского права отражают языковую и смысловую логику гражданско-правового регулирования и понятия, без которых содержание тех или иных гражданско-правовых институтов не может быть раскрыто. Например, термин «перестрахование» необходим для раскрытия гражданско-правового института страхования, а «кредитование счета» — для раскрытия института банковского счета. В этом смысле термины гражданского права служат ограничительными обозначениями явлений сферы гражданско-правового регулирования. Что касается налогового права, то закрепленные в его нормах термины гражданского права, применяемые в гражданско-правовом значении, не отражают природу налогового права и не являются имманентными содержанию его институтов.
В ходе налогово-правового регулирования они используются для ясности и полноты отражения в налогово-правовых нормах налогово-правовых ситуаций, которые в той или иной мере связаны с гражданско-правовыми, предпосланы ими. Очевидно, что в п. 20 ст. 204 НК РФ термины «поставщик» и «покупатель» не отражают специфику налогово-правовых отношений, так как налоговое право не регулирует отношений поставщика и покупателя, т.е. отношений поставки. Таким же образом в ст. 268.1 НК РФ используется гражданско-правовой термин «предприятие как имущественный комплекс», который, как известно, не передает содержания налогово-правовых отношений, но используется в нормах налогового права для ясности и полноты отражения ситуаций, влияющих на определение налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Как видим, налоговое право не может не опираться на термины гражданского права, если стремится к ясности выражения налогово-правовой нормы, регулирующей налоговые отношения как вторичные, производные от гражданско-правовых.
Нормальный правопорядок должен основываться на существовании и различии частноправового и публично-правового регулирования. Гражданское, или частное, право (jus privatum) со времен Древнего Рима как раз и отражает частноправовую сферу с присущими ей началами юридического равенства и самостоятельности участников, неприкосновенности их частной собственности, свободы договора, независимой судебной защиты нарушенных прав и интересов.
Конечно, развитие человеческой цивилизации с той поры привело к неизмеримому усложнению социальных процессов, появлению принципиально новых общественных феноменов, вызванных к жизни последствиями технических и социальных, а затем научной и информационной революций. Все это видоизменило, но не отменило полностью основы правовой системы, покоящейся на различии гражданского (частного) и публичного права. Подобно тому, как геометрия Н. И. Лобачевского не отменила принципиальных начал евклидовой геометрии, а постулаты Эйнштейна не привели к краху ньютоновой физики, современный высокоразвитый имущественный оборот не отменяет традиционных юридических конструкций и подходов, а лишь при необходимости видоизменяет их, . приспосабливая к соответствующим потребностям.
Сохраняется и общее деление права на частное и публичное. Их различие покоится на принципиальном различии частных и публичных интересов, легших в основу их первоначальной дифференциации, проведенной еще в Юстиниановых Дигестах. По словам виднейшего древнеримского юриста Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц.
Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялось непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, отсутствие которой влечет и отсутствие соответствующего юридического результата (возникновения юридического лица или появления, прекращения или изменения прав на недвижимость). С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться судебный порядок защиты, в частности, некоторых интересов граждан, что свойственно частноправовому регулированию.
Однако наличие таких правил не устраняет необходимости установления четкого различения частного и публичного права, ибо отношения, включаемые в ту или другую сферу, приобретают различный правовой режим. Попытки выявить критерии разграничения этих сфер предпринимались как отечественными, так и зарубежными учеными-юристами на протяжении не одного века. В конце концов стало очевидным, что это различие заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые отношения, обусловленного самой природой последних. Ясно, например, что отношения в области государственного управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности участников, ибо по самому своему характеру требуют централизованного воздействия и иерархической подчиненности участников. Но ясно и то, что многие отношения, складывающиеся в экономике, и прежде всего отношения товарообмена (т. е. рынка), напротив, нуждаются в предоставлении их участникам максимальной (хотя, разумеется, и не безграничной) свободы, стимулирующей их инициативу и предприимчивость.
Следует подчеркнуть, что и по существу необходимое в ряде случаев взаимовлияние и взаимодействие частного и публичного права не ведет к смешению этих двух принципиально различных подходов. Так, гражданское процессуальное право, относящееся к публично-правовой сфере, под воздействием частноправовых начал резко усиливает состязательный характер процесса в спорах между предпринимателями, широко допуская здесь также применение третейской (негосударственной) формы разбирательства. Однако в целом процессуальный порядок, безусловно, сохраняет присущий ему публично-правовой характер. Частное и публичное право во всех развитых правопорядках продолжают существовать как две самостоятельные, независимые ветви правового регулирования, как два различных типа правового воздействия на общественные отношения.
Информация о работе Гражданское право как базовая отрасль российского права