Физические лица как субъекты права доступа К экологической информации по законодательству Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Представленная статья посвящена некоторым вопросам правового регулирования доступа к экологической информации граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства. Автор касается правового содержания понятия "экологическая информация", рассматривает законодательные основы права доступа к экологической информации, акцентируя внимание на проблемах реализации указанного права физическими лицами.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА ДОСТУПА.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

 

Право граждан на доступ к экологической информации закреплено и в ряде других смежных нормативных правовых актов. Согласно ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.

В указанном нормативном правовом акте делается акцент на том, что предоставляемая информация должна быть достоверной и своевременной. В этой связи хотелось бы вернуться к упомянутой выше ст. 237 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за "сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией...". Как видим, в приведенном составе не учтен такой важный признак как своевременность предоставления информации. По этой причине полагаем целесообразным дополнить ст. 237 УК РФ с тем, чтобы основаниями для привлечения виновного лица к уголовной ответственности были не только сокрытие или искажение информации, но и ее несвоевременное предоставление.

Право граждан получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг предусмотрено в ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В то же время действующее законодательство, устанавливая обязанность хозяйствующих субъектов по предоставлению гражданам экологической информации (ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), предусматривает не порядок предоставления информации, а именно перечень подлежащей предоставлению документации, форму и сроки ее предоставления, основания для отказа в предоставлении. При таком подходе обязанность предоставления информации превращается в декларацию.

Отметим, что помимо законов, регулирующих вопросы доступа к информации, в России принят ряд нормативных актов, касающихся прав граждан вообще и механизмов их защиты. Все они применимы, когда речь идет о праве на экологическую информацию.

Вне всяких сомнений, когда говорят о праве доступа к экологической информации, обычно под субъектами такого права имеют в виду именно физических лиц. Это не лишено оснований, так как жизнь и здоровье человека и гражданина провозглашается Конституцией РФ наивысшей ценностью, из чего следует, что законодательство об экологической информации также в первую очередь должно отвечать интересам физических лиц, а уже потом организаций и государственных органов.

В уже упомянутом выше Модельном законе СНГ "О доступе к экологической информации" субъекты права на экологическую информацию определяются как физические и юридические лица государства, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, желающие обладать экологической информацией.

На наш взгляд, представляется не совсем точной формулировка "желающие обладать экологической информацией", которая выглядит слишком субъективной. Правом доступа к экологической информации, затрагивающей права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц, должны обладать все, вне зависимости от наличия желания знать эту информацию в конкретный момент времени. Так, например, то или иное лицо может и не желать обладать определенной экологической информацией до тех пор, пока она непосредственно не затрагивает его права, но это вовсе не означает, что оно лишено права доступа к этой информации. Как вариант можно предложить формулировку "права, свободы и законные интересы которых эта информация затрагивает".

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что экологическая информация и право доступа к ней содержат огромный потенциал в части возможной публично-административной коллегиальности принятия решений. Законодательное регулирование процедуры доступа к экологической информации стало своеобразным пробным камнем для многих административных и политических решений, а также инструментом воспитания администрации и общества в Европе. На этом виде информации опробованы различные механизмы привлечения общественности к принятию решений и популяризации проводимых политических мероприятий <10>.

--------------------------------

<10> См.: Волков К.В. Указ. соч. С. 3.

 

В Российской Федерации проблемы доступа к экологической информации, определения ее правового режима, самой формулировки понятия экологической информации, а также регулирования процедур доступа к ней являются крайне актуальными. В последнее время интенсивность освещения в средствах массовой информации экологической проблематики несколько сократилась по сравнению с концом XX в. Причиной тому стали социальные перемены и, в первую очередь, экономические факторы, в частности масштабы эксплуатации природных ресурсов.

Думается, что основная проблема на сегодняшний день заключается не в том, что экологическая информация, получаемая из различных источников, закрыта или недоступна. Так, например, периодически публикуются Государственные доклады о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации, в субъектах Федерации существуют информационные системы (Единая система экологического мониторинга г. Москвы, информационные системы регионов РФ), которые способны обеспечить полноценный доступ к экологической информации.

В то же время, как уже отмечалось выше, все еще отсутствуют легитимное понятие экологической информации, специализированное законодательство, четкий правовой режим различных видов экологической информации, порядок отнесения информации именно к категории экологической со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Стоит согласиться с В.И. Кутузовым и А.А. Поповым, что доступность информации, касающейся проблем состояния окружающей среды, является одним из важных атрибутов открытой демократии. Вместе с тем значимость обладания этой информацией не оценивается среди широких слоев населения должным образом, а механизм вовлечения общественности в процесс принятия решений путем информирования пока не выработан. К сожалению, до сих пор экологическая информация интересует лишь так называемую "заинтересованную общественность", т.е. неправительственные общественные организации. И органы власти, и неправительственные общественные организации претендуют на роль выразителей интересов общества, хотя довольно часто оказываются замкнутыми в пределах своих взаимоотношений, варьирующихся от сотрудничества к противостоянию, в то время как остальная часть общества порой и не подозревает о тех решениях, которые принимаются от ее имени. Невовлеченность большинства граждан в процесс принятия экологически значимых решений - явление привычное, и не только для переходных постсоветских обществ. Однако времена меняются, и выработка сознательной гражданской позиции у абсолютного большинства населения, которая включает в себя и сознательное отношение к проблемам окружающей среды, становится непременным условием развития любого демократического общества. В связи с этим особое значение приобретает воспитание экологического сознания, одним из главнейших компонентов которого является знание экологических прав и обязательств, в том числе и знание о праве доступа к экологической информации <11>.

--------------------------------

<11> Кутузов В.И., Попов  А.А. Доступ к экологической информации: правовые аспекты. Брянск: МОО ВПП  ЮНЕСКО "Информация для всех", 2004. С. 91.

 

Библиографический список

 

1. Волков К.В. Правовое  регулирование доступа к экологической  информации: сравнительно-правовой  анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

2. Выпханова Г.В. Правовая категория "экологическая информация": дискуссионные вопросы // Экологическое право. 2008. N 3.

3. Боголюбов С.А. Защита  экологических прав. М., 1996.

4. Лапина М.А. Информационное право / Под ред. И.Ш. Килясханова. М., 2004.

5. Петров В.В. Экология  и право. М., 1981.

6. Бринчук М.М. Право на  благоприятную окружающую среду  в контексте устойчивого развития // Права человека как фактор устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2000.

7. Мисник Г.А. Право на доступ к экологической информации // Журнал российского права. 2007. N 2.

8. Кутузов В.И., Попов  А.А. Доступ к экологической информации: правовые аспекты. Брянск: МОО ВПП  ЮНЕСКО "Информация для всех", 2004.

 

References (transliteration)

 

1. Volkov K.V. Pravovoe regulirovanie dostupa k ekologicheskoy informatsii: Sravnitel'no-pravovoy analiz: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009.

2. Vypkhanova G.V. Pravovaya kategoriya "ekologicheskaya informatsiya": diskussionnye voprosy // Ekologicheskoe pravo. 2008. N 3.

3. Bogolyubov S.A. Zashchita ekologicheskikh prav. M., 1996.

4. Lapina M.A. Informatsionnoe pravo: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 021100 "Yurisprudentsiya" / M.A. Lapina, A.G. Revin, V.I. Lapin; Pod red. prof. I.Sh. Kilyaskhanova. M.: YuNITI-DANA; Zakon i pravo, 2004.

5. Petrov V.V. Ekologiya i pravo. M.: Yuridicheskaya literatura, 1981.

6. Brinchuk M.M. Pravo na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu v kontekste ustoychivogo razvitiya // Prava cheloveka kak faktor ustoychivogo razvitiya / Otv. red. E.A. Lukasheva. M.: Norma, 2000.

7. Misnik G.A. Pravo na dostup k ekologicheskoy informatsii // Zhurnal rossiyskogo prava. 2007. N 2.

8. Kutuzov V.I., Popov A.A. Dostup k ekologicheskoy informatsii: pravovye aspekty. Bryansk: MOO VPP YuNESKO "Informatsiya dlya vsekh", 2004.

 

 

 


 


Информация о работе Физические лица как субъекты права доступа К экологической информации по законодательству Российской Федерации