Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа
Целью является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имела цель выявить особенности дееспособности по российскому законодательству.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАН КАК ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ 4
1.1. Понятие гражданской правосубъектности 4
1.2. Правоспособность граждан 12
1.3. Понятие дееспособности граждан, отличие от правоспособности 15
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ДЕЕСПОСОБНОСТЬ 25
ГЛАВА 3. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА ОГРАНИЧЕНО ДЕЕСПОСОБНЫМ И НЕДЕЕСПОСОБНЫМ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Курсовая работа по гражданскому праву
тема «Дееспособность граждан»
План
Введение
Дееспособность по юридической природе - субъективное право гражданина.
Это право отличается от других субъективных прав своим содержанием: оно означает возможность определенного поведения для самого гражданина, обладающего дееспособностью, и вместе с этим этому праву соответствует обязанность всех окружающих гражданина лиц не допускать его нарушений.
Содержание дееспособности
граждан как субъективного прав
способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности;
способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;
способность нести ответственность за гражданские правонарушения.
Можно также указать на возможность защиты данного субъективного права от нарушений, но учитывая, что данная возможность характерна для любого субъективного права и не может индивидуализировать содержание дееспособности как субъективного права.
Содержание дееспособности
граждан тесно связано с
В ходе написания данной работы было проанализирована масса нормативно-правовых актов и иных источников, в том числе монографии известных ученых, таких как: Кузнецова Л.Г., Нечаева А.М., Журавлев Н.П., Костырева С.В., Невзгодина Е.Л., Сохновский А.Ф., Толстой Ю.К. и мн. др.
Во многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики. У каждого автора, безусловно, какие-то части данной работы изложены намного подробнее, чем у меня, но также полно я не смогу осветить эти вопросы, поскольку ограничена определенным объемом. Поэтому постараюсь изложить материал достаточно развернуто, но в то же время компактно.
Целью является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имела цель выявить особенности дееспособности по российскому законодательству.
Задачи моего исследования можно сформулировать в соответствии с целью: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.
Объектом исследования являются авторские работы, нормативно-правовые акты и судебные решения, которые в той или иной степени затрагивают институт дееспособности в российском гражданском праве. Предметом же моего исследования являются развитие и современное состояние правовых основ дееспособности.
Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, касающихся дееспособности граждан. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа отечественного законодательства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные теоретические и практические проблемы этого правового института.
Глава 1. Правоспособность и дееспособность граждан как элементы правосубъектности
Общественные отношения,
урегулированные нормами гражданского права,
существуют между людьми. В отношения
могут вступать как отдельные граждане,
так и коллективные образования, обладающие
предусмотренными законом признаками.
К числу таких образований относятся организации,
именуемые юридическими лицами, а также
особые субъекты гражданского права –
государства, национально-государственные
и административно-
Исторически представления о правовом положении лица связывались с его принадлежностью к определенной социальной общности: роду, семье. Отдельный человек, в отрыве от родо-семейного образования, не рассматривался как носитель каких-либо прав. Благодаря развитию римского права появляется понятие persona, которое подавляющим большинством исследователей переводится и интерпретируется как понятие «субъект права», «лицо»1. Термин persona обозначал юридически значимый момент личности, задействованный в правоотношении.
Понятие правосубьектности,
применяемое в современной теор
Римское право не различало категорий правоспособности и дееспособности и оперировало единым понятием правоспособности (capuf). Встречающееся в работах исследователей использование термина дееспособности применительно к периоду римского права обусловлено применением современного термина к сходным отношениям, существовавшим в римском праве. Правоспособным признавалось лицо, обладающее свободой (status libertatis), гражданством (status civitatis) и семейной самостоятельностью (status familiaé). Полностью правоспособными являлись только свободные, самостоятельные (не подвластные родительской власти) римские граждане. Гражданская честь, вероисповедание, пол, возраст, состояние здоровья, родство, местожительство и иные обстоятельства оказывали влияние на полноту правоспособности2.
Действительный отрыв правоспособности от дееспособности происходит в эпоху буржуазных революций. С целью устранения феодальных, сословных и иных различий между членами гражданского общества провозглашается принцип равной правоспособности3. Однако обойти необходимость лишь постепенного наделения субъекта возможностью совершения определенных действий невозможно, поэтому категория дееспособности получает самостоятельное значение и начинает существовать «в отрыве» от правоспособности. Гражданское законодательство стран континентальной правовой семьи содержит преимущественно сходные положения о правоспособности и дееспособности граждан. При этом законодательно правоспособность и дееспособность, как правило, помещены в разных разделах законодательного акта. Tax, Французский гражданский кодекс (ФГК) открывается книгой 1 «О лицах», в которой закреплены основные положения о правоспособности граждан, их месте жительства, безвестном отсутствии, опеке и попечительстве4. Положения же о гражданской дееспособности помещены в книгу 3, в которой говорится о различных способах приобретения права собственности (сделках). Сама же дееспособность рассматривается как условие действительности договоров (ст. 1123 ФГК)5. Аналогично размещены нормы и в Германском гражданском уложении (ГТУ), где понятием «дееспособность» открывается раздел «Сделки», а раздел «Лица» содержит только положения о правоспособности физических лиц6. Судебная практика Великобритании и США различают «пассивную правовую способность» (passive capacity), что по смыслу соответствует понятию правоспособности, и «активную правовую способность» (active capacity), «способность к совершению правового акта» (capacity for perfomance of legal act), что означает дееспособность7.
Одно из основных достижений буржуазных революций – провозглашение принципа равной правоспособности. «Всякий француз пользуется гражданскими правами», – гласит ст. 8 ФГК. Установление равенства независимо от происхождения, сословного положения, национальности означало, что участие в гражданском обороте вправе принимать любые лица8. Однако акцент на принадлежности к определенному государству («всякий француз») не означает предоставления определенных преимуществ в гражданском обороте соответствующим лицам, а свидетельствует об определенных границах суверенитета государства, законы которого могут быть адресованы прежде всего собственным гражданам. Законодательства практически всех стран содержат положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, равной с гражданами соответствующего государства правоспособности. Несмотря на выраженную во ФГК наибольшую радикальность в устранении сословных и иных различий, многие страны длительное время сохраняли изъятия из принципа равной правоспособности для отдельных национальных и сословных групп. Показательна в этом отношении дореволюционная Россия, законодательство которой ограничивало правоспособность лиц в зависимости от подданства, национальности, вероисповедания и сословности. Наиболее существенно правоспособность ограничивала национальность. Так, специальные положения устанавливали особый правовой статус поляков и евреев. Для поляков основным ограничением правоспособности являлась недопустимость приобретать права на землю, а для евреев – ограничение права выбора местожительства9.
Современные страны Европы и Америки сохранили в целом положения, касающиеся правоспособности граждан, возникшие в XIX в. Сложнее обстоит дело с правосубъектностью в мусульманских странах. Вопросы личного статуса оказались наиболее зависимыми от влияния классического религиозного права. Личное и семейное право, которое содержало нормы ритуального и религиозного поведения, всегда считалось наиболее важным в шариате, хотя теоретически все отрасли мусульманского права одинаково связаны с религией ислама10. Попытки кодификации предписаний, относящихся к личному статусу, натыкались на запрещения религиозных догматов, даже в той части, которая касалась изложения уже применявшихся норм. Первой кодификацией мусульманского права, получившей силу закона, был иранский Гражданский кодекс (1927–1935 гг.), в дальнейшем подобные преобразования произошли в Сирии, Тунисе, Марокко, Иордании, Ираке, Южном Йемене11. Характерной чертой правоспособности в мусульманских странах является сохранение семейной зависимости: власти мужа над женой, отца над сыном и т.д.
Понятия правоспособности
и дееспособности можно определить
как социально-юридические
В то же время гражданская
правосубъектность не может быть
охарактеризована отдельно в отношении
граждан, юридических лиц и иных субъектов гражданского
права. Это понятие должно охватывать
всех субъектов гражданского права, а
не наделять каждого из субъектов собственной
правосубъектностью. Юридические лица,
государства, национально-государственные
и административно-
В юридической литературе
категории правосубъектности
Обладания гражданской правосубъектностью для субъекта недостаточно, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и нести обязанности. Правосубъектность выступает предпосылкой обладания субъективными правами, для возникновения которых необходим помимо этого юридический факт, влекущий на основе правосубъектности возникновение конкретного субъективного права. Наделенный правосубъектностью гражданин сам по себе еще не является обладателем тех или иных субъективных прав, законом за ним признается лишь абстрактная возможность их приобретения в результате каких-либо действий или событий – юридических фактов. Так, гражданин может потенциально быть собственником жилого дома, но для реализации этой возможности дом необходимо построить, купить, унаследовать или приобрести каким-либо иным способом. Лишь тогда абстрактная возможность правообладания воплотится в конкретном субъективном праве – праве собственности.
Правосубъектность носит абстрактный характер, т.е. это обобщенная возможность правообладания, которая не может быть представлена в виде набора или комплекса отдельных субъективных прав. Не следует представлять правосубъектность и как постоянно изменяющуюся, динамичную категорию, зависящую от объема конкретных прав и обязанностей, которыми наделен гражданин13. Гражданская правосубъектность – это признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полная, суммарно выраженная возможность правообладания, абстрактный характер которой как раз и проявляется в ее обобщающей характеристике. Чтобы охарактеризовать объем субъективных прав и обязанностей субъекта, а также его правовые возможности, правильнее говорить о правовом статусе.
Абстрактный характер правосубъектности не позволяет трактовать ее и как особое субъективное право – «право на право». Отличие в неизменяемости правосубъектности при ее реализации, в то время как реализация субъективных прав всегда сопровождается их модификацией, т.е. динамикой. Так, реализуя такой элемент правосубъектности, как возможность совершения сделок, указанная возможность не претерпевает никаких изменений, но в то же время происходит приобретение, изменение или утрата каких-либо прав и обязанностей субъекта, т.е. динамическое изменение комплекса субъективных прав лица14.