Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 12:21, дипломная работа
Имущественные отношения супругов занимают значительное место среди совокупности всех отношений, возникающих в семье. Изменение экономической ситуации в РФ, произошедшее за последнее несколько десятилетий, повлекло за собой появление новых форм собственности, что обусловило появление новых для российского семейного права методов регулирования имущественных отношений супругов, таких, как брачный договор. В России регулирование имущественных отношений супругов посредством брачного договора появилось не только благодаря переходу к рыночной экономике, снявшей многие ограничения на права граждан по распоряжению своим имуществом, но и благодаря устойчивым связям с зарубежными партнерами, которые являются постоянным источником заимствования опыта, переосмысления основных ценностей общества вообще и семьи в частности. Законодательство развитых стран Запада уже давно признало целесообразным заключение брачного договора. В разных государствах этот институт имеет особенности, но основной целью брачного договора является предоставление супругам достаточно больших возможностей для определения в браке своих имущественных отношений с тем, чтобы они могли отступить от режима имущества, установленного законом, который автоматически начинает действовать с момента заключения брака
Введение ……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Общая характеристика брака и брачного договора……..................
6
1.1. Правовая природа брака и брачного договора…………………...
6
1.2. Субъекты брачного договора…………………………..................
18
1.3. Заключение и форма брачного договора…………………………
20
Глава 2. Содержание брачного договора…………………………………..... 31
2.1. Имущество супругов как объект брачного договора……………
32
2.2. Правовые режимы имущества супругов………………………….
41
Глава 3. Изменение, прекращение и недействительности брачного договора………………………………………………………………………...
48
3.1. Изменение и расторжение брачного договора…………………....
48
3.2. Основания и правовые последствия недействительности брачного договора………………………………………………………….....
55
Заключение…………………………………………………………………….. 59
Библиография………………………………………………………………….. 63
Помимо этого общим имуществом супругов являются любые вещи движимые и недвижимые, приобретенные во время брака за счет их общих доходов. К общему имуществу относятся также ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или иные коммерческие организации, а также любое иное нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Следует отметить, что отнесение того или иного имущества к совместной собственности супругов не зависит ни от размера вложений каждого из супругов в его приобретение, ни от состава и стоимости нажитого имущества.
Особо следует остановиться на правовом режиме вещей, используемых каждым из супругов для занятий профессиональной деятельностью. По справедливому утверждению И.В. Жилинковой, термин профессиональные занятия не следует трактовать слишком узко, только лишь применительно к профессии одного или обоих супругов16. Сюда же помимо вещей, обслуживающих собственно профессиональный вид деятельности супругов, могут быть отнесены и вещи, обслуживающие хобби, различные увлечения, не связанные с основной профессией. Во всех перечисленных случаях речь идет об особых, специфических вещах, которые дают возможность осуществлять какой-либо вид деятельности.
В СК РФ вещи для занятий профессиональной деятельностью не выделены в самостоятельную категорию и ничего не сказано об их правовом режиме. Вместе с тем очевидно, что при условии приобретения таких вещей на общие средства супругов эти вещи являются совместной супружеской собственностью. Из этого следует, что вещи, используемые для профессиональных занятий, подлежат разделу как любое имущество, нажитое супругами во время брака. Было бы справедливым признать приоритетным право на получение такой вещи за супругом, который пользовался ею для профессиональных занятий. Если же передача названной вещи влечет увеличение стоимости передаваемого этому супругу имущества, которая превысит причитающуюся ему долю, то при условии, что супруги не могут достичь договоренности по данному вопросу, другому супругу может быть присуждена денежная или иная компенсация.
Как правило, под имуществом подразумеваются отдельные вещи или их совокупность. Вместе с тем, научный и практический интерес представляет вопрос о том, относятся ли долги супругов перед третьими лицами к их общему имуществу. В литературе нет единого мнения по этому вопросу.
По общему правилу долги, сделанные супругами в период брака, являются их общими долгами при условии, что все полученное по обязательству было использовано на нужды семьи. В случае раздела общего имущества супругов общие долги распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям (п. 3 ст. 39 СК РФ). В отличие от этого долги, сделанные каждым из супругов до вступления в брак, относятся к личным долгам (ст. 45 СК РФ). Исключение составляют долги, сделанные до вступления в брак в связи с предстоящим браком, которые, как правило, погашаются за счет общих средств или имущества супругов.17
Помимо общего имущества каждый из супругов может иметь имущество в личной собственности (раздельное имущество), которым он вправе самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться. Пожалуй, наиболее ценным личным имуществом является жилье. Так, в собственности граждан могут находиться индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома; квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных условиях, предусмотренных законодательством.
В отношении возможности использовать брачный договор как инструмент правового регулирования жилищных прав супругов юристы придерживаются разных точек зрения. Вместе с тем привлекательность брачного договора для большинства супругов (лиц, вступающих в брак) обусловлена именно надеждой на то, что он поможет уберечь жилье (как правило, единственное) от раздела или размена с помощью договорного обязательства об освобождении супругом, вселившимся на жилплощадь другого супруга, этой жилплощади в случае развода. Зачастую нотариусы отказываются удостоверять брачные договоры, содержащие такие условия, ссылаясь в зависимости от ситуации на Жилищный Кодекс РФ или на п.1 ст. 292 ГК РФ, сохранившей право пользования жилым помещением, проживающим в нем членам семьи собственника этого жилого помещения на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Вселяемый супруг обладает лишь правом пользования жилым помещением, собственником или нанимателем которого является другой супруг. При этом право пользования жилым помещением у первого супруга является вторичным и основано на регистрации брака. Следовательно, если основанием возникновения данного права является регистрация брака, то основанием прекращения - регистрация расторжения брака. В связи с этим в брачном договоре возможно определить, что с момента регистрации расторжения брака право пользования жилым помещением у второго супруга прекращается со всеми вытекающими последствиями, и прежде всего с обязанностью освободить жилое помещение.
Законом предусмотрен перечень оснований, позволяющих отграничить личное имущество каждого из супругов от их общего имущества. При этом главным критерием отграничения является момент вступления в брак, поэтому в первую очередь к имуществу каждого из супругов относится имущество, принадлежавшее этому супругу до вступления в брак. Кроме того, собственностью каждого из супругов является имущество, полученное супругом во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (п.1 ст. 36 СК РФ, п. 2 ст. 256 ГК РФ). В случае возникновения спора факт получения одним из супругов имущества по любому из перечисленных оснований должен быть подтвержден документально, иначе отграничение спорного имущества от имущества, являющегося общей собственностью супругов, будет затруднено. В частности, доказательством наследственных прав лица является свидетельство о праве на наследство, выдаваемое нотариусом при оформлении наследственного дела. Несмотря на то, что получение свидетельства - право, а не обязанность наследника, своевременное оформление этого документа позволит избежать в будущем таких недоразумений, как в приведенном ниже случае.
Для того чтобы подаренную вещь можно было отнести к собственности каждого из супругов, требуется доказать, что дар был сделан именно в пользу этого супруга, а не в пользу обоих супругов. Необходимость в правильном подходе к решению этого вопроса продиктована практическим интересом, так как в каждом конкретном случае, связанном с установлением порядка раздела имущества между супругами в будущем или же непосредственно с разделом имущества, требуется определить, какой именно правовой режим распространяется на спорную вещь. Однако решить эту задачу и определить, кому - одному или обоим супругам - был сделан тот или иной подарок, подчас бывает непросто. А при отсутствии доказательства того, что договор дарения совершен в пользу только одного супруга, имущество, полученное в дар, должно быть отнесено к совместной собственности супругов. Из этого следует, что бремя доказывания того факта, что имущество было передано в дар лично ему, лежит на заинтересованном супруге.18
При определении собственника подаренного имущества суд вправе руководствоваться хозяйственным назначением этого имущества. Например, если в качестве подарка получены предметы домашней обстановки, посуда и т.п., то больше оснований полагать, что этот подарок предназначался обоим супругам и, следовательно, является их общим имуществом. Если же подарена вещь индивидуального пользования (например, наручные часы, ювелирные украшения и т.п.), то она относится к личной собственности супруга.
Вплоть до принятия нового Семейного кодекса РФ перечень основании для отграничения личного имущества каждого из супругов не менялся и включал лишь дарение и наследование (п. 1 ст. 22 Кодекс о браке и семье). Однако процесс разгосударствления собственности породил новые правовые основания возникновения частной собственности - акционирование предприятий и приватизация жилья. Пробел в законодательстве (Кодекс о браке и семье РСФСР) негативно сказывался на защите имущественных прав и интересов супругов. Так, до принятия СК РФ при разделе в суде супружеского имущества практически неразрешимым оказался вопрос о праве собственности на акции, полученные одним из супругов в результате акционирования предприятия, работником которого он являлся. Сложность в разрешении этого вопроса была связана с противоречивыми оценками правовой природы акций, когда одна сторона пыталась обосновать принадлежность акций к совместно нажитому, а значит, подлежащему разделу имуществу, проводя аналогию с доходами, полученными в период брака, в то время как по утверждению другой, спорные акции не подлежали разделу, поскольку были получены в дар от государства.
При разработке нового Семейного кодекса столь очевидный пробел был устранен. Помимо дарения и наследования как традиционных оснований принадлежности имущества, полученного каждым из супругов во время брака, этому супругу, в законе установлено новое основание: имущество, полученное каждым из супругов во время брака по иным безвозмездным сделкам, также является собственностью этого супруга (п. 1 ст. 36 СК РФ). Отныне правовой режим акций, полученных работником акционированного предприятия или жилого помещения (квартиры, комнаты), переданного в собственность гражданина в результате приватизации, т. е. правовой режим имущества, полученного гражданами по безвозмездным сделкам, однозначно определен законом.
Каждому из супругов принадлежит право собственности на новую вещь, изготовленную им для себя с соблюдением закона и иных правовых актов (п. 1 ст. 218 ГК РФ). Из этого следует, что такая вещь не подлежит разделу между супругами.
Следует обратить внимание на указание в законе о том, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную для себя, возникает лишь при условии соблюдения закона или иных правовых актов.
Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и пр.) хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. Изначальное предназначение вещей исключительно для личного пользования служит критерием для отнесения этой разновидности имущества к личной собственности каждого из супругов.
Однако такой критерий не применим в отношении драгоценностей и других предметов роскоши, которые хотя и служат исключительно для личного пользования, отнесены законом к совместной собственности супругов (п. 2 ст. 36 СК РФ). В данном случае законодателем избран иной критерий: вещи, относящиеся к той и другой группе, не являются предметами первой необходимости.
Как правило, таким признаком являлась ее относительно высокая стоимость, что расценивалось как несомненное свидетельство того, что данная вещь относится не к предметам первой необходимости, а к предметам роскоши.
Такой подход объясняется, главным образом, стремлением обеспечить равные права супругов на приобретенное в браке дорогостоящее имущество. Между тем в силу доверительного характера семейных отношений зачастую договоры дарения заключаются между супругами в устной форме, независимо от стоимости передаваемого имущества (разумеется, речь идет лишь о вещах, передача которых по договору дарения не требует специального порядка оформления или регистрации). Поэтому недобросовестный супруг всегда может попытаться оспорить то, что передавал имущество другому супругу именно в дар, а не в пользование, что негативно скажется не только на соотношении личного и общего имущества супругов, но и на имущественных правах добросовестного супруга.
С сожалением следует отметить, что в СК РФ отсутствуют объективные критерии различия предметов роскоши и драгоценностей.
Обратившись к Толковому словарю русского языка, мы прочтем, что роскошь - богатство, излишества в комфорте, а драгоценность - ювелирное изделие большой ценности.19
Однако за столько лет, прошедших со времени принятия Кодекса о браке и семье РСФСР, в котором при помощи понятий роскошь и драгоценность устанавливалась граница между личной собственностью каждого из супругов и их совместной собственностью, до принятия нового Семейного кодекса РФ, который полностью воспроизвел эту норму, мир вещей претерпел существенные изменения. За это время изменились не только наши потребности в вещах, но и наши представления о категории вещей первой необходимости. Например, еще 10-15 лет назад персональные компьютеры, видеомагнитофоны, мобильные телефоны, другие предметы бытовой, аудио и видеотехники являлись предметами роскоши не только по причине высокой стоимости, но и по причине невозможности их приобретения в условиях тотального дефицита. Между тем любая из перечисленных вещей в настоящее время может быть отнесена к вещам повседневного спроса, обыденным и необходимым. В то же время критерии, которыми должен руководствоваться суд при отнесении той или иной вещи к драгоценностям или предметам роскоши, так и не изменились и по-прежнему, не будучи оговоренными в законе, вырабатываются правоприменительной практикой. В связи с этим суду необходимо учитывать не только изменившийся уровень благосостояния общества в целом, но и уровень материальной обеспеченности конкретной семьи.
При наличии определенных обстоятельств законом предусмотрена возможность трансформации правового режима, в результате которой личное имущество одного из супругов переходит в разряд общего имущества супругов. Это может произойти, если судом будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из них были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества - капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и др. (п. 2 ст. 256 ГК РФ, ст. 37 СК РФ). Необходимо подчеркнуть, что в рамках законного режима решение вопроса о признании имущества каждого из супругов их совместной собственностью находится в компетенции суда.
Отметим, что перечень оснований, делающих возможные изменение правового режима имущества, дополнен таким важным основанием, как труд одного из супругов (ст. 37 СК РФ). Ни семейным законодательством, действовавшим ранее, ни ст.256 ГК РФ такое основание не предусматривалось, не смотря на то, что именно труд супруга не собственника зачастую являлся источником значительного увеличения первоначальной стоимости имущества супруга-собственника.
В завершение следует отметить, что понятие имущество супругов не всегда равнозначно понятию имущество семьи, и том случае, если у супругов имеются несовершеннолетние дети, их имущественные права не должны нарушаться. Недопустимо также, чтобы свобода брачно-договорного регулирования своих имущественных отношений использовалась с явным ущербом для имущественных и неимущественных интересов их несовершеннолетних детей, например, когда жилищные права несовершеннолетнего ребенка будут существенно ухудшены, если после развода родителей он останется проживать с тем, кто в соответствии с условием брачного договора окажется в стесненных жилищных условиях20.
По общему правилу при жизни родителей ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители - на имущество ребенка (п. 4 ст. 60 СК РФ). Поэтому при разделе имущества в соответствии с законным режимом, равно как при составлении брачного договора, следует отграничить супружеское имущество от имущества детей. Так, вклады, внесенные супругами за счет имущества, нажитого ими в период брака, на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям, не учитываются при разделе имущества супругов и, следовательно, не могут быть предметом брачного договора (п. 5 ст. 38 СК РФ). Также не подлежат разделу, а значит, не относятся ни к раздельному, ни к общему имуществу супругов вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и др.).