Вторая советская кодификация материального и процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Теоретическая значимость работы представляет собой более полное изучение советского законодательства периода второй кодификации, практическая значимость проявляется в умении анализировать предлагаемые нам кодексы и основы судопроизводства. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть нововведения советского правотворчества периода 50 – 70 –х.гг.
2. Проанализировать законодательные акты второй советской кодификации путем сравнения их с кодификацией 20 – 30 –х.гг.
3. Систематизировать и изучить советское законодательство как бесценный опыт отечественной правовой науки.
Прежде всего, хотелось бы пояснить, что новый этап кардинального реформирования действовавшей советской правовой системы начался с середины 50-х.гг.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………………3
2. Основы уголовного законодательства Союза ССР 1958 года. …………….. …..5
3. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР 1958 года. …………………7
4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года. ……………………… …9
5. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года……………………………………………12
6. Основы гражданского законодательства Союза ССР 1961 года………………16
7. Основы гражданского судопроизводства Союза ССР 1961 года……………...18
8. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР 1964 года……………………….19
9. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года ………………………………………...22
10. Заключение………………………………………………………………………26
11. Список использованных источников…………………………………………..

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Скорик.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

УПК РСФСР расширил возможность участия общественности в уголовном процессе. Был восстановлен существовавший ранее институт общественных обвинителей и общественных защитников. Впервые законодательство закрепило право общественных организаций и трудовых коллективов ходатайствовать перед судом о применении виновному лицу условного осуждения и право суда удовлетворять такого рода ходатайства, передав осужденного этим организациям, коллективам для исправления и перевоспитания.  
   УПК РСФСР так же легализует процессуальное положение подозреваемого, т.е. лица, задержанного по подозрению в совершении уголовного преступления. Ранее такие лица допрашивались в качестве свидетелей и должны были под угрозой ответственности за дачу ложных показаний свидетельствовать против самих себя, рассказывать всё, что им было известно о совершенном преступлении.  
   УПК РСФСР усиливал гарантии права граждан на неприкосновенность жилища, в частности ст. 168 УПК РСФСР установила новый порядок производства обысков. За исключением некоторых случаев, не терпящих отлагательств, обыски должны были проводиться только с санкции прокурора. В таком же порядке решался вопрос о производстве выемки и заключении под стражу4.  
   Все эти новеллы уголовного судопроизводства демократизировали процессуальное положение обвиняемого, давали ему новые дополнительные средства борьбы с необоснованным привлечением к уголовной ответственности и нарушениями законности в деятельности суда и следствия. Активная роль подсудимого в процессе сказалась и на качестве приговоров, так как после принятия УПК РСФСР случаи незаконного осуждения перестали носить массовый характер. 
   В целом же новое уголовно-процессуальное законодательство сыграло важную роль в укреплении законности и правопорядка в стране и преодолении последствий массовых репрессий, проведенных Сталиным и его сторонниками в годы культа личности вождя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года

 

      Работа по пересмотру уголовного законодательства началась фактически сразу же после смерти И.В. Сталина. Прежде всего, были отменены указы Президиума Верховного Совета  СССР, которыми устанавливалась уголовная ответственность за административные, дисциплинарные проступки либо вовсе юридически безразличные действия. В частности, отменялась ответственность беременных женщин за производство аборта, за самовольный проезд в товарных поездах (Указ ПВС СССР от 11 марта 1955 г.), за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины (Указ ПВС СССР от 25 апреля 1956 г.) и др.

   27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР был принят Уголовный кодекс, заменивший собой Кодекс 1926 г.  Вновь принятый УК РСФСР состоял из двух частей: Общей и Особенной, 18 глав и 259 статей.

Общая часть документа содержала в себе: «общие положения», «пределы действия Уголовного кодекса», «о преступлении», «о наказании», «о назначении наказания и об освобождении от наказания», «о принудительных мерах медицинского и воспитательного характера». 
Особенная часть содержала в себе 12 глав: 
1. Государственные преступления. 
2. Преступления против социалистической собственности. 
3. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. 
4. Преступления против политических и трудовых прав граждан. 
5. Преступления против личной собственности граждан. 
6. Хозяйственные преступления. 
7. Должностные преступления. 
8. Преступления против правосудия. 
9. Преступления против порядка управления. 
10. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. 
11. Преступления, составляющие пережитки местных обычаев 
12. Воинские преступления.5

Ученые – юристы и иные законотворческие органы Союза ССР и РСФСР были единодушны в том, что в советском уголовном праве нельзя больше сохранять принятые в сталинские годы такие средневековые принципы и нормы, как аналогия уголовного закона, ответственность за преступления, совершенные другими лицами, по мотивам социальной опасности лица, а так же за мысли, не объективированные в конкретных действиях. Была очевидна и не гуманность норм,  устанавливающих жестокие репрессии за незначительные противоправные деяния вроде кражи нескольких килограммов зерна, уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста и др. 
   Основы и УК РСФСР отменяли аналогию в уголовном праве. Преступлением признавалось лишь общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, действовавшим в момент совершения преступления. Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности является наличие общественной опасности в противоправных действиях лица. Согласно ч.2 ст.7 УК РСФСР, не является преступлением действие или бездействие, формально содержащее признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее собой общественной опасности. Это означало, что перестали считаться преступлением сбор колосков, других сельскохозяйственных продуктов с убранных колхозных полей, перепродажа товаров с целью наживы в несколько рублей, мелкое хищение государственного и общественного имущества.6 
   Более гуманным стало и уголовное наказание, была расширена сфера применения исправительно – воспитательных мер, в том числе условного осуждения лиц, совершивших преступление впервые, передачи условно осужденных на поруки трудовых коллективов.  
   Существенные изменения потерпела и система видов наказания. Законодатель счёл нецелесообразным применение к осужденным таких мер, как объявление врагом народа с лишением гражданства СССР, изгнание из пределов СССР навсегда, на определенный срок, лишение избирательских прав.  
   Сильно был снижен и максимальный срок лишения свободы. Основы и УК РСФСР этот срок ограничивало 10 годами, а за особо тяжкие преступления и для опасных рецидивистов максимальный срок лишения свободы мог составить вовсе 15 лет. 
   Как и ранее действовавшее законодательство предусматривало смертную казнь, но круг преступлений, за которые предусматривалась высшая мера, наказания значительно сужался. Новые законы допускали применение расстрела лишь за особо опасные государственные преступления и убийства при отягчающих обстоятельствах, хотя в военное время исключительная мера наказания могла применяться и за другие преступные деяния. 
   Была так же отменена практика расстрела к несовершеннолетним и беременным женщинам. Запрещалось применение исключительной меры наказания в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста в момент совершения преступления, а так же женщин, находившихся в состоянии беременности во время совершения преступления либо к моменту вынесения или исполнения приговора.  
   УК РСФСР отменял недемократические нормы, устанавливающие уголовную ответственность с 12-ти лет, по новому законному уголовной ответственности подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Лишь по незначительному кругу преступлений устанавливалась уголовная ответственность с 14 лет.7 При этом суд наделялся правом применять принудительные меры воспитательного характера – объявления строгого выговора, передачу несовершеннолетних под строгий надзор родителей, под наблюдения трудового коллектива, если считал, что несовершеннолетний преступник будет исправлен без применения уголовно – правовых мер.  
   Определенные изменения были внесены и в законодательство о государственных преступлениях. Новое законодательство устранило строгую уголовную ответственность за изготовление и распространение антисоветской литературы без цели подрыва или ослабления авторитета советской власти. Были признаны утратившими общественную опасность и такие деяния, как контрреволюционный саботаж и активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленная на ответственной должности при царском строе или у контрреволюционного правительства в период гражданской войны. 
   Под страхом уголовного наказания УК РСФСР запретил деяния, представляющие собой действительную общественную опасность в конце 50-х – начале 60-х гг.

       Таким образом, представилось возможным значительно сузить сферу уголовных репрессий и ориентировать правоохранительные органы на борьбу с наиболее опасными общественными деяниями и не отвлекать их внимание и силы на принятие уголовных мер к лицам, совершающим административные или дисциплинарные проступки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Основы гражданского законодательства Союза ССР 1961 г.

         Итог развития имущественных отношений в социалистическом обществе подвело гражданское законодательство, закрепившее принципы социализма в гражданском праве.

      Существовавшее к началу 50-х гг. гражданское законодательство устарело в очень значительной мере. Некоторые нормы, принятые более 30 лет назад, на практике уже не применялись. Кроме того, гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же Советского Союза такая систематизация никогда не проводилась. Между тем природа союзного государства делала необходимым выработку и закрепление норм, которые бы смогли определить единые для страны принципы регулирования гражданско-правовых отношений. Поэтому 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

        В Основах были сформулированы положения, в целом отражавшие сложившуюся в Советском Союзе систему имущественных отношений. Закон закреплял государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

       В разделе, посвященном праву собственности, подчеркивалось, что Советское государство является собственником всего государственного имущества. За конкретными государственными предприятиями закреплялась только часть этого имущества, поступавшего в их оперативное управление.

Впервые в истории советского законодательства давались классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.

        В разделе Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, посвященном обязательственному праву, ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между общественными и государственными организациями. Эти нормы имели цель использовать договорную систему как инструмент обеспечения ответственности предприятий, и организаций за ассортимент, качество и комплектность продукции, своевременность ее поставки, а так же для выполнения народно-хозяйственных планов.

        Основы определяли единые для всего Союза ССР принципы регулирования имущественных гражданских отношений. Принималось, что государство защищает личную собственность граждан, основанную на их труде и предназначенную для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Основы устанавливали, что имущество, находившееся в личной собственности граждан, не могло быть использовано для извлечения иных нетрудовых доходов8.

      Следует отметить, что Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. регулировали имущественные отношения в обществе, где отсутствовала частная собственность на средства производства и наличествовала социалистическая система ведения хозяйства.

В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы гражданского судопроизводства Союза ССР 1961 г

 

         На седьмой сессии Верховного Совета СССР 8 декабря 1961 г. были утверждены и приняты Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик.

         Основы устанавливали и закрепляли единые для всего Союза ССР принципиальные общие положения гражданского процессуального права. Они заменяли множество устаревших норм гражданских процессуальных кодексов 20-х гг. В законе была заложена юридическая база для единообразного решения коренных вопросов гражданского судопроизводства, закреплялись основные права и обязанности участников гражданского процесса.

          Основы формулировали задачи гражданского судопроизводства, состоявшие в быстром и правильном рассмотрении и разрешении гражданских дел.

           Законом предусматривалось расширение участия коллективов трудящихся и организаций в судебном рассмотрении гражданских дел. Для защиты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и доносить до суда мнение коллектива по рассматриваемому делу. В случаях, предусмотренных законом, гражданские дела рассматривались товарищескими судами.

В 1964 г. в соответствии с Основами и в их развитие были приняты новые гражданско-процессуальные кодексы союзных республик.

 

 

 

 

 

 

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР 1964 года

Верховный Совет СССР принял ГПК РСФСР 11 июня 1964 года. Кодекс состоял из 6 разделов, 42 глав и 438 статей. Разделы Кодекса располагались в следующем порядке: 
1. Общие положения 
2. Производство в суде первой инстанции 
3. Производство в кассационной инстанции 
4. Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу 
5. Исполнительное производство 
6. Гражданские процессуальные права иностранных граждан и лиц без гражданства. 
         По сравнению с ранее действовавшим законодательством ГПК РСФСР 1964 г. характеризовался двумя отличительными чертами:

     1. Более детально регламентировал важнейшие вопросы гражданского процесса и, в частности, содержал новые главы «Состав Суда. Отводы», «Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству», «Прекращение производства по делу» и др.  
     2. Кодекс последовательно проводил курс на демократизацию дальнейшего гражданского судопроизводства и устанавливал дополнительные гарантии правосудия по гражданским делам.

       Если говорить о нововведениях в ГПК РСФСР, то следует отметить следующие положения. 
ГПК РСФСР определял и закреплял порядок рассмотрения трех видов производств в гражданском процессе:

     1. Дел искового производства, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений. 
     2. Дел, возникающих из административно – правовых отношений. 
     3. Дел особого производства9.

     При этом подчеркивалось, что дела, возникающие из административно – правовых отношений, и дела особого производства рассматриваются общими правилами судопроизводства за некоторыми отдельными изъятиями, устанавливаемые законодательством Союза ССР и РСФСР. 
       Следует отметить, что кодексом были расширены права государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в гражданском судопроизводстве. В частности, им предоставлялась возможность предъявлять иски в защиту прав и интересов других лиц, принимать участие в рассмотрении дел. Важнейшей гарантией активного использования этого права органами, организациями, трудовыми и гражданскими коллективами служила ст. 94 ГПК. Названные субъекты, обратившись в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов других лиц, освобождались от обязанности возмещать ответчику судебные издержки полностью или пропорционально той части исковых требований, в которых истцу было отказано. В этом случае судебные издержки ответчику возмещались из средств государственного бюджета.  
   ГПК РСФСР прямо обязывал суды принимать активное участие в предупреждении правонарушений и устранении причин и условий, способствующих их совершению. Согласно ст.225 ГПК РСФСР, суд, рассматривая жалобу и установив факты волокиты, зажима критики, преследования за жалобу или иные правонарушения, обязан был вынести частное определение и направить его вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или органу.10 При этом указанное должностное лицо или орган обязывались в месячный срок сообщить суду о мерах, принимаемых по частному определению.  
   Кодекс преодолевал пробелы в ранее действовавшем законодательстве и называл новую категорию дел, рассматриваемых в порядке особого производства – установление неправильностей в книгах записей актов гражданского состояния. Согласно ст. 268 ГПК РСФСР суды обязаны были рассматривать такие дела, если органы загса отказывались внести исправления в произведенную запись.  
   Статья 327 ГПК РСФСР значительно расширяла права суда при рассмотрении дел в порядке надзора, не связывала его только доводами протеста. В этом случае суд обязан был по имеющимся в деле и дополнительно предоставленным материалам проверить законность и обоснованность решения, определения и постановления, как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно и в отношении лиц, не указанных в протесте.  
   Очень важная гарантия охраны трудовых прав граждан содержалась в ст. 407 ГПК РСФСР. Она предоставляла суду право взыскивать с предприятия в пользу неправильно уволенного работника вознаграждение за вынужденный прогул в случаях, когда администрация предприятия не выполняет решения суда и отказывается восстанавливать работника на работе. При этом ущерб, причиненный выплатой работнику денежных средств вследствие неисполнения решения суда, может быть взыскан с виновного должностного лица.  
     ГПК РСФСР 1964 г. соответствовал задачам советского гражданского производства тех лет и, в основном, обеспечивал эффективную работу судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел.  
 
                 

Информация о работе Вторая советская кодификация материального и процессуального права