Перемены лиц в обязательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ законодательства Республики Беларусь регулирующего институт перемены лиц в обязательстве, а также изучение основных способов перемены лиц в обязательстве по договору: уступки права требования и перевода.
Задачами курсовой работы по теме «Перемены лиц в обязательстве» являются:
охарактеризовать правовую природу перемены лиц в обязательстве;
дать понятие перемены лиц в обязательстве
раскрыть уступку права требования по договору;
охарактеризовать содержание договора уступки требования;
определить форму договора уступки требования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕМЕНЕ ЛИЦ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ
6
1.1 Правовая природа перемены лиц в обязательстве
6
1.2 Понятие перемены лиц в обязательстве
9
2 СПОСОБЫ ПЕРЕМЕНЫ ЛИЦ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ
19
2.1 Уступка права требования по договору
19
2.2 Перемена лиц по договору перевода долга
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
33

Прикрепленные файлы: 1 файл

Якубович Гражданское право Перемен лиц в обязательстве.docx

— 65.48 Кб (Скачать документ)

В законодательстве же Российской империи переход прав кредитора к другому лицу в обязательствах между живыми в виде общего положения так и не был урегулирован, а существовал лишь применительно к отдельным видам договоров. И лишь первые гражданские кодексы советских республик допускали общий переход прав к иному лицу в форме уступки требования (ст. 126 ГК БССР, вступившего в силу 1 марта 1923 г.)[17, с. 471]

Гражданский кодекс БССР 1964 г. (как и гражданские кодексы других союзных республик) практически воспроизвел в чуть более расширенном, виде положения первого Гражданского кодекса.

Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. в целом сохраняет преемственность применительно к регламентации перехода прав кредитора к иному лицу. Но при этом он регулирует не только уступку требования как основание перемены лиц в обязательствах, но и иные основания перехода прав к другому лицу (универсальное правопреемство и т.д.), в то время как в Гражданском кодексе 1964 г. регулирование вопросов перехода прав к другому лицу содержалось, кроме как в главе 17 «Уступка требования и перевод долга», и в иных главах, посвященных, соответственно, юридическим лицам; наследственному праву и т.д. Кроме того, Гражданский кодекс 1998 г. содержит и иные основания перехода прав кредитора к другому лицу, не известные Гражданскому кодексу 1964 г. К таким новелламотносятся суброгация, исполнение обязательства должника-залогодателя и т.д. [6, ст. 358].

Право (требование), принадлежащее  кредитору по обязательству, может быть передано им другому лицу:

  • по сделке - уступка требования (цессия. - от латинского cessio - уступка; при цессии лицо, уступающее требование, именуется «цедент», а лицо, приобретающее требование – «цессионарий»);
  • на основании акта законодательства.

Гражданский кодекс предусматривает следующие случаи перехода прав кредитора по обязательству к другому лицу на основании акта законодательства и наступления указанных в нем обстоятельств:

  • в результате универсального правопреемства в правах кредитора. Такое универсальное правопреемство происходит:
  1. при реорганизации юридического лица, когда, например, в связи с преобразованием юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят, как правило; все имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица [6, ст.54];
  1. при наследовании, когда имущество умершего (наследственное имущество) переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое в один и тот же момент [6, ст. 1031];
  • по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законодательством.

Гражданский кодекс 1998 года содержит указание о возможности  перевода прав и обязанностей на основании  решения суда. Так, в соответствии с п. 3 ст. 253 ГК, при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя[17, с. 472];

  • вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству. В этих случаях наступает сингулярное (частное) правопреемство.

Нормы Гражданского кодекса, регламентирующие полностью отношения залога, не содержат регулирование перехода прав кредитора (по отношению к должнику по основному обязательству) к залогодателю, не являющемуся должником, а лишь предусматривают для такого залогодателя [6, п.7 ст. 331]возможность прекратить обращение взыскания на предмет залога путем исполнения обеспеченного залогом обязательства или той его части, исполнение которой просрочено.

Иная ситуация с поручительством: в соответствии со ст. 345 Гражданского кодекса к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежащие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора (поручитель также вправе требовать от должника уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника). По исполнении поручителем обязательства кредитор обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование (при этом Гражданский кодекс допускает возможность иной регламентации данных отношений законодательством или договором). Однако п. 1 ст. 345 ГК вступает в противоречие с п. 3 ст. 344и ст. 346, указывающими, что поручитель приобретает право регрессного требования к должнику по основному обязательству, право же регрессного требования и право кредитора по основному обязательству не совпадают

  • при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая.

Суброгация - переход к  страховщику, выплатившему страховое  возмещение по имущественному страхованию, права требования (в пределах выплаченной суммы), которое имели страхователь или лицо, получившее страховое возмещение, к лицу, ответственному за наступление страхового случая[6,ст. 855].Договором могут быть установлены иные правила, однако условие договора, исключающее переход к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно. В силу данной нормы Гражданского кодекса страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования;

    • в других случаях, предусмотренных законодательством.

Так, например, в силу ст. 294 Гражданского кодекса третье лицо, подвергающееся опасности утратить свое право на имущество должника (право аренды, залога или др.) вследствие обращения кредитором взыскания на это имущество, может за свой счет удовлетворить требование кредитора без согласия должника. В этом случае к третьему лицу переходят права кредитора по обязательству.

Глава 24 Гражданского Кодекса  Республики Беларусь [6, ч.2 п. 1 ст. 353] содержит положенияоб отличии правового явления «переход прав кредитора к другому лицу» от правового явления«регрессное требование».

Отношения, возникающие при  уступке требования, действительно  очень схожи с отношениями, возникающими при регрессе, например, регрессном требовании в солидарном обязательстве  при множественности на стороне должника (должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право обратного (регрессного) требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого, если иное не вытекает из отношений между должниками), [6, пп.1 п.2 ст. 306].

Суть же отличия заключается  в том, что при регрессе происходит не только замена кредитора, но и возникает новое обязательство (новые обязательства), тогда как при переходе прав кредитора обязательство остается неизменным.

По общему правилу переход  прав кредитора не требует согласия должника, так как подобный переход не затрагивает его интересов: должнику безразлична личность кредитора в связи с тем, что на должнике лежит исключительно обязанность и не существует встречного удовлетворения. Однако Гражданский кодекс допускает, что законодательством либо договором могут быть предусмотрены случаи, когда согласие должника необходимо[17, с. 473].

Как правило, эти случаи связаны  с наличием двустороннего (взаимного) обязательства. Наиболее интересны  в этом отношении права, связанные с участием в юридических лицах, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (в отличие от юридических лиц, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав либо имеют вещные права [6, п. 2 и п. 3 ст. 44]).

Применительно к правам участия могут передаваться без согласия должника (при этом в отношениях между самими участникамидолжником выступает иной участник (иные участники), а в отношениях между участником и юридическим лицом - само юридическое лицо) права в тех юридических лицах, в которых имущественный элемент довлеет над элементом личным (юридические лица, в которых личность участника не влияет на внутреннюю сущность юридического лица).

К юридическим лицам, в  которых права участников связаны  с их личностью и одновременно с обязанностями (следовательно, и не могут быть переданы без согласия должника), относятся:

  • полное товарищество (п. 1 ст. 76 ГК требует согласия остальных участников на уступку доли участника);
  • коммандитное товарищество (применительно к правам полных товарищей, п. 2 ст. 81 ГК);
  • общество с ограниченной ответственностью в части уступки доли третьим лицам (в силу своей двойственной природы – «юридическое лицо с элементами товарищества» - в соответствии с п. 2 ст. 92 ГК уступка участником доли третьим лицам возможна, если ограничения не предусмотрены уставом общества), однако в отношении уступки доли участником другому участнику ограничения отсутствуют[6, п.1 ст.92];
  • общество с дополнительной ответственностью[6, п.3 ст.94];
  • закрытое акционерное общество (согласно п. 2 ст. 97 ГК, участник закрытого акционерного общества может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия иных акционеров, при этом переход прав кредитора по акциям к иному лицу наблюдается лишь в том случае, если акция существует лишь как акция-обязательство, т.е. выпущена в бездокументарной форме и отсутствует акция в документарной форме - акция-вещь, по которой переход прав осуществляется в силу иных институтов);
  • производственный кооператив (согласно п. 3 ст. 111 ГК, член кооператива вправе передать свой пай другому члену кооператива, если законодательством или уставом не предусмотрено иное; передача же пая иному лицу допускается лишь с согласия кооператива).

К юридическим лицам, в  которых права участников не связаны с их личностью и одновременно с обязанностями (не могут быть переданы без согласия должника), относятся:

а) коммандитное товарищество - применительно к правам коммандистов [6, п. 4 ст. 84];

б) открытое акционерное  общество [6, п. 1 ст. 96].

В обществе с ограниченной ответственностью и в обществе с дополнительной ответственностью участник вправе уступить свою долю другим участникам без всяких ограничений[6, п. 4 ст. п. 1 ст. 92 и п. 3 ст. 94].

В случае перехода прав кредитора к другому лицу должник должен быть письменно уведомлен о таком переходе, так как без такого уведомления должник не имеет права исполнять обязательство, например, цессионарию (так как это будет признано ненадлежащим исполнением обязательства вследствие исполнения ненадлежащему лицу). Так как стороной по обязательству, по которому переходят права кредитора, например при цессии, является цедент, то именно цедент, а не цессионарий, как правило, должен направить должнику уведомление об уступке, так как до момента такого уведомления должник не имеет никаких отношений с цессионарием и получение такого уведомления от цессионария вряд ли может рассматриваться как обязательное для должника. Однако если цессионарий вместе с письменным уведомлением направит должнику документы (например, договор),из которых явно следует, что права кредитора перешли к цессионарию, то такое уведомление также следует признать надлежащим. При этом, учитывая то, что Гражданский кодекс [6, п. 3 ст. 353] возлагает на нового кредитора риск неблагоприятных последствий, вызванных ненадлежащим уведомлением должника, целесообразно предусмотреть в договоре уступки требования возложение обязанности по уведомлению должника на цессионария или на цедента, и в случае возложения этой обязанности на последнего также установить его (цедента) ответственность перед цессионарием за причиненные неуведомлением или не надлежащим уведомлением должника убытки.

В связи с тем, что Гражданский кодекс Республики Беларусь не связывает действительность перехода прав кредитора к другому лицу, в том числе и момент вступления в силу договора об уступке требования, с уведомлением должника, неуведомление должника об уступке требования не влечет за собой недействительность договора об уступке требования либо изменение срока вступления ее в силу[17, с.475].

Если же должник, который  не был надлежащим образом уведомлен  о переходе прав кредитора к другому  лицу, исполнит обязательство первоначальному  кредитору уже после того, как  такой переход состоялся, то такое  исполнение признается надлежащим, но у нового кредитора появляются основания требовать от первоначального кредитора передачи всего полученного от должника как неосновательно приобретенного (неосновательное обогащение - гл. 59 ГК). Если же должник, надлежащим образом уведомленный о передаче права требования, исполнит обязательство первоначальному кредитору, такое исполнение не считается надлежащим исполнением обязательства и, следовательно, не освобождает должника от исполнения обязательства перед новым кредитором.

Гражданский кодекс не допускает перехода к другому лицу прав кредитора, связанных с личностью кредитора настолько, что исполнение такого требования иному лицу противоречило бы сути данного обязательства[6, ст.354]. К таким обязательствам, в частности, относятся алиментные обязательства, поскольку назначением данных обязательств является материальная поддержка кредитора. Этот запрет действует также и в отношении уступки требования о возмещении вреда, вызванного повреждением здоровья или причинением смерти.

Исходя из того, что перечень оснований запрета на переход  прав кредитора, непосредственно связанных  с его личностью, к другому лицу не является закрытым, к категории прав, которые не передаются, следует также отнести личные неимущественные права граждан [6, ст.151], например, право на имя, право авторства.

С личностью кредитора  могут быть связаны и права  участия в юридических лицах. Это касается юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав [6, п. 3 ст. 44], а имеют лишь личные, которые уступить нельзя (право членства нельзя уступить, в частности продать). К таким лицам относятся:

  • общественное объединение;
  • религиозная организация;
  • благотворительные и иные фонды;
  • объединение юридических лиц (ассоциация, союз).

Информация о работе Перемены лиц в обязательстве