Опека и попечительство в римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть особенности опеки и попечительства по римскому праву.
В соответствии с целью в работе ставятся следующие задачи:
- дать понятие правой дееспособности как качества субъекта права;
- раскрыть юридическое содержание и виды опеки;
- раскрыть юридическое содержание и виды попечительства.

Содержание

Введение ……….…………………………………………………………………3
Глава 1 Правоспособность и дееспособность в римском праве ……..……5
Глава 2 Правовая характеристика опеки в римском праве
2.1 Понятие и юридическое содержание опеки ………………………………10
2.2 Виды опеки ……………………………….…………………………………12
Глава 3 Правовая характеристика попечительства в римском праве
3.1 Понятие и сущность попечительства………………………………………15
3.2 виды попечительства…………………...……………………………………17
Заключение ……………………………..………………………………………19
Список использованной литературы………………..………………………21

Прикрепленные файлы: 1 файл

римское право.docx

— 45.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Глава 2 Правовая характеристика опеки  в римском праве

2.1 Понятие  и юридическое содержание опеки

Опека –  это даваемая и дозволяемая цивильным  правом власть в отношении свободного лица, с тем чтобы дать защиту тому, кто по возрасту не в состоянии  защитить себя самостоятельно.

У малолетнего, если он являлся persona sui iuris, отсутствие дееспособности до достижения совершеннолетия компенсировалось обязательным участием в сделках на его стороне зрелого мужчины –  опекуна. Женщина sui iuris ставилась под опеку (tutela mulierum) независимо от возраста. Для совершения юридически значимого действия лицом под опекой требуется одобрение и утверждение акта со стороны опекуна.

Auctor (действующим лицом) юридического акта со стороны опекаемого считается опекун. Однако взрослая женщина нуждается в auctoritas опекуна лишь для составления завещания, отчуждения res mancipi и установления узуфрукта (поскольку для этого необходима in iure cessio), а также для совершения stipulatio и acceptilatio, тогда как малолетний — при совершении любого акта, связанного с установлением обязательства. Трактовка обязательства малолетнего из сделки, заключенной без auctoritas опекуна, как obligatio naturalis (натурального обязательства) относится к более позднему времени и не отрицает недействительность такой сделки, хотя более и не полагает ее ничтожной.

Более того, если опекуном женщины выступает  лицо, отличное от агнатического родственника (не tutor legitimus), его роль принимает в предклассическую эпоху символический характер, поскольку он даже против своей воли может быть принужден претором дать auctoritas (auctor fieri) [2].

Практика, таким образом, показывает, что институт опеки нацелен именно на компенсацию  дефекта дееспособности, определяемого  формально, тогда как обоснования, исходящие из психических особенностей лиц, поставленных под опеку, вторичны. С таким заключением согласуется  и различие функций опекуна в  зависимости от возраста подопечного.

Опекун  с необходимостью принимает на себя общее управление имуществом (bonorum administratio) младенца, infans, а также в случае отсутствия подопечного, когда даже ведение дел (gestio) женщины оказывается у опекуна. В этой ситуации наблюдается функциональное деление собственности, когда статичным и абстрактным собственником имущества является опекаемый, а его распорядителем и управляющим — опекун. Реальные права опекуна определяются, однако, лишь недееспособностью подопечного. После достижения совершеннолетия он выходит из-под опеки и оказывается собственником в полном объеме без какого-либо формального акта по передаче права; после смерти опекуна его наследники не имеют на имущество опекаемого никаких прав, сохраняя лишь ответственность в объеме обогащения наследодателя-опекуна перед подопечным.

Юридическая защита подопечного. Под опекой может состоять только самовластное лицо, поэтому potestas, которой наделен опекун в отношении личности опекаемого, не отрицает, а подтверждает его свободу, указывая на уровень согласования правомочий. Участие опекуна не ограничивается контролем за принятием решений или управлением имуществом несовершеннолетнего или женщины – опекун обеспечивает полноту статуса автономного субъекта правового общения, обогащая его способностью к юридически значимому распоряжению своим имуществом. Именно так следует понимать уподобление опекуна собственнику.

Отношения опеки строятся на основе fides – личной связи, воспринимаемой в сфере оборота как единство persona участников. Поэтому опекун приобретает владение и собственность непосредственно в пользу подопечного, а также может отчуждать вещи подопечного. Опекун, который обратил приобретения, сделанные на средства подопечного, в свою пользу, отвечает перед ним по преторским искам, построенным по аналогии (actiones utiles) с исками о собственности или о возврате денег.

    1.  Виды опеки

 

Наиболее частый случай недееспособности – это несовершеннолетие. Человек  правоспособен уже с самого момента  своего рождения: он может тотчас же оказаться обладателем огромного  состояния и участником самых  сложных юридических отношений. Но очевидно, что признать за ним  тотчас же и дееспособность нельзя.  Вследствие этого всякое право уже  с самых древних времен откладывает  дееспособность человека до достижения им известной степени физической и психической зрелости. Вопрос заключается  только в том, какими признаками определить наступление этой зрелости, достижение совершеннолетия.  Момент этот не для всех людей одинаков, вследствие чего определение этого момента для каждого отдельного лица составляет обыкновенно дело его семьи, и признание совершеннолетним выражается в каких-либо внешних знаках – смене детской одежды на одежду взрослых и т. п. Также точно и римское право долгое время различие между puberes и impuberes строило на этом единственном признаке половой зрелости.

Для женщин этот вопрос был фиксирован обычаем несколько ранее, чем  для мужчин: уже в эпоху классических юристов совершеннолетие наступает  для них с достижением 12 лет. Относительно же мужчин мы еще среди классических юристов встречаем разногласие: сабиньянцы стоят еще всецело на старой точке зрения, меж тем как прокульянцы признают совершеннолетними всех, достигших 14 лет; есть рядом и среднее мнение, в силу которого необходимо достижение 14 лет, но сверх того и половой зрелости [6].

Между ребенком только что родившимся и юношей, приближающимся к pubertas, есть масса промежуточных ступеней: человек, возрастая, постепенно приобретает способность ориентироваться – сначала в вещах более простых, а потом и более сложных. Конечно, со всеми этими переходными стадиями право считаться не может, но игнорировать известные крупные различия оно не в состоянии. Так и римское право различает среди несовершеннолетних две группы – infantes и infantiae majores. Infantes – это первоначально дети, которые еще не могут говорить, – «qui fari non possunt»; позже, однако, и здесь был установлен возрастной признак – достижение 7 лет.  Дети от 7 до 14 лет суть infantiae majores.

В зависимости от возраста опекаемого различна и роль опекуна.  Infantes никакого участия в гражданском обороте не принимают; всякое волеизъявление их ничтожно, оно даже не может быть основанием для согласия опекуна. Вследствие этого их всецело заменяет опекун, который и ведет их дела в описанных выше условиях.

За детьми от 7 до 14 лет, напротив, уже  признается известная способность  разумения, вследствие чего сделки чистого  приобретения они могут совершать  даже сами, без согласия опекуна; во всех же остальных случаях они  действуют при участии опекуна, который дает свою auctoritas.  По достижении 12 или 14 лет человек считается совершеннолетним и, следовательно, может вести свои дела самостоятельно. Однако, этот возраст (или, в период республики, возраст половой зрелости), бывший, быть может, достаточным в эпоху простых отношений, что якобы совершеннолетние дети 14-15 лет начали все чаще и чаще служит объектом для эксплуатации. В виду этого был издан особый закон – lex Plaetoria, – который устанавливал уголовное преследование против лиц, которые воспользовались неопытностью юношей, достигших совершеннолетия, но не достигших 25 лет. Претор затем расширил применение этого закона и стал давать не только в случаях явного обмана, но и вообще в случаях невыгодности сделки. Благодаря этому возникла новая категория – minores, которые пользуются особым покровительством закона. 

Но если  совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей  дееспособности в том смысле, что  для действенности совершаемых  им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде  последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 (12) – 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.

Опека над женщинами. Женщина в старое время, и не только в римском праве, считается недееспособной даже тогда, когда она не находится ни под властью отца ни под властью мужа. Причина этого заключается не столько в какой-нибудь грубости нравов, сколько в характере примитивного правопорядка: как мы знаем, в древнее время обладание правом и защита его предполагали способность субъекта владеть оружием.  Женщина вследствие отсутствия такой способности всю жизнь свою должна была находиться под опекой своего ближайшего агната или того лица, которое назначено ей опекуном в завещании отца или мужа. Уже в конце республики она имеет только формальное значение.

Как мы видим, в древнейшие времена опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников.

Вместе с тем постепенно развился и контроль государства  над деятельностью опекунов. Развивается  система исков к опекуну в  случаях непредставления им отчета о ведении дел подопечного  и в случаях не только растраты, но и нерадивого ведения дел [3].

Таким образом, практика показывает, что институт опеки нацелен именно на компенсацию дефекта дееспособности, определяемого формально, тогда  как обоснования исходящие из психических особенностей лиц, поставленных под опеку, вторичны. С таким заключением  согласуются и различие функций  опеки в зависимости от возраста подопечного.

 

Глава 3 Правовая характеристика попечительства в римском праве

3.1 Понятие  и сущность попечительства

 

Попечительство (от cura - забота) – это институт цивильного права, посредством которого управление имуществом умалишенного, который был не способен совершать юридические действия, доверялось куратору (curator).

Попечительство считалось особым видом законной опеки (т.е. устанавливаемой только по решению властей) в отношении сумасшедших и безумных (с. furiosi), а также расточителей. Попечительство устанавливалось по решению магистрата, который исследовал психическое состояние и социальное поведение интересующего лица. В отношении безумных могло быть принято решение о полной их недееспособности – тогда попечитель полностью принимал на себя ведение дел и возможных судебных процессов опекаемого, но могло быть признано наличие «светлых промежутков» -  тогда действия опекаемого, совершенные в эти промежутки, имели полную правовую силу.

В отношении  расточителей принималось решение  об их ограниченной дееспособности, прежде всего в активном распоряжении их имуществами: они не могли совершать  сделки отчуждения, заключать обязательства личного характера, но они сохраняли все права по приобретению имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред. Установление надзора (custos) предусматривалось законами XII таблиц над безумным (furiosus) и расточительным (prodigus) домовладыкой.

По закону cura furiosi et prodigi принадлежала ближайшему агнату, а в его отсутствие — сородичам. Закон дошел в поздней редакции, текст которой объединяет эти категории попечителей, так же как и риторская редакция закона о порядке наследования без завещания, имплицированно противопоставляя их наследнику, назначенному по завещанию.

 

 

Сущность  надзора заключается в компенсации  дефекта воли подопечного. Замещение  распорядительных полномочий безумного  — как внешнего момента личности — выражается в законе понятием «potestas», личной власти куратора, объектом которой выступает как pecunia (вовлеченное в оборот имущество безумного), так и он сам в качестве общественно опасного субъекта.

Управление  имуществом безумного или расточителя  первоначально основано на переносе распорядительных полномочий подопечного (auctoritas) на куратора, так что его личность оказывается внешним выражением persona недееспособного домовладыки («personam domini sustinet»). Потестарная природа института восходит к принципам функционирования патриархальной семьи, когда agnatus proximus был одним из подвластных. Отражением этого порядка является древнее представление о недопустимости принятия роли куратора сыном безумного или расточителя, нарушенное рескриптом Антонина Пия [4]. 

3.2 Виды попечительства

 

Попечительство над безумными и сумасшедшими (furiosi, dementes, mente capti) – известна уже законам XII т. Так попечительство и здесь было делом ближайшего родственника и наследника, причем оно давало ему potestas над личностью и имуществом опекаемого. Дальнейшее развитие шло более интенсивным контролем правительства и в праве Юстиниана опекун к безумному обыкновенно назначается уже властью. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности; например, так как договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совершать ни немые, ни глухие.  Разумеется, назначению попечителя предшествовало расследование психического состояния больного со стороны магистрата, от которого зависело установление опеки. В светлые промежутки (lucida intervalla), когда к сумасшедшим возвращается сознание, они вполне дееспособны.

Попечительство над расточителем – это лица слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения – также известна уже Законам XII т. По заявлению лиц заинтересованных (прежде всего, конечно, ближайших родственников) магистрат, впоследствии претор, производил расследование и, если признавал наличность расточительной наклонности, налагал на расточителя запрещение – interdictio. Кроме рассмотренных основных случаев попечительства, в более развитом римском праве мы встречаем целый ряд других, когда по тем или другим причинам преторской властью временно назначается попечитель:

Попечительство над имуществом, коего владелец неизвестен или почему-либо не может оным владеть или распоряжаться. Это было представительство в интересах общественной пользы. Попечительство над имуществом учреждалось в случаях несостоятельности лица, для охраны наследственного имущества при неизвестности наследника или в тех случаях, когда наследник еще не родился, в случаях безвестного отсутствия собственника.

Информация о работе Опека и попечительство в римском праве