Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 12:45, курсовая работа
Впервые ГПК РФ предусматривает такой вид доказательств, как аудио- и видеозаписи. Аудио- и видеозаписи могут быть вещественными доказательствами, например аудио- и видеозаписи, содержащие контрафактные произведения, по делам о защите авторских и смежных прав. Однако в комментируемой статье аудио- и видеозаписи рассматриваются как самостоятельные доказательства и имеют ценность в силу предоставления информации, необходимой для разрешения дела.
Введение 2
1. Аудио- и видеозаписи как средства доказывания 5
1.1. Выделение аудио- и видеозаписей в качестве самостоятельных доказательств 5
1.2.Место аудио- и видеозаписей в системе доказательств 11
1.3. Условия использования аудио- и видеозаписей как доказательств в гражданском процессе 13
2. Исследование аудио- и видеозаписи в гражданском процессе 17
2.1. Воспроизведение аудио- и видеозаписи. 17
2.2. Фальсификация доказательств 20
2.3. Хранение и возврат носителей аудио- и видеозаписей 22
Заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
После окончания воспроизведения лица, участвующие в деле, дают объяснения относительно доказательственного содержания прослушанного и просмотренного материала (ст. 185 ГПК РФ).
Во время исследования
аудио- или видеозаписи лицо, участвующее
в деле, может заявить о подложности
этого доказательства. Такое заявление
нередко бывает оправданным, в практике
встречаются различные виды подлога
(фальсификации). В случае подложности
указанных записей
Заявление о подлоге может исходить от любого лица, участвующего в деле, в отношении любого документа, представленного в качестве доказательства. При этом это лицо обязано четко указать, в чем выражается подложность записи. Утверждение о том, что факты и обстоятельства, представленные аудио- или видеозаписью, не соответствуют действительности, само по себе не является заявлением спора о подложности, а представляет собой отрицание наличия фактов, на которых основаны требования или возражения на них.
В законе не содержится указания
на то, в какой форме заявляется
ходатайство о подложности
Если заявившее о подложности
доказательства лицо настаивает на обоснованности
своих утверждений, то суд может
предложить представившей это
Фальсификация доказательств является уголовно наказуемым деянием. В соответствии со ст. 303 УК РФ фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.
В необходимых случаях,
когда для выяснения
ГПК РФ не предусматривает
обязанности суда возбудить уголовное
дело по факту фальсификации
Порядок хранения аудио- и видеозаписей аналогичен порядку хранения вещественных доказательств. Носители аудио- и видеозаписей хранятся в суде. Суд принимает меры для сохранения их в неизменном состоянии(ст. 78 ГПК РФ).
Слабое свойство доказательств,
закрепленных в электронной форме,
состоит в том, что аудио- и
видеозаписи с помощью
В качестве гарантии против
изменения или уничтожения
Порядок возврата носителей
аудио- и видеозаписей более сходен
с порядком возврата письменных доказательств.
Подлинные записи, представленные в
суд в качестве доказательств, возвращаются
лицу, представившему их. В случае обжалования
судебного постановления в
Как правило, доказательства
возвращаются после вступления
в силу судебного
Эти исключения касаются редких случаев, когда первоисточник необходим и незаменим для какой-либо деятельности. Предпочтительнее с помощью технических средств за счет лица, представившего и требующего аудио- и (или) видеозапись, с соблюдением гарантий неизменности первоисточника информации снимать с него копию.
Процессуальное оформление возврата из гражданского дела носителей аудио- и видеозаписей проводится вынесением судьей определения. Это определение может быть обжаловано любым лицом, участвующим в деле. В законе не указаны субъекты, имеющие право подать частную жалобу на определение судьи о возврате или отказе в возврате аудио- и видеозаписей.
Ранее гражданское процессуальное законодательство не предусматривало в .качестве средств доказывания аудио- и видеозаписи, а ст. 49 ГПК РСФСР называла исчерпывающий перечень средств доказывания, среди которых подобные записи не значились. Вместе с тем еще в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 1 декабря 1983 г. № 10 «О применении процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции» указывалось, что судом могут быть приняты в виде письменных доказательств документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники, а с учетом мнения участвующих в деле лиц суд вправе также исследовать представленные звуко-, видеозаписи. Однако это постановление кардинально не разрешило проблему использования аудио- и видеозаписей, поскольку шло вразрез с процессуальным законом, хотя соответствующая потребность с точки зрения практики существовала.
Сегодня аудио- и видеозаписям придан официальный статус доказательств, что делает возможности суда по установлению фактического состава дела более полными. К сожалению, законодатель не дает понятие этих средств доказывания, но специально подчеркивает: лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи. Это означает, что таковые должны быть получены законным способом, что соответствует ч.2 ст. 50 Конституции РФ, хотя гражданский процессуальный закон знает четкого определения понятия «законных» и «незаконных» способов получения доказательственного материала.
Ближайшую аналогию, если это вообще уместно, можно обнаружить в области уголовного процессуального законодательства, содержащего тезис о том, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Тем не менее, многие из оперативно-розыскных мероприятий нуждаются в дополнительной санкции со стороны суда, например, аудиозапись телефонных переговоров допускается на основании судебного решения.
Совершенно очевидно, что в сфере гражданского судопроизводства такая ситуация немыслима. Суд, отправляющий правосудие по конкретному гражданско-правовому спору, не вправе давать санкцию участвующим в деле лицам на аудио- и видеозапись, поэтому вопрос о способе получения этих средств доказывания остается открытым. В то же время происхождение аудио- и видеозаписи будет законным, если участники судебного разбирательства, присутствовавшие в открытом судебном заседании, фиксировали происходящее посредством электронных устройств (ч. 7 ст. 10 ГПК).
Порядок исследования судом аудио- и видеозаписей определяется как непосредственный при помощи специального оборудования с указанием в протоколе признаков воспроизводящих источников и времени воспроизведения. Но ввиду охраны прав и интересов граждан в открытом судебном заседании изучение этих доказательственных материалов разрешается только с согласия заинтересованных лиц при условии наличия в них сведений личного характера. Иначе судебный орган выносит определение о назначении закрытого заседания. В целях выяснения содержащейся в аудио- или видеозаписи информации судом может быть привлечен специалист, при необходимости назначается экспертиза.
Носители аудио- и видеозаписей хранятся в суде, который принимает меры для сохранения их в неизменном состоянии. В исключительных случаях и только после вступления решения суда в законную силу носители аудио- и видеозаписей могут быть возвращены лицу или организации, от которых они получены. По просьбе участвующего в деле лица ему выдаются изготовленные за его счет копии записей (ст. 78 ГПК).
1 Треушников, М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе / М.К. Треушников - М.:2010. – 387с.
2 Треушников, М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе / М.К. Треушников - М.:2010. – 387с.
3 Крашенинникова, П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ / П.В.Крашенинникова – М.:2011. – 529с.
4 Крашенинникова, П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ / П.В.Крашенинникова – М.:2011. – 529с.
5 Ярков, В.В. Гражданский процесс / В.В. Ярков – М.:2012. – 286с.
6 Треушников, М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе / М.К. Треушников - М.:2010. – 387с.
7 Ярков, В.В. Гражданский процесс / В.В. Ярков – М.:2012. – 286с.
8 Крашенинникова, П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ / П.В.Крашенинникова – М.:2011. – 529с.
9 Крашенинникова, П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ / П.В.Крашенинникова – М.:2011. – 529с.
10Крашенинникова, П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ / П.В.Крашенинникова – М.:2011. – 529с.
11 Крашенинникова, П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ / П.В.Крашенинникова – М.:2011. – 529с.
Информация о работе Исследование аудио- и видеозаписи в гражданском процессе