Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:14, курсовая работа
Гражданские процессуальные правоотношения являются достаточно сложным по содержанию юридическим понятием. Они давно известны в юридической науке, но впервые наиболее полная характеристика гражданского процесса как правоотношения была проведена немецким мученым- процессуалистом 19 в. Оскаром Бюловым1. Обоснованная им идея была воспринята в процессуальной теории, и у нее появились множество последователей. В связи с этим представляет интерес по структуре и по содержанию неоднократно издавшийся учебник русского гражданского судопроизводства А.Х. Гольмстена, который, по словам автора. Направлен на «последовательное проведение… той идеи, что процесс есть юридическое отношение, развивающееся по тем же ступеням, как всякое другое правоотношения»2
Введение 3
1. Понятие гражданских процессуальных отношений. Гражданский процесс 6
2. Предпосылки и основания гражданских процессуальных отношений. Содержание и объект процессуальных отношений 10
3.Субъекты гражданских процессуальных отношений и гражданского процесса. Их классификация 15
Заключение 23
Список используемой литературы
Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может лично осуществлять свои права и обязанности в суде в случае объявления его полностью дееспособным (эмансипация).
Процессуальная дееспособность гражданина прекращается с его смертью или признанием его в судебном порядке недееспособным. Третьей предпосылкой возникновения процессуальных отношений являются юридические факты, т. е. Факты, с наличием или отсутствием которых правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение процессуальных прав и обязанностей. Факты в гражданском процессуальном праве имеют определенную специфику.
Юридические последствия влекут не все факты, а только действия и бездействия суда и других участников процесса. Факты- события непосредственно не могут порождать возникновение или прекращение процессуальных правоотношений, они служат лишь основанием для совершения действий, которые непосредственно и влекут возникновение или прекращение правоотношений. Например, факт смерти истца сам по себе не приводит к процессуальному правопреемству. Для возникновения процессуальных отношений между судом и правопреемником необходимо, чтобы суд совершил процессуальные действия- допустил замену выбывшей стороны правопреемником.
Особенностью юридических процессуальных фактов является и то, что процессуальные отношения возникают, как правило, при наличии определенной совокупности юридических фактов - юридического состава. Под юридическим составом следует понимать систему юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий ( возникновение, изменение, прекращение правоотношений). Таким образом, юридические последствия вызывает один факт, а их система, выступающая как самостоятельное целое, как единый комплекс, который только и приводит к юридическим последствиям.
Для гражданских процессуальных отношений характерны такие юридические составы, в которых факты должны накапливаться последовательно, в строго определенном порядке. Элементы такого состава должны следовать один за другим в строгой установленной процессуальными нормами последовательности. Юридическое значение имеет и сам порядок накопление фактов. Например, экспертиза не может быть назначена и проведена ранее возбуждения гражданского дела. Если же она была проведена с нарушением закона, то заключение эксперта не может быть использовано судом в качестве судебного доказательства по делу.
В юридических составах с последовательным накоплением фактов последним, «завершающим» фактом всегда является факт действие. В ряду фактов в составах указанного типа факт - события не может быть завершающим фактом, после него обязательно должен следовать факт- действие. Это- особенность юридических составов в гражданских процессуальных правоотношениях.
Объект и содержание процессуальных правоотношений.
Исходя из общей теории права, объектом любого правоотношения является то, что направлено это правоотношение. Такое определение объекта правоотношение вполне применимо и к гражданским процессуальным правоотношениям. Рассматривая вопрос об объекте гражданских процессуальных правоотношений, следует различать общий объект всей системы процессуальных отношений по конкретному гражданскому делу и специальные объекты каждого элементарного правоотношения в отдельности.
Общим объектом всей системы процессуальных правоотношений по тому или иному конкретному делу является материально - правовой спор или охраняемый законом интерес, который суд должен разрешить или защитить.
Специальный объект элементарного правоотношения - результат, достигаемый в процессе осуществления конкретного правоотношения. Например, процессуальные правоотношение, связывающее суд со свидетелем, направлено по получение от свидетеля сведений о осуществленных для дела фатах. Процессуальное правоотношение между судом и истцом направлено на получение объяснения по делу об исковом требовании и его обосновании. Объектом процессуального правоотношения между судом и экспертом является основанное на специальных знаниях заключение о существенных для дела фактах и т. д.
Содержание гражданских процессуальных правоотношений определяются представителями теории гражданского процессуального права не однозначно. Например, Н. А. Чечина, Д. М. Чечот, К И, Комиссаров, В. М. Семенов считают, что содержанием гражданских процессуальных првоотношений являются процессуальные права и обязанности их субъектов. А. А, Мельников полагал, что содержанием процессуальных правоотношений является поведение субъектов, т.е. действия, совершаемые в процессе осуществления их прав и обязанностей.
Но процессуальные права и обязанности как мера возможного и должного - категории абстрактные. Они реализуются только путем совершения процессуальных действий и потому неразрывно связаны с поведением субъектов процессуальных правоотношений. Это является основанием для вывода о том, что содержанием гражданских процессуальных правоотношений являются как процессуальные права и обязанности субъектов отношений, так и процессуальные действия по их реализации7.
3. Субъекты гражданских процессуальных отношений и гражданского процесса. Их классификация
Субъекты гражданского процессуального права, реализуя принадлежащие им процессуальные права и обязанности, становятся участниками соответствующих гражданских процессуальных отношений 8.
В процессуальной доктрине дискутировался вопрос о соотношении понятий « субъект гражданского процессуального права» - «субъект процесса» - «субъект гражданских процессуальных отношений»9. Большинство современных исследователей, опираясь на общетеоретические положения, исходят из тождественности объема данных категорий. Есть и иные суждения: понятие субъектов гражданского процессуального права рассматривается как более широкое по объему относительно понятий субъектов процесса и субъектов процессуальных отношений10.
На наш взгляд, в решении данного вопроса следует различать два уровня: методологический (общетеоретический) и прикладной (правоприменительный), связанный реализацией в конкретном процессе права на судебную защиту. Общеметодологических позиции любой субъект, могущий быть субъектом гражданского процессуального права, также способен стать субъектом гражданского процесса и гражданских процессуальных отношений. В данном случае мы говорим о правовых возможностях, отраженных в процессуальном законе. Именно в этом смысле достаточно процессуальной правоспособности, чтобы стать субъектом и процессуальных права, и процесса, и процессуальных отношений11.
Однако в реальной процессе и реальных правоотношениях данные категории не всегда совпадают. Вместе с тем их соотношениях данные категории не всегда совпадаю. Вместе с тем их соотношение сложнее простого сопоставления объема понятий (сравнение «шире» или «уже» недостаточны).
Возможность быть субъектом судебной защиты и в таком контексте - субъектом гражданского процессуального права не связаны с возможностью своими действиями осуществлять субъективные гражданские процессуальные права и обязанности: это обусловлено, в первую очередь, абсолютного права на судебную защиту. Предоставление судебной защиты не может быть поставлено в зависимость от наличия дееспособности и от фактической возможности юридически действовать в процессе. Именно поэтому, чтобы быть стороной в деле, достаточно обладать гражданской процессуальной правоспособностью (ст. 36 ГПК). И именно поэтому, обладая гражданской процессуальной право- и дееспособностью, но бездействуя в процессе, в определенных ситуациях можно быть стороной в деле. Однако чтобы стать субъектом гражданских процессуальных отношений, процессуальной правоспособности недостаточно- важно обладать также гражданской процессуальной дееспособностью. Это объясняется тем, что, как мы видели, процессуальные отношения неразрывно связаны с юридическими действиями, с возможностью определенного субъекта не только иметь определенные гражданские процессуальные права, но и осуществлять их своими действиями. Без этого процессуальное отношение не может возникнуть, существовать и развиваться.
Здесь следует сделать важное замечание. Итак, мы различаем ситуации:
Лицо обладает только процессуальной правоспособностью и не обладает процессуальной дееспособностью;
Лицо обладает процессуальной правоспособностью и процессуальной дееспособностью;
лицо обладает процессуальной правоспособностью и процессуальной дееспособностью, но процессуальные права в реальном процессе само не реализует.
Общее заключается в то, что в обоих случаях лицо является субъектом гражданского процессуального права, но не конкретных процессуальных отношений. Различие кроется в соотношении способности быть субъектом права, иметь процессуальные права и обязанности и способности своими действиями их осуществлять.
Определяя соотношение понятий « субъект гражданского процессуального права»- « субъект гражданского процесса»- «субъект гражданских процессуальных отношений», следует иметь в виду следующее.
Во-первых, понятия «гражданское судопроизводство» и «гражданский процесс»- несинонимичны соответственно, можно быть субъектом гражданского судопроизводства, «попадая» под регулирование норм ГПК, не будучи субъектом гражданского процесса и гражданских процессуальных отношений. Например, субъекты приказного производства субъектами гражданского процесса и процессуальных отношений не является. Это участники особой судебной процедуры, урегулированной нормами ГПК, которая лежит за пределами гражданской процессуальной формы.
Во-вторых, допущение аналогии права в процессе (ч. 4 ст. 1 ГПК) означает, что можно быть субъектом гражданского процессуального права, гражданских процессуальных отношений, не будучи субъектом конкретной нормы ГПК. Данная ситуация объясняется несовпадением категорий «право» и «закон».
В-третьих, можно быть субъектом гражданского процессуального права, не будучи участником конкретных процессуальных отношений(таковы, например, случаи участия в процессе лиц, чьи права защищается прокурором, обратившимся в суд с заявлением в защиту их прав, свобод или законных интересов, либо субъектами ст. 46 ГПК). Последствия, определяемые гражданским процессуальным правом, «падают» на тех, чье право защищается (субъектами процессуальных отношений они могут и не быть), но не на тех, кто это право защищает12.
В-четвертых, можно быть участником отдельных гражданских процессуальных отношений, не становясь при этом участником процесса, но являясь, соответственно, субъектами гражданского процессуального права. Например, при выполнении обязанности представления доказательств по требованию суда лицами, не участвующими в деле (ч. 2, 3 ст. 57 ГПК).Участвующее в деле лицо при затруднительности представления необходимых доказательств вправе ходатайствовать перед судом о содействии. По ходатайству такого лица суд может непосредственно запросить доказательство у лица, его удерживающего, обязав представить доказательство в суд. Складывается процессуальное отношение между судом и лицом, в процессе не участвующим и к делу отношения никакого не имеющим, по поводу возникшей в силу определения суда обязанности представить доказательство. Или: согласно ст. 159 ГПК в отношении граждан, присутствующих в открытом судебном заседании и нарушающих порядок судебного заседания, могут быть применены меры процессуальной ответственности (предупреждение, при повторном нарушении- удаление из зала заседания суда, штраф). Данные правила реализуются в соответствующих гражданских процессуальных отношениях, одним из субъектов которых становится гражданин, не являющимся участником процесса, но совершавший правонарушение.
Наконец, возможна ситуация, когда лицо, не будучи участвующим в деле, не являясь участником гражданского процесса в суде первой ( а также апелляционной или кассационной) инстанций, становится субъектом только системы процессуальной отношений, складывающихся в связи с производством в суде надзорной инстанции. Это происходит в случае, предусмотренном ч.1 ст. 376 ГПК, когда право на обращение в суд надзорной инстанции реализует лицо, не участвующее в деле, но чье право или законный интерес нарушении судебными постановлениями. При рассмотрении и разрешении дела данный субъект не участвовал, но субъектом надзорного производства стал13.
Участник гражданского процесса - всегда определенный субъект, допускаемый ГПК в качестве такового с определенным процессуальным статусом. Не поименованных законом участников в процессе быть не может. Например, до ГПК 2002г. российскому гражданскому процессу была неизвестна процессуальная фигура специалиста, несмотря на фактические потребности. Соответственно, суд не вправе был привлечь специалиста, например, с целью оказания технической помощи при осмотре письменного или вещественного доказательства.
ГПК исчерпывающим образом определяет возможный круг субъектов гражданского процесса, который весьма неоднороден:
это и орган государственной власти - суд;
и лица, спор о праве которых стал предметом судебного рассмотрения;
и лица, вовлекаемые в процесс, поскольку его результат может сказаться в будущем на их правах или обязанностях;
и субъект, защищающие «чужой интерес»;
и лица, чье участие в процессе обусловлено вспомогательными- по отношению к правосудию - функциями.
Различие в функциях и отношении к предмету процесса обусловило потребность в классификации субъектов гражданского процесса. В доктрине предлагаются разные классифицирующие критерии и их сочетания, однако наиболее общим является именно функция, обусловленная отношением к предмету процесса. По данному основанию можно выделить следующие группы субъектов гражданского процесса и гражданских процессуальных отношений:
суд - как орган, осуществляющий правосудие;
лица, участвующие в деле; им свойственна функция защиты;
лица, содействующие осуществлению правосудия.
К первой группе относятся суды всех звеньев судебной системы РФ. В первую очередь, это суды, рассматривающие гражданское дело по первой инстанции (в подавляющем большинстве- мировые судьи и федеральные районные суды, а также суды субъектов РФ и ВС РФ, когда в предусмотренных законом случаях они разрешают дело по существу в качестве суда первой инстанции ). Ко второй подгруппе можно отнести суды, осуществляющие проверку судебных постановлений в качестве судов апелляционной или кассационной инстанции, надзорной инстанции.
Информация о работе Гражданские процессуальные правоотношения