Фикции в праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время фикции в российском законодательстве используются во всех без исключения отраслях права.
В законодательстве отсутствуют какие-либо термины, определенно указывающие на то, что перед нами фикция. Ближе всего к этому значению слово "считается".
Постараемся разобраться в необходимости или ненужности фикций в праве.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. ..……….3
1 Понятие фикции в праве..…………………………………………………………4
2 Фикции в римском праве ..………………………………………………………..6
3 Фикции в семейном праве…………….…………………………………………..7
4 Фикции в гражданском праве России ………………………………………........9
5 Доказательственные фикции……...……………………………………………..14
Заключение …………………………………………………..……………………..20
Список использованных источников……………………………………………...21

Прикрепленные файлы: 1 файл

Юридический практикум.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

                   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Юридический практикум

по теме: Фикции в праве

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

группы ЮРп-12 КТ

Ф.И.О. Белоконь Надежда Васильевна

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………….. ..……….3

1 Понятие фикции в праве..…………………………………………………………4

2 Фикции в римском праве ..………………………………………………………..6

3 Фикции в семейном праве…………….…………………………………………..7

4 Фикции в гражданском праве России ………………………………………........9

5 Доказательственные фикции……...……………………………………………..14

Заключение …………………………………………………..……………………..20

Список использованных источников……………………………………………...21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Фикция - несуществующее, мнимое, ложное. Фикции представляют собой  правовую конструкцию, которая позволяет  признавать юридическими фактами либо вовсе не существующие, либо лишь вероятно существующие факты.

Правовые фикции - сформулированные в законодательстве положения о несуществующих фактах, которые признаются существующими, а потому имеющими определенные юридические последствия.

История России, Советского Союза и постсоветских  государств в ХХ веке не имела ни стабильной, ни развитой правовой системы. Прерывистость (дискретность) исторического развития заставляла прибегать не к фикциям, а к реальному упорядочению отношений. Нехватка норм восполнялась не фикциями, а революционным правосознанием, аналогией права и закона.

В настоящее  время фикции в российском законодательстве используются во всех без исключения отраслях права.

В законодательстве отсутствуют какие-либо термины, определенно  указывающие на то, что перед нами фикция. Ближе всего к этому  значению слово "считается".

Постараемся разобраться  в необходимости или ненужности фикций в праве.

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ ФИКЦИИ В ПРАВЕ

 

Фикция — это способ разработки права, при котором юридическая ситуация создается при незнании или в явном и добровольном противоречии с конкретной естественной реальностью. Она определяет юридический прием, который станет обязательным для всех и будет находиться под защитой от любого опротестования. Таким образом, фикция является юридическим образованием, противоречащим реальности, но используемым для достижения ряда юридических последствий или желаемых судебных решений. Можно сказать, что применение фикций ведет к закреплению вымысла в праве, или,

Под фикцией  в праве понимают такой прием, допускаемый или прямо предписываемый правовой нормой и состоящий в признании известного несуществующего факта существующим или, наоборот, существующего обстоятельства несуществующим.

Фикции сыграли очень  важную роль, они были крайне полезны  во всех архаичных и зачаточных юридических  системах. В настоящее время их применение не полностью утратило свое значение, иногда сохранилось в значительной степени, хотя в некоторых странах оно было сильно ограничено.

Во Франции количество фикций особенно велико в наследственном праве, но можно их обнаружить практически  во всех правовых отраслях. Наиболее знаменитая из всех фикций — это, по-видимому, поговорка "Незнание закона не освобождает от ответственности". В условиях характерного для нашего времени появления огромного числа законов и регламентов эта формулировка становится фикцией даже для самих юристов. Также можно напомнить о принципе декларативного действия разделения наследственного имущества, согласно которому каждый наследник получает свою долю наследства непосредственно от покойного, даже после того, как имущество несколько лет находилось в нераздельном владении. Кроме того, можно упомянуть о приемах представления к наследованию, в соответствии с этой нормой только еще зачатый ребенок считается родившимся каждый раз, когда такое решение совпадает с его интересами. Аналогичным образом, при превращении в движимое имущество недвижимость будет рассматриваться, как движимое имущество, а при превращении в недвижимое имущество движимость будет рассматриваться как недвижимое имущество и т.д.

Не следует постоянно  критиковать юридические фикции. Их существование оправдывается исключительно преследуемой целью. Эта цель иногда соответствует стремлению к порядку и эффективности, иногда желанием упростить юридические отношения, а иногда своеобразным поискам справедливости на грани или наперекор истине? Тем не менее, они остаются одними из существующих приемов и в этом смысле обычно являются достоянием самих законодателей. Толкование фикций всегда носит ограничительный характер.

Фикции используются во всех без исключения отраслях права. Фикции вызваны в свет необходимостью удовлетворять новым потребностям имеющимися правовыми средствами.

Фикции - это  изначально выраженные императивно  ложные положения, которые никогда  не могут быть опровергнуты, поскольку  в этом просто нет смысла.

 

 

2 ФИКЦИИ В РИМСКОМ ПРАВЕ

 

Множество примеров использования фикций с совершенно ясной практической целью дает римское  право.

Возьмем римский  брак cum manu - под властью мужа. Гегель заметил: "Мы не находим у римлян семейных отношений, основанных на любви  и на чувстве, но вместо доверия проявляется принцип суровости, зависимости и подчинения. В сущности, брак в его строгом и формальном виде вполне имел характер вещного отношения: жена принадлежала мужу, и брачная церемония основывалась на соemptio в той форме, в какой эта формальность могла соблюдаться и при всякой другой покупке". Сoemptio означала покупку жены у ее paterfamilias. Как и всякая покупка, она совершалась в форме manсipatio в присутствии 5 свидетелей, весовщика. Жених произносил соответствующую формулу, а затем передавал металл домовладыке невесты. Помимо формы соemptio, брак мог быть установлен путем usu, т.е. фактически брачным сожительством в течение года. Во всех этих случаях мы имеем применение к семейным отношениям фикций: продажи, виндикации, давности, которые позволяли решать вопросы, возникающие в семейных отношениях в Древнем Риме, другими способами не решаемые вовсе либо решаемые более сложным путем.

 

3 ФИКЦИИ В СЕМЕЙНОМ  ПРАВЕ

 

Одной из фикций в семейном праве является признание родства  ребенка. Происхождение ребенка от родителей (родителя) удостоверяется внесением органом загса сведений о родителях (родителе) в запись акта о рождении ребенка. В соответствии с записью акта о рождении орган загса выдает свидетельство о рождении ребенка. Содержащиеся в свидетельстве сведения о родителях (родителе) ребенка, внесенные на основании записи акта о рождении, являются доказательством происхождения ребенка от указанных в свидетельстве родителей (родителя). Исключения составляют случаи, когда сведения об отце ребенка в книге записей рождений внесены по заявлению матери, не состоящей в браке (п.3 ст.51 Семейного кодекса Российской Федерации1), а также когда сведения об отце или матери ребенка в книге записей рождений записываются по указанию усыновителя (п.3 ст.134 СК РФ). Такие сведения - фикция, которая доказательством происхождения ребенка от указанного в записи лица в действительности не является, а только предполагается законом.

Имущество, приобретенное  совместно лицами во время нахождения в браке, который признан недействительным, считается их общей долевой собственностью и может быть разделено по соглашению между ними. Данное положение фикция. При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами, что тоже фикция, так как считая, что супруги имея одинаковые права на общее имущество, на самом деле могут иметь разные доли вклада в это общее имущество.

Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим (ст.16 СК РФ). Положение в части объявления судом одного из супругов умершим можно считать фикцией, так как человек, объявленный умершим, фактически может оказаться живым.

Объективное право  может закрепить ту или иную фикцию, но с течением времени с расширением сферы правового регулирования фикция может утратить свое значение, будучи заменена нормами реального содержания. Возьмем для примера нормы, связанные с усыновлением (удочерением).

Усыновленный  ребенок должен быть максимально приближен в правовом смысле к родным детям усыновителя. Полное приравнивание усыновленного ребенка в личных и имущественных правах и обязанностях к родным детям усыновителя происходит на основании произведенного в соответствии с требованиями закона усыновления. Акт усыновления устанавливает как для усыновителя (и его родственников), так и для усыновленного (и его потомства) такие же права и обязанности, как и предусмотренные законом в отношении родителей и детей, связанных кровным родством. Усыновители наделяются родительскими правами и обязанностями, которые утрачивают кровные родители ребенка.

Закон запрещает  браки между усыновленным и усыновителем. Другие родственные связи, создаваемые  в результате усыновления, не являются препятствием к заключению брака. Так, может быть заключен брак между усыновленным и родной дочерью усыновителя.

Несмотря на полное прекращение правовых отношений  между усыновленным и его кровными родственниками, сам факт родства, следовательно, и препятствия биологического характера для заключения брака сохраняются. Поэтому, несмотря на усыновление, факт кровного родства остается препятствием для заключения брака между близкими родственниками.

Усыновленные  дети и их потомство по отношению  к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).

Эта норма – фикция, к родственникам приравниваются те, кто таковыми заведомо не являются, и исключаются из состава родственников действительные родственники. Данная фикция предоставляет большие фактические и законодательные удобства. В тексте нормативных актов, упоминая родных детей, не нужно специально оговаривать права и обязанности усыновленных (удочеренных), в любых правоотношениях с участием усыновленных (удочеренных) достаточно доказательства факта усыновления (удочерения), чтобы определить статус ребенка и т.д. Поэтому, когда закон говорит, что родители являются законными представителями своих детей без специальных полномочий, или что членами семьи собственника жилища признаются постоянно совместно проживающие супруги и их дети, то ясно, что под детьми имеются также в виду усыновленные (удочеренные).

Однако законодатель может пойти по пути прямой регламентации  прав и обязанностей усыновленных (удочеренных) лиц. Тогда, при том же правовом результате, какой достигается установлением упомянутой фикции, меняется юридический инструментарий. Уже в процитированных статьях закона заметен зародыш отступления от чистой фикции, поскольку в них говорится не только о приравнивании статуса усыновленных к детям, но и дается определенная расшифровка прав и обязанностей, и, следовательно, происходит замена правовой конструкции фикции на иной юридический инструмент - прямое нормативное регулирование.

 

 

4 ФИКЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ

 

Фикция в гражданском праве представляет собой средство юридической техники, основанное на предположении (суждении) о фактах объективной действительности, сделанном осознанно, законно и без возможности опровержения, закрепленное в правовой норме или соглашении сторон.

Фикции можно встретить  во всех институтах (подотраслях) современного гражданского права России. Так, она имеется в п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации2: "Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим".

Является ли истинным положение о том, что гражданин  умер в день вступления в законную силу решения суда об объявлении его  умершим? Скорее всего, нет, так как  оно не соответствует действительности, а если и соответствует, что лишь по случайному совпадению, вероятность которого практически равна нулю. Законодатель при выработке данной нормы, разумеется, имел полное право пренебречь этой возможностью. Следовательно, в данной норме устанавливается положение, которое заведомо лишено истинности, так как признается существующим то, чего на самом деле не существует.

Однако, сказанное не дает повода относить к фикции и саму юридическую конструкцию объявления гражданина умершим, так как данное предположение законодателя опровержимо: ст. 46 ГК РФ предусматривает последствия явки гражданина, объявленного умершим. В этом случае налицо гражданско-правовая презумпция: "Объявление гражданина умершим, в отличие от смерти, устанавливает лишь презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, когда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не влияет на его правоспособность. Если же гражданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим".

Из фикций вещного права следует упомянуть содержащуюся в п. 1 ст. 224 ГК РФ: "Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица". Фиктивность такого решения состоит в том, что вещь фактически во владение приобретателя не поступает, как этого требует абзац 2 п. 1 комментируемой статьи. Более того, вещь сдается иным лицам, которые и становятся владельцами.

Информация о работе Фикции в праве