Договор дарения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:30, дипломная работа

Краткое описание

Дарение - одна из немногих частноправовых сделок, обративших на себя внимание законодателя еще в эпоху так называемого военного коммунизма. Подход к дарению был резко отрицательным. Целью выпускной квалификационной работы является всестороннее исследование теоретических положений о договоре дарения, определение его места в системе гражданско-правовых договоров. Выявление и анализ основных проблем при применении правовых норм о дарении, и выработка на этой основе конкретных рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего данные договоры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Общая характеристика договора дарения
1.1 Договор дарения в отечественной истории
1.2 Понятие и признаки договора дарения
ГЛАВА 2 Элементы договора дарения и его виды
2.1 Основные элементы договора дарения
2.2 Виды договора дарения
ГЛАВА 3 Содержание договора дарения, ответственность сторон и отмена дарения
3.1 Содержание договора дарения
3.2 Ответственность сторон по договору дарения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 91.39 Кб (Скачать документ)

1.2 Понятие  и признаки договора дарения

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность  либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности  перед собой или перед третьим  лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

Дарение представляет собой  сделку, основанную на взаимном соглашении, а не на воле одного дарителя. До принятия предлагаемого дара лицом одаряемым, дарение не имеет силы. Поэтому  дарение признается договором.

В числе признаков дарения  находится безвозмездность сделки.

С юридической точки зрения под безвозмездностью следует понимать только то, что передаваемой ценности не соответствует эквивалент.

Безвозмездность, как главный  квалифицирующий признак договора дарения не означает, что одаряемый  вообще свободен от любых имущественных  обязанностей. Так, передача дара может  быть обусловлена его использованием в общеполезных целях, в том числе - по какому-либо определенному назначению (пожертвование). Исполнение такой обязанности одаряемым не является встречным предоставлением, поскольку оно адресовано не самому дарителю, а более или менее широкому кругу третьих лиц. Возможны и другие случаи дарения имущества, обремененного правами третьих лиц, например, залогом или сервитутом. Более того, возможно заключение договора дарения, связанного с обременением передаваемого имущества в пользу самого дарителя, что, в конечном счете, приводит к возложению на одаряемого определенных обязанностей по отношению к дарителю.

Так, возможен договор, по которому даритель, отчуждая дом, выговаривает себе право постоянного пользования  одной из комнат.

Корреспондирующая этому  праву обязанность одаряемого является встречной по отношению к обязанности  дарителя осуществить дарение, она  обусловлена ею.

Однако исполнение этой обязанности  одаряемым не охватывается «предоставлением»  в традиционном смысле слова. Ведь даритель в результате исполнения договора не получает ничего нового, т.е. такого, что  он не имел бы до и помимо договора.

Аналогичная ситуация имеет  место, когда лицо дарит один из принадлежащих  ему земельных участков, оставляя за собой сервитут, например, право  прохода или прогона скота  по подаренному участку. До совершения дарения эти правомочия уже принадлежали собственнику (не являясь собственно сервитутами, но, входя в содержание правомочия пользования), поэтому одаряемый ничего «своего» дарителю не предоставляет.

С известной долей условности можно было бы говорить о том, что  одаряемый лишь «возвращает» дарителю часть того, что ему и так  принадлежало.

Точнее, эту ситуацию следует  понимать таким образом, что указанные  права, оставшиеся за дарителем, вообще не входили в состав дара, а значит, и не могли быть переданы обратно  в качестве встречного удовлетворения.

Таким образом, договор дарения  может предусматривать встречные  обязательства одаряемого, что само по себе его не порочит.

Лишь наличие встречного предоставления в строгом смысле слова уничтожает действительность договора дарения.

Ограничение дарения от сходных  институтов гражданского права, как  правило, не представляет большого труда.

Но из договора дарения  обязательство либо вообще не возникает (большинство реальных договоров  дарения), либо кредитором в этом обязательстве  выступает получатель имущества (консенсуальные договоры дарения). [13, c.848].

Сложный же предмет договора дарения может быть разбит на пять частей, каждая из которых имеет  в известном смысле, самостоятельное  значение: передача дарителем вещи в собственность одаряемого представляет собой наиболее типичный предмет  договора дарения. Договор дарения  отличается от многих других договоров, направленных на передачу имущества (аренда, ссуда, наем) тем, что вещь передается в собственность безвозмездно; передача одаряемому имущественного права (требования) дарителем «к самому себе». По мнению А.Л. Маковского, под «передачей права (требования) к себе» следует понимать предоставление одаряемому только обязательственного права требования к дарителю; передача одаряемому принадлежащего дарителю имущественного права (требования) к третьему лицу осуществляется посредством безвозмездной уступки соответствующего права одаряемому при условии соблюдения правил, регулирующих цессию. Следовательно, по такому договору дарения не могут быть переданы права, неразрывно связанные с личностью кредитора, в частности, требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также права по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника. Не подлежит передаче по такому договору дарения также права по ценным бумагам в документарной форме, которые относятся к вещам и поэтому могут передаваться в качестве дара как вещи, что составляет самостоятельный предмет договора дарения; освобождение одаряемого от имущественной обязанности перед дарителем в юридической литературе обычно сводят к прощению долга.

Так, И.В. Елисеев пишет: «Освобождение  от обязанности перед самим дарителем  называется прощением долга. Буквальное толкование ст. 415 ГК РФ приводит к выводу о том, что прощение долга является односторонней сделкой и обусловлено  лишь соблюдением прав других лиц  в отношении имущества кредитора-дарителя.

Однако, такой вывод некорректен, поскольку в силу ст. 572 ГК РФ прощение долга всегда является договором  дарения и поэтому требует  согласия должника».

Соотношение понятия дарения  путем освобождения одаряемого от его имущественной обязанности перед дарителем и понятие прощения долга является более сложным; нежели, как полагал И.В. Елисеев, чисто синонимическим. Прежде всего, нельзя согласиться с утверждением названного автора о том, что прощение долга всегда является договором дарения.

В соответствии со ст. 415 ГК РФ («Прощение долга»). Обязательство  прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц  в отношении имущества кредитора. Именно в таком качестве прощение долга часто используется участниками, которые прекращают взаимные обязательства  по различным договорам.

По мнению А. Эрделевского Прощение долга вовсе не обязательно является разновидностью дарения; дарение же в виде освобождения одаряемого от обязанности по отношению к дарителю, всегда является одновременно и прощением долга. Поэтому последнее подтверждено ограничением, установленным для договора дарения только тогда и постольку, когда и поскольку оно представляет собой дарение, а таковым оно может и не являться. В случае спора о действительности характера прощения долга вопрос должен решаться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела, позволяющих выяснить, на достижение каких правовых последствий была направлена воля кредитора. Если она была направлена на сохранение имущественной массы должника путем безвозмездного освобождения его от имущественной обязанности, то в этом случае прощение долга является дарением; при отсутствии этих условий прощение долга не может быть признано дарением и в силу этого не подтверждено ограничениями, установленными в ст. 575, 576 ГК РФ.

Освобождение одаряемого от его имущественной обязанности  перед третьим лицом возможно путем исполнения дарителем обязательств, заявляющегося в нем должником  одаряемого перед кредитором по такому обязательству. Речь идет о применении специальной конструкции исполнения обязательства путем возложения его исполнения на третье лицо.

Другой вариант договора дарения путем освобождения, одаряемого, от его имущественной обязанности  перед третьим лицом состоит  в том, что даритель занимает место  должника в обязательстве, освобождая тем самым от него одаряемого.

Замена участника обязательства  на стороне должника осуществляется с помощью перевода долга; перевод  долга допускается лишь с согласия кредитора.

Договор дарения выделен  в отдельный тип договоров, поскольку  ему присущи характерные признаки, отличающие его от других договоров:

Договор дарения выделен  в отдельный тип договоров, поскольку  ему присущи характерные признаки, отличающие его от других договоров:

-          договор дарения всегда безвозмезден;

-          на лицо увеличение имущества одаряемого;

-          увеличение имущества одаряемого происходит за счет уменьшения имущества дарителя;

-          наличие у дарителя намерения одарить;

-          согласие одаряемого на принятие дара.

Договор дарения является односторонним, безвозмездным, как  правило, реальным, за исключением обещания дарения, которое признается консенсуальным. Наиболее острые споры в науке и правоприменительной практике вызывает вопрос о том, что следует понимать под встречным предоставлением, наличие которого лишает договор дарения его основного признака - безвозмездности.

Признавая необходимость  совокупности указанных признаков  для характеристики договора дарения, надо все же отметить, что не все  признаки являются решающими.

Уменьшение имущества  одной стороны и одновременно увеличение имущества другой стороны  характерно и для некоторых возмездных сделок (договоров аренды, перевозки, хранения). Принятие дарения означает согласие одаряемого на безвозмездное  приобретение имущества, но такой акт (принятие) имеет место и при  других способах приобретения имущества. Бесповоротность дарения в настоящее  время не абсолютна, так как возможен отказ от исполнения договора дарения  и отмена дарения.

Намерение одарить - правовая цель дарителя в сделке. Это действительно  юридически важный признак, который  можно уточнить, как намерение  передать дар в собственность  безвозмездно.

Договор дарения безвозмездный, так как даритель получает не встречное  имущественное предоставление от одаряемого, а нравственное удовлетворение от совершаемого акта. Иногда для дарителя устанавливается  поощрение неимущественного характера. Так, с согласия лиц, принесших в  дар государству культурные ценности, возвращенные в Россию, дару присваивается  имя дарителя (ст. 11 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей")

Нельзя признать договором  дарения спонсорство, поскольку  спонсорский вклад является платой за размещение, распространение рекламы  получателем денег, иного имущества.

Иногда смешивают договор  дарения и договор пожизненного содержания с иждивением.

Консенсуальный договор дарения может заключаться под отлагательным условием.

Например, родители обязуются  предоставить в дар сыну автомашину, если он окончит институт с отличием. Таким образом, права и обязанности  наступают, если это событие произойдет (отлагательное условие)

Консенсуальный договор дарения характеризуется как двусторонне обязывающий: даритель имеет и права (отказаться от исполнения договора при определенных условиях, использовать пожертвованное имущество по другому назначению из-за изменившихся обстоятельств) и обязанности (передать дар, выполнить условие, поставленное при дарении в общеполезных целях). Реальный договор дарения не порождает обязательства между дарителем и одаряемым.

От договора дарения надо отличать сходные, на первый взгляд, юридические  действия. Например, заявление наследника об отказе от наследства в пользу другого  лица из числа наследников по закону или по завещанию рассматривается  как односторонняя сделка. Наследник  не дарит имущество (право собственности  на него еще не возникло), а безвозмездно передает свое право принять наследство другому лицу.

Нельзя признать договором  дарения спонсорство, поскольку  спонсорский вклад является платой за размещение, распространение рекламы  получателем денег, иного имущества.

Иногда смешивают договор  дарения и договор пожизненного содержания с иждивением. Пример: Так, X., собственник 4/7 дома, подписал договор  о дарении части своей доли дома дочери П. Через три года X. предъявил  иск к П. о признании договора недействительным. Истец X. - инвалид I группы, слепой, утверждал, что с содержанием заключенного договора его не ознакомили, но он намеревался заключить договор с условием пожизненного содержания. Свидетели показали, что стороны заключили возмездный договор, в связи с которым ответчица должна была осуществлять уход за отцом. Президиум краевого суда указал, что безвозмездность - один из признаков договора дарения.

Не может быть признан  безвозмездным договор об отчуждении имущества, обусловленный пожизненным  содержанием бывшего собственника имущества.

Напротив рассмотрев два  примера, когда в одном случае даритель, отчуждая одаряемому дом, оставил  за собой право пользования одной  из комнат, а в другом случае, подарив  земельный участок, оставил за собой  сервитут, можно прийти к выводу, что договор дарения может  предусматривать встречные обязательства  одаряемого, что само по себе его  не порочит.

Лишь наличие встречного предоставления в строгом смысле слова уничтожает действительность договора дарения, поэтому, по мнению И.В. Елисеева, 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ нуждается  в ограничительном толковании. Оба  автора заблуждаются, в рассматриваемых  ими ситуациях недвижимое имущество - предмет договора дарения обременено соответствующими правами дарителя. Тем не менее, как справедливо  замечает В.В. Витрянский, в подобных случаях имущество поступает в собственность одаряемого без всякого встречного удовлетворения, но обремененным правами прежнего собственника [11, c.3-12].

Информация о работе Договор дарения