Зависимость экономики Украины, Беларуси, Молдовы от России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:02, доклад

Краткое описание

Уже само геостратегическое положение России обусловливает высокую степень зависимости Украины, Молдовы, Беларуси от РФ при осуществлении транзитных перевозок. Вся нефтеперерабатывающая промышленность Украины и Беларуси работает на нефти и нефтепродуктах, ввозимых из РФ.
Украина. С территории Украины в РФ было вывезено в 1991 г. продукции на 48 млрд. рублей в постоянных ценах 1991 г., а ввоз составил 49,6 млрд. руб. В пересчете на мировые цены (ноябрь 1991 г.) положительное сальдо РФ в межреспубликанских экономических связях достигло 3,5 млрд. долл. Вывозимые на Украину в 1992 г. сырьевые ресурсы поставляются пока по заниженным внутренним ценам.

Прикрепленные файлы: 1 файл

геополитика.doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

Зависимость экономики Украины, Беларуси,

Молдовы от России

Уже само геостратегическое положение  России обусловливает высокую степень  зависимости Украины, Молдовы, Беларуси от РФ при осуществлении транзитных перевозок. Вся нефтеперерабатывающая  промышленность Украины и Беларуси работает на нефти и нефтепродуктах, ввозимых из РФ.

Украина. С территории Украины в  РФ было вывезено в 1991 г. продукции на 48 млрд. рублей в постоянных ценах 1991 г., а ввоз составил 49,6 млрд. руб. В  пересчете на мировые цены (ноябрь 1991 г.) положительное сальдо РФ в межреспубликанских экономических связях достигло 3,5 млрд. долл. Вывозимые на Украину в 1992 г. сырьевые ресурсы поставляются пока по заниженным внутренним ценам.

Поставки нефти и газа из России удовлетворяют потребности Украины примерно на 90 и 55% соответственно. Украина полностью зависит от поставок из РФ фосфорных удобрений, синтетических спиртов, апатитового концентрата, маневровых тепловозов, вагонов метрополитена, зерноуборочных комбайнов, портовых кранов и т.д. Из России на Украину поставляется 14% необходимого проката черных металлов, 34% нефтепроводных труб, 59% труб большого диаметра, 25% химволокон, 64% целлюлозы, 69% грузовых и 41 % легковых автомобилей.

Украина остается полностью зависимой  от поставок из РФ автомобильных двигателей ярославского моторного завода и шасси грузовых автомобилей. Прекращение поставок может привести к практически полной остановке автомобильной промышленности Украины.

Возможность прекращения поставок на Украину нефти и газа вынудило ее руководство прорабатывать вопрос о поставках энергоносителей из других стран, в частности из Ирана. В соответствии с долгосрочным соглашением, заключенным с Тегераном, ирано-украинский трубопровод (примерно 1300км.) должен быть введен в строй в 1995 году. Украина сможет в этом случае закачивать в свои резервуары 50 млн. т нефти, полностью удовлетворяя свои годовые потребности.

Переход в торговле с Украиной на торговлю продовольствием и прокатом по мировым ценам позволит РФ сохранить  устойчивое положительное сальдо благодаря установлению альтернативных мировых цен на экспортируемую из РФ продукцию.

Структура производственной кооперации между РФ и Украиной такова, что  вклад первой в конечный продукт  Украины составляет 69%, а доля Украины  в конечном продукте РФ - только 13,5%. Таким образом, Украина предоставляет РФ производить наиболее экономически небезопасные ресурсо- и энергоемкие компоненты большей части продукции для украинских нужд. В случае, если РФ переструктурирует свою экономику и перестанет производить комплектующие или наладит их конечное производство у себя, Украине придется радикально трансформировать структуру своей экономики, повысить энерго-, ресурсо- и трудоемкость, а также удельный вес экономически вредных предприятий-прецеденты уже появились: Челябинская и Красноярская области отказались в 1992 году производить захоронения радиоактивных отходов атомных электростанций Украины.

Беларусь. Общий товарообмен между  РФ и Беларусью в 1991 году составил 51,1 млрд рублей. С территории РФ в  Беларусь была вывезена продукция на 26,9 млрд рублей, а ввезено в РФ - на 24,2 млрд. рублей. В пересчете на мировые цены положительное сальдо составило 3,4 млрд. долларов.

Вся нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси полностью работает на нефти, ввозимой в РФ (в 1991 году ввоз этой нефти составил 35,1 млн тонн). Также полностью Беларусь зависит от поставок из РФ газа, апатитовых концентратов, зерноуборочных комбайнов и т.д.

Удельный вес в потреблении  Беларуси других видов продукции, поставляемой из РФ, составил (в 1991 г.) - по целлюлозе товарной - 95%, коксу металлургическому и легковым автомобилям - 82% , грузовым автомобилям - 79%, бумаге - 57%, прокату черных металлов - 56%, тракторам - 50% и т.д. Машиностроение Беларуси тесно связано с соответствующими российскими отраслями: удельный вес кооперированных поставок составляет 20-25 процентов.

В 1992 году, по сравнению с 1991 г., вывоз  из России в Беларусь намечено уменьшить : нефти на 24%, проката черных металлов - на 25%, автомобилей грузовых - на 28%, автобусов - на 40%, автогрейдеров - на 54%, экскаваторов - на 39% и т.д.

Молдова. Экономика республики аграрно-индустриальная. Ее ядром является агропромышленный комплекс. Потенциал АПК обеспечивает около 60% валового общественного продукта и более половины национального дохода республики.

На долю отраслей, входящих в АПК (включая обеспечивающие его средствами производства), приходится около 55% производственных основных фондов и почти половина общей численности работающих (около 1 млн. человек).

Структура сельскохозяйственного производства определяет развитие пищевой промышленности, которая имеет в своем составе 17 подотраслей (крупнейшие-плодоовощеконсервная, винодельческая, мясомолочная, табачная, сахарная, масложировая, эфиромасличная, парфюмерно-косметическая). Экономика республики полностью зависит от ввоза энергоносителей, машин, оборудования, металлов, медикаментов. Основными внешнеторговыми партнерами Молдовы в рамках СНГ являются Украина и РФ.

В 1991 году Молдова получила из России 43% автомобильного топлива, 60% стальных труб, 94% деловой древесины, 97% бумаги и т.д.

В свою очередь, Молдова из всего  объема экспортных поставок отправила  России 98% молочных продуктов. 97% мяса и  мясных продуктов, 51% шелковых тканей и  т.д.

Что касается Приднестровской Молдавской республики, то основными ее поставщиками в 1991 году являлись: Украина (зерно - 5830 т, мясо - 53 т, кондитерские изделия - 121,4 т), Беларусь (мясо - 78 т, зерно - 1638 т), РФ (мясо - 20 т, мука - 65,5 т, уголь - 292 т, трубы стальные - 3612 т, пиломатериалы - 16081 куб. м).

2  Общей особенностью для Таджикистана, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана является характерная роль президента в политической жизни этих стран. Рахмон в Таджикистане, Каримов в Узбекистане и Назарбаев в Казахстане, Бердымухаммедов в Туркменистане - каждый из них играет роль лидера, обеспечивающего баланс политической системы через замыкание на себя механизмов принятия всех значимых решений в стране. Как отмечает эксперт Информационно-аналитического центра по изучению общественно политических процессов на постсоветском пространстве Александр Караваев: «Природа отношения к власти со стороны населения такова, что негатив преобладает и накапливается сильнее. Его может постоянно гасить лидер. Любят лидера, но не любят власть». Лидер в системе представлений центральноазиатского общества стоит особняком. В понимании людей Президент – это тот, за кем последнее слово, кто выше конфликтов.

 Но даже при этом политического  ресурса для президента и его  окружения (так называемых политических элит первого эшелона) оказывается недостаточно для того, чтобы консолидировать и контролировать общество. Общество не может контролироваться властью по причине неэффективности органов управления и связанной с ней коррупции и отсутствия системы устойчивых политических институтов. Люди, прежде всего, не довольны властью на муниципальном уровне. Ситуация складывается таким образом, что сейчас практически во всех центральноазиатских странах есть районы, которые власть сейчас не контролирует ни идеологически, ни административно. К примеру, в Казахстане политически максимально далеки от центра казахскоязычные аулы на юге, в Узбекистане есть Ферганская долина с исламистами, в Киргизии противостояние юга и севера на идеологическом уровне разрушает целостность страны.

Интервью АМИ Новости-Азербайджан  с Директором Института демографии, миграции и регионального развития (РФ) Наданой  Фридрихсон:

- В 2013 году в государствах  Южного Кавказа – Азербайджане, Армении и Грузии - пройдут президентские  выборы. Как Вы оцениваете общую ситуацию в регионе?

- Южный Кавказ достаточно нестабилен  в силу сформировавшихся конфликтов  и противоречий, что откладывает  значительный отпечаток, как на  внутреннюю, так и внешнюю политику  стран.

В этой связи президентские выборы – период достаточно сложный, поскольку он вбирает в себя все накопившиеся проблемы, которые становятся объектом для манипуляций.

Поворотным моментом в жизни  региона стали парламентские  выборы в Грузии, по результатам  которых власть получил Бидзина  Иванишвили и привычные сюжеты стали трансформироваться.

В первую очередь, на повестку дня  вышел вопрос о новом витке  в отношениях между Тбилиси и  Москвой, что отчасти коррелировалось  с сообщениями о связи Б.Иванишвили с криминальным миром (ворами в законе), который, надо сказать, за период правления Михаила Саакашвили значительно расширился в связи с ростом политических заключенных. Эти размышления вышли на новый уровень после смерти Деда Хасана, который, как известно, в силу ряда причин имел противоречия с грузинскими ворами.

При этом в самой Грузии сложилась  парадоксальная ситуация. С одной  стороны, Иванишвили стал задавать новый  вектор политики страны, с другой – Саакашвили окончательно не утратил бразды правления. И надо сказать, такая расстановка сил приносит Грузии больше плюсов, нежели минусов, поскольку позволяет на объективном антагонизме двух полюсов сил «обкатывать» разные модели отношений, как с региональными соседями, так и с внешними геополитическими игроками. И в этом смысле на первый план вышел вопрос о позиции Грузии в контексте противоречий Азербайджана и Армении.

Достаточно длительное время М. Саакашвили работал над укреплением связей с Азербайджаном и Турцией, что позволяло Тбилиси подчеркивать свою обособленность от политики России и быть включенным в принципиально новые сюжеты, контролируемые некоторыми геополитическими игроками, в т.ч. Анкарой.

После заявления нового премьер-министра о возможном восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию, и при этом нецелесообразности строительства железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс, которая должна связать Азербайджан, Грузию и Турцию, ситуация не только внутри Грузии, но и в регионе вышла на новый уровень противоречий.

Иными словами, на сегодняшний день обстановка нестабильна, на Южном Кавказе  стали формироваться конкурирующие  между собой блоки сил, а политика Тбилиси, действующая пока что по принципу маятника, создает новые сюжеты для размышлений.

- Президентские выборы в Армении  пройдут 18 февраля, однако эксперты  говорят о том, что предвыборной  интриги не существует и имя  победителя известно. Тем не менее, 31 января было совершено покушение  на одного из кандидатов, что по некоторым оценкам было невыгодно властям. Как Вы рассматриваете последние события, и проста ли в целом предвыборная ситуация в Армении?

- Я соглашусь с тем, что,  скорее всего, победу одержит  нынешний президент Армении, однако  вопрос заключается не в имени, а в той политической линии, которую будет развивать Ереван после выборов.

На первом плане остаются вопросы  относительно евразийской интеграции, неурегулированности нагорно-карабахского конфликта, работы аэропорта близ Ходжалы, армяно-турецких отношений, позиции Грузии, интересов Израиля и т.д.

Армения сейчас находится в непростой  ситуации, особенно с учетом расширения влияния Турции в регионе, однако 2013 год расставит некоторые «точки над i».

Несмотря на сложные отношения  между Азербайджаном и Арменией, нынешние главы стран нашли в себе политическую волю не начинать боевые действия в Нагорном Карабахе, что, конечно, увязывается и с рядом сопутствующих обстоятельств – влияние внешних игроков, экономические показатели стран и т.д. Тем не менее, победа С. Саргсяна позволит предположить, что нынешняя ситуация в Карабахе не пойдет на обострение.

Однако остается неясным вопрос о перспективах грузино-армянского сотрудничества, контуры которого были обозначены Б. Иванишвили и которое  может оказать существенное влияние на расстановку сил в регионе. Вместе с тем, «грузинский внешнеполитический маятник» будет работать до президентских выборов в Грузии, в результате которых Тбилиси придется сделать окончательный выбор, т.к. выставить равные отношения, как с Азербайджаном, так и с Арменией не получится.

Думаю, в Ереване это понимают и не возлагают больших надежд, тем более, что во многом на армяно-грузинские отношения будут влиять российский и турецкий факторы. И говоря о  последнем, стоит признать, что в  силу ряда причин Грузия вряд ли откажется от сотрудничества с Турцией, что, конечно, не устроит Армению.

Что же касается покушения на П.Айрикяна, конечно, соблазнительно увязать данный инцидент с «провластной рукой» или  нарастанием интриги, отсутствие которой бросает тень на демократичность выборов. Тем не менее, мне кажется, что ситуация стала эхом личных отношений кандидата с его диссидентским прошлым, тем более что покушение совпало с амнистией ряда воров в законе в Грузии и их высылкой из страны.

- Как Вы оцениваете ситуацию в Азербайджане в канун президентских выборов?

- Внутри Азербайджана есть ряд  нерешенных вопросов, которые будоражат  общественность. В этом смысле  стоит отметить, что когда мы  говорим о работе с общественно-политическим  сознанием в регионе Южного Кавказа, нам нужно понимать необходимость выделения «особой группы», к которой имеет смысл относить ту часть общества, которая условно прошла «точку невозврата» в существующих идеологемах. Например, военная риторика относительно Нагорного Карабаха.

Гибкость общественно-политического  сознания – залог укрепления власти, которая, ориентируясь не только на внутренние посылы, но и на внешнеполитические обстоятельства, выстраивает долгосрочный курс своего правления. И если «особая  группа» населения численно превышает тех, кто способен принять иные идеологемы, в стране неизбежен политический кризис, выход из которого лежит либо в практической реализации риторических посылов, либо в чистке общественных слоев, которые рано или поздно начнут представлять угрозу стабильности государства.

И в этом смысле можно предположить, что ряд оппозиционных фигур  будет выстраивать свою предвыборную программу, ориентируясь именно на «особую  группу» населения, стремясь тем  самым дискредитировать нынешний политический курс страны, что, надо сказать, крайне опасно, поскольку желанных результатов это не принесет, а вот «джин из бутылки» может быть выпущен.

Тем не менее, предвыборный период в  Азербайджане покажет соотношение  в обществе «особой группы» к  остальной части населения, что даст власти важное понимание как выстраивать дальнейший курс.

- Почему Вы полагаете, что  в случае работы оппозиционных  сил с такой группой населения  не будет нанесён удар по  действующей власти?

- Азербайджан сегодня является  активным участником достаточно сложных процессов не только в рамках международных отношений, но и на региональном уровне. Это касается каспийского вопроса, сферы энергетики, формирующихся отношений с Пакистаном, а также вхождения АР в новое формирование ТАКМ.

Информация о работе Зависимость экономики Украины, Беларуси, Молдовы от России