Шпаргалка по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 14:56, шпаргалка

Краткое описание

Понятие, категории, функции геополитики
Источники геополитики
Объект, предмет и основные факторы

Прикрепленные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ГЕОПОЛИТИКА.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

 Поэтому регион  Восточной Европы приобретает  особую значимость в мировой  политике. Именно здесь могут  возникать либо крупные конфликты  либо развиваться сотрудничество  между Хартлендом и морскими  державами. В этой же работе  он сформулировал свою знаменитую максиму: «Кто контролирует Восточную Европу, тот командует Хартлендом; Кто контролирует Хартленд, тот командует Мировым островом (то есть Евразией и Африкой); Кто контролирует Мировой остров, тот командует миром». В статье 1943 года из состава Хартленда был исключен «Леналенд» (территория Сибири к востоку от Енисея, вокруг реки Лены), который был отнесён им к «поясу бросовых земель», опоясывающего Хартленд с востока, юга и уходящего далее в Сахару. На западе Хартленд теперь совпадает с предвоенными границами СССР. Он теперь снова «Величайшая сухопутная держава в сильнейшей оборонительной позиции».

 

8 Хаусхофер

 

Наиболее полного  развития немецкая традиция геополитического знания нашла в лице Карла Хаусхофера.

Выходец из аристократической баварской семьи, сын профессора политической экономии, профессиональный военный, дослужившийся до чина генерал-майора, он создал ряд оригинальных геополитических концепций, не утративших ценности по сей день. В 1924 году он с группой единомышленников (Э. Обст, Г. Лаутензах, О. Мауль) основал известный орган геополитической мысли «Журнал геополитики» («Zeitschrift fur Geopolitik»), в котором находили отражение многие проблемы. В том же году вышла первая концептуальная работа Хаусхофера, посвященная геополитической ситуации в тихоокеанском регионе.

В 1928 году издатели журнала выпустили сборник «Элементы  геополитики», в котором дали собственное  развернутое определение этого  термина. Они писали: «Геополитика есть учение о зависимости политических событий от земли. Она опирается на широкий фундамент географии, в особенности политической географии как учения о политических пространственных организмах и их структуре. Постигаемая географией сущность земных пространств дает геополитике те рамки , внутри которых должен совершаться ход политических событий, для того чтобы им был обеспечен длительный успех.

Конечно, носители политической жизни иногда выходят  за эти рамки, однако раньше или позже  зависимость от земли вновь и  вновь будет давать себя чувствовать. В духе такого понимания геополитика стремится дать оружие для политической деятельности и указывать путь в политической жизни . Геополитика стремится и должна стать совестью государства».

В полном согласии с Ратцелем и Челленом Хаусхофер  рассматривал пространство как детерминанту государственного развития. Под влиянием знаменитого англичанина Макиндера он видел мир в состоянии перманентной нестабильности, как арену борьбы двух политических элементов: морской и континентальной сил. Поиски способа решения этого конфликта привели Хаусхофера к формулированию концепции пан-регионов (рис. 1).

В работе «Геополитика сверхидей» (1931 г.) он разработал модель разделения мира на три сверхрегиона, ориентированных с севера на юг по меридианам, каждый из которых состоял  из ядра и периферии: Пан-Америка (ядро - США), Еврафрика (ядро - Германия) и Пан-Азия (ядро - Япония, периферия - Австралия). Это должны были быть самодостаточные регионы-автаркии. Модель Хаусхофера была ориентирована на предотвращение мировых конфликтов между главными центрами силы на планете. Однако она оказалась неработоспособной и первую очередь потому, что место Советского Союза в ней не было ясным и его жизненные интересы не были учтены.

После прихода  к власти Гитлера Хаусхофер активно  сотрудничал с нацистами и пользовался их поддержкой. Это объяснялось не столько общей идейной близостью, сколько его личной дружбой со вторым человеком в нацистской иерархии Рудольфом Гессом, который был при нем личным адъютантом еще в годы первой мировой войны. Такие обстоятельства привели к тому, что после крушения фашистской Германии имя Хаусхофера. его идеи и в значительной степени сама геополитика как наука были дискредитированы в глазах мирового общественного мнения и научного сообщества. Однако на самом деле геополитические воззрения Хаусхофера и главарей третьего рейха значительно расходились. Свидетельством тому является его концепция континентального блока.

В конце 30-х годов  Хаусхофер пересматривает свою модель мирового порядка, основанную на «пан-идеях», и разрабатывает новую, которая была изложена в работе «Континентальный блок: Срединная Европа (Mitteleuropa) - Евразия - Япония» (1941 г.). Новая модель была ориентирована на стратегический союз трех континентальных сил: Германии, СССР и Японии, - и группирующихся вокруг них трех сверхрегионов. Такой континентальный союз был нацелен против «морской силы», т.е. прежде всего против Великобритании.

Эта работа появилась, как ни странно, незадолго до нападения  Германии на СССР. «Операция Барбаросса, - пишет современный исследователь, - находилась в полном противоречии с аргументами Хаусхофера о взаимовыгодном континентальном блоке между Германией и СССР и была решающим политическим событием, которое показало, что нацисты использовали геополитику только как пропагандистский инструмент, но не как науку, определяющую их политику».

С этого момента  начался закат звезды Хаусхофера. Бегство Гесса в Англию и казнь  участвовавшего в антигитлеровском заговоре сына Альбрехта (тоже известного немецкого геополитика) довершили  дело. Одновременно произошло падение популярности геополитики в Германии. Хаусхофер (1869-1946).  

 Военный дипломат. Во время 1 Мировой войны командовал  артиллерийской бригадой. Затем  становится профессором Мюнхенского  университета. Был связан с фашистским  движением со времен его зарождения. 1924 г – основание журнала "Геополитика", который стал главным органом геополитической мысли для фашистских режимов Европы.  

 Идеи Хаусхофера  предшествовала концепция "Срединной  Европы", выдвинутая в начале  первой Мировой Войны. Суть её: Германия как самая развитая и сильная страна на континенте должна объединить вокруг себя малые страны центральной Европы в порядке конфедерации. Это должен быть экономический, политический союз, где Германия – гегемон и гарант военной защиты.  

1946 г "Апология немецкой геополитики" – главный труд. Основные идеи: 
   = Идея жизненного пространства, необходимого народу для существования: "народ без пространства имеет право на пространство без народа". 

= Концепцию "Больших  пространств" предложил Антаниочи. Выделял 3 периода экспансии:

1. Древние государства  расширяли границы вдоль меридиан  и большое пространство замыкалось  в рамках средиземного моря.

2. Экспансия вдоль  параллелей.

3. Меридианная экспансия  в планетарном масштабе. Большое  пространство делил на ядро и периферию. Ядро – базовая держава в большом пространстве, на котором основывается экономическая, политическая структура пространства.  

 Есть Американское  большое пространство, ядро США.  Евроафрика, центр – Европа, а  в ней центр – Германия. Остальной мир – Восточная Азия, ядро – Япония. Японию находил близко с Германией, называл её Пруссией.   

 Считалось, что  Хартленд должен быть единым, чтобы противостоять экспансии  внешнего полумесяца и предполагал  союз сильнейших держав Хартленда  по оси: Берлин-Москва-Токио. Эту идею изложил в статье "Континент".  

 В 1939 году во  время недолгого немецко-советского  сближения предложил вариант,  что пусть Панроссия остается  при своем, считал, что Россия  – широтная страна и может  произойти столкновение. Приветствовал объявление войны России.

 

9 Концепция «поссибилизма»  Видаль де ла Бланша

 

Видаль де ля Бланш  – основатель французской географической школы (1845 - 1918). Последователь Ратцеля. Ему принадлежит концепция «поссибилизма» (от слова лат. possible – возможный). Согласно этой концепции, политическая история имеет два аспекта: пространственный (географический) и временной (исторический). Географический фактор – это окружающая среда; исторический – сам человек («носитель инициативы»). Влияние географического фактора на историю может стать реальностью, а может и не стать (отсюда слово поссибилизм - возможность). Актуализация действия этого фактора зависит от человека, населяющего географическое пространство. 
 
Видаль де ля Бланш явился идеологом ориентации Франции на силы атлантизма (на «морскую силу»), которые только и могут противостоять геополитическим устремлениям Германии, которая, находясь в центре Европы, сдавлена со всех сторон своими соседями и не имеет возможности для выхода своей энергии (для экспансии). Именно с Германией Видаль де ля Бланш связывал главную угрозу миру в Европе. Поссибилизм де ла Блаша был воспринят большинством геополитических школ как коррекция жесткого географического детерминизма предшествующих геополитиков. Во Франции, как уже отмечалось, он стал основателем национальной географической школы, представителями которой стали Л. Февр, А. Деманжон, Ж. Готтман, Ж. Брюн, Э. Мартонн и др. Подход де ла Блаша был учтен и немецкими геополитиками школы Хаусхофера, которые считали критику Видаль де ла Блаша вполне обоснованной и важной. В таком случае, очевидно, возрастала роль этнического или расового фактора при рассмотрении политической истории государств, а это резонировало с общим всплеском расовых проблем в Германии 20-х гг.

 

 

 

 

10 Общая характеристика классической геополитики

 

Геополитика – это научная дисциплина о разделе и переделе сфер влияния, об изменении государственных границ, о союзах и войнах между державами, объясняющая политические решения уровнем развития общества.

Геополитика как наука возникла в конце XIX в. Ее основатели – немецкие географы – исходили из представлений своего времени и своего места. Германии тогда действительно не хватало жизненного пространства и колоний для расширения товарных и финансовых рынков, размещения быстро увеличивающего населения.

Геополитика зародилась, развивалась как научная дисциплина в три этапа. На первом этапе существовали лишь отдельные представления о  зависимости политики от географии  и истории народа и появились  идеи противостояния Суши и Моря, мировой или региональной гегемонии. Этот этап начался в V в. до н.э. с работ Геродота и Фукидида, Аристотеля и Полибия, Страбона и Цицерона и продолжался в Средние века и особенно интенсивно – в Новое время и Индустриальную эпоху (работы Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Г. Гегеля, И. Канта, К. Клаузевица, Г. Бокля, О. Шпенглера, Г. Спенсера, К. Риттера, Л. И. Мечникова, Н. Я. Данилевского). В конце XIX в. геополитика выделилась в относительно самостоятельную отрасль знания, С этого времени начинается классический период ее развития. Геополитики-классики определили область исследования и дефиницию геополитики, развили научный аппарат, создали новые концепции и теории. Их имена (Ф. Ратцель, Р. Челлен, К. Хаусхофер, К. Шмитт, Дж. Дуэ, X. Маккиндер, А. Мэхэн, Н. Спикмен, Н. Боумен, П. Видаль де ла Блаш) вошли в историю этой науки, стали символом ее расцвета. Характерной чертой классической геополитики стало образование национальных школ – немецкой, французской, английской, американской, японской, итальянской, русской, имевших не только общие черты, характерные для классической геополитики в целом, но и приобретших особенные национальные характеристики.

В середине XX века ввиду  действия сразу многих факторов (опыт и итоги войны, новая международная  система, военно-техническая и технологическая революция, освоение океана и космоса и т. д.) геополитика вступает в третий, современный этап своего развития. На этом этапе:

• она постепенно теряет свой европоцентристский вид;

• сама геополитика становится всемирной в том смысле, что охватывает весь земной шар и подразделяется на глобальную, континентальную (региональную) и локальную;

• после процессов деколонизации и образования новых независимых государств число стран в мире резко возросло, все это повышает роль мирового общественного мнения;

• в современном мире постоянно растет роль поднимающихся региональных центров силы (Китая в Юго-Восточной Азии, Индии в Южной Азии, Бразилии в Южной Америке, ЮАР в Южной Африке, Австралии в Южных морях);

• основная борьба между акторами геополитики идет теперь не за захват и удержание определенных территорий, а за контроль над ними. Контроль гео-, гидро- и атмосферы при помощи наземной, морской, воздушной и, главное, космической техники становится решающим условием влияния и власти.

• контролю подвергаются не только территории национальных государств, но и потоки: товаров, финансов, рабочей силы, мигрантов, вооружений и т. д.;

• субъектами геополитики теперь являются не только национальные государства, но и международные и региональные организации, транснациональные корпорации.

 

11 Формирование геополитических  концепций американской сверхдержавы  после второй мировой войны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 Основное содержание  геополитической модели Спайкмэна

 

Николас Джон Спикмен (1893—1943) —  
 
По Спикмену, евразийская земная масса и северные побережья Африки и Австралии образуют три концентрические зоны; они функционируют в мировой политике в понятиях следующих геополитических реалий: 
 
1) хартленд северного Евразийского континента; 
 
2) окружающая его буферная зона и маргинальные моря; 
 
3) удаленные от центра Африканский и Австралийский континенты. 
 
Внутренняя зона, вокруг которой группируется все остальное, — это центральное ядро евразийского хартленда. Вокруг этой сухопутной массы, начиная от Англии и кончая Японией, между северным континентом и двумя южными континентами, проходит Великий морской путь мира. Он начинается во внутренних и окраинных морях Западной Европы, в Балтийском и Северном морях, проходит через европейское Средиземноморье и Красное море, пересекает Индийский океан, проходит через азиатское Средиземноморье к прибрежным морям Дальнего Востока, Восточно-Китайскому и Японскому и заканчивается, наконец, в Охотском море. Между центром евразийской континентальной массы и этим морским путем лежит большая концентрическая буферная зона. Она включает Западную и Центральную Европу, плоскогорные страны Ближнего Востока, Турцию, Иран и Афганистан; затем Тибет, Китай, Восточную Сибирь и три полуострова — Аравийский, Индийский и Бирмано-Сиамский. Эту тянущуюся от западной окраины Евразийского континента до восточной его окраины полосу Спикмен назвал евразийским римлендом (rimland, от англ, rim — ободок, край). Таким образом, он геополитически разделил мир на две части: хартленд и римленд. 
 
Спикмен выделял три крупных центра мировой мощи: атлантическое побережье Северной Америки, европейское побережье и Дальний Восток Евразии. Он допускал также возможность четвертого центра в Индии. Позиция Спикмена явно или неявно являлась обоснованием лидирующей роли США в послевоенном мире.  
 
Помимо переоценки значения римленда, Спикмен внес еще одно важное дополнение в геополитическую картину мира, видимую с позиции «морской силы». Он ввел чрезвычайно важное понятие «Срединного Океана» (Midland Ocean). В основе геополитического представления лежит подчеркнутая аналогия между Средиземным морем в истории Европы, Ближнего Востока и Северной Африки в древности и Атлантическим океаном в новейшей истории западной цивилизации. Так как Спикмен считал именно «береговую зону» основной исторической территорией цивилизации, то средиземноморский ареал древности представлялся ему образцом культуры, распространившейся впоследствии внутрь континента (окультуривание «варваров суши») и на отдаленные территории, достижимые только с помощью морских путей (окультуривание «варваров моря»).   
Американец голландского происхождения Николас Спайкмен (1893 1943) был профессором международных отношений, а позднее директором Института международных отношений при Йельском Университете. Спайкмен рассматривал геополитику как важнейший инструмент конкретной международной политики, как аналитический метод и систему формул, позволяющих выработать наиболее эффективную стратегию. В этом смысле он жестко критиковал немецкую геополитическую школу (особенно в книге "География мира"(29)), считая представления о "справедливых или несправедливых границах метафизической чепухой".   

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"