Семья как объект демографического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение семьи как объекта демографии.
Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
1. Изучение понятия «семья» в демографии
2. Рассмотрение демографической функции семьи;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Семья как объект демографического исследования……….…..8
1.1. Основные направления изучения семьи в демографии…………….8
1.2. Демографическая функция семьи………………………………..….10
Глава 2. Состав и размер сельской семьи в различные периоды российской истории…………………………………………………………….13
2.1. Размер (малая и большая семья), рождаемость и смертность в сельской семье в 1930-1950 годы…………………….………..............13
2.2. Состав сельской семьи в конце 1990-х годов……………………..20
2.3. Современный облик сельской семьи……………………………….24
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованной литературы……………………………...……..31

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Семья - объект ДЕМОГРАФИИ.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

 

1.2. Демографическая  функция семьи

 

Рассмотрение семьи в  социально-демографическом исследовании нельзя ограничить изучением ее лишь в качестве фактора демографических процессов. Семья—их своеобразный сгусток, поле их взаимодействия. Население вообще лишь по традиции рассматривается как совокупность индивидов, не различающихся ничем, кроме возраста и пола. На самом же деле люди живут семьями, а население представляет собой не столько совокупность людей, сколько совокупность семей, обладающих определенной структурой, изменяющихся по определенным закономерностям, хотя и тесно связанным с демографическими процессами, но им не тождественным9.

За последние два-три  десятилетия в отечественной  и зарубежной демографии наметилась отчетливая тенденция рассматривать семью как самостоятельный демографический объект наряду с индивидом, супружеской парой, поселением и другими единицами в иерархии демографических образований.

Следует подчеркнуть, что  демографические события — рождение, смерть, вступление в брак и прекращение  его — рассматриваются в демографии не как отдельные случаи, а как их множества, как последовательности событий, происходящих в течение жизни поколения или поколений, образующих население. Соответственно демография рассматривает не отдельные семьи, а совокупности семей. Отвлекаясь при этом от многих индивидуальных свойств людей и семей, она принимает во внимание лишь общие черты, характерные для определенных возрастных, социальных и иных групп населения.

Причем разница здесь  не только количественная. Население, взятое в целом, имеет особенности, которые отсутствуют на индивидуальном уровне. Например, каждый человек имеет пол и возраст, но демографию интересует не наличие тех или иных значений этих признаков у конкретных людей, а соотношение численностей людей разного возраста и пола, возрастно-половой состав населения. То же касается и других признаков, которыми обладают люди, а соответственно и семьи. Конечно, население состоит из отдельных людей, или, как мы только что упомянули, из отдельных семей, и для того, чтобы узнать что-либо обо всех, необходимо сперва получить такие сведения о каждом. Наблюдение всегда ведется по отдельным элементам. Но исследователь-демограф оперирует обобщенными, сводными данными о совокупности таких элементов — семей или каких-либо их групп.

Изучая демографические  процессы на макроуровне, демография, однако, этим не ограничивается. Для того чтобы лучше понять причины, факторы изменений, происходящих в воспроизводстве населения в целом, необходимо ясно представлять себе механизм функционирования той «молекулы общества», которую представляет собой семья. И здесь успех исследования зависит в значительной степени от правильного сочетания его макро- и микроуровней.

Демографы выделяют несколько  типов воспроизводства населения:

■ близкое к простому (нерасширенному) воспроизводство, когда численность населения растет весьма незначительно на0,2−0,5% в год, а само по  себе вое производство характеризуется низкой, сознательно ограничиваемой рождаемостью и невысокой смертностью;

■ расширенное воспроизводство, основанное на сознательной, но  неограниченной рождаемости и низкой смертности населения; ежегодный прирост составляет 2,0−2,5%;

■ суженный тип воспроизводства, когда число родившихся оказывается меньше числа умерших, и численность населения начинает неуклонно сокращаться (Ковалев С. В., 1988).

Среди последствий падения  рождаемости С. В. Ковалев выделяет следующие:

■   экономические — проявляются в прогрессивном росте дефицита трудовых ресурсов во всех сферах народного хозяйства, но более всего — в сельскохозяйственном производстве;

■   демографические — выражаются в сокращении относительного числа женщин, способного иметь детей, растущей диспропорции полов и увеличении в составе населения доли лиц пожилого возраста;

■   моральные — проявляются в развитии эгоизма у детей и юношества, в падении контактности и социальной ответственности людей;

■   этические — проявляются в формировании потребительского отношения к жизни;

■   социально-гигиенические — выражаются в увеличении числа поздних браков и, соответственно, поздних, чреватых последствиями для жизни детей, рождений (после 35−летнего возраста хотя бы одного из супругов вероятность врожденных отклонений ребенка резко возрастает);

■ генетические последствия складывающейся демографической ситуации проявятся в нарастании в популяции отрицательных генетических последствий и увеличении лиц с наследственными болезнями (по данным антропологов, наиболее жизнестойкими являются вторые и третьи дети).  

 Итак, будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя многие социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии.

 

Глава 2. Состав и размер сельской семьи  в различные периоды российской истории

 

2.1. Размер (малая и большая семья), рождаемость  и смертность в сельской семье в 1930-1950 годы

 

Первый период (1917 г. – середина 20-х гг. – начало 30-х гг.) часто называют временем радикального переустройства института семьи и сексуальной революции в России. Он характеризуется либеральным законодательством и легитимацией ряда запрещенных в имперский период индивидуальных, в том числе сексуальных, прав и свобод. В середине 20-х – начале 30-х гг. начался второй период в истории советской социальной политики, продолжившийся вплоть до середины 50-х гг. Исследователи характеризуют его как период введения репрессивного законодательства в отношении семьи, сексуальности и ответственности женщин и мужчин за сексуальные отношения и родительство.

По мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей введение репрессивных мер в семейную политику было связано с необходимостью увеличения рождаемости. Однако помимо этого собственно «демографического» объяснения существует и другое - «стратегическое». Советское государство стояло перед сложной задачей создания индустриальных рабочих из крестьян, ставших “новыми горожанами”. Для этого их надо было убедить в приоритетности интересов государства перед интересами индивидов и их семей. Изменение социальной политики было связано с установлением не только нового, коммунистического социального порядка, но и новой трудовой дисциплины в стремительно индустриализировавшемся обществе10.

Именно в 30-е  гг. получила широкое распространение  малая (нуклеарная) семья. Ее появление  – это своего рода «побочный» продукт  сталинской индустриализации, связанный  с характерной для индустриальных обществ тенденцией к индивидуализации частной жизни и масштабным миграциям. Постепенно менялся и характер внутрисемейных отношений – происходил отход от модели авторитарно-патриархатных отношений к более демократичным и равноправным, как между супругами, так и между родителями и детьми. Изменение отношения к ребенку/детям выражалось в изменениях репродуктивного поведения супругов (репродуктивный период регулировался и сужался контрацептивными практиками, а количество детей снижалось до одного-двух), а главное – в становлении семьи детоцентристского типа отношений11 (Приложение).

В 1939 г. средний  размер семьи в СССР (по количеству совместно проживающих ее членов) равнялся 4,1 человека, в том числе  в городе – 3,6, в деревне – 4,3 человека12.

Вся привычная жизнь сельских жителей была нарушена в военные и послевоенные 1940-е годы. Летом 1945 г. началась демобилизация из рядов Красной Армии, проводившаяся вплоть до 1948 года. Демобилизованные пополнили население деревни, но не могли восполнить его, так как более 50% мобилизованного населения Вологодской области погибли на войне

Интенсивность миграционных перемещений определялась необходимостью послевоенных восстановительных работ. В мае 1947 г. был восстановлен так называемый «оргнабор» — регулируемая государством система планового перераспределения рабочей силы между городом и деревней. Единовременный отчет о половозрастном составе сельского населения Вологодской области за 1947 г. показывает, что только в результате оргнабора рабочей силы в промышленность за пределы области и выезда из сельской местности в индивидуальном порядке численность сельского населения области сократилась на 11 тыс. человек13.

Другой распространенной формой отвлечения сельских жителей  в город были различные мобилизации  на учебу в школы и училища трудовых резервов. Районные колхозные школы, призванные готовить кадры для колхоза, задачу свою выполняли лишь частично, т. к, выпускники школ (особенно счетоводы) после их окончания в колхоз возвращаться не хотели и по возможности устраивались на работу в райцентре или продолжали учиться дальше.

Анализ данных сводных годовых отчетов колхозов Вологодской области за 1940—1950-е гг. показывает, что ежегодно происходило сокращение числа крестьянских дворов. Причины сокращения были связаны с выбытием в город на производство, переселением в другие регионы страны или смертью. Наибольшее уменьшение числа хозяйств приходилось на первые послевоенные годы, что было связано с приоритетным вниманием к нуждам восстановления промышленности и голодом 1946—1947 гг. Так, всего за один 1946 год число крестьянских хозяйств уменьшилось на 7,5 тыс.14

Таблица1 

Число наличных крестьянских дворов в колхозах Вологодской  области

в 1950-х гг. (тыс.)

 

Год

Количество  дворов

Год

Количество  дворов

1950

191.9

1955

160,3

1951

184,4

1956

157,0

1952

175,8

1957

152,7

1953

167.4

1958

147,7

1954

164,2

1959

145,1


Согласно данным таблицы, в течение 1950-х гг. количество крестьянских дворов уменьшается. Основные причины сокращения те же, что и в 1940-е гг. Например, в 1954 г., по данным земельных балансов, количество крестьянских дворов уменьшилось в результате выбытия людей на производство на 3378 дворов, переселения — на 676 дворов и смерти — на 596 дворов. Остальные причины связаны с выездом к детям, исключениями из колхоза и уточнениями.

В 1954—1956 гг. показатели снижения количества крестьянских дворов не поднимаются выше 4 тыс. за год, и только в 1958 г. наблюдается некоторый подъем: число наличных крестьянских дворов сократилось на 5 тыс. дворов. В целом убыль дворов в конце 1950-х гг. по сравнению с 1940-ми и первой половиной 1950-х гг. заметно снизилась, что, очевидно, было связано с временным исчерпанием потенциала миграции из села.

В течение 1940—1950-х  гг. причины выбытия из деревень были связаны с экономическими факторами, но не менее важную роль играл и демографический показатель.

Таблица 2

Наличное  трудоспособное население колхозов Вологодской области 

(тыс.  чел.)

 

Год

Мужчин 16—60 лет   

Доля в общей

численности

трудоспособного

населения (%)

Женщин 16—55 лет

Доля в общей

численности

трудоспособного

населения (%)

1946

77,0

28

196,7

72

1949

84,2

31

188,9

69

1952

57,6

28

148,6

72

1955

59,4

32

128,6

68

1958

65,5

36

114,5

63


 

Таблица 2 показывает диспропорцию полов в деревне (по всем возрастным группам старше 8 лет женщины численно доминировали над мужчинами), которая приводила к тому, что девушки и женщины не могли найти себе брачных партнеров для устройства семейной жизни и рождения детей, Один из путей решения проблемы создания семьи осуществлялся через отъезд из деревни15.

Людские военные  потери сказались на сокращении размеров семьи. По данным переписи 1959 г., в РСФСР  средний размер семьи составлял 3.6 человека, а в 1939 г. - 4.1. Более существенным было уменьшение сельских семей. В 1939 г. они превышали городские семьи на 19%, а в 1959 г. на 9.9%. Это явление демографы обычно связывают с демографическим переходом к новому типу воспроизводства населения в развитых индустриальных странах, с преобладанием нуклеарной малодетной семьи. Однако было бы неверным в данном случае забывать о последствиях войны: гибель супругов, повышенная смертность детей, преждевременная смерть членов семьи от полученных на фронтах ранений и т.д16.

Данные текущей статистики показывают повышение рождаемости  в РСФСР в 1947 г. (на 1000 населения рождаемость составляла 24.4), и главным образом в 1949 г. (соответственно 28.1). Уже в последующие годы было зафиксировано снижение рождаемости (в середине 50-х годов 25.6). Наиболее отчетливо это проявлялось в городах, где значительный рост рождаемости в Российской Федерации также приходился на 1947 г. (на 1000 населения 31.3) и 1949 г. (соответственно 33.4). Однако в 50-е годы и особенно в их конце и здесь началось снижение рождаемости (в 1957 г. - 24.7, в 1959 г. - 23.7). В сельской местности повышение рождаемости наблюдалось позже, чем в городе. Наибольший ее пик был зарегистрирован в 1951 г. (на 1000 населения 27.9). В 1954 г. она составила 27,8, а в 1955 г. несколько снизилась (27.4)17.

Информация о работе Семья как объект демографического исследования