Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:45, реферат
В разработке теории политики Николо Макиавелли, несомненно, стоял на прагматических и утилитарных позициях, следуя принципу «цель оправдывает средства» и четко отграничивая политику и мораль. Он решительно отстаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики, выступал за соединение в политике «черт льва и лисицы», отмечая, что «необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков».
В данной работе я попытаюсь рассмотреть различные точки зрения: традиционную, излагаемую в большинстве учебных пособий по политологии, а также анализ основного труда Макиавелли «Государь» Л.М. Баткина.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА……………………...4
2. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ТЕОРИИ МАКИАВЕЛЛИ…………………………....7
3. «ГОСУДАРЬ» МАКИАВЕЛЛИ…………………………………………………...10
4. ПОНЯТИЕ «МАКИАВЕЛЛИЗМА»………………………………………………18
5. МАКИАВЕЛЛИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ЛИДЕРОВ)…………………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..25
Подобный подход к психологии лидерства при всей внешней бесспорности, разумеется, не может решить проблему его мотивации. Скорее он ставит новые вопросы. Во-первых, стремление к власти у одних людей сильнее, чем у других; у многих оно вообще отсутствует. Понять причины этих различий необходимо хотя бы для того, чтобы выяснить, кто и почему становится политическим лидером. Во-вторых, даже на уровне обыденного сознания власть не признается единственно возможной целью политиков. Весьма обычное в сегодняшней российской прессе и общественном мнении осуждение политиков за то, что они думают только о власти, а, скажем, не о благе народа, равносильно признанию, что хотя бы в принципе у них могут быть и иные, менее своекорыстные цели. Если это так, важно понять, как потребность во власти взаимодействует в психологии лидера с другими мотивами и с какими именно.7
Сильную потребность во власти, присущую потенциальным и реальным лидерам, проще всего объяснить их врожденными индивидуальными особенностями. И действительно, исходя из здравого смысла невозможно отрицать, что условием достижения и осуществления лидерства является какой-то минимальный набор природных задатков: организационные способности, воля, сила убеждения, быстрота реакции, стиль общения и т. д., хотя, как мы уже видели, этот «набор» различен в различных социально-исторических условиях. Способности же, как известно, трансформируются в потребности: человек, способный осуществлять власть, испытывает потребность в ней. Однако в ходе своего развития политико-психологическая наука вышла за рамки «генетического» подхода. С 30-х годов на исследование психологических предпосылок лидерства значительное влияние оказывают идеи фрейдистского психоанализа. Они побуждают искать эти предпосылки в условиях первичной социализации личности, в отношениях ребенка с непосредственной социальной средой.8
Так, в работах американского психолога Г. Лассуэла доказывается, что психологической основой политической деятельности является бессознательное вытеснение «частных конфликтов», пережитых личностью, в сферу общественных объектов и последующая их рационализация в понятиях общественных интересов. По мнению этого автора, проявляющаяся во все более сильной форме потребность во власти имеет компенсаторное происхождение: обладание властью психологически компенсирует ущербность, фрустрацию, испытываемую личностью. Иллюстрацией к этим тезисам может служить высоко оцениваемая в США биография президента В. Вильсона. Стремление Вильсона к власти и характерные черты его политического стиля: жесткость позиций, неумение идти на уступки и компромиссы авторы выводят из отношений будущего президента с суровым и требовательным отцом. Эти отношения, сочетавшие идентификацию с отцом и подавленную враждебность к нему, породили в психике Вильсона фрустрацию, которую компенсировало жесткое осуществление власти.
Подобное психоаналитическое
анатомирование собственных национальных
лидеров приобрело широкое
Можно по-разному оценивать адекватность подобных выводов. В американской политической психологии психопатологический подход к феномену лидерства вызвал серьезные возражения. Один из ее видных представителей Р. Лэйн даже выдвинул в противовес этому подходу тезис, в соответствии с которым успешно действующими демократическими политиками становятся люди со здоровой, уравновешенной психикой17. В любом случае было бы неверно недооценивать значение бессознательных внутрипсихических конфликтов в развитии и укреплении потребности во власти и различных черт личности, проявляющихся в ее осуществлении.
Современные американские
исследователи разработали
Наиболее благоприятными для проявления макиавеллизма считаются ситуации, в которых политик обладает относительной свободой действий в определенной сфере, например, если он возглавляет ведомство, обладающее относительно высоким уровнем автономности в государственном аппарате. Именно таким, по мнению некоторых американских исследователей, было положение Г. Киссинджера в администрации Никсона, что и позволило расцвести пышным цветом макиавеллическим чертам этого деятеля.9
За пределами американского
контекста ситуации, благоприятные макиавеллизму, легко обнаружить
в условиях тиранических, абсолютистских
и тоталитарных режимов. А также в обстановке
крупных революционных катаклизмов, когда
разрушены старые и еще не возникли новые
«нормы-рамки» политической деятельности.
Достаточно вспомнить о таких отечественных
воплощениях макиавеллизма, как Сталин,
Берия или Андропов. Именно специфика
и ограниченность исторических (или административно-
С этой точки зрения особый интерес представляют мотивы революционных лидеров. Эта проблема кажется достаточно сложной. С одной стороны, обстановка революционного подполья, Жесткой дисциплины и конспирации создает предпосылки «вождизма» и революционного макиавеллизма (по принципу «цель оправдывает средства»). С другой стороны, невозможно отрицать, что для многих революционных лидеров исходным мотивом их деятельности были бескорыстные мотивы борьбы за свободу и народное благо, которые в России утвердились в культуре и ценностных ориентациях разночинной интеллигенции. Исследователи, принадлежащие к психоаналитическому направлению, склонны видеть в таких мотивах лишь рационализацию личных неосознанных страстей, но это трудно доказать в каждом конкретном индивидуальном случае. В то же время, очевидно, что наиболее революционные течения – и, прежде всего большевизм – по мере своего становления, развития и особенно приобщения к борьбе за власть и ее осуществлению неизбежно порождали макиавеллический тип лидерства.
Возможно, у многих революционных лидеров потребность во власти развивается и укрепляется не с раннего детства, а под влиянием тех лидерских ролей, которые они приобретают в революционном движении. Реальная власть, сначала над ближайшими сторонниками, а потом и над более широкой массой, превращается у них в способ самовыявления и самоутверждения, в потребность и устойчивую установку. Такая динамика, в общем, не противоречит современным научным представлениям о мотивации.10
Важно иметь в виду, что политика – далеко не единственная и даже не самая благоприятная сфера для удовлетворения потребности во власти. В демократическом «рыночном» обществе власть промышленного и финансового магната или менеджера крупной компании во многом не уступает, а по показателю устойчивости превосходит власть политического лидера. Люди, посвятившие себя политике, прекрасно знают, что лишь немногие из них достигнут верхних этажей политического здания, где индивид (президент, премьер, министр, партийный лидер, губернатор) является носителем реальной власти; даже члены высших законодательных органов обладают лишь властью коллективной вряд ли способной удовлетворить сильное личное властолюбие. Кстати, эмпирические исследования, проводимые среди западных законодателей, не обнаруживают у них подобной мотивации. Все это подтверждает многообразие и сложность мотивации политиков вообще и политических лидеров в частности.11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Макиавелли удалось выявить ряд общих закономерностей политической жизни, поэтому многие положения не утратили своего исторического значения и в наши дни. Его работа «Государь» является настольной книгой политических деятелей разных стран, что говорит о прозорливости автора и глубине его идей.
Напряженные и мучительные раздумья приводят Макиавелли к следующему решению проблемы. Если человеческая природа неисправима, то это еще не значит, что агрессивная энергия людей должна лишь разрушать. Ее следует направить в позитивное русло, использовать для созидания, утверждения твердого социального порядка. И примером подобного перераспределения свойственной человеку агрессивности должна стать личность крупного политического лидера, который возглавил бы процесс закладки надежных основ цивилизованной государственности. Сам же лидер, которому, подобно всем остальным, присуща склонность к порокам и преступлениям, тем не менее готов ради великой цели употреблять зло во благо. Если в его распоряжении для достижения благих целей нет столь же благих средств (или эти благие средства слишком слабы и неэффективны), то он вынужден пользоваться любыми, не брезгуя обманом, предательством, насилием, преступлением.
Макиавелли - реалист, обладатель трезвого политического рассудка. Он ясно видит пороки людей, отчетливо сознает, что их способность к свободному волеизъявлению и кипучая энергия употребляются очень часто во зло. Но если люди неисправимы, а их свобода, не признающая ни религиозных, ни нравственных, ни правовых ограничений, повсеместно переходит в своеволие и приумножает массу зла, бед и страданий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. М.И. Дегтярева, Размышления по поводу «народной перспективы» /Полис. - 2002.-№7. - ст.26-28
2. Словарь по этике. Москва, 1983г. - ст.126
3. http://www.policy03.narod.ru/
4. Макиавелли Н. Государь / Пер. с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. - СПб.: Азбука, 2002
5. http://www.lib.ru/POLITOLOG/
6. Артемов Г.П. Политическая социология: Учебное пособие. М., 2002.
7. Белов Г.А. Политология: Учебное пособие. М., 2003.
8. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для вузов. М., 2002.
9. Горелов А.А. Политология// Учебник. 2004.
10. Гражданское общество. Истоки и современность // Науч. рук. И.И. Кальной. СПб., 2006.
11. Политические отношения и политический процесс в современной России: Учебное пособие // Издательство – МГУ Москва, 2010 г.
1 М.И. Дегтярева Размышления по поводу «народной перспективы» //Полис. - 2002.-№7.-стр.26-28
2 Словарь по этике. М., 1983.// Издательство 2009 г.
3
http://www.policy03.narod.ru/
4 Макиавелли Н. Государь / Пер. с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. - СПб.: Азбука, 2002
5
http://www.lib.ru/POLITOLOG/
6 Артемов Г.П. Политическая социология: Учебное пособие. М., 2002
7 Белов Г.А. Политология: Учебное пособие. М., 2003
8 Гаджиев К.С. Политология: Учебник для вузов. М., 2002
9 Горелов А.А. Политология// Учебник. 2004
10 Гражданское общество. Истоки и современность // Науч. рук. И.И. Кальной. СПб., 2006.
11 Политические отношения и политический процесс в современной России: Учебное пособие // Издательство – МГУ Москва, 2010 г.