Пантарегионализм Карла Хаусхофера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:42, реферат

Краткое описание

Среди школ геополитики важное место занимает немецкая геополитическая школа. Представителями этой школы были выработаны самостоятельные методологические подходы к исследованию, пониманию и трактовке фундаментальных и концептуальных положений геополитической науки, которые по своей значимости могут быть признаны классическими. Ярким представителем немецкой геополитической школы, ее основателем, является Карл Хаусхофер.

Содержание

Введение.
1.Карл Хаусхофер и геополитика.
1.1. Границы и жизненное пространство.
1.2.Геополитика на службе национального проекта.
1.3. Вдохновитель Гитлера?
1.4. Новый Евразийский порядок.
1.5. Компромисс с талассократией.
Заключение.
Литература.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Пантарегионализм Карла Хаусхофера-рефер.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

  В своих мемуарах К. Хаусхофер касается и вопроса своих встреч с Гитлером. «Впервые, - пишет он,- я увидел Гитлера в 1922г. я его тогда считал одним из многих трибунов, которые возникли на перегретой немецкой земле в среде разных групп и движений. До 1938г. я верил, что события развиваются в благоприятном направлении. Я ошибся, как ошиблись, например, Гендерсон и Чемберлен, и до середины октября надеялся  на мирное решение… я его видел в последний раз при свидетелях в ноябре 1938 г., - уточняет он,- и мы оказались на разных позициях. С этого момента я был в немилости;  после полета Гесса в Англию я был подвергнут преследованиям со стороны гестапо. Все это закончилось только в конце апреля 1945г. со смертью моего старшего сына, казненного за участие в покушении на Гитлера 20 июля 1944г. и за его отношения с англофонскими странами. Моя дружба с Р.Гессом, а также его присутствие на моих лекциях в 1918г. были на четыре года раньше , чем образование национал-социалистической партии»*.

Нельзя сказать, что  Хаусхофер находился при гитлеровском режиме в центре общественной жизни. Он никогда не был членом нацистской партии и принадлежал к консервативному крылу националистического движения, ликвидированного гитлеризмом с помощью грубой силы. Лишь при активной поддержке Гесса избегала расистских преследований супруга  Хаусхофера Марта, чей отец не относился к «арийской расе». Некоторые  труды Хаусхофера подпадали под цензуру нацистов: в 1939г. была запрещена его книга «Границы», где поднимался вопрос  о Южном Тироде, поскольку этот район был присоединен  1919г. к Италии, бывшей во времена господства Муссолини основным союзником Германии.

  В очень трудных  условиях выпускался журнал Хаусхофера  «Zeitshrift fur Geopolitik», где  с определенными оговорками редактор с коллективом  авторов стремился вести более или менее «объективный», «научный» анализ проблем геополитики. В октябре 1945г. Хаусхофер скажет: «То, что было написано и опубликовано после 1934г., было сделано по принуждению»**.


*Lorot P. Op.cit

**Моро-Дефарж.Ф. Указ.соч.

 

                                                -  18   -

  После Второй мировой  войны Хаусхофер был объявлен «соучастником» Гитлера. 8мая 1945г. он был арестован американскими войсками и подвергнут допросу, разделив участь тех, кого  отнесли к категории видных нацистов. Осенью 1945г. он выступил в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе. У него была очная ставка с Гессом, который, к немалому удивлению многих, отрицал всякое знакомство с Хаусхофером.

  По мнению многих  ученых и биографов немецкого  геополитика, Хаусхофер не оказывал особого влияния, во всяком случае, прямого влияния, на внешнюю политику Германии. И тем не менее, не вызывает сомнения связь его геополитических воззрений с немецкой идеологией и политической практикой. В этой связи необходимо отметить, что и геополитика, и мотивы экспансии нацистов имели общее основание – феномен коллективного сознания немецкого народа, выражавшийся в чувстве территориальной ущемленности, тесноты пространства. Как справедливо отмечает Т.А. Михайлов, этот феномен  подкреплялся и взращивался, настойчиво внедрялся в сознание широких народных масс.

  Все попытки использовать геополитику как духовное оружие в нарастающей борьбе за место Германии в мире, или, по словам, Хаусхофера, как «фундамент храма новой религии», вызывали сомнение  него самого. Он никогда не рассматривал геополитику как законченное и четко сформулированное учение, выступал против догматизации постулатов геополитики.  У геополитики нет единого стержня, не определены ее задачи и методы как научной дисциплины.

  Тем не менее,  Хаусхофер постоянно находился  в поисках идентичности своего  учения. Вот как он определяет геополитику: «Геополитика есть наука об отношениях земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте политической географии, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно -   искусством руководства практической политикой. Геополитика – это географический  разум государства».

  Он считал, что  геополитика- самая верная помощница  в политика –

                                                       - 19  -

самая  верная помощница  в политической деятельности. В 1928г. Хаусхофер попытался  сформулировать научную программу  геополитики. В сборнике «Элементы геополитики»  были предложены следующие положения:

1.геополитика есть  учение о зависимости  политического  события от земли.

2.она опирается на  широкий фундамент географии  как учения о политических  пространственных организмах  и их структуре.

3.постигаемая географией  сущность земных пространств  дает геополитике те рамки,  внутри которых должен совершаться  ход политических событий, для  того, чтобы им был обеспечен длительный длительный успех. Конечно , носители политической жизни  иногда выходят за эти рамки, однако раньше или позже зависимость от земли вновь и вновь будет давать себя чувствовать.

4.в духе такого понимания   геополитика стремится дать оружие  для политической  деятельности  и указывать путь в политической  жизни.

5.тем самым она становится теорией искусства, способной вести практическую политику до того места, где необходимо оторваться от твердой почвы. Только так может совершиться скачок от знания к умению, а не от незнания; в последнем случае он, безусловно, больше и опаснее.

6.геополитика стремится и должна стать географической совестью государства.

  Изложенные основы  геополитики, как справедливо  отмечает Т.А.Михайлов, не давали  большого простора для обоснования  экспансионистской и особенно  расистской внешней политики  гитлеровской Германии. После прихода к власти Гитлера, под руководством оберфюрера СС Рихарда Вагнера, был создан «Союз геополитики», в который Хаусхофер не вошел. Взяв геополитику на свое вооружение, гитлеровцы дополнили ее нацистскими  рассуждениями и превратили ее в  «краеугольный камень национал-социалистического воспитания».

  Это и нанесло  сокрушительный  удар по геополитике  . трагичной оказалась и судьба  Хаусхофера. Не выдержав ударов  судьбы и крушения всех надежд., 10 марта 1946г. он вместе со своей женой совершил самоубийство.

                                                       -  20   -

Такой окончательный  приговор вынесли себе сами супруги  Хаусхоферы. Отметим, что Хаусхофер  повторил  судьбу своего почитателя  Цвейга, которому не нашлось «жизненного  пространства» в фашистской  Европе, и он добровольно ушел из жизни в 1942г. в Петрополисе близ Рио-де-Жанейро.

1.4.Новый Евразийский  порядок.

  Подобно  другим геополитикам, Хаусхофер выступал с позиций планетарного дуализма – «морские силы» против «континентальных сил», или «талассократия(власть посредством моря) против теллурократии(власть посредством земли). Планетарный дуализм открывал для него все тайны международной политики. Показательно, что термин «Новый Порядок», который активно использовали нацисты, , а в наше время в форме «Новый Мировой Порядок» - американцы, впервые был употреблен в Японии, где Хаусхофер имел контакты с теми силами, которые принимали самые ответственные решения относительно картины пространства с позиций перераспределения влияния в Тихоокеанском регионе.

  В чем суть позиции  Хаусхофера и его сторонников?  Исходя из признания планетарного  дуализма «морской силы» и  «сухопутной силы», Хаусхофер  полагал, что само положение  Германии в Центре Европы делало  ее естественным противником  западных морских держав – Англии, Франции, а в перспективе и США.

  Исходным пунктом  в конструкции Хаусхофера было  его иррационально враждебное  отношение к Великобритании, которую  он считал морским пауком, в  центре огромной паутины, охватившей  все океаны и территории. Его ненависть к Англии и США, как к морским державам, основывалась и на том, что эти страны создавались на принципах морского пиратства, не были связаны с почвой, нацией и при этом хотят создать безграничный и аморфный хозяйственный концерн, эксплуатирующий весь мир и вызывающий войны. Особую ненависть Хаусхофер испытывал к США : « американцы – это действительно единственный народ на земле, на который я смотрю с глубокой ненавистью, как смотрят на фальшивое, жрущее, ханжеское, бесстыдное хищное животное».

  Сами «талассократические»  геополитики также не скрывали  своего

                                                 -   21-       

отрицательного  отношения  к Германии и считали ее одним  из главных геополитических противников  «морского» Запада.

  В такой ситуации Германии было нелегко рассчитывать на крепкий альянс с державами «внешнего полумесяца», тем более что у  Англии и Франции были к Германии исторические претензии территориального порядка. Следовательно, будущее национальной Великой Германии лежало в геополитическом противостоянии Западу и особенно  англосаксонскому миру.

  Вот почему Хаусхофер  и его последователи выступали  и выступают за создание «континентального  блока», или оси Берлин –Москва  -Токио. Это  была по существу  идея большого континентального евроазиатского союза. Теоретически  доказывалось, что культура Германии – это западное продолжение азиатской традиции. За всем этим, очевидно, стоял расчет на ресурсы России и другие необжитые районы Евразии.

  В рамках  пакта  Молотова-Риббентропа Хаусхофер видел возможность преодоления крайне неблагоприятного «зажатого» положения Германии между талассократическими державами и хартлендом. Для  этого, согласно идее континентального блока, нужно было использовать мировое геополитическое положение России. Союз Германии с Россией, согласно концепции Хаусхофера, называемой  отдельными авторами «концепцией внутренней линии», обеспечил бы Германии трансконтинентальные коммуникации от Рейна до Амура и Янцзы, свободные  от англосаксонского влияния. Германия получила бы выход к открытому океану и стала бы обладать мощью как континентальной , так и океанической державы.

  Преодоление континентальности  путем продвижения к морям  и океанам Хаусхофер считал  проявлением «воли к пространству»  у нации. Чем труднее осуществляется этот выход, тем больше воли нужно проявить нации*.

  Это был единственный  полноценный и адекватный ответ  на стратегию противоположного  лагеря. Хаусхофер в статье «Континентальный  блок» писал следующее: «Евразию  невозможно задушить, пока два  самых


*Колосов В.А.,Мироненко  Н.С. Указ.соч.

                                                         -22-      

 

крупных  ее народа –  немцы и русские – всячески стремятся избежать междоусобного  конфликта, подобно Крымской войне  или войне 1914г.: это аксиома европейской политики»*. Там же он цитировал американца Гомера Ли: «Последний час англосаксонской политики пробьет  тогда, когда немцы, русские и японцы соединятся».

  Эта линия получила  название Ostorientierung, т.е. «ориентация на Восток», поскольку предполагала самоидентификацию Германии, ее народа и ее культуры как западного продолжения евразийской, азиатской традиции.

  В этой связи  следует подчеркнуть , что концепция «открытости Востоку» у Хаусхофера совсем не означала «оккупацию славянских земель».Речь шла о совместном цивилизационном усилии двух континентальных держав,- России и Германии, - которые должны были бы установить «Новый Евразийский Порядок» и переструктурировать континентальное пространство Мирового Острова с тем, чтобы полностью вывести его из-под влияния «морской силы». Расширение немецкого Lebensraum планировалось Хаусхофером не за счет колонизации русских земель, а за счет освоения гигантских незаселенных азиатских пространств и реорганизации земель Восточной Европы.

  Хаусхофер, как мы уже отмечали, является автором теории «континентального блока», в основе которого лежала концепция «большого пространства». Сам термин «большое пространство» возник еще в античном мире, и в него включали умеренные тропические и субтропические зоны по линии Восток-Запад. По мере накопления знаний об окружающем мире категория «большое пространство» изменялась и охватывала уже не одно Средиземноморье, Малую Азию, но и Иран, Китай, Индию. «Большое пространство» раздвинуло свои границы, как в меридиональном, так и в широтном направлениях. В 1940-х гг. сформировалось два больших геополитических образования: панамериканский и восточноазиатский блоки. Это геополитическое событие имело большое значение, так как предопределило  полное изменение «силового поля» земной поверхности. Это обстоятельство объясняет попытки Советского Союза перейти


*Цит.по:Дугин А. Основы  геополитики. Геополитическое будущее  России.М.

 

                                                          -23    -

от  «широтной стратегии» к «стратегии теплых морей»: Евро -Африканский проект, проекты в отношении Индии и тихоокеанских  островов. Это новое геополитическое поле резко отличается от того, которое в 1904г. было определено Х. Маккиндером как «географическая ось истории» - центр Старого Света.

  Хаусхофер гениально  предугадал ориентацию геополитических  стремлений США по линии Запад-Восток, и он считал, что эта геополитическая  экспансия при  ее завершении  «создает основу для самой  серьезной угрозы для мира, так  как она несет в себе возможность  порабощения США всей планеты».

1.5.Компромисс  с талассократией.

  Однако на практике  все выглядело не так однозначно. Чисто научная геополитическая  логика Хаусхофера,  логически  приводившая к необходимости создания «континентального блока» с Москвой, сталкивалась с многочисленными тенденциями иного свойства, также присущими немецкому  национальному сознанию. Речь шла о сугубо расистском подходе к истории, которым был заражен сам Гитлер. В рамках расистского подхода самым важным фактором выступала расовая близость, а не географическая или геополитическая специфика. Англосакасонские народы –Англия, США – рассматривалась в таком случае единственными союзниками немцев, так как были им наиболее близки этнически. Славяне же, и особенно небелые евразийские народы, превращались в расовых противников. К этому добавлялся идеологический антикоммунизм, замешанный во многом на том же расовом принципе. Маркс и многие коммунисты были евреями, а значит, в глазах антисемитов, коммунизм сам по себе есть антигерманская идеология.

Информация о работе Пантарегионализм Карла Хаусхофера