Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:41, контрольная работа
Рудольф Челлен (1864-1922) - шведский ученый, введший в науку понятие «геополитика». Юрист и государствовед Челлен - профессор истории и политических наук Гётеборгского (1901-1916) и Уппсальского (1916-1922) университетов. Он изучал системы управления с целью выявления путей создания сильного государства. Кроме того, он активно участвовал в политике, являлся членом парламента, отличаясь подчеркнутой германофильской ориентацией. Челлен не был профессиональным географом и рассматривал геополитику, основы которой он развил, отталкиваясь от работ Ратцеля (которого он считал своим учителем), как часть политологии.
1. Р. Челлен - автор термина геополитика…………………………………..3
2. Основоположники германской школы геополитики……………….……4
3. Англо-американская ветвь геополитики……………………………..….11
3.1. Английская классическая геополитика……………………………....11
3.2. Американская ветвь геополитики……………………………………12
4. Классическая геополитика Франции……………………………...……..17
Литература………………………………………………………….……………19
Отсюда
Шмитт вывел концепцию «номоса»
Но самый важный вывод из анализа «номоса земли» заключался в том, что Шмитт вплотную подошел к понятию глобального исторического и цивилизационного противостояния между цивилизациями Суши и цивилизациями Моря.
Общая геополитическая картина, описанная Шмиттом, сводилась к напряженному цивилизационному дуализму, к противостоянию двух Grossraum'ов - англосаксонского (Англия + Америка) и континентально-европейского, евразийского. Эти два «Больших Пространства» - талассократическое и теллурократическое - ведут между собой планетарное сражение за то, чтобы сделать последний шаг к универсализации и перейти от континентального владычества к мировому. При этом Шмитт с пессимизмом относился к возможности свести этот конфликт к какой-то строгой юридической базе, так как цивилизационные макроконцепции обоих «Больших Пространств» основываются на взаимоисключающих «номосах» - «номосе Земли» и «номосе Моря» [3,122].
3.1. Английская классическая геополитика
Хелфорд Маккиндер (1861- 1947). Вслед за Ф. Ратцелем после Первой мировой войны появились новые геополитические представления. Дальнейшее развитие геополитики было связано с именем английского ученого X. Маккиндера, которого иногда называют отцом-основателем геополитики, хотя сам он этого понятия не употреблял. Маккиндер - один из признанных и ведущих представителей англосаксонской школы. Он является автором многих терминов понятийного аппарата геополитики: Heartland - «Хартленд»; Pivot Area - «осевой регион»;Outer Crescent - страны «внешнего полумесяца»;Midland Ocean Area - зоны «внутреннего океана».
Основная стратегическая цель геополитической конструкции Маккиндера состояла в том, что Великобритания не должна допустить объединения России и Германии и что ей следует пересмотреть свою политику, чтобы воспрепятствовать консолидации «Суши» - евразийского континента [3,211].
Ф.Г. Коломб (1831 - 1899). Вице-адмирал королевских ВМС Британии Филипп Говард Коломб вошел в историю мировой геополитической мысли как один из основоположников концепции морского могущества, положенной в основу идей атлантизма.
Ф. Коломб оставил после себя богатое практическое и теоретическое наследие. В результате глубокого анализа особенностей маневрирования паровых судов им разработаны рекомендации к правилам по безопасности судоходства, которые были рассмотрены и официально приняты на Международной конференции в Вашингтоне в 1899 г. В 1891 г. увидел свет фундаментальный труд Коломба «Морская война, ее основные принципы и опыт», который был переведен на многие европейские языки, в том числе и на русский в 1894 г [5,32].
Основу концепции Коломба составляют два понятия - «naval warfare» («морская война») и «command of sea», что можно перевести как «господство на море», «владение морем» и «обладание морем». При этом «обладание морем», по Коломбу, характеризует в первую очередь способности управлять оперативно-тактической обстановкой, нежели общее господство в Мировом океане [5,33].
3.2. Американская ветвь геополитики
Первые геополитические претензии США стали формироваться, начиная с 20-х гг. XIX в. Это стало результатом бурного экономического развития промышленности, освоения западных земель, где в социально-экономическую структуру страны вписывалось плантационное рабство.
Одним
из первых политико-теоретических
Доктрина Монро была сложным и противоречивым явлением. Она была сформулирована на идеях народного суверенитета, невмешательства и запрета дальнейшей колонизации стран американского континента европейскими державами. В то же время доктрина Монро стала первым из геополитических документов, провозгласившим раздел сфер влияния и особых интересов США в Западном полушарии [4,133].
Доктрина была изложена пятым президентом США Джеймсом Монро в послании конгрессу 2 декабря 1823 г. Д. Монро подчеркивал суть политики США на американском континенте: «Политическая система союзных держав в этом отношении существенно отличается от политической системы Америки. Эта разница проистекает из различия, которое существует в их соответствующих правительствах, и защиты нашей собственной (системы), которая была достигнута ценой такого количества крови и денег и созревшей благодаря мудрости самых просвещенных граждан и в рамках которой мы пользуемся беспримерным счастьем и которой верна вся наша нация. Поэтому искренние и дружественные отношения, существующие между Соединенными Штатами и этими державами, обязывают нас заявить, что мы будем рассматривать любую попытку с их стороны распространить их систему на любую часть нашего полушария опасной для нашего спокойствия и безопасности. Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела существующих колоний или зависимых территорий любого европейского государства. Но что касается правительств, которые провозгласили свою независимость и сумели ее сохранить и независимость которых мы признали по зрелом размышлении и согласно с принципами справедливости, то мы не можем рассматривать вмешательства в их дела со стороны какой-либо европейской державы с целью их подчинения или контроля любым другим способом их судьбы иначе как проявление недружелюбного отношения к Соединенным Штатам» [3,98].
Доктрина Монро оказала свое влияние на политическое поведение США и в годы «холодной войны». Как отмечает видный советский дипломат А. Добрынин, президент Д. Кеннеди во время кубинского кризиса рассматривал возможность использования ее формулировок в своих посланиях Н.С. Хрущеву.
Особенно большое влияние на развитие американских геополитических доктрин оказал Ф. Тернер (1861-1932), который в 1893 г. прочитал перед Американской исторической ассоциацией свой знаменитый доклад «Значение подвижной границы в американской истории», который в общественном мнении США ставился немногим ниже Библии, Конституции и Декларации независимости.
Основной тезис Тернера состоит в том, что вся предыдущая американская история (до начала 90-х гг. XIX в.) была историей колонизации великого Запада, что существование «свободной земли» и продвижение американских поселенцев на запад объясняют само развитие США. Это ни что иное, как геополитическое обоснование. Этим закладывалось основание американской геополитической традиции, заключающейся в том, что географическая экспансия одновременно является и перенесением на новые территории образа жизни, идеалов, жизненных устоев американцев [5,62].
Таким образом, теоретически обосновались кардинальные изменения во внешней политике США в 1890-е гг. Переход США к империалистическим захватам стал возможным благодаря росту населения (с 39 млн. человек в 1870 г. до 63 млн. человек в 1890 г.), индустриальной мощи (США вышли на первое место в мире по производству угля, нефти, стали). Сказалось и то, что в 1893 г. США столкнулись с экономическим кризисом, который подтолкнул эту страну к внешнеэкономической экспансии. Немалую роль играли и идеологические факторы - стремление утвердить себя в качестве самой справедливой державы, которой сам бог даровал право «делить мир» по своему разумению [2,111].
Мэхэн
был горячим сторонником
Адмирал Мэхэн предсказывал именно Америке планетарную судьбу, превращение ее в ведущую морскую державу, прямо влияющей на судьбы мира. В книге «Заинтересованность Америки в Морской Силе» Мэхэн утверждал, что для того, чтобы Америка стала мировой державой, она должна выполнить следующие условия:
1)
активно сотрудничать с
2)
препятствовать германским
3) бдительно следить за экспансией Японии в Тихом океане и противодействовать ей;
4)
координировать вместе с
Мэхэн видел судьбу США в том, чтобы не пассивно соучаствовать в общем контексте периферийных государств «внешнего полумесяца», но в том, чтобы занять ведущую позицию в экономическом, стратегическом и даже идеологическом отношениях [1,233].
Мэхэн
был одним из первых, кто выделил
планетарные геополитические
Д. Корбет (1852-1922) - специалист по морской истории, преподаватель военно-морского колледжа, а потом Оксфордского университета, вслед за Мэхэном способствовал дальнейшей концептуализации морской геополитики.
В
отличие от Мэхэна, Корбет отказывается
от стратегии постоянного
Николас Джон Спикмен (1893-1943) - американский геополитик голландского происхождения.
Спикмен является прямым продолжателем линии адмирала Мэхэна в геополитике. Он рассматривал геополитику как важнейший инструмент конкретной международной политики, как аналитический метод и систему формул, позволяющих выработать наиболее эффективную стратегию.
Как и для Мэхэна, для Спикмена характерен утилитарный подход, четкое желание выдать наиболее эффективную геополитическую формулу, с помощью которой США могут скорейшим образом добиться «мирового господства». Этим прагматизмом определяются все его исследования [2,87].
Спикмен, внимательно изучивший труды Маккиндера, предложил свой вариант базовой геополитической схемы. Он, в частности, отвергает противопоставление Земли и Моря как основание геополитики. Известно, что Россия и Англия были союзниками в годы Первой мировой войны. Вторая мировая война тоже дала пример союза между морской и земной державами: СССР и США, а также Великобритании. На основе анализа реального политического процесса Спикмен приходит к выводу о том, что «никогда не было простого противостояния земельной и морской сил. Исторически всегда можно было видеть некоторых членов Rimland на стороне Великобритании, или Великобритания и Россия были вместе против господствующей силы Rimland». Основой своей доктрины Спикмен сделал не столько геополитическое осмысление места США как «Морской силы» в целом мире (как Мэхэн), сколько необходимость контроля береговых территорий Евразии: Европы, арабских стран, Индии, Китая и т.д. для окончательной победы в дуэли континентальных и морских сил. Если в картине мира, по Маккиндеру, планетарная дуальность рассматривалась как нечто «вечное», «неснимаемое», то Спикмен считал, что совершенный контроль над rimland со стороны «морских держав» приведет к окончательной и бесповоротной победе над сухопутными державами, которые отныне будут целиком подконтрольны [2,132].
Во
Франции основателем местной
геополитической школы