Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:41, контрольная работа
Рудольф Челлен (1864-1922) - шведский ученый, введший в науку понятие «геополитика». Юрист и государствовед Челлен - профессор истории и политических наук Гётеборгского (1901-1916) и Уппсальского (1916-1922) университетов. Он изучал системы управления с целью выявления путей создания сильного государства. Кроме того, он активно участвовал в политике, являлся членом парламента, отличаясь подчеркнутой германофильской ориентацией. Челлен не был профессиональным географом и рассматривал геополитику, основы которой он развил, отталкиваясь от работ Ратцеля (которого он считал своим учителем), как часть политологии.
1. Р. Челлен - автор термина геополитика…………………………………..3
2. Основоположники германской школы геополитики……………….……4
3. Англо-американская ветвь геополитики……………………………..….11
3.1. Английская классическая геополитика……………………………....11
3.2. Американская ветвь геополитики……………………………………12
4. Классическая геополитика Франции……………………………...……..17
Литература………………………………………………………….……………19
План:
3.1.
Английская классическая
3.2. Американская ветвь геополитики……………………………………12
Литература……………………………………………………
Рудольф Челлен (1864-1922) - шведский ученый, введший в науку понятие «геополитика». Юрист и государствовед Челлен - профессор истории и политических наук Гётеборгского (1901-1916) и Уппсальского (1916-1922) университетов. Он изучал системы управления с целью выявления путей создания сильного государства. Кроме того, он активно участвовал в политике, являлся членом парламента, отличаясь подчеркнутой германофильской ориентацией. Челлен не был профессиональным географом и рассматривал геополитику, основы которой он развил, отталкиваясь от работ Ратцеля (которого он считал своим учителем), как часть политологии.
В работах Челлена содержатся, по сути дела, все принципиальные положения геополитики. Впервые термин «геополитика» был введен Челленом в его работе «Государство как форма жизни» (1916), написанной под влиянием идей Ф. Ницше и В. Зомбарта (1863-1941). В этом своем основном труде Челлен развил тезисы, заложенные Ратцелем. Челлен, как и Ратцель, считал себя последователем немецкого органицизма, отвергающего механицистский подход к государству и обществу. Отказ от строгого деления предметов изучения на «неодушевленные объекты» (фон) и «человеческие субъекты» (деятели) является отличительной чертой большинства геополитиков [2,88]. В этом смысле показательно само название основного труда Челлена. Следуя Ратцелю, Челлен основное внимание сконцентрировал на природе государства. Название главной его работы служит своего рода отражением основной идеи Ратцеля, что государство есть живое существо. Как таковое оно следует закону роста: «...сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания» - такова одна из главных идей Челлена [2,89].
Собственно геополитику Челлен определил следующим образом: «Это - наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве». Помимо «геополитики» Челлен предложил еще четыре неологизма, которые должны были составить основные разделы политической науки:
1) экополитика («изучение государства как экономической силы»);
2) демополитика («исследование динамических импульсов, передаваемых народом государству»; аналог «антропогеографии» Ратцеля);
3) социополитика («изучение социального аспекта государства»);
4) кратополитика («изучение форм правления и власти в соотношении с проблемами права и социально-экономическими факторами»).
Но
все эти дисциплины, которые Челлен
развивал параллельно геополитике,
не получили широкого признания, тогда
как термин «геополитика» утвердился
в самых различных кругах [2,102].
Первой оформилась германская школа геополитики, появившись сначала как часть географической науки. Именно географы, заинтересовавшись политикой, начали закладывать основы новой науки, у ее истоков стояли Ф. Ратцель, Р. Челлен. Первый считал себя, в первую очередь, географическим антропологом, во вторую - политическим географом, второй позиционировался как геополитик. Расцвет германской геополитики приходится на 1920-40-е гг., когда писали свои труды, создавали геополитические институты и активно влияли на социально-политический процесс в Германии такие геополитики, как К. Хаусхофер, К. Шмитт [1,77].
Германская геополитика сразу начала развиваться в двух направлениях. Первое - националистическое (к нему принадлежали названные выше геополитики) – имело своим истоком национальную неудовлетворенность немцев, заключавшуюся в отлучении их от процесса создания колониальных империй и в поражении в Первой мировой войне. Второе направление германской геополитики - интернационалистское, левое, социал-демократическое - нашло свое воплощение в работах Г. Графа, К. Виттфогеля, других сторонников реформаторского марксизма. Оно ставило своей задачей дополнить исторический материализм географическим детерминизмом, «привязать» экономические и политические отношения между людьми и государствами к природе, земле, почве [1,88].
Другой отличительной чертой немецкой геополитики явилась повышенная восприимчивость ее государством и обществом. Причинами этого, очевидно, явились поражение в Первой мировой войне, потеря всех колоний, необходимость выплаты огромных репараций и жестокий финансово-экономический кризис, охвативший страну. Это способствовало укоренению в сознании нации концепции «континентального блока Берлин - Москва - Токио» (К. Хаусхофер) и других, главной идеей которых явилось противостояние континентальных, сухопутных держав, и в первую очередь Германии, «обиженной» судьбой, державам морским, торговым, богатым, владеющим десятками миллионов квадратных километров заморских территорий, а также успешной и быстрой институциализации геополитики. Геополитика была введена обязательным предметом во всех университетах Германии.
Немецкая школа геополитики подчеркивала роль географических факторов в политическом развитии. Немецкие геополитики сформулировали три важные идеи:
Первая
- идея государства-организма, предложенная
Ф.Ратцелем: государство рождается
и развивается подобно
Вторая - сформулированная Р.Челленом (шведом по национальности, ставшим одним из первых идеологов создания германской сверхдержавы) идея государственной самодостаточности, как непреложного закона успешного функционирования государственного организма.
Третья - идея сверхрегионов, которую выдвинул К.Хаусхофер [3,37].
Все немецкие геополитики стремились обосновать притязания Германии на статус главной «континентальной» силы на планете. Таким образом, конечной целью немецкой школы, так же как и англо-американской, являлось определение условий, при которых Германия могла бы установить господство над миром.
Немецкая геополитика, основанная Ратцелем, была практически разгромлена после Второй мировой войны, под лозунгом денацификации, как предоставлявшая оправдание нацистской военной экспансии. Оказался в тюрьме и покончил с собой ее главный представитель Карл Хаусхофер (1869-1946).
Фридрих Ратцель (1844-1904) - немецкий географ и этнолог, социолог; основатель антропогеографии, геополитики.
В системе взглядов немецкого ученого видны многие идеи родоначальника социологии француза Огюста Конта: эволюционизм, признание влияния географической среды на развитие народа, государства, роли демографических и космических факторов в функционировании политических систем, жизни этносов и государства, основной его книгой была «Политическая география» [3,122].
Труды Ратцеля являются базой для всех геополитических исследований. В свернутом виде в его работах содержатся практически все основные тезисы, которые лягут в основу этой науки. На книгах Ратцеля основывали свои концепции швед Челлен и немец Хаусхофер. Его идеи учитывали француз Видаль де ля Блаш, англичанин Макиндер, американец Мэхэн и русские евразийцы (П. Савицкий, Л. Гумилев и т.д.).
Юхан Рудольф Челлен (1864-1922) - шведский социолог и политолог, автор термина «Геополитика». На научную деятельность Челлена огромное влияние оказали работы немецкого теоретика и пионера «политической географии» Фридриха Ратцеля. Челлен, наряду с Ратцелем является признанным отцам немецкой классической школы геополитики [5,88].
Взгляды Челлена изложены им в работах Введение в географию Швеции (1900) и Государство как форма жизни (1916), где впервые упоминается понятие геополитики.
В своем основном труде «Государство как форма жизни» (1916) Челлен развил постулаты, заложенные в труде Ратцеля. Отказ от строгого деления предметов изучения на «неодушевленные объекты» (фон) и «человеческие субъекты» (деятели) является отличительной чертой большинства геополитиков. В этом смысле показательно само название основного труда Челлена. Челлен развил геополитические принципы Ратцеля применительно к конкретной исторической ситуации в современной ему Европе.
Карл Хаусхофер (1869, Мюнхен-1946) - немецкий географ и социолог, основоположник германской школы геополитики. Выпускник Баварской военной академии, Хаусхофер до конца Первой мировой войны состоял на военной службе и преподавал военные науки. В 1908 г. находился военным советником при японском командовании.
Слабое здоровье заставило Хаусхофера оставить довольно успешную военную карьеру, и он вернулся в 1911 году в Германию, где и прожил до конца жизни. Он настолько увлёкся геополитикой, что стал преподавать географию в Мюнхенском университете. После прихода к власти своего ученика Рудольфа Гесса в 1933 г. назначен профессором. С этого времени Хаусхофер регулярно [5,68] публикует книги, посвященные геополитике в целом, и в частности, геополитике тихоокеанского региона.
Фундаментом для построений Хаусхофера было понятие «жизненного пространства», причём задачу каждого государства он видел в расширении этого пространства. Отсюда выводились необходимость экономической самодостаточности (автаркия), культурной экспансии и поглощения небольших государств, которые, будучи неспособными проводить самостоятельную внешнюю политику, лишь дестабилизируют международные отношения. Ряд этих понятий был воспринят теоретиками нацизма.
Хаусхофер разработал особый вариант евразийства - военно-геополитическую доктрину «Континентального блока (союза)» («Ось Берлин - Москва - Токио»), который должен был объединить государства Евразии, такие как: Испания, Италия, Франция, Германия, Россия и Япония - будучи Восточным противовесом и альтернативой Западному англосаксонскому миру: Британской империи и США.
Хаусхофер внимательно изучил работы Ратцеля, Челлена, Макиндера, Видаля де ля Блаша, Мэхэна и других геополитиков. Картина планетарного дуализма - «морские силы» против «континентальных сил» или талассократия («власть посредством моря») против теллурократии («власть посредством земли») - явилась для него тем ключом, который открывал все тайны международной политики, к которой он был причастен самым прямым образом. Показательно, что термин «Новый Порядок», который активно использовали нацисты, а в наше время в форме «Новый Мировой Порядок» американцы, впервые был употреблен именно в Японии применительно к той геополитической схеме перераспределения влияний в тихоокеанском регионе, которую предлагали провести в жизнь японские геополитики.
Планетарный дуализм «Морской Силы» и «Сухопутной Силы» ставил Германию перед проблемой геополитической самоидентификации. Сторонники национальной идеи, а Хаусхофер принадлежал, без сомнения, к их числу, стремились к усилению политической мощи немецкого государства, что подразумевало индустриальное развитие, культурный подъем и геополитическую экспансию. Но само положение Германии в Центре Европы, пространственное и культурное Mittellage, делало ее естественным противником западных, морских держав Англии, Франции, в перспективе США [2,88].
В этой связи следует подчеркнуть, что концепция «открытости Востоку» у Хаусхофера совсем не означала «оккупацию славянских земель». Речь шла о совместном цивилизационном усилии двух континентальных держав - России и Германии, - которые должны были бы установить «Новый Евразийский Порядок» и переструктурировать континентальное пространство Мирового Острова с тем, чтобы полностью вывести его из-под влияния «Морской Силы». Расширение немецкого Lebensraum планировалось Хаусхофером не за счет колонизации русских земель, а за счет освоения гигантских незаселенных азиатских пространств и реорганизации земель Восточной Европы [3,187].
Именно благодаря Карлу Хаусхоферу геополитика во многом обязана тем, что она долгое время рассматривалась не просто как «псевдонаука», но и как «человеконенавистническая», «фашистская», «людоедская» теория.
Карл Шмитт (1888-1985) выдающийся юрист, политолог, философ, историк. Его идеи неразрывно связаны с геополитическими концепциями, и основные его работы - «Номос Земли», «Земля и море» посвящены осмыслению геополитических факторов и их влияния на цивилизацию и политическую историю. Идейное формирование Шмитта проходило в той же атмосфере идей «органицистской социологии», что и у Ратцеля и Челлена.
На Нюрнбергском процессе была сделана попытка причислить Карла Шмитта к «военным преступникам» на основании его сотрудничества с режимом Гитлера. В частности, ему инкриминировалось «теоретическое обоснование легитимности военной агрессии». После детального знакомства судей с сутью дела обвинение было снято. Но тем не менее, Шмитт - как другие «консервативные революционеры» - стал персоной нон-грата в мировом научном сообществе, и его труды совершенно игнорировались. В настоящее время он признан классиком политологии и юриспруденции [5,32].
Шмитт, в духе геополитического подхода, утверждал изначальную связь политической культуры с пространством.