Классическая геополитика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Геополитика как наука сформировалась во второй половине ХХ века. Само понятие ввёл шведский учёный Рудольф Челлен, дав ему следующее определение: "Это — наука о Государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве" В современной интерпретации геополитика – это наука о пространстве, о человеке и его поведении, определяемом этим пространством проживания и его специфическими особенностями – ландшафтом, рельефом, климатом. Иными словами - "география как судьба".

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Геополитические идеи Ф. Ратцеля, Р. Челлена,
«Органическая школа»……………………………………………………. …5
2. «Океанское направление» А. Мэхэн, Х. Маккиндер…………………...13
3. Геополитические концепции К.Хаусхофера, Видаля де ла Бланша. «Поссибилизм», «Континентальный блок»……………………………..25
Заключение ………………………………………………………………………32
Список используемой литературы……………………………………………...33

Прикрепленные файлы: 1 файл

ГЕОПОЛИТИКА.docx

— 67.76 Кб (Скачать документ)

     Ратцель как антропограф ставит своей  задачей «узнать человечество во всех его частях в том виде, в каком оно живет в настоящее время». Однако предпочтение он отдавал «географическому положению, климату и почве». Вокруг них вращаются интересы народов. Государство у него — это живой организм, укорененный в почве. В государстве отражается объективное осмысление народом этой данности. Все это выражается в политике, вбирающей в себя географические, демографические и этнокультурные признаки нации. В «Политической географии» он, в частности, писал, что государства — это пространственные явления, управляемые и оживляемые этим пространством, и описывать, сравнивать, измерять их должна география. Итак, видно, что понимание государства как живого пространственного, укорененного в почве организма — главная мысль теории Ратцеля. Отсюда видно, что пространственная экспансия государства выступает как естественный живой процесс, подобный росту живого организма, о чем в свое время писал основатель органической школы в социологии Г, Спенсер. Пространство, по Ратцелю, есть жизненное пространство, геобиосреда, которая дает народу жизненную энергию, рассматривается как жизненное непрерывное тело этноса, проживающего на этом пространстве. О соотношении этноса и пространства он писал, что «характеристики государства развиваются из характеристик народа и почвы». Наиболее важные характеристики — размеры, местоположение и границы. Далее следуют типы почвы вместе с растительностью, ирритация и, наконец, соотношения с остальными конгломератами земной поверхности, в первую очередь с прилегающими морями и незаселенными землями. Но когда говорят о «нашей стране», к этому добавляется все то, что человек создал, и все связанные с землей воспоминания. Так географическое понятие превращается в духовную и эмоциональную связь жителей страны и их истории. Государство является организмом..., потому что эта связь вэаи-моукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих... Обитаемое пространство... способствует развитию государства, особенно если это пространство окружено естественными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характеристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в него. Ратцель одним из первых сформулировал мысль о том, что у больших стран, государств, которые рождаются, растут, умирают, проявляется тенденция к географической экспансии. Расширение и сжатие государства — естественный процесс, связанный с жизненным циклом. Ратцель сформулировал семь законов пространственного роста государств, прежде всего законы пространства и местонахождения. Это совокупность принципов пространственного роста государств:

       •  Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.

       • Рост государства предполагает  дальнейшее развитие идей, торговли, т. е. повышенную активность  во всех сферах жизни общества.

     • Рост государства идет за счет поглощения (присоединения) малых государств.

     • Граница — это периферийный орган  государства, она — признак его  роста, силы или слабости и изменений  в его организме.

     • Государство стремится вобрать  в себя наиболее ценные элементы физического  окружения: береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами.

     • Первотолчок к территориальному росту приходит к неразвитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций.

     • Тенденция к слиянию — характерная  черта государств, которая переходит  от одного к другому, постоянно набирая силу10. Рост государств он считал «всеобщей, универсальной тенденцией. Развитие контактов людей, обмен, торговля — это прелюдия к установлению политического контроля государства над новыми колонизируемыми территориями»7. Торговля и война у него — это две формы, две стадии в процессе территориального государства. Ф. Ратцель первым высказал мысль о возрастании значения моря для развития цивилизации. Таким образом, мы видим, что в его трудах содержатся все основные идеи, на которых и поныне базируется наука геополитика.

     Геополитика. Рудольф Челлен.

     Рудольф Челлен (1864 – 1922 гг.), швед по происхождению, а по убеждениям ярко выраженный германофил. Он был первым, кто употребил понятие "геополитика". В своем основном труде "Государство как форма жизни" Челлен развил теорию Ратцеля. Челлен, как и Ратцель, считал невозможным изучение природных явлений в отрыве от человека и человека в отрыве от природы, географической среды. Применительно к конкретной политической ситуации Челлен развил теорию Ратцеля о "континентальном государстве" применительно к Германии8. Он определял значение Германии в Европе, как основополагающее, осевое для объединения вокруг неё остальных европейских стран. Первую мировую войну Челлен интерпретировал как естественный геополитический конфликт, возникший между динамической экспансией Германии ("страны Оси") и противодействующими ей периферийными государствами (Антанта). Экспансию Германии Челлен объяснял, как её динамический рост при снижающемся потенциале других европейских держав. Последовавшее поражение в войне он считал временным явлением и неизбежно приравнивал Германию к Европе в пику Англии и Франции. В подтверждение своих идей он выдвинул теорию "юных народов". Родоначальником этой теории считается Ф. Достоевский, называвший русский и германский народы "юными". Согласно ей "юная" германская нация должна прирастать землями "старых" англичан и французов. 9

     Хотя  Челлен сам был шведом и настаивал  на сближении шведской политики с  германской, его геополитические  представления о самостоятельном  интегрирующем значении германского  пространства точно совпадают с  теорией "Средней Европы" развитой Фридрихом Надуманном. В книге "Старая Европа" Науманн высказал идеи, аналогичные  идеям Челлена. По его мнению, Европе, чтобы выдержать конкуренцию  мощных держав России, США и Англии необходимо объединиться вокруг Германии в единое экономико-политическое пространство. Причём значение придавалось не этническому, политическому, географическому единству. Проект Науманна подразумевал интеграцию Германии, Австрии, придунайских государств и, в далекой перспективе, Франции.  

    1. «Океанское  направление» А. Мэхэн, Х. Маккиндер

    Хэлфорд Макиндер.

     Хэлфорд Макиндер (1861 – 1947 гг.) на сегодняшний  день занимает наиболее привилегированное  положение среди учёных – геополитиков. Ярчайший вклад, внесённый им в становление  геополитики, как науки о взаимосвязи  истории человечества и природной  среды проживания получил высочайшую оценку и развитие в конце ХХ века, однако современники, несмотря на ведущую  роль Макиндера в политике Англии, не признавали его достижений. Он указал также на то, что географическое положение во многом определяет силу или слабость Государства и в  этом ключе вырабатывал свои теоретические  концепции и практические политические решения. Первым и основополагающим выступлением Макиндера был его  доклад "Географическая ось истории", опубликованный в 1904 году в "Географическом журнале". В нем он изложил основу своего видения истории и географии, развитого в дальнейших трудах. Этот текст Макиндера можно считать  главным геополитическим текстом  в истории этой дисциплины, так  как в нем не только обобщаются все предыдущие линии развития "политической географии", но формулируется основной закон данной науки.10

     Макиндер  утверждает, что для Государства  самым выгодным географическим положением было бы срединное, центральное положение. Таковым он признавал положение  Евразийского континента, а его центр  он называл "сердце мира" или "heartland". Heartland это сосредоточие континентальных  масс Евразии.11 Это наиболее благоприятный географический плацдарм для контроля надо всем миром. Heartland является ключевой территорией в более общем контексте в пределах Мирового Острова. В Мировой Остров Макиндер включает три континента Азию, Африку и Европу. Таким образом, Макиндер структурирует планетарное пространство через систему концентрических кругов. В самом центре "географическая ось истории", совпадающая с территорией России, имеющая в своём составе бассейн рек Северного Ледовитого океана, а также бассейны рек Каспия и Аральского моря.12

     Дальше  располагается "внутренний или окраинный  полумесяц", совпадающий с береговыми пространствами евразийского континента, включающий Китай, Юго-Восточную Азию и т.д. По мнению Макиндера, в этой зоне человеческая цивилизация развивалась  наиболее интенсивно, что обусловлено  выгодным географическим положением с  точки зрения пересечения морских  и сухопутных путей, столкновения интересов  морских и континентальных цивилизаций. Пересечение водного и сухопутного  пространств играет ведущую роль в истории народов и государств.

     Следующим располагается: "внешний или островной  полумесяц". Это зона целиком внешняя (географически и культурно) относительно материковой массы Мирового Острова  и включающая в себя США, Японию, Англию и т.д.

     По  его мнению, на протяжении всей истории  развития человеческой цивилизации  на периферию постоянно оказывается  давление со стороны цивилизаций "оси" и "внешнего полумесяца".13 Цивилизации "оси" имеют характер авторитарный, иерархический и антирыночный, что обуславливается их континентальным положением. Цивилизации морские имеют рыночную, торговую ориентацию, по своей природе демократичны и предприимчивы. Зона "внутреннего полумесяца", будучи двойственной и постоянно испытывая на себе противоположные культурные влияния, была наиболее подвижной и стала благодаря этому местом приоритетного развития цивилизации.

     История, по Макиндеру, географически вращается  вокруг континентальной оси. Эта  история яснее всего ощущается  именно в пространстве "внутреннего  полумесяца", тогда как в heartland'е  царит "застывший" архаизм, а во "внешнем полумесяце" некий  цивилизационный хаос.

     Сам Макиндер отождествлял свои интересы с позицией "внешнего полумесяца". В такой ситуации основа геополитической  ориентации "островного мира" ему  виделась в максимальном ослаблении heartland'а и в предельно возможном  расширении влияния "внешнего полумесяца" на "полумесяц внутренний". Макиндер подчеркивал стратегический приоритет "географической оси истории" во всей мировой политике и так  сформулировал важнейший геополитический  закон:

     "Тот,  кто контролирует Восточную Европу, доминирует над heartland'ом; тот, кто  доминирует над heartland'ом, доминирует  над Мировым Островом; тот, кто  доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром".14 На политическом уровне это означало признание ведущей роли России в стратегическом смысле.

     Макиндер  писал: "Россия занимает в целом  мире столь же центральную стратегически  позицию, как Германия в отношении  Европы. Она может осуществлять нападения  во все стороны и подвергаться им со всех сторон, кроме севера. Полное развитие ее железнодорожных возможностей дело времени". 15

     Исходя  из этого Макиндер считал, что главной  задачей англосаксонской геополитики  является недопущение образования  стратегического континентального союза вокруг "географической оси  истории" (России). Следовательно, стратегия  сил "внешнего полумесяца" состоит в том, чтобы оторвать максимальное количество береговых пространств от heartland'а и поставить их под влияние "островной цивилизации".

     "Смещение  равновесия сил в сторону "осевого  государства" сопровождающееся  его экспансией на периферийные  пространства Евразии, позволит  использовать огромные континентальные  ресурсы для создания мощного  морского флота: так недалеко  и до мировой империи. Это  станет возможным, если Россия  объединится с Германией. Угроза  такого развития заставит Францию  войти в союз с заморскими  державами, и Франция, Италия, Египет, Индия и Корея станут  береговыми базами, куда причалят  флотилии внешних держав, чтобы  распылить силы "осевого ареала" по всем направлениям и помешать  им сконцентрировать все их  усилия на создании мощного  военного флота." 16

     Следует отметить два различных определения  Макиндером территории heartland. Первоначально  его границы совпадали с территориальными границами России, а позднее СССР, однако в 1943 году в работе "Круглая  планета и завоевание мира" он вывел из heartland'а территории Восточной  Сибири, расположенные за Енисеем. Эта  территория была названа им "Россией Lenaland". "Россия Lenaland'а имеет 9 миллионов  жителей, 5 из которых проживают вдоль  трансконтинентальной железной дороги от Иркутска до Владивостока. На остальных  территориях проживает менее  одного человека на 8 квадратных километров. Природные богатства этой земли  древесина, минералы и т.д. практически  нетронуты". Выведение этих территорий из состава heartland означало включение  их в зону геополитических интересов "внутреннего полумесяца". Макиндером рассматривалась возможность использования  данных территорий, как береговой  зоны для борьбы против "географической оси истории"17.  

Информация о работе Классическая геополитика