Хронобиологический анализ тренировочного процесса у волейболистов 15-16 лет( юноши)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

При современном уровне спортивных достижений спортсмен должен быть подготовлен к выполнению больших тренировоч¬ных и соревновательных нагрузок.
В течение многих лет отечественные и зарубежные ученые, обследовавшие спортсменов — участников Олимпийских игр, отмечают, что у многих из них были снижены показатели имму¬нитета, а также имелись различные заболевания (Агеевец В.У., Колодий О.В., 1989; Таймазов В.А. с соавт., 2003). У значитель¬ного количества высококвалифицированных спортсменов, за¬кончивших спортивную карьеру, отмечено наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и многих других систем. Некоторые специалисты считают та¬кие «издержки» неизбежными в спорте.

Содержание

Введение
Глава 1
1.1Временная организация функций организма.
1.2Биологические ритмы.
1.3Суточные ритмы.
1.4Оптимальные часы работоспособности спортсменов.
Глава 2
2.1 Организация исследования.
2.2Методы исследования.
Глава 3
Результаты и обсуждение.
Выводы
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Kursovaya_fiziologia_2.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

С.Э. Шноль (1967) считает, что организм может существовать как целое только при определенных фазовых соотношениях разных колебательных процессов в клетках, тканях, органах, что нарушение этих соотношений является причиной многих болезней.

Ритмичность функций живых систем является важнейшим условием их существования и развития, представляя собой фундаментальную, всеобщую характеристику функционирования биологической системы.

П.Я. Мульдияров (1967) определил, что у животных, предварительно адаптированных к повышенным физическим нагрузкам, при очередном сильном воздействии ультраструктуры мышечных клеток изменяются меньше и восстанавливаются быстрее, чем у нетренированных животных. Следовательно, тренировка способствует повышению скорости метаболических процессов. Материальной основой повышения выносливости миокарда к функциональным нагрузкам, эффективности тренировки является выбор оптимального соотношения между ритмом (и дозировкой) физических нагрузок и индивидуальными биоритмами миокарда в каждом конкретном случае (Саркисов Д.С. и др., 1975).

В условиях стресса обычного уровня жизненные процессы изменяются с определенной периодичностью. Изменение активности коры надпочечников при стрессе сопровождается колебаниями адренокортикотропной активности гипофиза, что сопровождается колебаниями кортикотропной функции гипоталамуса.

В работе СИ. Степановой (1986) подчеркивается, что выключение определенного раздражителя после достаточной длительности его предшествующего воздействия, как и его включение, являются стресс-фактором для организма.

Однако длительность воздействия должна быть такой, чтобы организм не мог к ней привыкнуть. Длительность импульса и периода паузы необходимо подбирать для спортсмена в каждом конкретном случае, избегая длительного поддержания подобного режима или постоянного наращивания интенсивности нагрузки.

Для устойчивости биологической системы очень важным является определение периодов, в течение которых могут наиболее эффективно развиваться те или иные физические качества.

Изучение биоритмов и их амплитуды позволило выявить определенные закономерности:

  • воздействие извне, совпадающее с фазой активности, позволяет сохранять или увеличивать амплитуду биоритмов, а при воздействии в противоположную фазу — амплитуда уменьшается;
  • частота воздействия, а также его сила должны быть таковыми, чтобы после каждого очередного воздействия завершался регенерационный процесс и восстанавливалась исходная структура клеток;
  • «нехватка» времени для полного структурного восстановления между очередными воздействиями физиологического или патогенного раздражителя может явиться причиной постепенно нарастающего «утомления», а затем и срыва функционирования клеток различных органов и систем (особенно нервной);
  • постепенное учащение частоты воздействий (в определенном пределе) позволяет учащать и ритм регенераторной реакции;
  • для тренировки механизмов адаптации нужно не столько длительное постоянное воздействие раздражителя, к которому организм быстро привыкает, сколько периодическое включение и выключение этого раздражителя (нагрузки), т.е. его импульсное ритмическое воздействие на организм; именно на этом принципе построена «интервальная тренировка»;
  • оптимальная частота подачи импульсов зависит от силы раздражителя и состояния организма;
  • резкое прекращение физической нагрузки сопровождается увеличением амплитуды биологических колебаний;
  • мышечная нагрузка (как и резкое ее прекращение) сопровождается волнообразной динамикой функции коры надпочечников;
  • при различных физических нагрузках наблюдаются волнообразные проявления активности головного мозга, отмечаются и колебания психических процессов;
  • с ухудшением здоровья происходит изменение параметров биоритмов, снижается амплитуда, изменяются часы акро-фазы (измерение в разные часы суток температуры тела, показателей ручного динамометра, частоты пульса (и его изменения после нагрузки) могут дать представление о состоянии биоритмов организма);
  • параметры биологических ритмов, их стабильность рассматриваются как новые индикаторы степени старения организма и имеют индивидуально-прогностическое значение;
  • здоровье человека и долголетие зависят от поддержания ритмичности работы органов и систем организма;
  • биологические ритмы органов и систем взаимосвязаны во времени и нарушение работы одного органа ведет к постепенному рассогласованию биоритмов всего организма.

Как отмечают ученые, рассогласование биоритмов — это первый шаг к заболеванию.

Перевод стрелок часов на летнее или на зимнее время (на 1 час, а в некоторых районах разница во времени с солнечными часами составляет 2 часа) ведет к рассогласованию биоритмов, нарушению сна, пищеварения, страдает и нервная система человека, особенно у детей и пожилых людей.

 

1.3. Суточные ритмы

Физиологические, биохимические, гормональные и гематологические показатели у человека имеют отчетливую суточную ритмичность (Степанова СИ., 1986; Березкин М.В., 2000).

Значительные различия в суточной организации комплекса физиологических процессов наблюдаются у спортсменов, тренирующихся в разные часы суток длительное время. При тренировке в ранние утренние часы — с 7 до 10 часов — происходит изменение амплитудно-фазовых и частотных характеристик ритмов многих физиологических функций.

При тренировке с 15 до 18 часов у спортсменов отмечается увеличение максимального усилия, минутного объема кровообращения, объемной скорости выброса, интенсивности мышечного кровотока.

В приспособлении организма к новому, не совсем обычному для спортсмена суточному режиму, большое значение имеет перестройка ритмов нейроэндокринной системы. При утренних тренировках изменения ритмов концентрации глюкокортикои-дов и показателей сердечной деятельности являются взаимно детерминированными (Степанова СИ., 1886).

Наиболее четко суточный ритм отражается в колебаниях концентрации натрия в слюне (Березкин М.В., 2000). Этот показатель может служить индикатором величины стресса (напряжения регуляторных функций). Суточные ритмы натрия в слюне находятся в одной фазе с суточными ритмами кортикосте-роидов. Уплощение амплитуды суточной периодики показателей натрия в слюне, температуры тела, динамометрии и других позволяет прогнозировать и более низкие функциональные возможности спортсмена (в данный период). Следовательно, режим нагрузки и отдыха более целесообразно планировать с учетом индивидуального изменения функционального состояния человека в течение суток (Баевский P.M. и др., 1971; Березкин М.В., 2000).

В.Г. Тристан (1995), изучая уровень здоровья и его пространственно-временные характеристики у 703 студентов 21 года, определил, что с ухудшением здоровья изменяются параметры суточных биоритмов, снижается амплитуда, а акрофазы смещаются на вечерние часы суток, снижается мышечный компонент и увеличивается жировая масса.

В течение суток закономерно изменяется температура тела, причем имеются различия у женщин и мужчин. Уровень температуры в подмышечной впадине может быть маркером биологического ритма при исследовании в течение дня. Исследование температуры у женщин и мужчин одного возраста (20—30 лет) показало, что в течение дня (с 9 до 21 часа) температура существенно меняется и для всех имеет пик в 16—17 часов.

Статистически значимые различия, в связи с полом человека, отмечены в 13 и 14 часов и после 16 часов. Разница между максимумом и минимумом дневной температуры у женщин составили 0,72, а у мужчин — 0,48 °С. При измерении температуры в ротовой полости также получены достоверные различия у женщин и мужчин в 15, 18 и 21 час.

В течение суток изменяется уровень гормонов в крови. М.Г. Козаков и др. (1976) показали, что у здорового человека при нормальном чередовании цикла сон-бодрствование пик уровня кортикостероидов отмечается в ранние утренние часы, а спад в 4 часа ночи. В 6—8 часов утра наблюдается максимальная экскреция 17-оксикортикостероидов (17-ОКС) с мочой и на 2 часа позже максимум их концентрации в плазме крови.

Установлено, что в течение суток происходит изменение эластичности эритроцитов человека. П.Я. Бойков и А.К. Дубровский (1994) выявили суточный ритм эластичности эритроцитов с максимумом в 10—12 часов и минимум в 15—17 часов и 3 часа ночи. Эластичность эритроцитов определяет их способность проникновения в капилляры микроциркуляторного русла, диа -метр которого меньше размеров эритроцитов, что весьма важно для газообмена. Максимальное значение PWCno проявляются в 6 часов утра, а минимальное — в 14 часов дня. Максимальные значения МПК — в 18 часов (при 180 уд./мин), а минимальные — в 10 часов утра.

Содержание тестостерона в сыворотке крови у мужчин 23—28 лет имеет отчетливый ритм с максимумом в 8 часов утра и минимумом в 19—20 часов. Главная акрофаза у мужчин для тестостерона в 4 часа утра, для гормонов адреналового происхождения — в 7 часов и вторая фаза — в 17 часов.

В ночные часы замедлена электрическая активность сердца, уменьшены артериальное давление, частота сердечных сокращений. В это время снижена активность метаболических процессов, уменьшена концентрация в крови гликогена, пирувата, лактата, а также общих липидов, общего и свободного холестерина, белка и белковых фракций, общих фосфолипидов. Уменьшена и активность ферментов.

К предутренним часам происходит накопление субстратов для биосинтеза основного гормона коры надпочечников — кор-тизола, повышается концентрация глюкозы в крови.

Установлены суточные колебания электрофизиологических параметров кожи на различных участках тела. Наивысшие показатели отмечена в 18 часов, в это время наиболее четко выражена асимметрия электрофизиологических параметров — правая половина тела активнее, чем левая.

Во многих исследованиях отмечаются волнообразность изменения ряда показателей в течение суток. Л.Я. Глыбин (1982) назвал их внутрисуточными ритмами здорового человека и показал существование определенной закономерности в изменении многих параметров. Ежечасные замеры ряда физиологических показателей позволили выявить волновой процесс периодами около 4—6 часов.

У женщин и у мужчин максимальные показатели систолического и диастолического артериального давления и частоты пульса приходятся на 2, 9, 14, 18 и 22 часа, а минимальные — на   ] 5, 12, 16, 20 и 24 часов.

Максимальная задержка дыхания на вдохе (при пробе Штанге) также зависит от времени суток и ее максимальные значения выявлены в 5, 12, 16, 20 и 24 часа, а минимальные — в 2, 9, 14, 18 и 22 часа. Именно в эти часы установлено и снижение абсолютной работоспособности, увеличение сахара в крови, общего белка и лейкоцитов, а также снижение силы и статической выносливости кисти рук, ухудшение резервных возможностей организма.

Изменения зрительно-моторной координации (ЗМК) у здоровых мужчин 19—36 лет происходят с периодом около 1,5 часа (86 мин), а кратковременной памяти (КВП) — с периодом 88 мин. Кроме того, установлена корреляция между ЗМК и катехоламинами, между КВП и ЧСС. Данная закономерность также мало изучена в спорте и, возможно, исследования в этом направлении сделают новые открытия.

1.4. Оптимальные часы работоспособности спортсменов

Вопрос о необходимости использования закономерностей биологических ритмов в физическом воспитании и спорте выдвинут Л.П. Матвеевым еще в 1959 году.

Значительное число работ по суточным колебаниям физической работоспособности проведено в школе физического образования в Познани.

Установлено, что в утренние часы мышечная сила спортсменов меньше, чем в вечерние. Сила сгибателей пальцев в 7 часов минимальная, а в 18 часов — максимальная. Организм спортсмена хуже справляется со статическим напряжением в 8, 10 и 14 часов, а лучше — в 18 часов.

Исследованиями с участием большого количества спортсменов было показано, что с 16 до 18 часов результаты в прыжках в длину, в толкании ядра, в беге на 100 м достоверно выше, чем с 13 до 14 часов.

Хронобиологи считают, что проведение отборочных соревнований с 13 до 14 часов нередко приводит к ошибкам в отборе спортсменов. Это доказали и польские исследователи на большом статистическом материале.

С.Г. Харабуга (1975) показал, что величина колебаний спортивных результатов в дневное время суток достигает 10—26% от максимального результата.

Однако во многих случаях часы соревнований не связывают с часами наибольшей работоспособности спортсмена. Экспериментально показано, что тренировки в часы предполагаемых соревнований все же дают спортсменам определенное преимущество.

Основные же тренировки с высокими физическими нагрузками следует проводить в оптимальные часы суток с учетом хро-нотипа спортсмена.

В этом случае спортсмен сможет раскрыть свои максимальные возможности и «запомнит» их для дальнейшей реализации и в худших для организма условиях. В разные часы суток человек неодинаково реагирует на холод и тепло. Установлено, что к низким температурам организм человека менее чувствителен в вечерние часы, а чувствительность к высоким температурам меньше в утренние часы. Однако это относится только к людям дневного хронотипа («голубям»).

 

Глава 2

 

2.1 Организация исследования.

 

Исследование проводилось в 2 этапа.1этап эксперимента длился с 10.11 по декабрь 2005 и включал в себя изучение литературных источников, а именно проблемы хронобиологии, учет биоритмологических ритмов при построение тренировочного процесса, изменение функциональных показателей при тренировки в разное время суток.

 

2 этап включал в себя проведение  эксперимента.

Для достижения цели курсовой работы и решении поставленных задач на базе ДЮСШ была сформирована экспериментальная группа,в которую вошли спортсмены волейболисты 15-16 лет, занимающиеся спортом около 3-х лет и тренирующиеся на уровне 2 взрослого разряда. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Характеристика экспериментальной группы приведены в таблице 2.1

 

 

 

 

Характеристика лиц вошедших в экспериментальной группе.

 

N

фамилия

Год рождения

стаж

1.

Белицкий Тарас

1989

3

2.

Потапов Евгений

1989

3

3.

Акуратов Костя

1989

3

4.

Похода Игорь

1989

3

5.

Макаров Михаил

1989

3

6.

Исхов Дмитрий

1989

3



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы исследования.

 

1.Метод анализа литературных источников.

          2.Метод  функционального исследования.

 

Тепинг тест – определяет максимальную частоту движения кисти,для проведения теста необходимо иметь секундомер, карандаш и лист бумаги, который двумя линиями разделен на 2 равные части.

В течении 10 секунд в максимальном темпе ставятся точки в квадрате. Затем 10 секунд период отдыха и вновь повторять процедуру от 2 квадрата к 3 и 4. Общая длительность теста составляет 40 секунд. Для оценки теста подсчитать количество точек в каждом квадрате ,у тренированных спортсменов максимальная частота движения кисти более 70 точек за 10 секунд, снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточно устойчивой двигательной сферы и нервной системы. Снижение  лабильности нервных процессов ступенеобразно (с увеличением частоты движений во 2 и 3 квадратах) свидетельствуют замедлении процессов врабатываемости.

Информация о работе Хронобиологический анализ тренировочного процесса у волейболистов 15-16 лет( юноши)