Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:34, реферат
Первое, что делает человек при рождении, — это вдох; прерывается его жизнь с последним выдохом. Дыхание — синоним жизни. «Пока дышу — надеюсь», — говорили древние римляне.
Многогранный процесс дыхания сводится к поглощению организмом кислорода и выделению углекислого газа. Нашему телу нужен кислород. Нужно много кислорода. Но в древней атмосфере Земли свободного кислорода почти не было. И хорошо, что не было. Ведь при теперешней его концентрации жизнь не могла бы возникнуть на нашей планете: аминокислоты в первородном морском бульоне были бы моментально окислены. В этой бескислородной среде около 3 млрд. лет назад и возникла жизнь.
Следующий элемент полного дыхания — глубокий вдох с последующей задержкой дыхания. В механизме такого вдоха принимают участие как межреберные мышцы, так и одна из важнейших мышц нашего тела — диафрагма. Сжимая кровеносные и лимфатические сосуды живота, диафрагма опорожняет его венозную систему и проталкивает кровь к грудной клетке. Число движений диафрагмы в минуту составляет примерно четверть числа сокращений сердца. Но ее гемодинамический напор гораздо сильнее, чем сердечные сокращения, потому что поверхность этого насоса весьма значительна.
Замедленное глубокое
дыхание (не чаще 4 дыханий в
минуту) с задержкой на высоте
вдоха, уменьшая давление
А вот если аналогичный прием задержки дыхания делать на полном выдохе, то можно резко уменьшить силу сердечных сокращений. Именно таким способом некоторые йоги и факиры демонстрируют феномен «остановки сердца».
В 1957 г. такого рода феномен изучался на 32-летнем йоге Рамананда. На полном выдохе он прижимал подбородок к груди и в течение 15 с максимально напрягал мышцы груди и живота. В результате внутригрудное давление резко повышалось, затрудняя сокращение сердечной мышцы. На рентгене поперечник сердца укорачивался на I см. Сердечные тоны не прослушивались, пульс не улавливался, но электрическая активность сердечной мышцы все-таки сохранялась. Значит, полной остановки сердца у йога не было, но его сокращения были настолько слабыми, что их нельзя было определить на слух.
Сколько же времени человек может вообще обойтись без воздуха?
Если вы пробовали задержать
дыхание на вдохе или выдохе,
то, наверное, убедились, что без
воздуха можно обойтись в
Американский физиолог Е.
С. Шнейдер в 1930 г. наблюдал
двух летчиков, один из которых
после предварительного
Основной причиной столь
выраженного увеличения
Полное дыхание по системе йогов применительно к задачам физического воспитания и лечебной физкультуры получило дальнейшее развитие в работах советского ученого В. В. Гневушева. Он справедливо пришел к выводу, что рекомендации дышать реже и глубже, как правило, приводят к увеличению легочной вентиляции. Для того же чтобы легочная вентиляция уменьшалась, автор рекомендует, увеличивая глубину вдоха примерно в 2 раза, снижать частоту дыхания в 3–4 раза, главным образом за счет увеличения продолжительности вдоха. Подчеркнем: эта система тренировки дыхания рассчитана не на состояние покоя, она сочетается с легкими физическими упражнениями. Например, у школьников, которые занимались тренировкой дыхания во время прогулок на переменах, на занятиях отмечалось повышение умственной работоспособности. Положительные результаты тренировки дыхания по системе В. В. Гневушева были получены и в спортивной практике, а также во время лечебной физкультуры.
Несколько иной
путь устранения дефицита
Другой особенностью
указанной волевой
По мнению К.П.Бутейко,
человек, научившись с помощью
волевой нормализации дыхания
поддерживать в покое в
Для того чтобы в процессе тренировки в поверхностном дыхании не возникало осложнении, связанных с уменьшением альвеолярной вентиляции, необходимо регулярно выполнять также динамические физические упражнения. Дыхание при этом будет, естественно, глубоким, но оно не станет сопровождаться никаким дефицитом углекислого газа, потому что одновременно увеличится его выделение из тканей в кровь и альвеолярный воздух.
Другим важным дополнением
к волевой нормализации
Мы в своей работе
со здоровыми людьми
Такие «ступеньки» как бы создают у дыхательного центра «иллюзию» обычного дыхания. Кроме того, во время этих кратковременных этапных задержек дыхания все внимание можно сосредоточить на максимальном расслаблении всех мышц тела, прежде всего дыхательной мускулатуры.
Наши наблюдения над группой добровольцев показали, что после освоения описанного гиповентиляторного упражнения время задержки дыхания увеличивается почти в 2 раза. Минутный объем дыхания во время дыхательного упражнения составлял всего 3,7 л, т. е. был в 2 раза меньше обычного, содержание углекислого газа в альвеолярном воздухе возрастало к концу упражнения до 7 %. Если человек при этом научился одновременно хорошо расслаблять свои мышцы, то у него не возникает неприятных субъективных ощущений.
Некоторые добровольцы после предварительной тренировки могли дышать в таком ритме не только атмосферным воздухом, а даже чистым 100 %-ным азотом целых 4 мин! Естественно, что кислород при этом только выделялся с каждым выдохом, но совершенно не поступал в легкие с вдохом. Значит, организм подвергался еще большему кислородному голоданию, чем при задержке дыхания той же продолжительности после вдоха воздухом.
Нами установлено,
что после двухлетней
Дыхание, прерывистость его, учащенность, покраснение лица, называемое «легочным», сразу выдает состояние человека, наглядно старит даже молодого и дряхлит пожилого.
«Дышите только через нос», — требует современная медицина. Проходя через носовые ходы, воздух согревается протекающей там по сосудам кровью, увлажняется и частично очищается от пыли и микроорганизмов. Так что все дыхательные упражнения следует делать, дыша носом.
Но абсолютизировать это все же не стоит. При быстром беге, вообще при форсированных больших нагрузках, дышат обычно и носом и ртом, плавая, вдыхают преимущественно через рот, выдыхают же и ртом и носом.
Всем ясно, что при занятиях физическими упражнениями воздух должен быть свеж и чист. Это тем более важно, если речь идет о дыхательной гимнастике. Meнее известно, однако, что воздух в четырех стенах комнаты, даже чистый, качественно иной, чем под открытым небом, где он гораздо более насыщен отрицательными ионами, этими «витаминами воздуха». Проходя через носовую полость, попадая в легкие, отрицательные ионы раздражают нервные окончания в слизистой оболочке, в альвеолах, усиливая этим дыхательную функцию легких.
Без отрицательных ионов жизнь, по-видимому, немыслима. Во всяком случае, подопытные мыши погибают даже в чистом, насыщенном кислородом воздухе, если в нем отсутствуют отрицательные ионы. В четырех стенах наших квартир их не более 40—50 в кубическом сантиметре, за стенами, уже на улице — в десятки раз больше, а в лесу, у моря или в горах — до 20 тысяч все в том же крохотном объеме.
Даже обычная прогулка
вдвое-втрое усиливает «
Наиболее эффективны дыхательные упражнения в воде — хотя бы и в обычной домашней ванне. Лежа в ней на спине, согнув ноги, нетрудно погрузиться под воду.
Делайте вдох, поднимая рот над поверхностью воды, и выдох, опуская голову в воду, раз 25—40 кряду. Обязательно равномерно и так, чтобы продолжительность выдоха была раза в три дольше вдоха.
И очень спокойно, не только не утомляясь, но и явно отдыхая, потому что для пловца (и для вас со временем — тоже) это именно отдых, только активный. Ведь вода сопротивляется вашему выдоху, и это дополнительная нагрузка дыхательным мышцам. Затруднен и вдох из-за давления воды на грудную клетку — и опять же мышцам приходится преодолевать лишнюю нагрузку. Тем легче справятся они со своей работой в обычных условиях.
Что же это за отдых, если дыхательным мышцам приходится усиленнее трудиться? Ситуация действительно парадоксальная, чем-то схожая с отдыхом в горах, где мы ведь тоже вынуждены дышать энергичнее. Полнее обновляется кислород в легких. А ведь требуется он не только мышцам. Еще более необходим он работающему мозгу. Нервные клетки потребляют его гораздо активнее мышечных волокон. И первыми гибнут при кислородном голодании. Глубокое, полное, ритмичное дыхание — основа любых физических упражнений.
Некоторое «дыхательное затруднение» благоприятствует долгожительству. Иначе трудно было бы объяснить, почему именно в условиях высокогорья, разреженности воздуха чаще всего наблюдается массовое долгожительство: на Кавказе, в северных Гималаях, в перуанских Андах. Легочные и неврологические санатории расположены именно в горах: у нас — в Теберде, в предгорьях Тянь-Шаня, наиболее популярные европейские курорты — в Альпах.
Сама разреженность воздуха, нехватка кислорода понуждают к более глубокому вдоху, расправляющему всю поверхность легких, вплоть до наиболее застойных участков. Но и задержав дыхание, мы ведь тоже делаем затем непроизвольно глубокий вдох. Лёгочные альвеолы точно сами стремятся очиститься от скверны. Происходит естественная, физиологичная гипервентиляция организма, в первую очередь мозга.
В покое человек делает в среднем 16—18 вдохов-выдохов в минуту, поглощая каждый раз около полулитра воздуха. Это далеко не предел. Если продлить вдох, можно ввести в легкие втрое больше воздуха. Делать это всякий раз через силу, разумеется, ни к чему. Но ясно, что более медленное и вместе с тем глубокое дыхание способно обеспечить организм таким же количеством кислорода, как и более частое, но поверхностное.
Подсчитайте количество вдохов-выдохов, производимое вами за минуту. У человека, тренированного занятиями спортом, их окажется не более десяти-двенадцати. Нет необходимости, разумеется, стремиться как-то специально дышать размереннее и глубже. Привычка, возникшая в результате занятий физической культурой, когда организм работает с повышенной нагрузкой, потребляя гораздо больше кислорода, чем обычно, несомненно, сказывается на частоте дыхания.