Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:06, реферат
1. Почва как исходное звено миграции радионуклидов в природной среде.
2. Структура и функционирование почвенного агрегата.
3. 137Cs и закономерности его поведения в почве
Органическое вещество в зависимости от физико-химических свойств радионуклидов влияет на их сорбцию. В сорбции 137Cs роль органического вещества невелика, закрепление его в органогенных почвах, как правило, незначительно. Исключение составляют почвы торфяного и болотного рядов (именно такие почвы в изобилии представлены в регионе аварии Чернобыльской АЭС), где со свойствами почвы связана высокая подвижность 137Cs, образующего легкорастворимые комплексы с фульвокислотами.
Помимо всех перечисленных факторов на биологическую доступность 137Cs и содержание его в обменной форме влияет время контакта изотопа с почвой. Чем дольше радионуклид находится в почве, тем в меньшей степени он доступен растениям (эффект “старения”). Совокупность физико-химических процессов, ведущих к снижению подвижности 137Cs (и некоторых других радионуклидов) и ослаблению его накопления носит название фиксация. Процессы, ведущие к необменному закреплению 137Cs в почвах, различны. В первую очередь, 137Cs участвует в кристаллохимических реакциях с вхождением радионуклида в межпакетные пространства некоторых вторичных глинистых минералов. Фиксированные ионы 137Cs в существенно меньшей степени переходят в почвенный раствор, т.е. гораздо менее доступны растениям (Evans, Dekker, 1969). По данным Анненкова и Юдинцевой (1991) за 5-7 лет после внесения количество обменного 137Cs в дерново-подзолистой почве сократилось с 50 до 24%. Однако интенсивность процесса старения зависит не только от времени контакта нуклида с почвой, но и от характеристик почвы, климатических условий (возможны вариации в 2-3 раза). Наиболее интенсивно процесс старения идет в первые 2 года, а примерно к пятому году содержание обменного 137Cs устанавливается на уровне примерно 3-кратного уменьшения его количества в почве по сравнению с первоначальным (Алексахин и др., 1977; Рерих, 1982). По данным Архипова (1975) относительное содержание доступного 137Cs падает со 100% в первый год (имеется в виду весь изначально доступный растениям радиоцезий) до 30% во второй год и до 20% в третий.
В выбросах Чернобыльского реактора 137Cs присутствовал в основном в легкорастворимой форме (парогазовая фаза, мелкодисперсные аэрозоли, образовавшиеся при конденсации испарившихся из топлива летучих радионуклидов (Круглов и др., 1995). Большая часть труднорастворимых крупнодисперсных топливных частиц осталась в “ближней” 30-километровой зоне и потому в момент поступления в почву радиоактивный цезий был сравнительно легко доступен растениям. В дальнейшем доля водорастворимой формы 137Cs уменьшилась в той или иной степени в зависимости от типа почвы, агрометеорологических условий и других факторов (Алексахин и др., 1991).
Помимо снижения биологической доступности 137Cs растениям со временем протекают и другие процессы, ведущие к самоочищению почвы от радионуклидов: они распадаются (период полураспада 137Cs около 30 лет), вымываются в нижележащие слои почвы, выносятся растениями (очень малая часть, поэтому фитоочистка (фиторемедиация) почв от радионуклидов (особенно от 137Cs) малоперспективна (Воробьев и др., 2002). Эффективное время полуочищения почв от 137Cs – примерно 10-20 лет, в зависимости от множества условий.
1.4. Вертикальная миграция 137Cs по почвенному профилю
Вымывание радионуклидов с поверхности вглубь почвы имеет отчасти положительное значение, так как приводит к снижению мощности экспозиционной дозы излучения над поверхностью земли и уменьшению интенсивности вторичного переноса радиоактивности в результате выдувания и смыва поверхностными водами (Клечковский, 1956).
Высокая прочность закрепления радионуклидов в почвенном поглощающем комплексе в большинстве случаев затрудняет их миграцию в нижележащие слои (роль восходящих потоков почвенной влаги обычно невелика). Основной запас выпавших на земную поверхность радионуклидов, даже спустя многие годы после поступления, оказывается в самых верхних слоях почвы – обычно в пределах 5-10 см от поверхности. Исключение составляют почвы легкие по механическому составу (песчаные и супесчаные) и малоплодородные (например, подзолистые), в силу низкого содержания в них глинистых минералов (у первых) или органического вещества (у вторых) как основных факторов закрепления радионуклидов в почвах (Гулякин, 1973).
Способность к вымыванию радионуклидов повышена на кислых почвах в условиях переувлажнения, определенную роль в вертикальной миграции нуклидов играет образование растворимых комплексных соединений с фульватами (хотя обычно миграция радионуклидов в неорганических формах бывает более выражена, чем в органических).
Вертикальное перемещение радионуклидов в почве осуществляется следующими основными механизмами (Лурье, 2007):
В модельных экспериментах с глинистыми минералами (бентонитом и вермикулитом), мечеными 133Ba и 59Fe, установили, что частицы размером 0,5-20 мкм способны перемещаться в почве с током воды по типу механического переноса через поры, а частицы меньшего размера – даже с движением пленочной воды. Наиболее значимым фактором миграции радионуклидов по вертикальному профилю является передвижение почвенной влаги: фильтрационный, капиллярный поток, термовлагоперенос (Фокин идр., 2011).
Для количественной характеристики профильного распределения нуклида используется понятие «центра запаса» в почве, представляющего медиану распределения (среднюю глубину проникновения). Типичная скорость вертикального перемещения центра запаса составляет около 2-3 мм/год (пределы колебаний – от 1 до 10 мм/год). Скорость перемещения нуклида на разных глубинах может быть неодинаковой – либо вследствие изменения форм нахождения нуклида и, соответственно, их подвижности. Особенно малым выносом радионуклидов за счет фильтрации потоков отличаются лесные биогеоценозы: суммарные вынос долгоживущих радионуклидов составляет здесь десятые доли процента в год (Прохоров, 1981).
Диффузионное перемещение радиоцезия (134Cs, 137Cs) проявляется заметно слабее, чем у 90Sr: значения коэффициентов диффузии в одинаковых условиях различаются у них в сотни раз.
Содержание минералов и коллоидов, плотность, влажность и другие факторы влияют на величину, а также направление движения ионов. Например, при одной и той же влажности почвы D (коэффициент диффузии, см2/с) 90Sr возрастает в 3-6 раз при изменении плотности с 1,2 до 1,7 г/см3 (Табл. 1.1).
Роль диффузии в вертикальном перемещении радионуклидов будет особенно велика в следующих почва: с малой скоростью фильтрации, сильногумусированных, способных прочно сорбировать многие радионуклиды, с малой скоростью нисходящего и восходящего токов воды, болотных (застойных).
Таблица 1.1
Радионуклид |
D, см2 ·с-1·10-7 |
90 Sr |
0,6 - 5,4 |
137Cs |
0,1-1,5 |
125,131 I |
1,4-2,5 |
Роль конвективного переноса радионуклидов соизмерима или существенно выше диффузионного. Практически полное извлечение радиойода из слоя почвы толщиной 20 см может быть достигнуть при прохождении 50 мм осадков для чернозема выщелоченного и 25 мм для аллювиольно-слоистой песчаной почвы. Скорость конвективного переноса анионов в несколько раз выше, чем катионов и резко возрастает по мере увеличения концентрации солей в растворе.
Конвективный перенос позволяет в ряде случаев удалить из верхнего корнеобитаемого слоя почвы основную часть радионуклида. Особенно эффективно промывание почвы растворами KCl и CaCl2. Такой способ очищения почв (дезактивация) получил название химической мелиорации (Маркина, 1996).
1.5. Формирование первичных
Одной из традиционных задач изучения поведения токсикантов в почвах является исследование их распределения на профильном уровне. Это относится как к экспериментальным, так и к теоретическим исследованиям, в частности к разработке моделей миграции вещества в почвах.
Однако в условиях агрегированности верхних горизонтов на начальных стадиях загрязнения почвы должно иметь место концентрирование токсиканта на поверхности агрегатов разного размера, которое обусловлено перемещением почвенной влаги в межагрегатном пространстве и первичными сорбционными взаимодействиями с поверхностью агрегатов (Фокин и др.,2002).
Кроме того, если поступление токсикантов, в частности, радионуклидов, в почву происходит в период активной вегетации растений, то последние играют существенную роль в процессе первичного поглощения полютанта, значительная часть которого обнаруживается в составе наземных и корневых остатков (Фокин, 1999). Некоторая часть корней локализуется в межагрегатном пространстве, и это оказывает дополнительное влияние на характер первичного распределения токсиканта на агрегатном уровне.
С течением времени происходит пространственное перераспределение токсиканта в почвенном агрегате, приводящее к исчезновению первичных градиентов концентрации. Наибольшее значение в этом перераспределении могут иметь различные по своей природе процессы:
а) диффузия токсикантов внутрь почвенных агрегатов;
б) разрушение старых и формирование новых агрегатов под воздействием естественных и антропогенных факторов, что равноценно механическому перемешиванию почвы;
в) переход токсиканта из состава разлагающихся растительных остатков в минеральную часть почвы.
Последний механизм особенно должен проявляться при наличии значительного сорбционного сродства токсиканта к почве.
Исчезновение первичных градиентов концентрации радионуклидов-загрязнителей на агрегатном уровне может быть одной из причин снижения интенсивности поступления их в растения, наблюдаемого в зоне загрязнения Чернобыльской АЭС (Санжарова и др., 1997).
Подводя итог полученным результатам, можно попытаться в сопоставимых единицах оценить эффекты концентрирования и уровни формирующихся градиентов концентрации радионуклида в различных частях и компонентах почвы. Для этой цели предлагается относительная величина, называемая коэффициентом концентрирования (КК), которая представляет собой отношение концентрации токсиканта или удельной активности радионуклида в любой выделяемой компоненте почвы (поверхностный слой агрегата, фракция агрегатов определенного размера, корневые остатки и пр.) к средневзвешенной концентрации или удельной активности почвенного слоя или горизонта, из которого выделена данная компонента (Фокин и др., 2003). Эффект концентрирования по отношению к средневзвешенному содержанию вещества наблюдается, когда величина КК более 1.
Полученные в модельных опытах значения КК (Фокин и др., 2003) свидетельствуют о том, что в поверхностном слое почвы 0-2 см приблизительно равные эффекты концентрирования наблюдаются в корнях, в поверхностном слое агрегатов и, соответственно, во фракции, содержащей агрегаты размером <1 мм и микроагрегаты. С возрастанием глубины до 2-4 и 4-6 см эффект концентрирования радионуклида на поверхности агрегатов (фракция <1 мм) снижается, хотя и сохраняется (КК > 1), но при этом резко возрастает относительная концентрация 137Cs в корнях. Это не означает, что основная масса 137Cs на глубине 2-6 см находится в составе корней, поскольку масса минеральной части почвы на этой глубине в несколько сотен раз превышает массу корневых остатков. Однако возрастание эффектов концентрирования 137Cs в корневых остатках с глубиной свидетельствует о роли корней в вертикальной миграции 137Cs. Если допустить, что значительная часть корневой массы концентрируется в межагрегатном пространстве, то естественно предположить и участие корней в формировании градиентов концентрации на поверхности агрегатов за счет корневых выделений и перераспределения 137Cs при отмирании и разложении корневых остатков.
Для исследования аккумуляции 137Cs, как и других радионуклидов на поверхности агрегатов образцов почв естественного сложения (Фокин и др., 2002, 2003) применили различные эффективные методы: радиоавтография, последовательное размывание агрегатов на ситах, измерение концентрации поллютанта во фракциях агрегатов разного размера.
Этими авторами в модельных опытах было установлено, что в условиях радионуклидных загрязнений агрегированных почв формируются значительные градиенты активности 137Cs в результате первичных сорбционных взаимодействий на поверхности почвенных агрегатов. Таким образом, на начальных этапах взаимодействия и вертикальной миграции сорбируемого токсиканта участвует только часть сорбционного комплекса и порового пространства почв, преимущественно межагрегатного. Это создает условия для более интенсивной начальной миграции и поступления в растения 137Cs в условиях агрегированной почвы по сравнению с дезагрегированной. Оказалось, что в условиях дерново-подзолистой тяжелосуглинистой почвы первичная толщина слоя, сорбирующего 137Cs последовательного размывания агрегатов, составляет доли миллиметра. Метод радиоавтографии дает завышенные представления о толщине поглощающего слоя за счет проникающей способности и действия излучения на фоточувствительный слой не только в зоне прямого контакта с радиоактивным веществом, но и на некотором расстоянии, которое составляет для излучения 137Cs десятые доли миллиметра (Фокин и др., 2003).
В исследуемой почве методом радиоавтографии обнаруживается преимущественное участие в поглощении 137Cs поверхности агрегатов размером менее 2-3 мм и, возможно, микроагрегатов. Метод дает возможность оценить участие агрегатов разного размера и различных частей агрегатов в сорбции токсиканта.
Информация о работе Локализация искусственных радионуклидов в почве