Структурные кризисы, их сущность и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Одной из разновидностей экономических кризисов являются структурные кризисы. Фаза спада и кризиса в больших циклах исторически сопровождается глубокими циклическими кризисами. Для них характерна длительная стагнация в традиционно важных отраслях и секторах производства, затяжные нарушения в кредитно-денежной и валютной сферах, финансах, международной торговле, существующих формах организации и регулирования экономики.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика структурных кризисов
1.1 Структурные кризисы: понятие и сущность
1.2 Опыт регулирования структурных кризисов
Глава 2. Проблемы перехода России от плановой к рыночной экономике
2.1 Структурный кризис в России на этапе перехода к рынку
2.2 Особенности российской экономики в начале ХХI века
Заключение
Список использованных источников и литературы
структурный кризис рыночная экономика

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

Огромный внешний  долг, который резко вырос в  конце 1980-х годов до 70 млрд. долл., невозможно было обслуживать, даже использовав  для этого весь объем валютных сбережений в стране. Так как после Беловежских соглашений (декабрь 1991 г.) Россия приняла на себя обязательства по всем внешним долгам СССР и право использования всех зарубежных активов и дебиторской задолженности, то, казалось бы, это вполне уравновешивало ситуацию: долги кредиторам можно выплачивать за счет получения средств от собственных должников. Но проблема была в том, что унаследованные долги приходились в основном на развитые страны, объединенные в Парижский и Лондонский клубы кредиторов. А обязательства перед СССР и, соответственно, Россией были сосредоточены в основном в странах третьего мира, платежеспособность которых была весьма низкой. К тому же по политическим соображениям эти страны не стремились и до сих пор не стремятся рассчитаться с Россией по долгам, которые возникли в отношении СССР в период военно-политической поддержки режимов социалистической ориентации. Отсутствие валютных резервов, которыми союзное правительство оплачивало централизованный импорт, привело к фактическому банкротству Внешэкономбанка СССР. За этим последовал отказ от возврата валютных накоплений всем юридическим и физическим лицам на общую сумму 5,5 млрд. долл. Кроме того, на оплату импорта была потрачена часть золотого запаса страны на сумму 3,4 млрд. долл. В результате на 1 января 1992 г. золотой запас страны уменьшился до 289,6 т[25].

Все это требовало  в первую очередь восстановления макроэкономической сбалансированности, элементарной управляемости народного хозяйства.

Перестройка закончилась  неудачей не только из-за застарелых проблем  советской экономики, которые вырвались  наружу после ослабления административного  контроля, и отсутствия последовательно  реализуемой концепции реформирования. Развал советского народного хозяйства на рубеже 1980-х и 1990-х гг. продемонстрировал решающую роль институционального фактора - иными словами, состояния государства, общественных институтов, законодательства и правопорядка, - в процессе экономических перемен. В последние годы существования СССР государственная власть утратила способность собирать налоги, контролировать денежную массу и обеспечивать соблюдение хозяйственного законодательства. Реформы потеряли управляемость. Это обернулось тем, что после ослабления командно-административной системы наступил экономический хаос, и как следствие структурный кризис, охвативший все основные сферы в экономике. Между тем, в самых либеральных рыночных экономиках государство строго контролирует соблюдение и изменение «правил игры» - принципов и условий экономической деятельности, - а в процессе глубокого реформирования экономической модели это требование к государству становится особенно актуальным, что нашло отражение в начале XXI века.

2.2 Особенности  российской экономики в начале ХХI века 

 

Экономическое развитие России в 2000—2009 годах характеризовалось устойчивым динамичным ростом, опиравшимся на завершение переходного периода от плановой к рыночной экономике и перестройку экономических пропорций, совершённую валютно-финансовым кризисом 1998 года. Системный кризис июля-октября 1998 года обесценил внутренний государственный долг и создал зонтик в виде значительной девальвации курса рубля и снижения стоимости основных факторов производства — труда и энергии. Это привело к резкому сжатию импорта и расчистило поле для восстановительного роста, связанного с импортозамещением и ростом инвестиций, преодолением кризиса неплатежей и повышением монетизации экономики.

Развитие экономики  в 2000—2009 годах не было равномерным, что определялось изменением влияния  различных факторов, наиболее существенным среди которых было состояние внешнеэкономической конъюнктуры.

Этап с 1999 года по 2002 год характеризуется как этап восстановительного роста экономики, ведомого низким курсом рубля, низкими расходами на оплату труда, энергию и транспорт. Низкие издержки и наличие свободных мощностей позволили существенно увеличить рентабельность обрабатывающих отраслей. Благоприятно сказались меры по сокращению налогового бремени на высокотехнологичный сектор экономики и частичный перенос налоговой нагрузки на экспортно-сырьевой сектор. Восстанавливались доходы населения. Начался инвестиционный рост экономики. В 2000 году рост инвестиций достиг 17,4 %, превысив на 7,4 % рост ВВП[26].

Таким образом, была реализована начальная фаза импортозамещения, не требующая существенных инвестиций и структурной трансформации  воспроизводственной модели роста.

Начавшийся во второй половине 2001 года циклический спад в экономике ведущих зарубежных стран привёл к сужению внешнего спроса, и как следствие, к относительному ухудшению внешних условий для российских производителей. Наращивание физического объёма экспортных поставок в 2001 году замедлилось почти втрое. Рост экономики поддерживался за счёт сохранявшегося расширения внутреннего спроса, однако последний лишь частично компенсировал падение внешнего спроса. В результате рост ВВП замедлился с 10 % в 2000 году до 5,1 % в 2001 году и до 4,7 % в 2002 году[27].

С середины 2002 года российская экономика, опираясь на расширяющийся  внешний спрос, ускорила своё развитие, и в 2003 году производство ВВП выросло на 7,3 %. Основой экономического роста в 2002—2007 годах являлась экспортно-сырьевая модель воспроизводства. В 2002—2004 годах она характеризовалась форсированным наращиванием физических объёмов энерго-сырьевого экспорта, в первую очередь, углеводородного сырья, а в 2005—2007 годах, при незначительных темпах роста физических объёмов экспорта углеводородов, устойчивым ростом цен на нефть и газ и, как следствие, сохранением высокой динамики доходов от экспорта.

Внешний спрос  обеспечил основной вклад в наращивание производства. В 2002—2004 годах при среднегодовом росте ВВП 6,4 %, темпы роста экспорта нефти составляли 15,6 %, а в целом динамика экспорта товаров и услуг достигла двузначной величины — 11,6 %. Высокий рост добычи обусловил среднегодовой прирост производства полезных ископаемых в среднем на уровне 9,4 % в 2003—2004 годах[28].

Экономический рост был поддержан и увеличением  валового накопления основного капитала (рост на 9,8 % в среднем за 2001—2004 годы). Однако во втором полугодии 2004 года и в 2005 году даже в условиях исключительно благоприятной ценовой конъюнктуры рост ВВП замедлился: экономика начала испытывать ограничения, связанные со снижением роста физических объёмов экспорта (особенно нефти) и значительным давлением со стороны импорта. В 2005—2007 годах резко замедлилась динамика добычи полезных ископаемых до 0,8 % в среднем за год против 9,4 % 2003—2004 годах. На этом фоне выпуск обрабатывающих производств резко ускорился в 2007 году до 7,4 % против провала до 2,9 % в 2006 году. Прекращение форсированного наращивания физических объёмов топливно-сырьевых ресурсов было компенсировано расширяющимся потоком экспортной выручки, благодаря устойчиво высокому росту цен на энергетические ресурсы на мировых рынках. Цены на нефть последовательно росли с 24,8 долларов США за баррель нефти «Urals» в 2000 году до 50,6 в 2005 году и 69,3 в 2007 году. Массированные поступления валютно-финансовых средств с мировых рынков обеспечили ресурсами подъём внутреннего спроса. Среднегодовой рост расходов на конечное потребление в 2005—2009 годах составил 9,5 % (6,9 % за 2000—2004 годы) и валового накопления основного капитала — 16,2 %, в то время как экспорт нефти снижался на 0,5 % в среднем за год[29].

На протяжении всего периода 2000—2009 годов высокие  темпы потребительского спроса поддерживались ростом реальных располагаемых доходов населения, а в последние годы — массированным расширением потребительского кредита.

Рост производства генерировал дополнительный спрос  на труд, что в условиях ограниченных возможностей наращивания предложения на рынке труда приводило к ускорению роста заработной платы.

На фоне ярко выраженного ускорения потребления  инвестиционная активность до 2007 года не была столь однозначно выражена. «Проедание» основных фондов в 1990-х  годах и начавшийся рост производства потребовали обновления производственного аппарата. «Взрывную» динамику оживления инвестиционной активности в 2000—2001 годах обеспечили рост промышленного производства и экспортных доходов. Увеличение производства потребовало инвестиций как для расшивки «узких» мест, так и для наращивания новых мощностей. В целом за 2000—2001 годы физический объём валового накопления вырос в 2 раза, в том числе валовое накопление основного капитала возросло на 30,1 %, при этом исключительно высокая инвестиционная активность наблюдалась в экспортно-ориентированных сырьевых отраслях, где были сконцентрированы основные доходы.

В 2003—2008 годах  восстановилась опережающая динамика инвестиций относительно роста производства. Капитальные вложения в основные фонды поддерживали динамику экономического роста на высоком уровне. Растущие доходы предприятий и населения, расширяющийся внутренний потребительский спрос, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура требовали увеличения производства и, соответственно, инвестиционных вложений для реконструкции старых и создания новых производственных мощностей. Так, при среднегодовом росте ВВП 7,3 %, в 2003—2007 годах валовое накопление основного капитала росло в среднем на 15,0 % в год. Рост инвестиций в основные фонды привёл к тому, что доля валового накопления в структуре элементов использования валового внутреннего продукта в 2009 году достигла почти 25,0 % ВВП, в то время как в 1999 году она составляла только 14,8 % ВВП, а в 2000 году — 18,7 % ВВП[30].

Последовательное  повышение суверенных кредитных  рейтингов Российской Федерации  отражает положительную оценку международным  сообществом изменений в инвестиционном климате в России.

Российские производители активно использовали укрепление рубля для технологической модернизации производства. Эта тенденция нашла отражение в росте импорта, но сопровождалась улучшением его структуры за счёт роста инновационной компоненты. Российские предприятия смогли удерживать занимаемую долю внутреннего рынка, в том числе за счёт модернизации, роста конкурентоспособности и эффективности производства. Расширение внутреннего спроса обеспечивалось примерно в равных пропорциях за счет роста внутреннего производства и импорта.

В 2007 году ВВП вырос на 8,1 % — второй результат в текущем десятилетии после 10%-го роста в 2000 году. При этом резко ускорился рост обрабатывающих производств. По итогам 2007 года динамика производства валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств в 2,7 раза превысила показатели 2006 года и составила 7,9 % против 6,2 % в среднем за 2003—2006 годы. Прирост валового накопления в 2007 году составил 22,6 % — рекордное значение в 2000-х годах. Последовательно и устойчиво ускорялась покупка товаров домашними хозяйствами с 9,0 % в 2003 году до 15,2 % в 2007 году. Сохранилась на высоком уровне и покупка услуг, среднегодовой темп прироста которых в 2004—2008 годах равнялся 10,8 % в среднем за год[31].

Несмотря на чрезвычайно благоприятную внешнеэкономическую  конъюнктуру (сверхвысокие цены на нефть) — относительное влияние внешнего импульса на российскую экономику постепенно уменьшается. Ускоренный рост нефтедобычи  во втором полугодии 2004 года прервался. Это было обусловлено действием ряда факторов: отставанием воспроизводства ресурсной базы от её разработки, медленным расширением транспортной инфраструктуры. Соответственно, тормозится и расширение физических объёмов поставок за рубеж энергоносителей, уменьшая влияние внешних факторов и увеличивая вес внутренних импульсов на динамику роста производства. Ключевым макроэкономическим фактором развития российской экономики в 2000—2009 годах стало последовательное снижение влияния внешних условий — роста цен на энергоносители на мировом рынке и их экспорта — на общеэкономическую динамику. При этом в использовании ВВП наметилась структурная трансформация: если до 2006 года определяющая роль в росте внутреннего спроса была у потребительского компонента, то с 2009 года наметился переход к новой модели роста, в которой существенную роль будет играть его инвестиционная составляющая.

Несмотря на улучшение экономической ситуации в последние годы, многие проблемы российской экономики ждут своего решения.

Прежде всего, следует отметить, что инфляция остается весьма высокой, если сравнивать ее годовые  темпы с аналогичными показателями в странах Европейского Союза  и США. Неопределенность, создаваемая  неустойчивыми и непредсказуемыми темпами инфляции, препятствуют осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов, подрывают доверие субъектов рынка к правительству и его мероприятиям.

Темп прироста ВВП за счет экспорта нефти и других сырьевых ресурсов все еще слишком  значителен и ставит экономику страны в сильную зависимость от состояния конъюнктуры мировых цен на нефть.

Нерешительно  и не всегда последовательно осуществляющиеся реформы в сфере жилищно-коммунального  хозяйства и других естественных монополий (МПС, РАО ЕЭС, Газпром) по-прежнему ждут своего решения. На начальном этапе находятся пенсионная, медицинская и военная реформы, не завершены реформы в налоговой сфере и в банковском секторе. Все отмеченные преобразования остаются особо болезненными в социальном отношении проблемами российской экономики.

Сохраняется так  называемый фрагментарный характер российской экономики. Различные сектора, отрасли и подотрасли развиваются  в автономном режиме, слабо связанные  друг с другом. В современной российской хозяйственной жизни отсутствует  то, что принято называть целостной экономической системой, сбалансированной во всех своих составляющих. Так, например, нефтедобывающий сектор экономики может развиваться без оглядки на внутренний спрос, ориентируясь лишь на внешнеэкономическую конъюнктуру; инвестиции в реальный сектор экономики практически не связаны со сбережениями населения; различия в уровне и темпах экономического развития в региональном разрезе также весьма значительны.

Таким образом, в настоящее время, стоит вопрос о необходимости кардинальной смены  не только факторов экономического роста, но более широко — механизма экономического развития — перехода на инновационный социально-ориентированный путь развития.

 

Заключение

Проблема цикличности  экономики за более чем вековую  историю её существования стала  средоточием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и функционирование системы мирового и национального хозяйства. Выявление причин долгосрочных колебаний социально-экономического развития приобрело исключительно важное значение как способ предотвращения тех негативных влияний, которые влекут за собой периоды спада в хозяйственной жизни страны. Следует отметить, структурный кризис преодолевается, когда прежняя структура экономика начинает уступать место новым отраслям, формам организации и регулирования. В ХХ в. Россия пережила достаточно кризисов, среди которых особо выделяется структурный кризис 1980-х гг., который в свою очередь вызвал коренную перестройку в соответствии с достигнутым уровнем производительных сил.

Информация о работе Структурные кризисы, их сущность и последствия