Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 03:24, контрольная работа
Состояние современной экономики характеризуется ее глобализацией, динамично меняющейся геополитической обстановкой, нестабильностью отдельных региональных рынков, постоянным развитием и усложнением финансовых рынков, возрастанием волатильности цен и т.д. В этих условиях домашние хозяйства, инвесторы, компании, целые страны сталкиваются с растущим объемом рисков, которые являются причиной возможных негативных последствий.
Опционы делятся на биржевые — стандартные биржевые контракты, обращение которых аналогично фьючерсам, и внебиржевые, технология заключения которых сходна с форвардами. При этом для первых спецификация устанавливается биржей, и при заключении сделок участниками оговаривается только величина премии. Последние заключаются на произвольных условиях, устанавливаемых в процессе сделки.
Таким образом, в случае использования внебиржевого опциона, банк принимает на себя также риск контрагента, рассчитывая на его надежность.
Вообще в сделках с опционами основной риск несут подписчики опционов, так как их прибыль всегда ограничена величиной премии, а возможные убытки при неблагоприятном движении цены базисного актива не лимитированы. Держатель опциона при неблагоприятном для него движении цены просто отказывается от своего права, максимальные его убытки не превышают размера премии.
Столь асимметричное распределение рисков и необычность структуры сделок делают применение опционов чрезвычайно сложным и требующим точных расчетов и прогнозов. Как подписчик, так и держатель опциона могут закрыть любую открытую позицию до истечения контракта путем заключения офсетной сделки, в результате чего прибыль или убытки определяются разницей в стоимости опциона при открытии и закрытии позиции.
В целях снижения стоимости хеджирования чаще всего используют барьерные опционы «нок-ин» и «нок-аут». Данные опционы «появляются» и «исчезают» в том случае, если текущий валютный курс касается заранее оговоренной отметки — барьера или триггера1. Таким образом, поставив, например, триггер на уровне $1,65, банк останется один на один со своим риском в случае превышения цены отметки 1,65. Однако если курс останется в пределах коридора 1,60–1,65, опцион будет выполнен.
Необходимо также отметить, что хеджирование с использованием деривативов таит в себе немало «подводных камней». Являясь универсальными финансовыми инструментами, деривативы могут быть использованы как для хеджирования, так и для спекуляции.
Одна из опасностей, подстерегающих банки, заключается в том, что сотрудник, осуществляющий хеджирование, может стать спекулянтом. Печально известен пример банка Barings в Сингапуре, чей сотрудник, замеченный в спекуляциях и принесший банку убытки в размере $1 млрд, был разоблачен, однако само финансовое учреждение с 200-летней историей так и не смогло оправиться от финансовых потерь.
В российской практике компании все еще неактивно применяют процедуры страхования валютных рисков. Связан данный факт в первую очередь с тем, что финансовый кризис 1998 года, сопровождавшийся резкой девальвацией рубля, привел к дефолту по форвардным и фьючерсным валютным контрактам.
С тех пор, несмотря на заметное оживление интереса к деривативам, закон, который бы регламентировал деятельность участников на срочном рынке, в России так и не появился.
Более того, осознание банками особенностей хеджирования зачастую приводит к отказу от осуществления данных операций — оно не гарантирует, что суммы при страховании будут выгоднее, чем те, которые получены в ситуации, когда хеджирование не выполняется. Издержками данной практики также являются существенные затраты на комиссионные и премии опционов.
Однако, вне всякого сомнения, выявление риска в текущих условиях является для банковского сектора первоочередной задачей. На втором этапе финансовой организации необходимо осуществить корректную оценку величины риска, в частности валютного.
Наиболее популярным инструментарием является методологическая концепция «Value at Risk» (VaR). Она представляет риск в виде определенного числового значения с вероятностными характеристиками, зависящими от избранного доверительного интервала и определяющими распределение вероятностей изменения валютного курса.
Принципиально важным становится и проведение комплексного анализа рыночной ситуации, который включает не только применение стандартных моделей оценки, но и моделирование «стрессовых ситуаций».
Исходя из полученных результатов, менеджеры банка должны принять решение о необходимости или отсутствии таковой в хеджировании конкретных рисков.
Тем не менее, какое бы решение ни было принято по вопросу страхования, наряду с интегрированной системой управления валютным риском в целом, создаваемой на уровне и служб мониторинга менеджмента финансовой организации, в банке должна существовать простая и четкая структура надзора.
Таким образом, организация комплексного подхода к процессу управления валютными рисками требует профессионального отношения к каждому этапу процесса управления.
Таблица 1 Пример расчета курса валютной пары EUR/USD
2. Влияние инфляционных ожиданий на курс национальной валюты.
Банк России по итогам заседания совета директоров принял решение повысить ключевую ставку с 5 ноября на 1,5 процентного пункта - до 9,5% годовых.
Свое решение регулятор обосновывает тем, что внешние условия существенно изменились в сентябре-октябре: цены на нефть значительно снизились, при этом произошло ужесточение санкций, введенных отдельными странами, в отношении ряда крупных российских компаний. В этих условиях происходило ослабление рубля, что наряду с введенными в августе ограничениями на импорт отдельных продовольственных товаров привело к дальнейшему ускорению роста потребительских цен. По оценкам ЦБ, инфляция останется до конца I квартала 2015 года на уровне выше 8%. «Сохранение высоких темпов роста потребительских цен продолжительное время ведет к повышению инфляционных ожиданий, что создает дополнительные инфляционные риски. Банк России продолжит принимать меры, направленные на замедление роста потребительских цен до целевого уровня 4% в среднесрочной перспективе», - говорится в пресс-релизе регулятора.
В сентябре-октябре инфляция увеличивалась более быстрыми темпами, чем ожидалось. По оценке на 27 октября, годовой темп прироста потребительских цен составил 8,4%. Базовая инфляция повысилась в сентябре 2014 года до 8,2%. Увеличение происходило в основном за счет ускорения роста цен продовольственных товаров: с 10,3% в августе до 11,4% в сентябре. Темпы роста цен на непродовольственные товары оставались стабильными на уровне 5,5%. Основное влияние на динамику инфляции оказало ослабление рубля и внешнеторговые ограничения, введенные в августе 2014 года. По оценкам Банка России, совокупный вклад указанных факторов в годовой темп прироста потребительских цен составит по итогам года около 2,5 п.п. (из них 1,2 п.п. - вклад внешнеторговых ограничений; 1,3 п.п. - вклад ослабления рубля с начала года). На фоне ускорения роста потребительских цен инфляционные ожидания населения и бизнеса продолжили расти, что оказывало дополнительное давление на цены.
«Произошедшее ужесточение денежно-кредитных условий пока не компенсировало влияние указанных выше факторов на инфляционные ожидания. Тем не менее динамика денежно-кредитных агрегатов создает предпосылки к снижению инфляции в среднесрочной перспективе. По оценке на 1 октября 2014 года, годовой темп прироста денежной массы (М2) составил 7,4% по сравнению с 16,1% по состоянию на аналогичную дату предыдущего года. Рост ставок по депозитам населения продолжился, что будет поддерживать склонность к сбережению и формировать условия для перетока наличных средств на банковские вклады. На фоне повышения процентных ставок по кредитам и требований банков к качеству заемщиков и обеспечения наблюдается некоторое замедление темпов роста кредитования экономики (с поправкой на валютную переоценку)», - замечает ЦБ.
ЦБ не исключил стагнации экономики РФ в конце 2014-го - начале 2015 года. По оценкам регулятора, годовой темп прироста ВВП составил в III квартале 2014 года 0,2%. Замедление экономического роста пока не оказывает выраженного сдерживающего влияния на темпы роста потребительских цен, поскольку в значительной степени обусловлено причинами структурного характера. Загрузка факторов производства - рабочей силы и конкурентоспособных производственных мощностей - находится на высоком уровне. При этом производительность труда растет медленно. Вследствие долгосрочных демографических тенденций наблюдается снижение предложения рабочей силы. «Кроме структурных факторов, негативное влияние на экономическую активность оказывает выросшая внешнеполитическая неопределенность. В условиях ограниченной доступности долгосрочных финансовых ресурсов и ужесточение требований к качеству заемщиков со стороны российских банков инвестиции в основной капитал сокращаются. При этом происходит охлаждение потребительского спроса по мере замедления роста реальной заработной платы и розничного кредитования. Внешнеэкономические условия оказывают сдерживающее влияние на российскую экономику: наблюдается существенное снижение цен на нефть, при этом экономическая активность в большинстве стран - торговых партнеров России остается слабой», - считает ЦБ. Вместе с тем поддержку отдельным отраслям экономики оказывает курсовая динамика и ограничения на импорт ряда продовольственных товаров. По оценкам Банка России, в IV квартале 2014 года и I квартале 2015 года темпы экономического роста будут близкими к нулю.
Темп прироста потребительских цен с высокой вероятностью сохранится до конца I квартала 2015 года вблизи текущих значений, что будет обусловлено сохранением значительного влияния на цены ограничений на импорт отдельных продовольственных товаров и ослабления рубля в августе-октябре 2014 года, прогнозирует ЦБ. В дальнейшем по мере постепенной адаптации экономики к внешнеторговым ограничениям и исчерпания влияния курсовой динамики на цены ожидается возобновление снижения инфляции и инфляционных ожиданий. Замедлению роста потребительских цен будет также способствовать низкий агрегированный спрос при сохранении совокупного выпуска товаров и услуг ниже потенциального уровня. Вместе с тем снижение инфляции будет происходить более медленными темпами, чем ожидалось ранее.
ЦБ уже четвертый раз в этом году повышает ключевую ставку (с 5,5%), отражая спекулятивную атаку на рубль и борясь с раскручиванием инфляции. Последнее повышение произошло в июле. На предыдущем заседании 12 сентября регулятор сохранил ключевую ставку на уровне 8%. Опрошенные накануне «Эксперт Online» аналитики ожидали, что снижение цен на нефть, высокие инфляционные ожидания и сильная волатильность курса рубля могут вынудить ЦБ повысить ставку максимум на 0,5 п.п.
Решение ЦБ о резком повышении ставки вполне логично, полагает управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута. «Повышение ключевой ставки связано с двумя самыми важными факторами - ростом инфляции и падением курса рубля. Инфляция уже достигла в сентябре 8,3% в годовом выражении, в октябре ожидается повышение до 8,4%. Одновременно с этим курс рубля рухнул с начала года на 25%, что будет оказывать влияние на рост цен еще минимум один квартал. Из-за этого ухудшаются общие настроения в экономике, что может привести к еще большим инфляционным шокам и падению рубля», - указывает он.
Подавить спекулятивно завышенный курс национальной валюты интервенциями не удалось, и регулятор пошел на более решительные меры, говорит аналитик «Альпари» Анна Кокорева. «Повышение ставки на 1,5%, безусловно, в долгосрочной перспективе замедлит падение отечественной валюты и темпы роста инфляции. К концу года курс доллара может вернуться к отметке 38-39 рублей, евро - на уровень 50-51 рубль. Соответственно, инфляция может пойти на снижение. Однако для банков повышение ключевой ставки - негативный момент, и усилит дефицит ликвидности, а за этим может последовать локальный банковский кризис. Простым потребителям, клиентам банков, стоит ожидать увеличения ставок по кредитам, так как заемные деньги для кредитных организаций стали дороже. То же самое касается и кредитов для юридических лиц, удорожание заемных денег для бизнеса приведет к замедлению темпов его развития, а, значит, в некоторой степени будет тормозить и экономику», - считает она.
Столь резкое повышение ставки - негативный сигнал, считает главный аналитик ООО «Управление Сбережениями» Александр Потавин. «Это означает повышение стоимости денег в экономике, которая и без того находится не в лучшей форме», - поясняет он. «Побочное действие этого решения - дальнейшее снижение темпов роста экономики и, возможно, переход к рецессии. Не исключен и рост безработицы», - добавляет начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий.
Курс доллара к рублю на Московской бирже по состоянию на 13:30 мск пятницы достиг отметки 41,58 рубля, однако затем рост доллара возобновился. Курсы доллара и евро отреагировали на решение ЦБ снижением на 30 копеек и по последним котировкам продолжают восстанавливать вчерашние потери, комментирует аналитик «Альпари» Владислав Антонов. «Повышения ставки на 1,5% недостаточно для того, чтобы остановить падение рубля. Спекулянты уже отыграли 50% потерь и по-боевому настроены вернуть курсы доллара и евро к уровням 43,60 и 54,95 соответственно. На возвращение курсов к вчерашним максимумам уйдет примерно три дня», - прогнозирует он.
ЦБ должен был отреагировать на сильное ослабление рубля против доллара и евро, чтобы сдержать спекулятивную атаку на рубль, уверен советник председателя совета директоров Локо-банка Константин Комиссаров. «Это охладит пыл спекулянтов, которые играют против рубля. С точки зрения инфляционных трендов – сильного влияние не будет, так как природа инфляции лежит за рамками регулирования ЦБ. С каким-то лагом, но тем не менее, все банки будут вынуждены поднять кредитные и депозитные ставки. В первую очередь, это сильный удар по ипотеке, так как она наиболее чувствительна к изменению ставок из-за больших сумм и длительного периода кредитования. Далее по цепочке это докатится и до остального кредитования. Теперь мы можем говорить, что даже для качественных заемщиков ставки в корпоративном сегменте закрепятся на уровне 15% и выше», - констатирует он.
Учитывая рост цен и сохранение повышение инфляционных ожиданий, решение ЦБ о повышении ключевой ставки - сугубо коррекционное мероприятие, замечает руководитель проекта по привлечению инвестиций Winggrace.com Дмитрий Любименко.
«В краткосрочной перспективе данное изменение может стать превентивной мерой от дальнейшего усугубления ситуации на рынке, а ожидания введения режима свободного курсообразования, начиная с января 2015 года, могут помочь стабилизироваться рублю. Однако, в долгосрочной перспективе, если в случае ряда индустрий отечественного бизнеса мы имеем позитивный взгляд на решение задач по финансированию, в том числе, с привлечением иностранного капитала, то в случае граждан, мы бы не стали питать каких-либо иллюзий в отношении ипотеки, которая возможно в скором времени станет практически недоступной», - говорит он.
Информация о работе Особенности хеджирования валютных рисков с помощью форвардных сделок