Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:11, дипломная работа
Целью дипломного проекта является изучение операций коммерческих банков с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить теоретические основы банковских операций на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;
- выявить особенности правового регулирования деятельности коммерческих банков с драгоценными металлами;
- определить роль коммерческих банков на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;
- рассмотреть виды банковских операций с драгоценными металлами;
- рассмотреть проблемы и перспективы организации деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов.
Рост активности со стороны российских коммерческих банков по использованию драгоценных металлов в банковской практике обусловлен, прежде всего, потребностью в расширении банковского бизнеса, увеличении клиентской базы, в диверсификации инвестиционных рисков. Кроме того, банки, совершающие операции с драгоценными металлами, значительно способствуют повышению своего имиджа, особенно при развитии отношений на международном рынке.
Использование драгоценных металлов в современной практике финансовых институтов и интерес со стороны частных инвесторов обусловлены, прежде всего, потребностью страховать риски при вложении денежных средств в различные виды финансовых инструментов, и зависят в немалой степени от развитости рынка.
Рассматривая вопрос о драгоценных металлах в структуре финансовых активов, необходимо остановиться еще на одном аспекте. В Системе национальных счетов в качестве финансового актива рассматривается только монетарное золото, хранящееся в Банке России, а немонетарное, включая золото, которое принадлежит коммерческим банкам, – как нефинансовый актив. Немонетарное золото по способу использования можно разделить на золото производственного (промышленно-бытового) и непроизводственного назначения. Под второй группой мы подразумеваем золото, используемое в деятельности кредитно-финансовых институтов, а также находящееся в частном владении с целью тезаврации и инвестиций.
Драгоценные металлы второй группы необходимо рассматривать как финансовые активы, так как они остаются формой сохранения стоимости денег и потому ближе к группе финансовых активов, а также отражают лишь смену формы актива. Кроме того, в Системе национальных счетов актив определяется как конкретный объект, позволяющий извлекать выгоду от владения и использования, что вполне соответствует выше представленным положениям и дает основания для включения драгоценных металлов в группу финансовых активов.
В настоящее время доля драгоценных металлов в структуре активов коммерческих банков невелика и занимает около 1%. Вместе с тем интенсивное развитие банковских операций с драгоценными металлами способствует повышению внутреннего спроса на финансовые активы в драгоценных металлах со стороны других субъектов рынка.
Однако для того, чтобы понять специфику этих операций, проанализировать перспективы развития, нужно знать историю использования драгоценных металлов в деятельности коммерческих банков.
В начале XX в. важнейшими кредиторами российской золотопромышленности становятся коммерческие банки, роль государственного кредитования заметно сокращается. Установление широких и действенных связей с банками могло стать важным этапом в эволюции российской золотопромышленности, развивавшейся в условиях острого дефицита капиталов.
Отмечая тенденцию известного улучшения условий кредитования золотопромышленности в начале XX в., следует отметить, что в целом они оставались неудовлетворительными и сдерживающими наращивание потенциала золотодобычи в стране.
Золотые деньги - “червонцы” появились в России с 1718 года. Выпуск князьями неполноценных монет, порча серебряных гривен путем их обрезания, появление “воровских” денег вели к повсеместному исчезновению полновесных монет, волнениям среди населения (“медный бунт” при царе Александре Михайловиче в середине XVII в.). Пытаясь найти выход из трудностей, правительство начало чеканить медные деньги, придав им принудительный курс. Как следствие, стал рост рыночной цены серебряного рубля по сравнению с номиналом, исчезновение серебра из обращения и его сосредоточение у ростовщиков и менял, общее повышение товарных цен. В конце концов, медные деньги были изъяты из обращения. В конце XVII в. вес серебра в рублевых монетах был уменьшен на 30 %. В России вплоть до XVII в. собственная добыча благородных металлов почти отсутствовала поэтому, монетные дворы, ставшие в XVII в. монополия государства, переплавляли иностранные деньги. Согласно “монетарной регалии” Петра I был наложен жесткий запрет на вывоз из страны слитков драгоценных металлов и полноценных монет, между тем как вывоз порченой монеты разрешался. Итак, золото и серебро стали основой денежного обращения. Биметаллизм сохранялся вплоть до конца XIX века. Однако, в Европе XVIII - XIX в.в. золотые и серебряные монеты ходили в обороте, платежах, и прочих операциях наряду с бумажными деньгами.
Развитие промышленности к XV веку позволило увеличить добычу полезных ископаемых, в первую очередь, серебра и золота. Серебро в большом количестве добывала Германия (Саксония, позже г. Шнеберг), также много благородных металлов извлекали из недр Чехии (Табор, Зальцбург, Пржибрама, Куттенберг), Венгрии (Кремнитц, Шемнитц), а Трансильвания еще при римлянах была местом добычи золота.
Чеканка оставалась в руках богатых землевладельцев, а также монастырей. По тем временам это был весьма трудоемкий процесс. Вся работа - всего 12 операций - до XVI века выполнялась вручную. Важнейшие из них: плавка металла и превращение его в слитки (кованины); расплющивание металла (выделка листов); разрезывание листа на четырехугольные кусочки нужного веса; закругление этого кусочка и превращение его в монетный круг; штамповка (производилась двумя штемпелями на каждой из сторон монеты.
Частного владельца металла удерживали от вложения в монету последнего большие потери металла от угара, оплаты издержек чеканки и специальной монетной пошлины (сеньеража), а также нежелание раскрывать размеры своего богатства. В руках нарождающейся буржуазии оказалось довольно много золота и серебра, которые, как правило, хранились в слитках. Форма и вес слитков были различны. Удобство слитков было в перевозке, в осуществлении крупных сделок, когда монеты принимались на вес, в возможности перечеканки на местную монету. Разделение труда между слитками и монетами приобретает четкий характер. V-VI вв. - века усиленного притока золота в государство франков. В основном это была военная добыча - римское золото. Но затем постепенно римская монета выходит из обращения вследствие истирания и порчи, и начинает чеканиться серебряная, а затем и своя золотая монета. Денежная система Франкскогого государства базировалась на римском денарии. Счет денег на крупные суммы шел в ливрах (фунтах), су (солидах), денье (денариях). В ливре всегда считалось 20 су, в су - 12 денье. Людовик IX выдвинул укрупненную серебряную монету в 12 денариев, т.к. сам денарий обесценился. Эта монета представляла собой солид, до тех пор игравшего роль только счетной единицы. Новая монета была названа “гро”. Появление «гро» кладет начало развитой монетной системе: вместо “одномонетного обращения” появилось “двумонетное”. Чеканка сначала укрупненной серебряной (гро), а затем и золотой монеты была объявлена привилегией короля, но некоторые провинции продолжали чеканку своей монеты. Больших успехов в борьбе с феодальной монетой достиг Филипп IV. Однако после его смерти феодальная чеканка возобновляется, и Людовик X вынужден признать и законодательно оформить право многих феодалов чеканить монету, правда только доброкачественную.
Все действовавшие формы кредита объективно, по самой своей природе, не были “приспособлены к особенностям отрасли и отдельных предприятий”. Проблема специализированного золотопромышленного кредита стояла в России очень остро.
Существенным недостатком реализуемых форм кредита оставался их краткосрочный (сезонный) характер, лишавший предпринимательство в этой сфере возможностей перспективного развития дел. По выражению золотопромышленников, краткосрочный кредит был также “опасным”, так как успешность сезонов год от года различалась весьма существенно, предусмотреть все нюансы было невозможно “никакой кабинетной работой”, а «малейшее неоправдание расчетов» грозило критической задолженностью кредиторам.
Используя далее суждения практиков – профессионалов, золотопромышленный кредит в России можно охарактеризовать как «напряженный» по условиям, «ограниченный, неравномерно-избирательный» по охвату (особенно страдали мелкие предприниматели), «нестабильный» по организации.
На неразрешенность проблемы кредитования золотопромышленности указывает, в частности, оценка его С.Ю. Витте на II Всероссийском съезде золотопромышленников (1915 г.). В качестве наиболее насущных мер развития отрасли он называл дешевый, “почти даровой” кредит и организацию особых преимуществ акциям золотопромышленных кредитных учреждений.
В 1920 году декретом Совета народных комиссаров для «централизации, хранения и учёта всех принадлежащих РСФСР ценностей» было создано Государственное хранилище ценностей Наркомфина – Гохран России.
С 1960 года Гохран входит в состав Министерства финансов СССР как Третий специальный отдел (Гохран) при Министерстве финансов СССР. С 1979 года Гохран именуется Третьим главным управлением (Гохран) при Министерстве финансов СССР. В 1987 году переименован в Государственное хранилище ценностей СССР (Гохран СССР) при Министерстве финансов СССР.
В 1991 году Гохран России получает статус Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней (Комдрагмет РФ) при Министерстве экономики и финансов РФ.
С 1992 года Гохран России входит в состав Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням (Роскомдрагмет).
В 1996 году, после расформирования Роскомдрагмета, Гохран России становится Государственным учреждением по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации.
Госфонд России, главным распорядителем, которого является Президент Российской Федерации, олицетворяет богатство и величие Российского государства как мировой державы, активно и весомо выступающей на мировом рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, являющейся обладателем уникальных сокровищ.
Гохран России хранит уникальную коллекцию самородков платины, самую крупную в мире коллекцию золотых самородков, высокохудожественные ювелирные изделия, соискавшие себе мировую известность, фирм И. Сазикова, И. Хлебникова, К. Фаберже и других, золотые, серебряные и платиновые монеты, драгоценные металлы в слитках и иных видах.
Современному Российскому банковскому рынку драгоценных металлов 10 лет — в 1996 году Центральный банк России выпустил несколько базовых инструкций, регламентирующих банковские операции с драгметаллами. Эти нормативные документы разрешили банкам покупать и продавать слитки, открывать обезличенные металлические счета, выдавать кредиты под залог мерных слитков и предоставлять займы в виде слитков.
Россия сохраняет за собой 14-е место в мире по объему золота в золотовалютных резервах – в июне он составил 386,5 тонны. Такие данные приводятся в исследовании Всемирного совета по золоту (World Gold Council). Однако, как отмечается в исследовании, доля золота в золотовалютных резервах России на конец второго квартала составила 3,5%, в то время как на конец первого квартал этот показатель составлял 3,8%.
Первое место в мире по объемам золотого запаса по-прежнему принадлежит США, в золотовалютных резервах которых в июне было 8,135 тыс. тонн золота. Второе место в тройке лидеров принадлежит Германии, у которой объем золотого запаса хоть и меньше в два с лишним раза в отличие от США, но, однако также велик и составляет 3,428 тыс. тонн. Замыкает тройку лидеров Международный валютный фонд (МВФ), золотой, запас которого составляет 3,217 тыс. тонн. Далее следуют Франция и Италия, объем золота в золотовалютных резервах, которых 2,79 тыс. тонн и 2,45 тыс. тонн соответственно. Банк России четко определил перечень драгметаллов, с которыми могут работать кредитные организации: в него входят золото, серебро, платина и палладий. Как известно, к драгоценным металлам относятся также родий, иридий, осмий и рутений, но операции с ними российским банкам не разрешены. Есть и еще одно ограничение: банки работают только с металлом в виде слитков и монет.
В 1996 году, когда банки начали работать с драгметаллами, федерального закона, регламентирующего деятельность на этом рынке, еще не было. Существовали уже упомянутые инструкции Центробанка, несколько указов президента и постановлений правительства РФ.
Впрочем, принятый в 1998 году Закон РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» по большей части регламентировал взаимоотношения производителей и потребителей драгметаллов, а потому для банков прошел практически незамеченным.
После того как Банк России разрешил финансово-кредитным учреждениям работать с драгметаллами, у многих из тех, кто занимается металлом, предполагалось, что операции с драгметаллами приведут к дедолларизации российской экономики. В Государственной Думе РФ одно время даже активно обсуждался ввод обращение золотых монет с реальным номиналом. А эксперты серьезно выбирали варианты развития биржевой торговли драгметаллами на российском рынке — создавать специальную секцию при ММВБ, или так называемый московский фиксинг при Ассоциации участников рынка драгоценных металлов (Московском золотом клубе).
Драгоценные металлы являются экспортоориентированным товаром. В стране их потребляется гораздо меньше, чем производится, потому и ценообразование жестко зависит от мировых цен: во внутреннем ценообразовании и биржевой торговле просто нет смысла. Даже Банк России устанавливает учетные цены на драгметаллы, ориентируясь на лондонский фиксинг, то есть на средневзвешенную цену сделок по слиткам между крупнейшими банками в Лондоне. В Европе достаточно развита торговля реальным металлом в слитках. В Нью-Йорке больше торгуют фьючерсами, то есть срочными контрактами на поставки металла. В Азии немалую долю рыночного оборота составляют сделки по ценным бумагам, обеспеченным металлом.
У российского законодательства, регламентирующего операции с драгоценными металлами, есть одна особенность, отличающая его от мировой практики. В развитых странах драгоценные металлы являются ценностью, аналогичной свободно конвертируемым валютам, и продаются, и покупаются без дополнительного налогообложения. В России инвестор, покупая слиток в банке, должен заплатить НДС в размере 18%. Практически никакие положительные колебания цен на рынке не сделают эту операцию доходной для него. Поэтому банковские эксперты не предлагают слитки драгметаллов в качестве инвестиционного инструмента.
Однако при необходимости купить слитки золота и серебра можно без проблем. А вот приобрести платину и палладий в России несколько сложнее. В стране не так уж много производителей металлов платиновой группы, почти вся их продукция экспортируется и «расписана» заранее. Поэтому банку потребуется некоторое время, чтобы найти такие слитки для пожелавшего купить их клиента.
Гораздо более удобным инструментом работы с драгоценными металлами и для банка, и для клиента являются обезличенные металлические счета. Купить металл на обезличенный счет и продать его со счета можно в любое время. При совершении операций по такому счету реальный металл не обращается, соответственно, снимается проблема НДС.
При совершении операций с обезличенным металлом нет каких-либо ограничений по весу металла в отличие от слитков, имеющих определенный вес. Количество операций также не ограничено — покупать металл на счет и избавляться от него можно сколько угодно раз. Если продажа килограммового слитка может занять длительное время, то продать килограмм золота со счета можно незамедлительно — обезличенный металл имеет мгновенную ликвидность. При этом нет никаких затрат на его взвешивание, хранение и транспортировку. Ведь с реальным металлом могут работать далеко не все отделения банков — для операций с ним необходимо дорогостоящее оборудование.
Информация о работе Операции банка с драгоценными металлами в Российской Федерации