Финансовые отношения стран - участниц группы БРИКС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследование финансовой структуры России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР на современном этапе, их взаимосвязь между собой, перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: рассмотреть историю создания группы и основные цели ее создания;
проанализировать роль стран БРИКС в мировой валютно – финансовой системе;
проанализировать текущее состояние ПИИ в странах БРИКС и цели инвестирования между странами;
рассмотреть основные принципы, по которым функционируют биржи и рынки в странах – участницах БРИКС.

Содержание

1 История финансовых отношений стран – участниц группы БРИКС 5
1.1 Группа БРИКС: история и цели создания 5
1.2 Роль стран БРИКС в мировой валютно – финансовой системе 9
2 Особенности развития финансовых отношений стран – участниц в рамках БРИКС 13
2.1 Взаимодействие в инвестиционной сфере 13
2.1.1. Текущее состояние ПИИ в странах БРИКС 13
2.1.2. Цели инвестирования между странами БРИКС 17
2.2 Работа рынков и бирж в странах BRICS 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

Прикрепленные файлы: 1 файл

KAVERZINA_ispravleno.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

Саммит БРИКС, который  состоялся в марте 2013 года, закончился всеобщими уверениями во взаимной дружбе на долгие времена, однако при переходе от общих планов сотрудничества к  конкретным деталям выяснилось, что  стороны совершенно по – разному  смотрят на реализацию одних и тех же целей. Накануне саммита, официальные лица высказывали надежду, что будет принято окончательное решение по созданию Банка развития БРИКС. Этим надеждам сбыться не удалось.

По итогам саммита  можно сказать, что планов по дальнейшему сближение экономики и политики БРИКС стало на порядок больше. Так, лидеры стран БРИКС подписали пакет документов, включая Этеквинскую декларацию и план действий, а также декларацию об учреждении консорциума экспертных центров стран БРИКС.6

    1. Роль стран БРИКС в мировой валютно – финансовой системе

Современный период развития мировой экономики, и, в  особенности, последнее десятилетие, был отмечен растущей ролью стран  с формирующимися рынками и развивающихся  стран в мировой экономике. Если в 2000 г. их доля в мировом ВВП по текущим валютным курсам составляла 20,2%, то в 2011 г. – уже 36,4%. Особенно заметно увеличение доли в мировом ВВП стран БРИКС на фоне ухудшающихся позиций крупнейших развитых стран. Усилившиеся позиции развивающихся стран и стран с формирующейся экономикой в мировой экономике потребовали их более активного вовлечения в обсуждение глобальных проблем во время современного мирового кризиса 2007 – 2009 гг. На первый план в качестве площадки взаимодействия крупнейших развитых стран и стран с формирующимися рынками вышел формат «большой двадцатки» (G20), саммиты которой привлекали наибольшее внимание во время активного обсуждения антикризисной стратегии и в посткризисный период.7

Все страны БРИКС  входят в состав «большой двадцатки» и, тем самым, обладают потенциалом для формирования консолидированной позиции стран с формирующимися рынками в отношении актуальных проблем текущего этапа развития мировой экономики, в том числе реформирования мировой валютно – финансовой системы. Для этого необходимо проанализировать роль самих стран БРИКС в мировой валютно – финансовой системе. Прежде всего, следует отметить неоднородность самого объединения БРИКС. По размеру экономики в нем лидирует Китай с большим и растущим отрывом от остальных стран при близких показателях Бразилии, Индии и России и существенно меньшем объеме ВВП ЮАР. Эта неоднородность, наряду с другими различиями стран БРИКС, безусловно, накладывает свои ограничения на формирование данным объединением согласованной позиции по реформе мировой валютно – финансовой системы.

Переходя к  позициям стран БРИКС в мировой  валютной системе, следует отметить, что, как известно, в настоящее  время ключевую роль в ней сохраняет  доллар США: на него приходится 84,9% оборота  мирового валютного рынка (по состоянию на апрель 2010 г.); в нем номинировано 62,2% мировых валютных резервов, валюту номинирования которых возможно установить (на конец 2011 г.); 48,7% от общего объема международных долговых ценных бумаг (на конец 2010 г., в соответствии с так называемым «узким определением»); среди трансграничных активов банков, номинированных в иностранной валюте, доля доллара на конец 2011 г. составляла 59%, пассивов – 60%.8 Наиболее удачным интегрированным показателем, отражающим позиции той или иной валюты в мировой валютной системе, является ее доля в операциях на мировом валютном рынке. Абсолютное преобладание у доллара США, за которым с существенным отставанием следует евро, а затем – японская иена и фунт стерлингов.

Позиции валют  стран БРИКС значительно отстают  от ключевых мировых валют и составляют четвертый – пятый эшелон в иерархии валют на мировом рынке. За обозначенными выше лидерами следуют австралийский доллар, швейцарский франк и канадский доллар с долями рынка 5 – 8%. Затем идут валюты ряда развитых стран и стран с формирующимися рынками, опережающие страны БРИКС: гонконгский доллар, шведская крона, новозеландский доллар, южно – корейская вона (их доля в обороте мирового валютного рынка составляет 1,5 – 3%). К этим валютам постепенно приближаются валюты стран БРИКС. За прошедшие 10 лет позиции валют всех стран БРИКС, за исключением Южно – Африканской Республики, на мировом валютном рынке усилились. При этом по данному показателю на 2010 г. разрыв между странами БРИКС был незначительным. Однако роль стран БРИКС в мировой валютной системе определяется не столько позициями их валют на мировом валютном рынке, сколько их значением в качестве держателей международных резервных активов. Лидирующие позиции занимает Китай, но с существенно большим отрывом, чем по другим показателям.

Согласно данным 2012 года, указанным в докладе МВФ  «Перспективы развития мировой экономики» («World Economic Outlook»), темпы экономического роста России, Индии и Китая в 2011 году (4,1%, 7,4% и 9,2% соответственно) превышают среднемировой экономический прирост (3,8%). Что же касается Бразилии и ЮАР, то показатели этих двух государств немного отстают от среднемировых величин, однако при этом значительно выше среднего уровня развитых стран (1,6%). Таким образом, выступая в качестве единого образования, страны БРИКС демонстрируют опережающие темпы экономического роста, с которыми не могут конкурировать другие объединения (в особенности государства – члены ЕС), что доказывает несомненную важность БРИКС в роли ведущего фактора глобального экономического развития.

В современных  условиях позиции страны в мировой  валютной системе в первую очередь  определяются ее ролью в мировых  финансах. Во многом именно благодаря  позициям США в мировой финансовой системе доллар занимает ведущее  место в иерархии мировых валют. Национальные финансовые рынки стран БРИКС существенно выросли, однако они во многом (прежде всего, в Индии и Китае) носят закрытый характер. На общем фоне среди стран БРИКС выделяется фондовый рынок Китая. Его оборот в сегменте акций в 2010 г. составлял около 15% от совокупного оборота мирового биржевого рынка акций. Отставание остальных членов БРИКС от Китая по этому показателю весьма существенно.

Однако, показатели участия на международных финансовых рынках для этих стран существенно  ниже. Например, суммарный объем международных облигаций и нот к погашению, выпущенных резидентами стран БРИКС, на сентябрь 2012 г. составлял 332,6 млрд. долл., или около 1,5% от мирового показателя. При этом основной объем обращающихся ценных бумаг в данном случае приходится на Бразилию (148 млрд. долл.) и Россию (95,3 млрд. долл.), что неудивительно, принимая во внимание наличие значительного числа валютных ограничений в Китае и Индии. Таким образом, при формулировании предложений в части реформирования мировой валютно – финансовой системы следует учитывать следующие особенности стран БРИКС: их доля в мировой экономике существенно выросла, в то же время их роль в мировой валютно – финансовой системе не соответствует их роли в мировой экономике. Одновременно БРИКС отличается неоднородностью: валютно – финансовые системы России, Бразилии и ЮАР более открыты, чем Китая и Индии.

Центробанки развивающихся  стран встали на защиту своих национальных валют. В августе о масштабной программе поддержки реала объявил бразильский регулятор. Падающую рупию пытается спасти индийский ЦБ. С мая золотовалютные резервы развивающихся стран "похудели" более чем на 80 миллиардов долларов.

Что будет с  валютами стран БРИКС, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно – Африканская Республика, рассказал финансовый аналитик Сергей Суверов.

Российский  рубль. Осень готовит для нашей  валюты новые испытания. Они могут  быть связаны с мерами по стимулированию экономического роста: на национальную валюту могут давить снижение процентных ставок Центробанком и госвливания в экономику. Максимальная планка снижения, полагает эксперт, 34 рубля за доллар.

Поддерживать рубль будут цены на нефть – она по – прежнему дорогая, на уровне 110 долларов за баррель. К тому же заканчивается летний сезон отпусков, когда россияне покупают больше иностранной валюты, делая ее дороже. В самое ближайшее время возможно даже и укрепление рубля, хотя и чисто символическое.

Рубль показал  самое небольшое падение в  группе стран БРИКС (за исключением  Китая, где курс жестко регулируется). С начала года он подешевел к доллару на 8,83 процента. Одна из главных причин – замедление роста российской экономики.

Бразильский реал. С начала года национальная валюта самой мощной латиноамериканской экономики просела к доллару на 18,19 процента. Ее подкосило падение цен на традиционные товары бразильского экспорта – в первую очередь железную руду. В стране началась стагфляция – сочетание высокой инфляции, которая губит покупательную способность валюты, и замедления экономического роста. Массированные валютные интервенции могут помочь подняться курсу бразильского реала. Кроме того, основным торговым партнером Бразилии является Китай, у которого дела идут не в пример лучше. Значит, реал как минимум ожидает стабилизация.

Индийская рупия. С января подешевела к доллару на 20,21 процента. Это антирекорд в группе БРИКС. Одной из жертв обвала стал самый богатый человек в Индии, миллиардер Мукеш Амбани. Он потерял с начала мая 6 миллиардов долларов – четверть его состояния.

Инфляция в стране находится на уровне 10 процентов, что еще больше обесценивает местную валюту. Свою лепту в падение вносит население – оно массово переводит сбережения в золото и драгоценности. Экономический рост в Индии также замедлился. И перспектив на восстановление немного – страна плохо интегрирована в мировую торговлю, значит, и восстановление мировой экономики касается Индии меньше, чем остальных. Если индийское правительство не предпримет серьезных усилий по оздоровлению экономики, рупия продолжит падать.

Южноафриканский рэнд. Потерял к доллару с начала года 12,09 процента. Ослабление связано с падением цен на золото, ведь Южно – Африканская Республика один из крупнейших экспортеров драгметалла, и экономика страны очень чутко реагирует на ценовые колебания золотого рынка. Но перспективы восстановиться у рэнда имеются. Золото на мировом рынке за июль выросло в цене на 7,3 процента. В августе его стоимость также продолжает расти. Пока самым плохим днем для желтого металла в этом году стало 27 июня – за тройскую унцию тогда давали 1199,2 доллара, а в январе – 1670 долларов. Сейчас – около 1370 долларов.

Китайский юань. Единственная валюта стран группы БРИКС, которая  укрепилась к доллару с начала года. Но чисто символически – на 1,74 процента за 8 месяцев. Совсем недавно юань рос гораздо бодрее. Курс юаня подконтролен Центробанку страны, под давлением США, обвинявших Поднебесную в искусственном занижении курса, власти Пекина обещали его повышать. Но дела в экономике не позволяют юаню расти. В Китае ожидают годового увеличения ВВП на 7,5 процента, что может стать худшим показателем с 1990 года. К тому же страна может столкнуться с выводом расположенных здесь производств из других стран. Это уже активно делают США.

На стороне Китая  большие золотовалютные резервы. Экономику  поддерживают инвестиции в образование и инфраструктуру, благодаря им Поднебесная меньше, чем прежде, зависит от экспорта.9

2 Особенности развития финансовых отношений стран – участниц в рамках БРИКС

  1. Взаимодействие в инвестиционной сфере

Потоки прямых иностранных инвестиций (как притоки, так и оттоки) оказывают заметное влияние на развитие стран БРИКС. Наличие разнообразных возможных источников финансирования может способствовать более активному обновлению основных фондов. Возможным дополнительным источником средств могут стать прямые иностранные инвестиции.

      1. Текущее состояние ПИИ в странах БРИКС

В настоящее  время иностранные инвестиции в  Россию приходят в основном в форме  кредитов (торговых и прочих, доля которых  в общих инвестициях составляет 87%), поэтому следует ориентироваться на изменение текущей структуры иностранных инвестиций в сторону увеличения доли долгосрочных прямых иностранных инвестиций (в 2010 г. – всего 12% всех иностранных инвестиций). Площадку БРИКС можно использовать для реализации подобной стратегии. В мире за прошедшее десятилетие приток и отток прямых иностранных инвестиций в страны БРИКС значительно вырос (приток – в три раза, отток – в 20 раз). Пик был достигнут в 2008 г. (общий приток прямых иностранных инвестиций в страны БРИКС составил 15% мирового объема, отток – 8% мирового объема). В 2009 г. Объем инвестиций незначительно сократился, а затем последовало восстановление предкризисных уровней в 2010 г. 10

Инвестиции  между странами БРИКС остаются на низком уровне, близком к нулю, даже несмотря на углубление сотрудничества с 2006 г. Прямые иностранные инвестиции из Китая в Россию составляют всего 1,4% и 0,8% российского притока и китайского оттока прямых иностранных инвестиций, из Индии в Россию даже меньше – 0,7% и 0,5% соответственно. На настоящий момент страны БРИКС в основном инвестируют в развитые страны (США, ЕС), а также в страны наиболее близкие по географическому положению. Однако сотрудничество стран БРИКС, совместное использование средств, технологий и знаний может дать более значительные результаты.

За шестилетний  период с 2005 г. по 2010 г. общий мировой  поток ПИИ превысил 8,5 трлн. долл. (см. рисунок 1). Из этого объема в страны БРИКС поступило 14% инвестиций, в то время как из стран БРИКС в другие страны было направлено 7% ПИИ. Следовательно, пятерка названных государств в большей степени играет роль принимающей инвестиции стороны, нежели их источника. Лидером по притоку в БРИКС выступает Китай, на который приходится 6% мирового притока ПИИ или половина притока в БРИКС. В оттоке Китай делит лидерство с Россией – на каждую из стран приходится по 3% мирового оттока. Россия стоит в потоках ПИИ несколько особняком по сравнению с другими членами альянса. Ее показатели притока и оттока примерно равны за рассматриваемый шестилетний период, и поэтому она в почти равной мере является получателем и источником инвестиций.

Информация о работе Финансовые отношения стран - участниц группы БРИКС