Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:52, доклад
К. Наранхо отмчает, что первым, кто заговорил об эннеанрамме на Западе, однако не применял это учение к описанию личности, а объяснял на ее основе некоторые гностические законы, был Георгий Гурджиев. Эннеагармма использовалась им как комбинация Закона Трех и Закона Семи. Закон Трех – это что-то похожее на философию Гегеля: в каждом феномене есть полярность, Инь и Ян, отрицательный и положительный полюс, а также фактор синтеза, согласующий их, чтобы понять что-то, нужно дистанцироваться – это и есть третий элемент синтеза. Закон Семи говорит о некоторых циклических характеристиках (откуда в неделе 7 дней?). Интерес к самопознанию вырос из нового движения, возникшего после Гурджиева, который говоря об эннеаграмме, имел ввиду этапы развития в некоторой абстрактной форме.
Знаменитая эннеаграмма
В главе «Знаменитая эннеаграмма» можно выделить, как минимум, две повествовательные линии. С одной стороны, К. Наранхо раскрывает некоторые аспекты эннеаграммы и дает представление о программе SAT (Searchers after Truth, курс по внутренней работе, Программа SAT – это процесс познания под руководством эннеаграммы + три вида буддистской медитации). С другой стороны, он описывает то, как он пришел к этому знанию и обосновывает значимость эннеаграммы.
К. Наранхо отмчает, что первым, кто заговорил об эннеанрамме на Западе, однако не применял это учение к описанию личности, а объяснял на ее основе некоторые гностические законы, был Георгий Гурджиев. Эннеагармма использовалась им как комбинация Закона Трех и Закона Семи. Закон Трех – это что-то похожее на философию Гегеля: в каждом феномене есть полярность, Инь и Ян, отрицательный и положительный полюс, а также фактор синтеза, согласующий их, чтобы понять что-то, нужно дистанцироваться – это и есть третий элемент синтеза. Закон Семи говорит о некоторых циклических характеристиках (откуда в неделе 7 дней?). Интерес к самопознанию вырос из нового движения, возникшего после Гурджиева, который говоря об эннеаграмме, имел ввиду этапы развития в некоторой абстрактной форме. К. Наранхо отмечает, что свое учение Гурджиев рассказывал как бы наполовину. Гурджиев был экстраординарным человеком своей эпохи, человеком, который как будто неизвестен, он производил впечатление учителя, не играя при этом никакой роли.
В поиска прямого контакта с учением Гурджиева автор сталкивается с книгой Идриса Шаха «Суфии». Автор книги, казалось Наранхо, нашел напрямую источник доказательства существования школы, практикующей метод Гурджиева. Этим методом владел Оскар Ичазо. Благодаря знакомству с О. Ичазо, Наранхо научился узнавать характеры людей, с которыми встречался на улице. Это был момент, как он сам пишет, экзальтированного знания. Именно оттуда происходит эта психология эннеатипов.
В 1971 году Наранхо начинает работать в Беркли с группой, для которой он составил описания типов Эго. Раньше характеры мог определять только Ичазо. Сохранить это знание в тайне оказалось невозможным. Программа Ичазо была шире, чем просто изучение эннеатипов, ей можно было бы дать название «Четвертый путь», поскольку она содержит элементы физических упражнений и духовных практик, давая широкий обзор для понимания многих вещей, упражнения на удержание внимания, тренинг развития присутствия.
Свою известность эннеаграмма получила тогда, когда ее стали использовать для изучения личности. Это знание, которое в последнее время пропагандируется с таким энтузиазмом, имеет жизненно важное значение – это теория зла, теория причин наших страданий, теория источников проблем нашего мира.
Эннеаграмма представляет собой вписанные в окружность шестиконечную фигуру, наподобие звезды и треугольник. Треугольник символически обозначает три фактора, называемые в буддизме тремя ядами. Их изображают в виде трех животных, борющихся друг с другом и образующих замкнутый круг, - это знание, желание и неприязнь. В верхнем углу находится незнание: неспособность видеть. В правом углу – переизбыток желаний, в левом – фактор неприязни.
Эннеаграмма – это теория, подразумевающая типологию, знание человеческих типов. В современном мире существуют другие классификации типов характера, например в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам. Однако DSM неприменимо к каждому и не помогает прояснить свое состояние. Эннеаграмма – это система, проливающая свет и дающая ясность, в ней не просто содержатся диагнозы с описаниями симптомов, а сформулирована психология эннеатипов. Психология эннеатипов рассказывает не просто о характерах, а о двух основных акцентах в проявлении каждого характера: на первом месте эмоциональный аспект, базовая невротическая потребность, преувеличенное чувство, пронизывающее этот характер, соответствующее знаменитому смертному греху.
Карта эннеаграммы представляет собой треугольник и шестиконечную фигуру наподобие звезды, вписанные в окружность, которая таким образом оказывается поделенной на девять равных частей. Концы шестиконечной фигуры связаны между собой в следующем порядке: от единицы линия ведет вниз, к четверке, далее – вверх, правее, к двойке, а оттуда влево к восьмерке, затем вниз к пятерке и левее вверх к семерке, а от нее к единице.
Базовая невротическая потребность преувеличенное чувство – это то, что мы сегодня называем смертным грехом. Когда-то смертные грехи являлись частью культуры. Несколько десятилетий назад смертные грехи потеряли свою актуальность. В течение долгого времени учение о смертных грехах было неписаным знанием. Первым, кто писал на эту тему, был монах 4 века Эваргий Понтийский, который называл грехи заблуждениями. Благодаря эннеаграмме, грехи стали снова актуальны. Религиозная традиция говорит о них как о преступлениях, но эннеаграмму интересует то, как исправлять ошибки в тот момент, когда мы их различаем.
Левый угол треугольника - Шестерка – представляет Страх, или Трусость. Христианство не говорит, что трусость является грехом, потому что церковная система является авторитарной, иерархической и не может призывать быть смелыми и стремиться к независимости. В церкви слишком много политики для того, чтобы она могла предложить людям быть храбрыми и не подчиняться.
Правый угол треугольника – Тройка – представляет Тщеславие. Оно не перечислено в списке смертных грехов, потому что близко к Гордыне. Быть тщеславным – значит полагаться слишком сильно на мнение другого. Человек с сильно развитым тщеславием открывает для себя обычно, что он вообще не существует без другого, без взгляда другого, не чувствует своей значимости, если на него не смотрят, потому что у него нет инструмента, мерила, нет шкалы внутренних ценностей. Он сильно зависим от внешнего окружения. Гордыня, в отличие от тщеславия, подразумевает «раздувание» собственной персоны, такой человек не знает ни своих собственных границ, ни своих нужд, и пытается идти по жизни как человек дающий.
Верхний угол – Девятка – Лень. Это не когда человеку не хочется что-либо делать: не хочется двигаться или работать столько сколько нужно. Это значит не проявлять заботу о самом себе – не ценить себя. Это похоже на потерю энергии: есть люди, которые ее утрачивают. Эти люди альтруисты, но они не дают самим себе того, что им надо. Гурджиев говорил о демоне самоумиротворения, как будто человек успокаивает сам себя, говоря себе: «Не преувеличивай, сдайся, не усложняй жизнь».
Таким образом, К. Наранхо описывает три основных цвета в центральном треугольнике: Тщеславие представляет другим фальшивую сущность, Страх скрывает истинную сущность, а Лень – слепота – убивает сущность, превращая ее в робота, включенного в автоматический режим. Эти три основных цвета являются базой, смешивая их, можно получить разнообразие остальных цветов. Тщеславие и Лень можно смешивать в разных пропорциях - в одной больше Тщеславия, чем Лени, в другой больше Лени, чем Тщеславия. У смесей разные характеристики: единица – это Гнев, а двойка – это Гордыня. У Гнева есть что-то от слепоты; у Гордыни гораздо больше общего с Тщеславием. Гордыня ставит себя выше других, хочет выделяться среди остальных, подобно единице, Гневу, Гордыня соответствует авторитарному характеру, который для того, чтобы добиться своего, начинает протестовать, требовать.
В кинолентах обжорство выглядит довольно безобидно. Но самом деле, Обжорство – семерка – принимает удовольствия за смысл жизни. Есть люди, которые перестают проживать свою настоящую жизнь, заменяя ее слишком удобной. Поиск удовлетворения – это не просто вкусная еда, а уход от боли.
Сладострастие – восьмерка – это страсть в широком смысле слова – стремление к максимальной насыщенности. Многие люди теряются из-за своего слишком сильного влечения к ярким ощущениям, им скучно без интенсивных воздействий.
Успех эннеаграмме принесла мысль, что за каждой негативной эмоцией, за каждой страстью, как ее называл Ичазо, за каждой из этих дефицитарных мотиваций, которые нас держат в силках, стоит фиксация – сопряженная иррациональная идея, сумасшедшая идея. Так называемые грехи – это эмоциональные дефицитарные состояния – вытекают из иррациональной идеи. В случае Страха это похоже на ненависть к себе. Механизм страха говорит нам, что есть что-то, чего нужно бояться: врага, змеи, соблазна, желания.
Гнев – единица – связан с Перфекционизмом в кристально чистом виде.
Эннеатип Гордыни – двойка – связан с духовной проблемой: человек, который кажется себе хорошим, не растет; человек, слишком довольный своей жизнью, не отправится на поиски истины; человек, считающий себя великим, не обращает внимания на других великих, у него нет учителя, нет способности к поклонению, нет ощущения, что есть что-то выше его головы. Эти люди живут в узком мирке.
Тройка - Тщеславие. Проблема состоит в идентификации с имиджем, который он продает. Это ошибка перспективы, когда мы верим в то, что наш «внутренний отдел пропаганды» знает, каковы мы есть.
Четверка – Зависть – это чувство, что у человека нет чего-то, что у другого есть. Бывает яростная зависть, как у Каина. Когда у тебя нет того, что есть у других – какие-то вещи, возможности, это раздражает. Также люди завидуют, страдая от недостатка чего-то. Они постоянно жалуются, им не хватает любви. Общность с гипертрофированным страданием.
Пятерка – Жадность. Этот эннеатип связан с видением жизни, когда человек на самом деле не верит в любовь. Он не знает, что существует феномен любви, он не знает, что теряет, когда не вступает в достаточно близкие отношения. Пятерке очень сложно вести переговоры. Зачем? Если можно быть одному.
Семерка – Обжорство. Этот тип тоже немного похож на шизоида: идет по жизни, руководствуясь своими интересами, страшный приспособленец, всегда пытается получить выгоду из ситуации, но всегда прикрывает это внешней доброжелательностью. Это манипулятивный характер.
Восьмерка – Сладострастие – характер, идущий рука об руку с Роскошью, с интенсивностью чувств. Им кажется глупым быть такими покладистыми, какими хотим быть мы, мы все для них лицемеры. Они считают себя по-настоящему смелыми, думают, что у них настоящие ценности, видят, что люди совершают неблаговидные поступки и имеют плохие намерения.
Девятка кажется таким положительным характером. Ему не хватает любви к самому себе, но он самоотвержен. В нем действует механизм защиты, который Фрейд назвал «альтруистическим отказом.
При этом, традиция «Четвертый путь» предполагает элемент действия, эмоциональную часть, интеллектуальную часть и самопознание. Отправной пункт – это наблюдение за самим собой, делать день за днем это сложно; каждый день отвлекает, выдергивает нас из позиции наблюдателя; нужно наблюдать за собой хотя бы немного времени каждый день, без движения, без каких-либо дел, и это называется медитацией: быть самим собой, быть с самим собой, наблюдая за собственным умом. Тогда мы начинаем видеть больше.
Как работать над собой? В программе SAT, где преобладает самопознание, К. Наранхо выделяет работу по пяти направлениям:
Таким образом, К. Наранхо считает, что нам необходимы три вида любви: эротическая, восторженная и сострадательная. Еще нам необходимы две крайние точки знания: психологические самопознание и другое, более глубокое знание, которое называют мудростью.
Клаудио Наранхо (Claudio Naranjo) является известным чилийским психиатром и считается новатором в интегрированном подходе к психотерапии и духовным практикам. Один из трех ближайших преемников Фрица Перлза (F.Perls), разработчик оригинальной идеи в психологии о «типах девятиугольника» (Enneatypes) и организатор сообщества «Enneagram» (девятиугольник), основатель института SAT («ищущие после истины»); он является международно популярным ведущим семинаров и публичной личностью.
Клаудио Наранхо родился 24 ноября 1932 года. Он вырос в музыкальной среде, посещал школу в Вальпараисо (город и морской порт в Чили). Затем продолжил обучение в Сантьяго (столица Чили), где и получил диплом доктора медицины в 1959 году. В довольно раннем возрасте Наранхо начал играть на пианино и изучать основы музыкальной композиции, однако приостановил свои занятия, когда поступил в медицинский институт.
В то время Клаудио Наранхо находился под сильным влиянием чилийского поэта и скульптора Альберта Тотила (Tótila Albert), поэта Давида Розмана Тауба (David Rosenman Taub) и польского философа Богомила Ясиновски.
После получения медицинского диплома Наранхо пришел на медицинский факультет Университета Чили, чтобы стать частью команды новаторского Центре Исследований Медицинской Антропологии (Centro de Estudios de Antropologia Médica), основанного Францем Хоффманом в 1960 году. Он работал в то же время в психиатрической клинике университета, которой позже руководил Игнасио Матте-Бланко, и прошел курс дидактического анализа в чилийском Институте Психоанализа.
Некоторое время Клаудио Наранхо принимал участие в научных исследованиях, касающихся дегуманизации в последствие традиционного медицинского образования. Затем посетил США с миссией от Университета Чили, чтобы ознакомиться с работой докторов Самуэля Раншова и Шермана в Университете Колумбуса, штат Огайо.
Позже он провел некоторое время в Гарварде, в Центре Исследования Личности (который был главным образом укомплектован интеллектуальными последователями Генри Мюррея) и Эмерсон холле (Emerson Hall) на кафедре социальных наук - где принимал участие в семинаре по социальной психологии Гордона Оллпорта. Затем Клаудио Наранхо сотрудничал с доктором Кастеллом в Иллинойском Университете и стал в 1963 году компаньоном в его приватном учереждении «Институт тестирования способностей личности» (IPAT).
Позднее по приглашению Центра по Исследованию Оценки Личности (CPAR) Клаудио Наранхо приехал в Беркли, и буквально влюбился в него, он погрузился в атмосферу контркультуры.