Учение о воле в работах А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Н.Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 01:40, реферат

Краткое описание

Остановивимся на анализе взглядов таких известных философов как А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, чьи концепции воли до сего времени являются наиболее полными теоретическими разработками данной проблемы в зарубежной философии. Что означает “Воля к жизни”, “воля к власти” в их понимании.
Познакомившись с учениями этих великих философов, мы все же познаем, что для каждого из нас значит воля в его жизни, по-новому представим ее для себя.

Содержание

Введение______________________________________________________2
1. Учение о воле в работе А.Шопенгауэра__________________________4
2. Ф. Ницше и его рассуждения о воле_____________________________7
3. Учение Н.Бердяева о воле______________________________________10
Заключени嬬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-_____________________________________________________14
Литература_____________________________________________________15

Прикрепленные файлы: 1 файл

Учения о воле в раб. философов.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

 

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

 

 

 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

 

ТЕМА: «Учение о воле в работах А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Н.Бердяева»

 

 

 

 

 

Выполнила ст. гр. МЕН-12                                                Головко Анна Викторовна

Проверила доц.                                                                    Чернова Любовь Евсеевна

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

Днепропетровск 2013

 

Оглавление

 

Введение______________________________________________________2

  1. Учение о воле в работе А.Шопенгауэра__________________________4 
  2. Ф. Ницше и его рассуждения о воле_____________________________7

  3. Учение Н.Бердяева о воле______________________________________10 
Заключение_____________________________________________________14 
Литература_____________________________________________________15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Воля представляет одну из фундаментальных свойств человеческого существования. Семантической стороной понятия “воля”, является слово “свобода”. Иначе говоря, свободный - значит вольный, не ограничиваемый какими-либо представлениями. И это не просто семантические совпадения, ассоциации. Еще у Гегеля мы находим определение, согласно которому свобода вообще есть свобода воли, “а все другие свободы лишь ее виды”. К ним относятся свобода слова, политическая, религиозная свобода, выступающие в качестве модификаций всеобщего понятия свободы воли. Более того, кроме воли ничто другое не обладает свободой, полагал Гегель и многие другие мыслители. Вместе с тем, в воле заложено и противоположное свободе начало - ограничение, направленность. Воля это целенаправленная деятельность, основанной на реализации сложной осознанной цели, чувстве долга и ответственности. Эта сторона воли, связанная с преодолением препятствий в деятельности человека, сделать мир тем, чем он должен быть. Сущностная сторона воли связана с овладением обстоятельствами, подчинением их воле. Власть над людьми, обстоятельствами и самим собой - основные проявления волевого поведения.

 

Со времен античной философии воля выделяется как одна из трех важнейших сфер человеческой души: разум - чувства - воля. Пристальный интерес к проблеме воли прослеживается на протяжении всей истории философии. Однако, пожалуй, со времен Августина, являющегося основоположником волюнтаризма, обозначаются три основные парадигмы, в рамках которых осуществляется разработка проблемы воли: интеллектуализм, волюнтаризм, мотивизм.

Позиция интеллектуализма, по-преимуществу трактующего волю как деятельную сторону разума, интеллект в действии, достигает у Б. Спинозы, утверждавшего, что “воля и разум - одно и тоже”. В рамках этой парадигмы проблематика воли имеет тенденцию развиваться к интеллектуальным состояниям. Парадигма волюнтаризма, напротив, рассматривает волю в качестве начала формирования индивидуальной и социальной психики и поведения. “Мир как воля и представление” и “Воля к власти” – яркие образцы реализации волюнтаристской парадигмы. Мотивационная парадигма, получившая новый импульс развития после работ К. Левина, растворила волевые процессы в так называемой эмоционально - волевой сфере. Вследствие этого воля как самостоятельный предмет ушла из проблематики западной теоретической и прикладной психологии, а часть поведенческих явлений, традиционно относимых к волевым, стала исследоваться в контексте других проблем.

В отечественной философской литературе есть большое количество работ, затрагивающих самые различные аспекты указанной проблемы. В частности, вопрос о воле как едином психическом регулятивном процессе, анализ государственной воли - предмет исследования В.А. Ойгензихта, Д.А.Керимова. Воля как сторона субъективного фактора социального развития анализируется в трудах Ю.Ю. Вейнгольда, А.Ф. Плахотного, В.В. Шаронова. Среди них - русский христианский и политический философ Николай Бердяев. Для Бердяева характерен особый интерес к проблемам свободы, творчества, морали и, в целом, антропологической проблематике. Свобода в понимании мыслителя имеет абсолютное онтологическое значение, она изначальна (укоренена в небытии) и глубоко трагична по своей сути. 
   Феномену воли уделяется так же особое внимание и в западной философии. Для нее эта проблематика выступает как традиционная проблема свободы воли. Остановивимся на анализе взглядов таких известных философов как А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, чьи концепции воли до сего времени являются наиболее полными теоретическими разработками данной проблемы в зарубежной философии. Что означает “Воля к жизни”, “воля к власти” в их понимании.  
Познакомившись с учениями этих великих философов, мы все же познаем, что для каждого из нас значит воля в его жизни, по-новому представим ее для себя.

  1. Учение о воле в работе А.Шопенгауэра

   

Мир - это мир человека, таков, в сущности, исходный пункт философии Шопенгауэра. Он говорит. "Мир есть мое представление": вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлексивно-абстрактного сознания, и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает, ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий его мир существует лишь как представление, т. е. исключительно по отношению к другому, представляющему, каковым является сам человек.... Итак, нет истины более несомненной... менее нуждающейся в доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т. е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего - короче говоря, представлением... " [ 3, 64]

         

Согласно А. Шопенгауэру, существует мир действительный и мир кажущийся. Кажущийся мир - это мир представлений, действительный мир - это мир, как воля. По мнению А. Шопенгауэра, воля - это то, что дано человеку непосредственно, как его тело. Человек есть представление и феномен, но, кроме того, он не только познающий субъект, но ещё и тело. А тело ему дано двумя различными способами: с одной стороны, как предмет среди предметов, с другой стороны – как «непосредственно кем-то узнанное», что можно обозначить как волю. Всякое реальное действие безошибочно указует на определённое телесное движение. «Волевой акт и телесное действие есть одно и то же, но они по-разному проявлены: непосредственно с одной стороны, и как рассудочное созерцание – с другой». [3,70]

Тело есть воля, ставшая ощутимой и видимой. Конечно, когда мы говорим о теле как о предмете, оно – всего лишь феномен. Но благодаря телу нам даны страдания и наслаждения, стремления к самосохранению. Посредством собственного тела каждый из нас ощущает «внутреннюю сущность собственного феномена. Всё это не что иное, как воля, конституирующая непосредственный объект собственного сознания». Эта воля не возвращается в мир сознания, где субъект и объект противостоят друг другу, она предстаёт «непосредственным путём, когда нельзя чётко различить объект и субъект».[2,253]

Таким образом, сущность нашего бытия – воля. Чтобы убедиться в этом, достаточно погрузиться в самого себя. Это погружение – одновременно и снятие «покрова Майи»,  под которым оказывается воля, «слепой и неостановимый натиск, возбуждающий и раскрывающий универсум». Другими словами, сознание и чувство тела как воли ведут к пониманию универсальности феноменов в сколь угодно разных проявлениях. Кто поймёт это, уверен Шопенгауэр, тот увидит «волю в силе, питающей растения, дающей форму кристаллу, притягивающей магнитную стрелку на север и гетерогенные металлы друг к другу… камень к земле, а землю к небу». [2,270]

Эта рефлексия делает возможным переход от феномена к вещи в себе. Феномен есть представление, и ничего больше. Феноменов, связанных принципом индивидуации, множество; воля, напротив, одна. И она слепа, свободна, бесцельна и иррациональна. Вечно ненасытная неудовлетворённость  толкает природные силы (вегетативную, животную и человеческую) на непрерывную борьбу за право доминировать одна над другой. Эта изматывающая борьба научает человека порабощать природу и себе подобных, культивируя всё более жестокие формы эгоизма.

Из этого следует изумительная вещь – всякий априорно считает себя вполне свободным, даже в своих отдельных действиях и думает, что может каждую минуту начать новый образ жизни. Но апостериорно – по опыту, он находит к своему удивлению, что он несвободен, а подчинен необходимости. Что несмотря на планы и размышления, он не изменяет своих действий и вынужден до конца своей жизни проводить тот же характер, как бы разыгрывая принятую на себя роль.

 Безосновность воли  признали там, где она проявляется  наиболее очевидно – как воля  человека. Ее назвали свободной, независимой – но проглядели  необходимость, которой повсюду  подчинено ее проявление. Объявили  действия свободными, а они не могут быть свободными – так как каждое отдельное действие вытекает с необходимостью из влияния мотива на характер. Закон основания – общая форма любого явления, и человек в своей деятельности должен быть ему подчинен, как и всякое другое явление. В самосознании воля познается непосредственно и сама в себе, в этом сознании заключается и сознание свободы. Но индивидуум, лицо – уже не воля сама в себе, а уже проявление воли.

Протест Шопенгауэра против всех попыток химического и физиологического объяснения мира – содержание природы вытесняется ее формой, ничего внутреннему существу вещей. Если смотреть пристально, в основании их кроется предположение, что организм – только агрегат проявления физических, химических и механических сил.  В таком случае в человеке проявлялись бы только идеи, объективирующие волю в электричестве, химизме и механизме.

Во всех идеях, во всех силах неорганической и органической природы, одна и та же воля раскрывается, то есть входит в форму представления, в объективность. Ее единство должно поэтому заявлять себя внутренним родством всех ее явлений. Отыскивание этого единства было главным занятием, наипохвальнейшим стремлением натурфилософов шеллингианцев. Так как все предметы мира – только объективация одной и той же воли, а значит, в сущности, тождественны, поэтому можно также предполагать, что уже в самых общих формах можно отыскать и указать на основной намек, что же все таки наполняет эти формы. Каждая ступень объективации воли оспаривает у другой материю, пространство и время. Каждое животное может поддерживать свое существование только постоянным уничтожением других; так что воля (желание) жизни всюду самоядно и под различными формами служит себе же пищей.  Постепенно восходящие ступени объективации воли приводят к точке, на которой индивидуум, представляющий идею – становится необходимым движение по мотивам. На этой ступени объективации воли движение по мотивам становится приспособлением к сохранению индивида продления породы. Движение по мотивам выступает при представительстве мозга – и вместе с этим орудием, с этим приспособлением, разом возникает мир как представление, со всеми его формами, объектом и субъектом, временем, пространством, множеством и причинностью. Мир вдруг показывает свою другую сторону. До сих пор он был только волей – теперь он становится и представлением, объектом для познающего субъекта. Уверенность и безошибочность проявлений воли как это было в неорганической природе почти совершенно пропадает: инстинкт окончательно исчезает, обдуманность, которая должна заменить теперь все, порождает колебание и неуверенность. Становится возможным заблуждение. Воля уже приняла в характере свое определенное и неизменное направление, тем не менее заблуждение может исказить его проявления. Например, воображаемые мотивы принуждают человека к действию, совершенно противоположному тому, как бы действовала его воля в настоящих обстоятельствах.

 

   Чтобы познать, что же на самом деле является содержанием формы, должно возникнуть самоуничтожение последней воли, то есть покорность, восхождение на ступень выше объективации воли, которая и есть конечная цель, глубочайшая сущность всякой добродетели и святости и избавления от мира.

 

2. Ф. Ницше и его рассуждения о воле

 

 

   Учение о воле как сущности мира получило своеобразную разработку в ницшеанской теории власти. Философия Фридриха Ницше является наиболее ярким проявлением философского иррационализма. В этом плане Ф. Ницше может рассматриваться как идейный продолжатель А. Шопенгауэра. Однако созерцательный волюнтаризм своего предшественника он превращает в философию активного действия. Если позиция А. Шопенгауэра - это проповедь ухода от всех форм социальной активности, отказа от жизни путем отрицания воли к жизни, то концепция Ф. Ницше о воле к власти - это позиция бунтарского негативизма. Подобно А. Шопенгауэру, Ф. Ницше отводит разуму подчиненную роль в познании, ставит на его место инстинкт и интуицию. Он отмечал, что сознание не тождественно всей психической жизни человека, которая включает в себя бессознательные эффекты, неподвластные сознанию. Однако из этого он делает вывод, что сознание не есть руководящий центр психической  жизни человека. Сознанию он, как и его предшественник, отводит функцию сношения с внешним миром, поиска наиболее полезного. “Мера того, что вообще доходит до нашего сознания, - утверждал Ф. Ницше, - находится в полнейшей зависимости от грубой полезности осознания...” [1, 220].         

Ф. Ницше объявил фикциями все основные понятия рационалистической философии (субъекта, сознания, познания, истины, субстанции). С его точки зрения любое наше представление, понятие есть результат обработки мира субъектом. Отсюда, задача человеческого познания, - в том, чтобы проинтерпретировать представление, выявить его истинный смысл. В теории познания Ф. Ницше важно не то, истинны или нет наши суждения, понятия, представления, а то, помогают ли они нам возвыситься над другими людьми, увеличивают ли нашу власть. Только тогда являются они ценными и истинными, если делают нас сильными.         

Мир Ф. Ницше представляет собой противоборство борющихся воль. Он отверг отказ А. Шопенгауэра от воли к жизни как средство спасения и провозгласил волю к власти, дав тем самым новую интерпретацию мира. Мир у него - это воля к власти, жизнь - это воля к власти. Познание есть одна из форм проявления жизни, подчиненная воле к власти, оно есть “воля к созиданию”.         

Ф. Ницше приравнивает человеческое познание и всю человеческую жизнедеятельность к познанию животных. Понятие общественного прогресса он заменяет учением о становлении. Действительный мир - это мир вечного становления. Мир как воля к власти не имеет цели, а, поскольку осуществляется без цели и намерения, постольку оно представляет собой не поступательное движение по спирали, а движение по кругу; достигнув конечной точки, оно повторяется вновь и вновь. Путем подобных размышлений Ф. Ницше приходит к учению о “вечном возвращении”.          

Информация о работе Учение о воле в работах А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Н.Бердяева