Учение Фр. Бэкона об индуктивном методе познания по работе «Новый Органон"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Работы Бэкона являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого — быть использованным человеком.

Прикрепленные файлы: 1 файл

философия.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

 «Московский государственный  лингвистический университет»

кафедра Философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р А Т

по курсу «Философия»

на тему: «Учение Фр. Бэкона об индуктивном методе познания по работе «Новый Органон».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса 8-2-32 группы ИМОСПН

Кантомирова Анна Юрьевна

Научный руководитель Ильина Т.А.

 

 

 

 

 

Москва  2013 
Слава бога состоит в том, чтобы сокрыть вещь, а слава царя в том, чтобы ее исследовать.

Соломон.

 

 

Фрэнсис Бэкон  (1561 —1626) - английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

 

Бэкон и его  жизнь

Детство Бэкона - он родился 22 января 1561 г. - прошло в лондонской резиденции отца Йорк-хаузе, на берегу Темзы, по соседству с дворцом королевы.

 

Отец Фрэнсиса Николас  Бэкон был из, так называемой, "новой знати", занявшей ключевые позиции в политической жизни тюдоровской Англии. Благодаря природной сметке, профессиональной хватке и умению держать себя с власть имущими, Н. Бэкон достиг весьма высоких ступеней на поприще юридической и государственной карьеры. В течение 20 лет он занимал должность лорда-хранителя печати. Н. Бэкон пользовался расположением и дружбой всесильного советника королевы Уильяма Сесила, будущего лорда Бэрли.

 

Мать Фрэнсиса, урожденная Анна Кук, была образованнейшей женщиной своей эпохи. Она в совершенстве владела латынью, древнегреческим, итальянским и французским языками. Фанатичная пуританка, Анна Бэкон поддерживала личные контакты и переписку с ведущими теологами-кальвинистами Англии и континентальной Европы. Ей принадлежит перевод на английский язык ряда богословских трактатов.

Сопряженность личных дел, интересов, наклонностей с проблемами общегосударственными была одной из наиболее отличительных черт жизненного уклада Бэкона. "Бэкон изощрил свой ум общественными делами, - заметил А. И. Герцен, - он на людях выучился мыслить".

Весной 1573 г., после завершения домашнего образования, 12-летний Фрэнсис  и его брат Энтони, которому исполнилось 15, были отправлены в Кембридж, в Тринити-колледж. К этому времени влияние набрали английские гуманисты. Но университетское образование продолжало оставаться оторванным от действительных потребностей жизни. Много лет спустя Бэкон с горечью писал, что в Англии нет учебного заведения, где бы давалось образование, необходимое для государственной деятельности, где бы молодые люди "прежде всего изучали (помимо других наук) историю, новые языки, политические книги и трактаты, чтобы затем приступить к государственной службе более подготовленными и сведущими".

Именно здесь, в стенах Тринити-колледжа, Бэкон впервые  осознал бесплодие схоластических студий, освященных авторитетом Аристотеля. Это отрицательное отношение  к средневековому аристотелизму  Бэкон сохранил на всю жизнь. И, может быть, именно в эти годы впервые посетила его дерзновенная идея пересмотра всей системы человеческих знаний. Обучение в Тринити-колледже пришлось прервать из-за чумы, свирепствовавшей в Англии с лета 1574 г. В 1576 г. Фрэнсис и Энтони поступают в качестве студентов в Грейз-Инн. Но уже через несколько месяцев отец добивается зачисления 15-летнего Фрэнсиса в состав английского посольства во Франции. Жизнь в Париже, посещение Блуа, Тура, Пуатье, непосредственное участие в выполнении дипломатических поручений способствовали расширению кругозора юного дипломата.

Внезапная смерть отца в  феврале 1579 г. принуждает Бэкона вернуться  на родину. Он получил весьма скромное наследство. Фрэнсис вновь поступает в Грейз-Инн. Юридическая карьера его складывалась удачно. Уже в 1582 г. он получил адвокатский чин барристера, а четыре года спустя, в возрасте 25 лет, стал одним из руководителей коллегии барристеров.

 

В 1584 г. Бэкон был впервые  избран в палату общин от Малкомба (графство Дорсет).

 

Индуктивный метод

 

Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии  научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через  эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого — быть использованным человеком.

 

«Новый Органон» Френсиса Бэкона представляет собой основное классическое произведение родоначальника английского материализма.

 

По словам Ю.П. Михаленко,  в разработке своего метода Бэкон  «решительно возвращается к материалистической трактовке проблемы становления мира, показав, что естествознание не нуждается в понятии бога».

 

Однако следует уточнить, что Бэкон называет философию «вернейшей служанкой религии» и указывает, что «после Бога, ествественная философия есть вернейшее лекарство против суеверия и тем самым достойнейшая пища для веры»1.

 

Бэкон может быть признан  родоначальником опытных наук Нового времени. Он выдвинул на первый план исследование природы, а его программа исследований во многом опередила свое время и определила пути развития естествознания.

 

 В воздухе того времени уже витала проблема актуализации познания. Была необходима разработка принципиально новой концепции познания, его ориентирование  на науку и естествознание. Индуктивный метод Бэкона следует назвать даже не эмпирическим, а эксперименталистским. Бэкон считал, что философия должна служить делу покорения сил природы, превращению ее в «царство человека». Его проект «Великого восстановления наук» подразумевал возврат к состоянию Адама до грехопадения, то есть к чистому и безгрешному общению с природой, к осознанию ее могущества

 

Для Бэкона  познание есть «просветление», то есть свет, исходящий  от Отца светов. Бэкон создает новый метод научного исследования, новую логику, противопоставляемую логике Аристотеля, он критикует дедукцию и видит возрождение наук в применении индукции, но индукция Бэкона не исключает тем самым дедукцию. Индуктивный метод Бэкона противоречив и ограничен, но эта противоречивость своеобразна, как своеобразны все противоречия его жизни и философии.

 

В отличие от схоластики, видевшей в познании результат воздействия активного духа на пассивную материю, Бэкон рассматривал познание как продукт взаимодействия вещей и человека. Познание начинается со свидетельства чувств, посредством которого скрытая сущность вещей, или их «форма», проявляется для человека. Задачу познания Бэкон видит в том, чтобы определить, какова вещь объективно, то есть что она «по отношению к вселенной». Но исходить приходится из знания вещи «по отношению к человеку». Для достижения истины необходимо отделить в данных органов чувств объективное от субъективного. Бэкон считал необходимым исследовать способности человека не только со стороны, ведущей к познанию истины, но и со стороны препятствующей этому.

 

Главный недостаток древнего философствования, по мнению Бэкона, заключался в несовершенстве метода, который  и надлежало реформировать в  первую очередь. Метод – это вообще способ выполнения чего-либо, основной прием реализации каких-то задач. Философский метод – это, стало быть, способ мышления или познания, путь, которым мы продвигаемся в постижении окружающего. Методом старой философии была дедукция (от лат. deductio – выведение) – такой способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного или конкретного случая. Любое дедуктивное умозаключение со времен Аристотеля называется силлогизмом (от греч. syllogismos). Приведем пример: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен».

В данном умозаключении (силлогизме) из общего правила («Все люди смертны») делается вывод для частного случая («Сократ смертен»). Как видим, рассуждение в данном случае идет от общего к частному, от большего к меньшему, знание сужается, и поэтому дедуктивные выводы всегда достоверны (т. е. обязательны, точны, безусловны). За что же тогда критиковать дедукцию? Во-первых, говорит Бэкон, в основе любого дедуктивного умозаключения обязательно лежит какое-либо общее положение («Все люди смертны», «Все небесные тела движутся», «Все металлы плавятся» и т. п.). Но всякое общее утверждение всегда недостоверно и принимается нами на веру. Откуда мы, например, знаем, что все металлы плавятся? Можно расплавить, скажем, железо и быть уверенным в том, что оно плавится. Но справедливо ли сказать то же и обо всех остальных металлах, не проводя эксперимента с каждым? А вдруг не все металлы плавятся? Тогда наше обобщение будет ложным, а если оно лежит в основе дедукции, то и дедуктивный вывод окажется также ложным.

 

Сознание человека формируется воспитанием. С того самого момента, утверждает Бэкон, когда ребенок начинает понимать речь окружающих, он впитывает в себя вместе с определенным представлением характерные для его окружения и времени предрассудки. По мысли Бэкона, в сознании людей, которые не заботятся об «очищении интеллекта», господствуют ложные образы, которые он назвал «идолами».

 

Идолы

Существуют идолы рода, идолы  пещеры, идолы рынка и идолы  театра. Первые два вида относятся к естественным свойствам ума. Остальные два им приобретены.

 

Идолы рода присущи человеческому  роду, являются результатом ограниченности человеческих чувств и ума. Результатом  того, что люди, видя в своих чувствах меру вещей, примешивают к природе  вещей свою непосредственную природу, создавая тем самым ложное представление о вещах.

 

 Идолы пещеры представляют  собой заблуждения отдельных  людей, вследствие специфических  особенностей того или другого  человека. Каждый человек имеет  свой субъективный внутренний  мир, свою пещеру. Бэкон подчеркивает, что мыслители часто портят философию под влиянием занятий, которыми  они более всего поглощены. Так, Аристотель «свою натуральную философию совершенно предал своей логике и тем самым сделал ее спорной и почти бесполезной». Подобная ошибка настолько широко распространена, что до сих пор «ествественная философия еще не была чистой, а лишь отравленной и испорченной: в школе Аристотеля – логикой, в школе Платона - естественной теологией, во второй школе Платона, Прокла и других – математикой»2.

 

Идолы театра утверждают веру в авторитеты. Обычно это ложные представления, заимствованные у старых философских систем.

 

Идолы рынка – заблуждения, порожденные неправильным употреблением слов, которые особенно распространены на рынке. Люди вкладывают в одни и те же слова различный смысл и из-за этого ведут бесплодный спор, что затрудняет познание природы. Эта разновидность «идолов» тягостнее всех и понятно почему. Идолы театра можно преодолеть с помощью научной критики, и одну философскую систему можно заменить другой. Идолы рода врожденны и их невозможно устранить полностью, однако изучение их источника позволяет людям свести приносимый ими вред к минимуму. Наконец образование, уравнивающее знания людей, позволяет защититься от идолов пещеры. Идолы же рынка неотделимы от общественной природы человека. «Люди верят, что их разум повелевает словами. Но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума»3.

 

Придавая большое значение точному выражению значения слов, Бэкон предложил создание так  называемой философской грамматики, которая в отличие от грамматики обычной исследовала бы не «аналогию между словами, но аналогию между словами и вещами, то есть смысл».

 

Учение Бэкона об «идолах» имеет отношение к известному образу пещеры, с помощью которого Платон указывал на «несовершенство» человеческого познания. Вслед за Бэконом проблемой освобождения разума от пагубного влияния страстей, субъективных способностей, привычек, традиционных предрассудков занимались Декарт, Гоббс, Спиноза, Кондильяк и др.

 

В требовании очищения ума от идолов Бэкон выразил не только ту мысль, что исследования природы должно быть свободно от предрассудков и авторитарности, но и идею об абсолютной объективности естествознания. Работа исследователя рисуется Бэкону независимой от всех тех влияний на его ум, которые оказали на него жизнь, политика, семья, личные интересы и т.д.: все это субъективное и все оно лишь затемняет зеркальную чистоту ума.

 

После того как ум подвергся  операции очищения от призраков и  стал способным к объективному отражению вещей в природе, он в состоянии приступить к осуществлению великой цели – исследованию природы для увеличения могущества человечества. Исследователь теперь может заняться осуществлением той цели, которую Бэкон перед ним поставил: изобретать. Но для того, чтобы изобретать, необходимо исследовать природу, все ее тайны, найти ее закономерности. Изобретение не есть непосредственный акт; для того, чтобы изобретать, необходимо пройти через ряд этапов систематического, методического и активного исследования. Необходимо прежде всего рассекать сложные явления природы, найти методом индукции простые свойства вещей, раскрыть форму и законы их связи, соединять и комбинировать их так, чтобы получились новые изобретения. Таким образом мы в методе Бэкона видим три элемента: индукцию, раскрытие форм и законов вещей и изобретение, как конечную цель метода.

 

Теория форм Бэкона помогает увидеть своеобразие материализма, ограниченность и метафизичность которого обусловлены общественными отношениями  Англии 16 и начала 17 вв. и в состоянии науки того времени.

 

Материалистический характер форм Бэкона отличает их коренным образом  от идеалистического учения о формах Платона и Аристотеля. У Платона  формы – это идеи, это общие  понятия, отличающиеся своим трансцендентным  характером, своим полным отрывом от мира чувственных представлений. У Бэкона  - они присущи самой материи, она материальный, первичный элемент вещей, они те же вещи и притом чувственно познаваемы. Формы Аристотеля в отличие от платоновских, правда, связаны с вещами, но у Аристотеля она принципиально отличаются от материи. Материя у него пассивна и ее изменения определяются формами, как идеальными носителями активности. Различие между формами Бэкона и древнегреческих идеалистов еще глубже.

Информация о работе Учение Фр. Бэкона об индуктивном методе познания по работе «Новый Органон"