Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:26, реферат
Томас Гоббс родился 5 апреля 1566 г. в г. Мальмесбюри, в семье священника. Уже в детском возрасте он обнаруживал выдающиеся способности и одаренность. В школе хорошо овладел древними языками - латинским и греческим. В пятнадцать лет Гоббс поступил в Оксфордский университет, где преподавалась схоластическая философия. Получив степень бакалавра, он приступает к чтению лекций по логике. Вскоре ему представляется возможность совершить продолжительное путешествие по Европе. Его пребывание в Париже совпадает как раз с одним крупным событием, которое потрясло тогда Францию и которое произвело, несомненно, сильное впечатление на Гоббса: убийство Генриха IV, совершенное Равальяком.
Первый
основной естественный закон гласит:
каждый должен добиваться мира всеми
средствами, имеющимися в его распоряжении,
а если он не может получить мира,
он может искать и использовать все
средства и преимущества войны. Из этого
закона вытекает непосредственно второй
закон: каждый должен быть готов отказаться
от своего права на все, когда другие
этого тоже желают, поскольку он
считает этот отказ необходимым
для мира и самозащиты. Помимо отказа
от своих прав может быть еще перенос
этих прав. Когда двое или несколько
человек переносят друг на друга
эти права, это называется договором.
Третий естественный закон гласит,
что люди должны придерживаться собственных
договоров. В этом законе находится
функция справедливости. Только с
переносом прав начинается общежитие
и функционирование собственности,
и только тогда возможна несправедливость
при нарушении договоров. Чрезвычайно
интересно, что Гоббс выводит
из этих основных законов закон
христианской морали: «Не делай другому
того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе».
По Гоббсу естественные законы, будучи
правилами нашего разума, вечны. Название
"закон" для них не совсем подходит,
однако поскольку они рассматриваются
как веление бога, они есть «законы».
Теория Государства Гоббса логически вытекает из его теории права и морали.
Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности. Мы знаем уже каковы по Гоббсу, естественные законы, которые диктуются человеком его разумом. Но разум не всегда требует выполнения этих законов. Ибо исполнение этих законов одними и неисполнение другими приводит первых прямо к гибели, а не самосохранению. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства.
Гоббс определяет государство следующим образом: «Государство есть одно лицо или собрание, воля которого в силу соглашения многих людей является за- коном для них всех, так как оно может употреблять силы и способности каждого для обеспечения общего мира и защиты.» Лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие, получает название верховной власти; все остальные граждане называются подданными.
Государство, в силу перенесения на него прав всех обладает всеми правами, принадлежащими человеку в естественном состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны и права государства. Нет на земле власти высшей, чем государственная власть, и нет никого, кто бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия; ибо с момента существования государства она обладает всеми без исключения правами всех людей, входящих в него.
Единственное
право на земле есть государственный
закон, а государственный закон -
не что иное, как выраженная внешним
образом воля государственной власти.
Так как в государстве
У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние человека, и водворить порядок, при котором людям была бы обеспечена безопасность и спокойное существование. Ясно, что при сохранения этого состояния безопасности государственная власть должна быть вооружена соответствующими правами.
Эти права следующие:
Первое право Гоббс называет «мечом справедливости»; то есть право наказывать нарушителей закона, ибо без этого права безопасность не может быть обеспечена;
Второе право есть "меч войны"; то есть право объявления войны и заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит от существования войск, сила же войск зависит от единства государства, а единство государства - от единства верховной власти.
Третье
право - право суда, то есть рассмотрение
случаев, где нужно
приложение меча, так как без разрешения
споров невозможно охранение одного гражданина
от несправедливости со стороны другого
гражданина.
Четвертое
право - право установить законы о
собственности, потому
что до установление государственной
власти каждому принадлежало право
на все, что и было причиной войны против
всех, но с установлением государства
все должно быть определено, что кому принадлежит.
Пятое право - право устанавливать подчинение власти, с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти.
Шестое
право - право запрещать вредные
учения, ведущие к нарушению
мира и спокойствия внутри государства,
а также направленные на подрыв государственного
единства.
Все остальные
права, по мнению Гоббса, заключаются
в вышеприведенных
или могут быть логически выведены из
них.
Гоббс является
противником отделения
Тирания
и олигархия являются не отдельными
формами государственной
того, чтобы государственная власть выполнила
свои обязанности, она должна иметь определенные
права.
Гоббс вручает государственной власти все права, вытекающие из ее природы: он оставляет за гражданами одно лишь право на физическую жизнь. Даже в духовных делах он отдает всю власть государству. Государственная власть может установить религию и обряды. Люди неверующие должны тем не менее подчиниться законам государства и исполнять все внешние религиозные обряды. Внутренний мир веры и мысли не доступен власти; поэтому она не может предписывать нам верить или не верить. Но если нам предписали бы, говорит Гоббс, в нехристианском государстве, например, выражать языком или внешними знаками исповедания, противные христианству, то мы должны были бы повиниться законам государства, сохраняя в сердце своем веру в Христа.
Гоббс полагает, что церковь есть не простое соединение верующих; соединение верующих без законного разрешения не образует еще церкви. Чтобы соединение верующих стало законным собранием, оно должно получать разрешение государственной власти: только под этим условием оно получает право издавать постановления. Следовательно, только верховная власть своим согласием превращает собрания отдельных лиц в правильное, законное собрание, в церковь. Раз церковь может образоваться только с согласия и при содействии государственной власти, ясно, что из нескольких народов, различных в политическом отношении, не может образоваться единая церковь. Каждая нация есть в тоже время и церковь и государство; разница между церковью и государством есть разница лишь по форме. Тот же союз людей есть государство, поскольку он складывается просто из людей, и церковь, поскольку он складывается из верующих людей, христиан. Из этого соотношения церкви и государства вытекает, что граждане, обязанные безусловным повиновением государственной власти в мирских делах, обязаны повиноваться церкви в духовных делах. Это повиновение должно быть полное. Ибо о догмах веры рассуждать нельзя: они обсуждению не подлежат, «их нужно принимать, - замечает очень едко Гоббс, - как пилюли врача: целиком и не разжевывая».
Гоббса многие его противники обвиняли в атеизме. Гоббс старался доказать, что обвинение это необосновано. Но если было бы неверно считать Гоббса явным атеистом, проповедующим безбожие, то с полным правом можно утверждать, что его учение ведет к атеизму и что поэтому его ненавистники имели полное основание рассматривать его философию, как атеистическую.
Корни религии, по мнению Гоббса, лежат в страхе человека за свое будущее, страх будущего побуждает людей искать причины вещей и явлений ибо знание их позволяет людям устроить настоящее лучше и так, и так чтобы оно больше служило им на пользу. Отсюда ведут две дороги: одна ведет к признанию существования высшей силы, называемой нами богом; другая к созданию в воображении множества богов, которые должны нам не только объяснять причину предметов и явлений мира, но и помогать получить нам необходимые предметы, если они нам полезны, и избегать их, если они могут принести нам вред. Доискиваясь в причину вещей люди приходят к заключению, что должна существовать последняя причина, которая сама по себе причину не имеет. Эту последнюю причину люди называют богом. Но эта мысль о причине есть лишь абстрактное умственное заключение, никакого представления об этой последней причине люди иметь не могут.
В большинстве
случаев незнание природы вещей
и явлений заставляет людей полагать,
что эти явления вызваны кокой-
людьми как бог или черт.» Основные идеи
Гоббса вкратце можно резюмировать следующим
образом. Страх перед будущим - корень
религии. Невежество, то есть незнание
причин явления, и склонность видеть повсюду
таинственные силы и неведомых духов -
основная причина религиозных верований
и религиозного культа. Сознательный обман
и закрепления невежества среди народов,
как лучший способ держать их в повиновении
- к этому сводится всякая деятельность
служителей религии.
Такие взгляды на религию прямо ведут к атеизму, и как бы Гоббс не подчеркивал, что речь идет только исключительно о языческих религиях, а не о религиях откровения, для всех очевидно, что речь у него идет о всех религиях. Можно смело сказать, что Гоббс вплотную подходит к пони- манию религии и религиозных культов того времени, как к орудию для подчинения.
Если
мы попытаемся проанализировать и осмыслить
все проблемы и вопросы затронутые
Томасом Гоббсом в своих произведениях
и в своей философской системе в целом,
то нам этого, наверняка, не достичь, поскольку
спектр проблематики философских изысканий
Гоббса чрезвычайно широк и разнообразен.
В нем отражены те насущные проблемы того
времени и даже современности, без которых
невозможно дальнейшее развитие философской
мысли и различных философских систем.
Современники и последователи теории
Гоббса ценили его чрезвычайно высоко,
так Д. Дидро в своих изысканиях не раз
хвалил высокую четкость и определенность
в трудах Гоббса, он сравнивал его с тогдашним
корифеем сенсуализма Локком и даже ставил
Гоббса выше его. О высокой оценке Гоббса
свидетельствует характеристика Маркса,
в которой он хотя и подчеркивает физическую
и механистическую ограниченность Гоббса,
но вместе с тем Маркс видит в нем одного
из родоначальников материализма нового
времени. Также Маркс объявляет Гоббса
одним из родоначальников философии анализа
или так называемого логического позитивизма.
Стоит заметить, что философская система
Томаса Гоббса обладает все теми же недостатками,
что и вся механическая методология в
целом, но как и вся методология она сыграла
очень важную роль в истории развития
общественной мысли.