Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:21, шпаргалка
Работа сожержит ответы на 18 экзаменационных вопросов.
54. Взаимосвязь философского и юридического подходов к познанию права.
56. Проблемы соотношения философии права, теоретического правоведения и частных юридических дисциплин.
58. Право в системе социальных норм.
54. Взаимосвязь философского и юридического подходов к познанию права.
Взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е. миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права. Итак, философия права и юриспруденция отличны по предмету исследования. Предметом философии права является взаимодействие повседневного и системного миров человека, а юридическая наука (теория государства и права) исследует «взаимодействие общества и государства, роль и место государства в политической системе общества».
Таким образом, философия права и юриспруденция имеют общий объект, но различные предметы исследования.
55.Особенности дискуссии между легистским и юридическим подходом к сущности права.
ПРАВО – специфическая форма общественных отношений, особый вид социальной регуляции.
В истории и теории
права есть два подхода в
трактовке сущности и понятия
права: юридический и
Согласно легистскому подходу, под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право – приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только такой властный приказ есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам т.н. позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), т.е. к закону (в собирательном смысле) – к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой. Право в соответствии с легистским подходом не имеет собственной объективной (независимой от власти) природы, сущности и специфики, своего собственного принципа. Право производно от государства, его принципом (сущностным признаком и отличительной особенностью) является властная сила, обеспеченность властным принуждением. Такое легистское отождествление права с законом (с позитивным правом) присуще всем направлениям и вариантам т.н. юридического позитивизма (и неопозитивизма), который по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом.
56. Проблемы соотношения
философии права,
Глубокие связи теории
государства и права
Следует, однако, заметить, что далеко не все ученые разделяют данную точку зрения в отношении философии права и социологии права и относят их к системе юридических наук. Многие философы и социологи издавна были склонны рассматривать их не иначе как в качестве составных частей философии и социологии3. Это тоже вполне понятно, имея в виду цеховые, корпоративные научные интересы.
Еще Гегель в своем известном произведении "Философия права" отмечал, что "наука о праве - это часть философии.
Говоря о соотношении теории государства и права и философии права, следует заметить, что они органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем они не взаимозаме-няют друг друга. Ибо если теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права, то философия права согласно сложившемуся о ней представлению имеет дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия.
58. Право в системе социальных норм.
Общество представляет собой
систему взаимосвязанных
Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.
Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.
Общее назначение социальных
норм заключается в упорядочении
совместного существования
В отличие от права религиозные нормы не отличаются четкой определенностью. Здесь, как правило, используется притчевая форма изложения, требующая тщательного истолкования. Причем толкованием религиозных норм занимаются специально подготовленные церковные деятели, то есть особо посвященные лица.