Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Прикрепленные файлы: 10 файлов

17 вопрос.docx

— 14.35 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

18 вопрос.docx

— 16.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

43 вопрос.docx

— 19.15 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

22 вопрос.docx

— 19.58 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

39 вопрос.docx

— 19.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

45 вопрос.docx

— 20.08 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

42 вопрос.docx

— 20.28 Кб (Скачать документ)

42 вопрос

Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными “информационными сообществами” (Е.Масуда). Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж”. Они включены в общую структуру информационного общества с его “инфо-”, “техно-” и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - “телекомпьютерэнергетики” (Дж. Пелтон). “Компьютерная революция” постепенно приводит к замене традиционной печати “электронными книгами”, изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х.Эванс). Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат “микроэлектронной революции”. Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационной “кабельной сети”, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Работы в области “искусственного интеллекта” рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека. Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.

Сетевое общество

Цифровые  сети создают информационно-технологическую  основу сетевого информационного общества, инкубационный период которого начался  с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Революционизирующее влияние сетевых  технологий отчетливее всего проявляется  благодаря коммерциализации Интернета  и усиливается за счет исторического  резонанса, создаваемого такими процессами, как интернационализация, глобализация и интеграция мировой экономики.

Быстрое развитие сетевых электронных технологий знаменуют собой становление  новой информационной парадигмы, идущей на смену капиталистической. При  этом существенно, что информационные технологии развиваются очень быстро, а адаптация людей к ним  происходит медленно и определяется их физиологическими и психологическими особенностями. Эти особенности, скорее всего, и зададут длительность инкубационного периода информационной парадигмы, но нельзя скидывать со счетов и  то обстоятельство, что новая технология «играет сама за себя».

Акцент делается не только на знании, но и социально  детерминированных процессах его  распределения и воспроизведения. Особое значение получает не знание, а  его недостаток, что становится социальным аргументом, особенно в обществе риска, когда онаучивание общества комбинируется с возрастанием его рефлексивности, необходимостью обратной связи знания с деятельностью. Научное знание рационализирует взаимоотношения общества и природы (естествознание), культуру (социальные науки). Порождает потребность в новом знании, чтобы преодолевать неопределенности.

Информационная  экономика изменяет организационную  структуру предприятия. Информационные технологии могут производиться  под желания конкретных потребителей, сокращая разрыв между производством  и потребителем. Труд и капитал, характерный  для промышленного общества заменяется информацией и знанием как  главными ценностями. Создается механизм их применения в профессиональных и  сервисных сферах, внимание фокусируется на непрерывном обучении.  Еще одна особенность – создание виртуального предприятия, не привязанного к одному месту и государству. Термин «информационное общество» представляет собой скорее политическую программу, чем теоретическое понятие (Окинавская хартия глобального информационного общества, 2002 г. Декларация принципов информационного общества в Женеве, 12.12.2003 г.) Считается, что активное участие населения в информационной жизни приведет не только к профессиональной революции, но и в повседневной жизни. Однако есть и сценарий тотального контроля в тотально-технократическом обществе. Авторитарные государства исходят из того, что большинство граждан не способно нести ответственность за свои мысли и действия. Привилегированное меньшинство – «слой менеджеров» будет принимать решения за все остальное общество, в том числе и в плане выбора направлений технологического развития. Развитие информационного общества должно рассматриваться одновременно и как результат его естественной эволюции и как следствие политической воли, выраженной самим этим обществом. Общество сформировано исключительно продолжающейся коммуникацией, а мир является закрытым, коммуникативным комплексом. Любая точка на Земле доступна для коммуникации, а мировое сообщество – это самоокончательность мира в коммуникации. Информационное общество следует понимать как очередную стадию развития современного общества, достижимую с помощью технических средств, а не как обособившееся от общества и существующего над ним киберпространство. В информационном обществе осознается необходимость  борьбы с технократическими тенденциями с помощью мультимедийных средств, просвещения населения и гуманитарного образования, организации институтов независимой оценки техники и осуществления междисциплинарного прогнозирования ее развития.

Согласно  развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».

Что такое  власть в современных исторических условиях? – спрашивает Эмануэль Кастельс в статье «Могущество самобытности». Отвечает он так: «Власть больше не является уделом институтов (капиталистических фирм) или носителей символов (корпоративных средств информации и церкви). Она распространяется по глобальным сетям богатства, власти, информации и имиджей, которые циркулируют и видоизменяются в системе с эволюционирующей конфигурацией, не привязанной к какому-то определенному географическому месту... Новая власть заключается в информационных кодах, в представительских имиджах, на основе которых общество организует свои институты, а люди строят свои жизни и принимают решения относительно своих поступков. Центрами такой власти становятся умы людей»

Главное направление  его научной деятельности, связано  с рождением информационного  общества и теми изменениями, которые  принесла научно-техническая революция. Эти изменения, по мнению Кастельса, сравнимы с промышленной революцией и даже превосходят ее. Согласно Кастельсу, новые технологии, связанные с производством информации как нематериальных благ, формируют принципиально новое, информационное общество. Возможности информационных технологий приводят к зарождению единой социально-экономической системы, объединяющей весь мир. Информационная эпоха порождает общество, которое, как полагает Кастельс, является не только глобальным, но еще и сетевым (network society) — оно развивается спонтанно, в результате взаимодействия многих социальных групп и отдельных людей.

Хотя процветание  стран еще зависит от развития их внутренней экономики, а не от глобального  рынка, но в самых развитых отраслях экономики (финансы, телекоммуникации и СМИ) уже видна общемировая  тенденция глобализации. Ключевой элемент  этой системы — обладание информационными  технологиями (в частности, возможностями  сети Интернет). Именно они предопределяют место страны в мировой иерархии. Для некоторых стран и континентов (например, Африки) существует угроза оказаться  вне всемирной сети, быть выброшенными из мировой информационной системы. Эти страны и территории образовывают, как назвал их Кастельс, "Четвертый мир". Но и в развитых странах не всем удается освоить новый образ жизни, основанный на постоянном использовании информации. Существовавшая раньше социальная противоположность владельцев средств производства и наемных рабочих сменяется, по Кастельсу, делением на Интернет-имущих и Интернет-неимущих.


Информация о работе Шпаргалка по «Философии»