Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 01:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Итак, наш опыт делится на две
части априорную (трансцендентальную)
и эмпирическую. Первая (априорные
формы чувственности и категори
Априорная часть опыта не имеет смысла без эмпирического наполнения (и этим пространство, время и категории Канта отличаются от врожденных идей Декарта). И наоборот – чистые эмпирические восприятия без априорных форм хаотичны и бессмысленны. «Мысли без созерцания пусты, созерцание без понятий слепы».
Три этапа процесса познания
1 этап чувственный. Чувственное познание: на органы чувств человека действуют тела внешнего мира (вещи в себе). Эта информация упорядочивается с помощью представления о пространстве и времени (человеку удобно располагать свои ощущения в пространственно временной сетке, подобно тому, как он расставляет книжки по полкам).
2 этап рассудочный. После того, как восприятия упорядочены с помощью априорных форм чувственности, вступает в работу рассудок. С помощью 12 категорий он превращает совокупность наших ощущений в понятия (можно смотреть на стол, но не видеть его, а воспринимать лишь набор точек разной интенсивности и цвета). Именно на этом этапе становится возможным естествознание. В процессе познания человек не столько извлекает законы из природы, сколько навязывает их ей (опять-таки, человеку удобно соединять события причинной связью, устанавливать соотношения и пр. – так информация перерабатывается наилучшим образом).
3 этап разумный. Разум, в отличие от рассудка, порождает трансцендентные идеи, выходящие за пределы опыта. Это три идеи: идея о душе, идея о мире, идея о Боге (психологическая, космологическая и теологическая, соответственно). Они выражают стремление разума постичь вещи в себе, что, к сожалению, невозможно. В результате раздумья человек приходит к антиномиям – положениям взаимно исключающим друг друга, каждое из которых можно логически доказать. Вот антиномии Канта:
Как возможны математика, естествознание, метафизика?—три вопроса Канта, решаемые в «Критике чистого разума»
1. Достоверность математики обеспечивается по Канту существованием априорных форм чувственности (пространство, время). Их достоверность именно в априорности (внеопытности).
2. Естествознание возможно благодаря тем же априорным формам чувственности и еще категориям (2 этап познание).
3. Метафизика (философия) возникает на третьем, разумном этапе познания. Так как все вопросы, которыми она занимается, приводят к антиномиям, то она возможна только в той форме, в какой она представлена у Канта: как критика чистого разума. Как наука метафизика невозможна.
На десерт: Трансцендентальная апперцепция (повторять три раза по утрам, натощак)
Апперцепция (перцепция (восприятие) + приставка ап—внутрь себя) — самосознание, самонаблюдение (третий этап познания). Как уже говорилось, наше сознание конструирует внешнюю реальность, наполняя конкретным чувственным содержанием трансцендентальные формы. Осознание своей роли в этом конструировании, осознание своего «я» - Кант называет трансцендентальной апперцепцией. В словаре иностранных слов еще написано, что трансцендентальная апперцепция — это изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающего единство опыта.
«ЗП» – это универсальное философское понятие, а кантовский императив – это его понимание Кантом. Поэтому и называется по- другому.
"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО"
НРАВСТВЕННОСТИ - основа нравственного
поведения личности, концентрированное
выражение принципа гуманизма,
осознанное человечеством с
Понятие категорического и гипотетического императива. Различие между этими императивами.
Императив – это правило, содержащее объективное принуждение к поступку (объективное принуждение – это то, что, что заставляет нас поступать так, а не иначе) Гипотетический императив – зависимый от условий (условный) и притом изменчивый. Такие императивы свойственны этике ориентирующейся на внешние в отношении ее мотивы поведения, например, той, предписания которой определяются стремлениями к удовольствию и успеху и другими личными целями. Принеси пользу другим людям, если хочешь, чтобы и они делали полезное для тебя. Поступки: легальные (не могут осуждаться) и моральные (априорные законы морали).
Категорический императив – безусловный, не признает никаких "если" и требует поступать нравственно ради самой нравственности, а не каких-то целей. Нравственно то поведение, которое полностью подчиняется требованиям категорического императива. Этот фундаментальный закон чистого практического разума в формулировке Канта гласит: «… поступай согласно такой максиме (т.е. субъективному принципу поведения), которая в то же время сама может стать всеобщим законом». Следующие требования: (а) данная личность имеет право и обязана совершать поступки, соответствующие условию и желанию, чтобы каждый поступал именно так в отношении любого из других лиц, (б) данная личность может и должна предоставить другим людям такое же право и обязана способствовать им это право реализовывать, (в) данная личность имеет право и обязана не только не рекомендовать другим людям совершать поступки, не соответствующие указанному желанию, но и не разрешать им так поступать, а может быть, и препятствовать им в этом. И вообще, что должно, то и возможно.
Следуя императиву, нельзя искать какой-то для себя выгоды.
Кант дает вторую формулировку категорического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как средству».
Следуя категорическому императиву в своем поведении, человек может это делать по двум причинам:
а) в силу эмпирической склонности вести себя нравственно (например, вы сидите в автобусе, увидели вошедшую старушку, пожалели ее и уступили ей место). Это легальный поступок.
б) в силу осознания нравственного долга (например, вы уступаете место старушке не из желания помочь, а потому, что, даже не желая вставать, вы осознаете необходимость вести себя именно так: ведь правила вашего личного поведения должны быть такими, чтобы стать законом для всех). Это моральный поступок.
Кант
Человек наделен свободой води и природная детерминация (определенная цепь событий в соответствии волей природы) над ним не властна. Человек живет в двух мирах: человек - клетка чувственного мира, существующая по его законам, с другой стороны он ноумен (в интеллигибельном мире), существо сверхчувственное, подчиненное идеалу. В поведении человека реализуется связь между двумя характерами: эмпирическим - привитым окружением, и ноуменальным, интеллигибельным - присущим ему изнутри. На этом основана вменяемость человека и его ответственность. В интеллигибельном мире нет железного сцепления причин и следствий, нет времени, возможна причинность особого рода – «через свободу», которая только и делает человека моральным существом. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга.
Этика долга, причем автономная. Это значит, что она не выводит этический принцип («поступать нравственно ради самой нравственности, а не каких-то целей») из внеэтических оснований. Быть нравственным – самоцель. Мы поступаем поистине нравственно только тогда, когда поступаем исключительно во имя долга.
Сфера морали = сфера человеческой свободы. Я свободен ровно настолько, насколько следую категорическому императиву (высшему этическому принципу).
Существует две формулировки КИ:
Формальный вид
Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы одновременно служить принципом всеобщего законодательства.
Содержательный вид
= Поступай так. чтобы ты относился всегда к человечеству в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству.
= Поступай так, чтобы человечество в лице каждого было свято.
= умей быть сполна виноватым и искренне раскаиваться в своих плохих поступках; будь ответственным за все, что думаешь и делаешь; будь человеком, а не суперобезьяной. Совершай по преимуществу моральные (добрые, просто так, без личной выгоды), а не легальные поступки (что-то хорошее в надежде на выгоду), потому, что именно моральные поступки действительно прекрасны.
Постулируется самоценность каждого.
Постулаты бессмертия души и бытия Бога – постулаты морального сознания (это для моего достоинства, т.к. без них нет оснований морали и справедливости: за нравственные поступки меня в конце концов наградят). Нравственность учит не тому, чтобы быть счастливым, а тому, чтобы быть достойным счастья.
Человек, следующий категорическому императиву, избегающий соблазна его нарушения во имя мнимой любви к ближнему, поистине свободен. Он свободен не от моральных обязательств, он свободен постольку, поскольку абсолютные нормы морали присущи только ему, субъекту, так как они априорны. (Канке учебник).
Основные постулаты критического разума: 1. Человек несвободен (как природное существо он заключен в рамки причинно-следственных связей), его можно рассматривать как вещь в себе. 2. Нравственное существо - в этом случае человек свободен. У каждого есть представления о счастье. Всеобщего счастья добиться невозможно - все люди разные. Пропасть между счастьем и долгом.
Тpи постулата практического разума: 1. признается существование свободы в поступках, 2. бессмертие души (воздавать за поступки в том мире; гармония между всеобщим благом и поведением может быть лишь в мире бессмертия души), 3. в мире существует некое абсолютное существо - Бог (необходимый момент, гарант нравственного мира и порядка). Мораль - причина религии и Бога.
Иоганн Готлиб Фихте: «До тех пор, пока люди не станут мудрее и справедливее, напрасны все их усилия стать счастливее. Вырвавшись из темницы деспота (очевидно, став свободными) они уничтожают друг друга обломками разбитых цепей».
Свобода требует определенной культуры. Культура свободы представляет собой единственную цель человека, поскольку он часть чувственного мира, притом никто другой не может культивировать (окультурить, взрастить – в смысле культуры свободы) человека, кроме него самого.
Фихте различает 3 типа свободы.
- Трансцендентальная – свобода присущая всем существам как способность выступать в качестве самостоятельной причины.
- Космологическая свобода
- Политическая свобода дает право следовать только тому закону, который каждый определил для себя самого, она должна быть в каждом государстве.