Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 01:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Основные произведения - "Логика и рост научного знания", "3 точки зрения на человеческое познание":
1. Эссенциалистская (находим её при анализе 3 тезисов Галилея: любой ученый стремится к подтверждению теории. Любая "хорошая" теория отображает сущность вещей).
2. Инструменталистская
(Мах, Пуанкаре): теория не отображает
сущности вещей, а только
3. Гипотетическое: Любая
научная теория не более чем
гипотеза, имеющая бОльшую или
меньшую степень
Имре Лакатос. Преодолеть данный недостаток взялся Имре Лакатос в своём произведении "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ". Рассмотрим поподробнее его теорию:
1. Жёсткое ядро программы. Состоит из фундаментальных (конкретно-научных и онтологических) допущений. И те, и другие принимаются конвенционально (что плохо, естественно) Не изменяется в ходе программы, неопровержимо с точки зрения сторонников данной программы.
2. Предохранительный (в смысле защитный, а не пояс верности :) пояс ядра. Состоит из вспомогательных гипотез, защищает ядро от эмпирических опровержений (напрмер если найден черный лебедь, то надо задача пояса сказать что это не лебедь (а утка, например), или его кто-то покрасил).
3. Негативная эвристика.
Запрещает применять
4. Позитивная эвристика. Правило по которому программа развивается и по которому изменяется защитный пояс.
В (процессе) результате НИП возникает последовательность научных теорий, отличающихся только защитным поясом.
У прогрессивных программ теоретический рост опережает эмпирический.
У регрессивных - наоборот. Они постфактом объясняют полученные в ходе эксперимента результаты.
Рост знания происходит в результате борьбы научно-исследовательских программ. Периодически происходит научная революция, при которой одна исследовательская программа вытесняет другую. Это происходит если защита пояса ослабеет и опровержения достигнут ядра программы.
Модель развития науки Т. Куна и концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.
Томас Кун, 1922-1996, "Структура научных революций". Базис для построения концепции - коперниканская революция в астрономии.
Основное понятие его теории - "парадигма" (с греческого - "образец") - несколько или одно научное достижение, признаваемое сообществом в определённый период времени. Сам Кун в это понятие вкладывал 22 аспекта, но понимал он это слово как "видение мира", "то, как мы видим мир". Наука появляется с появлением парадигмы.
Критерии парадигмы:
1. Задает некие образцы
решения научных проблем,
2. Создание трудов
должны носить
3. Достижение должно быть достаточно открытым (давать проблемы (задачи) для будующих поколений )
4. Очерчивает круг проблем, которые имеют смысл и решение.
"Научное достижение" - одна или несколько теорий. Парадигма одним научным достижением не ограничивается.
"Научное сообщество" - объединение учёных путём веры в парадигму. Парадигма объединяет вокруг себя научное сообщество.
В истории есть 2 фундаментальных этапа: период нормальной науки (господствует 1 парадигма) и научная революция. Между ними можно засунуть допарадигмальную науку и предреволюционный кризис.
"Дисциплинарная матрица":
1. Символическое обобщение (II закон Ньютона, закон Ома)
2. Концептуальная модель (общественно утверждена)
3. Ценностные ориентиры (определены как направления научного исследования, так и образцы решения конкретных задач и проблем. Какой из 2 несовместных путей выбрать? )
В период нормальной науки проблемы являются головоломками. Парадигма гарантирует решение задач, поставленных в её рамках. Также не создаётся принципиально нового знания, всё опирается на парадигму. Физики заняты уточнением и проверкой, открытием новых эффектов В РАМКАХ парадигмы. В этот период учёный - раб парадигмы. Далее возникает интеллектуальный дискомфорт (в связи с аномалиями, не решаемыми парадигмой), наступает период кризиса, выдвигается новая теория (смена парадигм). С точки зрения Куна этот процесс носит скачкообразный характер. Научная революция имеет иррациональный характер. Различные парадигмы соответствуют различному вИдению мира, откуда вытекает тезис о несоизмеримости научных парадигм (теорий). Кун и Фейерабенд полностью отрицают кумулятивный характер развития науки. Они считают разные теории принципиально несоизмеримыми. На предложение сравнивать различные теории посредством опытных данных оба решительно отвечают НЕТ, т.к. опытные данные "теоретически нагружены" (кинув соль в воду и не зная, что она растворяется водой, можно сказать "соль превратилась в воду").
По Куну, наука развивается скачкообразно, по Попперу - (перманентная революция) – плавно
Пол Фейрабенд. 1924-1997
Поучил фундаментальное образование по астрономии, физике, математике, истории искусства и философии. Получил степень доктора наук. После войны перебрался из Европы в Штаты. Преподавал там в университете города Беркли.
Основные труды:
«Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания».(1975)
«Наука в свободном обществе» (1978)
«Прощай разум» (1988)
Философские воззрения.
Он называл свою философскую концепцию «эпистемологичкский анархизм». (От греческого «эпистема» - «знание») В его основе лежат два принципа.
I: Принцип пролиферации. (Пролиферация – «размножение»). Учёный должен создавать самые разнообразные теории и концепции, в том числе и те, которые противоречат существующим на данный момент. Необходимо неограниченное размножение теорий, создание конкурирующих, альтернативных общепринятым.
Как показывает история, лучшие периоды в науке относятся к тем временам. когда происходила борьба таких альтернативных теорий.
II: Принцип несопоставимости. Теории, не связанные одним логическим обоснованием, несравнимы. Они используют разные методы. Если кто-то создал теорию, то:
Её нельзя опровергнуть с помощью эмпирических данных. Так как только эта теория сама формирует свои собственные опытные факты. Не возможно существование нейтральных эмпирических фактов. Они всегда теоретически нагружены.
Её нельзя отвергать, основываясь на общепринятых теориях и концепциях, которым она противоречит, поскольку в рамках неё они бессмысленны.
Её нельзя отвергать даже, если она противоречит традиционной логике, так как у неё может быть своя собственная отличная от традиционной форма логики. (Например закон исключения третьего Аристотеля о том, что между противоположными утверждениями ничего общего быть не может, не дейцствует, как выяснилось в квантовой механике).
Значит, допустимо всё: anything goes (всё дозволено). Это единственный принцип, который стоит защищать.
Фейрабенд вводит принцип упорства. Это общепринятое в науке требование не вводить в гносиологический оборот новых теорий, а сохранять старые и придерживаться их. Считается, что неэкономично вводить новую теорию, если она объясняет те же факты, что и уже существующая. Новая теория нужна, если она объяснит дополнительные факты по сравнению со старой. Но, по мнению Ф, новые экспериментальные факты просто не могут появиться, пока существует одна только старая теория. Если всё время следовать старым теориям, то невозможно получить новые результаты в исследовании.
Эпистемологический и политический анархизм.
Политический анархист опирается на определённую политическую программу, направленную на свержение определённой формы организации общества. Просвещённый политический анархизм верит в «естественный разум» человеческой расы и уважает науку, опирается в большинстве случаев на искреннее убеждение в том, что чистая неизвращённая наука даёт истинное понимание человека и мира и создаёт мощные идеологические средства борьбы против лицемерных порядков современности.
Эпистемологический анархист не испытывает ненависти к определённым формам общественного устройства и идеологиям, впрочем как и приверженности. Он может или придерживаться или быть нейтральным по отношению к ним в зависимости от своих целей. Может действовать на основе как разума, так и эмоций. Он не имеет программы и против всех программ. Готов рассматривать любую концепцию, прибегать к любым средствам для привлечения сторонников (разум, эмоция , насмешка, позиция «серьёзной заинтересованности».
Является ли наука сугубо рациональным предприятием? Ф считает, что нет. Если наука не только рациональна, но и иррациональна, отличается ли она чем-то от мифа? Нет. отвечает Ф, наука и физика никак не отличаются от мифа. И наука, и миф надстраивают над здравым смыслом теоретическую суперструктуру. Рассмотрим миф. Его основные идеи священны, на их критику наложено табу. Опровергающие миф факты или игнорируются, или в миф вносятся изменения, чтобы эти факты не разрушали основную структуру мифа. То есть, мифу присущи догматизм и антикритицизм. В период нормальной науки (по Куну) она не отличается от мифа. Основные положения её парадигмы незыблимы.
Основной тезис Фейрабента: цель учёного – развитие своих интуитивных способностей и свободное творчество, а не поиск истины.
Развитие самобытной и зрелой русской философской мысли началось в XIX веке, когда усвоившие достижения западной философии, думающие и европейски образованные русские люди – представители дворянства, оторванного в результате петровких реформ от основной массы населения и народной культуры, - с особенной остротой и силой восставили вопрос о месте России в истории мировой цивилизации, об ее культурном своеобразии и историческом предназначении. Преподавание философии в Русском государстве началось лишь в конце ХVII века в первом высшем учебном заведении страны – Славяно-греко-латинской академии. ХVIII век, начавшийся с реформ Петра I, часто именуют «веком ученичества» русской философии. Русская философия обладает некоторыми общими чертами.
1. В первую очередь бросается в глаза публицистичность, острая полемичность сочинений русских мыслителей, их нелюбовь к чистой теории и отвлеченным, оторванным от жизни проблемам. Известный философ А.Ф. Лосев говорил: «Русская философия остро недолюбливает… логические построения как таковые, причем эта нелюбовь очень часто превращается в прямую и острейшую ненависть ко всякому отвлеченному построению и к самой тентенции отвлеченно мыслить…» Все и всегда в России предпочитают теории практику, и если можно, то революционную. Вопрос «Что делать?» — основной.
2. С первой особенностью русской философии тесно связана и вторая – ее повышенное внимание к моральным, историческим , социальным вопросам, связанным с живым и конкретным человеком и смыслом его жизни.
3. Функции философии в России часто брала на себя художественная литература. Это очень точно обозначил Евгений Евтушетко, сказав, что «поэт в России больше, чем поэт» и не только поэт.
4. Писарев: «ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм» - религиозный материализм.
5. Еще одной особенностью русской философии является идея соборности. Тут имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. [«Народность»!] <…>
6. Отсюда вытекает, что как только русская философская мысль начинала касаться отдельной личности, то есть ставить этические вопросы, то они сразу превращались в идеологию этого общественного подвижничества и героизма. … русские философствующие писатели испытывали жгучую потребность очищения, чистоты перед народом, острое чувство не только честного, справедливого, человеческого отношения к народу, но именно внутренней чистоты перед ним, обнаженной и очищенной совести. <…> В передовой русской интеллигенции честным считалось вести революционную борьбу или, по крайней мере, быть в оппозиции к правительству, и бесчестным, подлым — уклоняться от борьбы и оппозиции.
Русская философия не была совершенно независимым, отдельным, специфическим видом духовной деятельности, но, напротив являясь не просто тесно связанной с другими ее видами – искусством, религией, наукой, была как бы в них растворена.
Основными тенденциями русской философии являются:
в учении о бытии — материализм,
в учении о человеке — социализм,
в учении цели жизни — подвижничество и героизм ради будущих благ,