Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа
Данный рубеж XIX - XX вв. нередко называют "Золотым веком" духовной жизни России. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека.
Русская философская мысль –часть мировой философии и культуры. Она обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………….6
Идеалисты…………………………………………………………………………6
Материалисты……………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы
Оглавление……………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Идеалисты………………………………………………………
Материалисты………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Данный рубеж XIX - XX
вв. нередко называют "Золотым веком"
духовной жизни России. На это время пришелся
новый расцвет (ренессанс) русской литературы,
искусства, философии. Интерес к религии
был пробуждением интереса общества к
высшим, вечным истинам и ценностям, к
тайне человека.
Русская
философская мысль –часть мировой философии
и культуры. Она обращается к тем же проблемам,
что и западноевропейская, хотя подход
к ним, способы их осмысления носили глубоко
национальный характер. Известный историк русской философской
мысли В.В. Зеньковский отмечал, что философия
нашла в России свои пути – «не чуждаясь
Запада, даже учась у него постоянно и
прилежно, но все же живя своими вдохновениями,
своими проблемами. XlX век окрылил философское
дарование у русских людей. Россия вышла
на путь самостоятельной философской
мысли».[1,8]
Выделяется несколько характерных черт русской философии. «Первой и, быть может, самой заметной чертой стало искание скрытого смысла христианских идей, более глубокого, чем тот, который выражен в церковной версии христианства. Второй характерной чертой, определяющей специфику русской философии, является выдвижение на первый план двух тесно связанных проблем : проблемы сущности и смысла человеческого бытия и проблемы смысла и закономерностей истории. Человек и его судьба в мире и в истории является важнейшей темой русской философии. В качестве третьей черты, характерной не только для философии, но и для всей русской культуры, можно выделить предельный дуализм, антиномизм в понимании мира, человека истории. Человек в одном измерении укоренен в вечном, духовном бытии, непосредственно связан с Богом, но в другом своем измерении он столь же непосредственно принадлежит материальному, временному бытию. Наконец, в качестве четвертой отличительной черты русской философии необходимо отметить специфику самого стиля философствования. В русской философии рационалистический стиль никогда не был основным, более того, многие мыслители решительно отвергали его как ложную форму философского познания, не позволяющую дойти до сути главных проблем бытия. В русском духовном характере образное, художественное, интуитивное отношение к миру обладало явным преимуществом перед абстрактно-рациональным его основанием, поэтому и в философии ведущим оказался эмоционально-образный стиль философствования…». Такие черты выделял историк русской философии И. И. Евлампиев. [2, 4]
Основной вопрос всей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, материи к сознанию. От характера его решения зависит деление всех философов на две школы, представляющие противоположные направления в философии — идеализм и материализм.
"Философы, - пишет Ф. Энгельс, - разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы..., - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма" .
Я же в своей работе хочу выделить два лагеря деятелей философии, активная деятельность которых пришлась на конец XIX и начало XX веков.
Основная часть.
Идеалисты.
Начнем с представителей идеалистического лагеря, а прежде всего с определения «идеализм».
Идеализм- (франц. idéalisme, от греч. idéa — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо.
Первый о ком пойдет речь в этом разделе, это выдающийся философ, с которого начинается русская религиозно-философская мысль. По словам И. И. Евлампиева: «Владимир Соловьев явился ключевой фигурой в истории русской философии, и его творческая деятельность стала основой того интеллектуального расцвета, который произошел в начале XX века и придал русской философии статус самобытной национальной школы, оказывающей существенное влияние на развитие европейской мысли….»
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)- русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности.
«Он обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глубоким знанием мировых философских систем и учений и критиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм, а другие впадали в противоположную крайность - эмпиризм, частное. И та, и другая крайности заводили философскую мысль в тупик, преграждая путь к адекватному осмыслению единого сущего. Он первым в России создал свою особую философскую систему. По словам С. Булгакова, философская система Вл. Соловьева есть самый полнозвучный аккорд в истории философии. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала - благо, истина и красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма.
Рассматривая роль философии в истории человечества, Соловьев ставит вопрос: "Что же делала философия?" - и отвечает: "Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества... Она делает человека вполне человеком".
Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства - оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой философской мысли.
Реальный мир представал
у Соловьева как
Призванием человека, который является, по словам Соловьева, "центром всеобщего сознания природы", выступает его мессианская по отношению к природе роль - роль ее освободителя и спасителя ("теурга"). Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя в Абсолюту. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства.
В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоречия и способствующая установлению на земле "царства божьего", понимаемого как "действительный нравственный порядок".
Как центральная фигура во всей истории российской философской мысли (это утверждали и его современники), Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составили религиозно-философское направление.»[3,215]
Николай Александрович Бердяев (1874—1948)
И. И. Евлампиев называет Николая Бердяева наиболее популярным русским философом XX века, широко известным не только в России, но и на Западе. Признает, что одной из главных заслуг Бердяева стало ясное и весьма популярное изложение принципов «новой философии», создание которой было целью сосредоточенных поисков его предшественников, в первую очередь Достоевского и Соловьева.
«Духовная эволюция Бердяева началась с его раннего увлечения марксизмом, но очень скоро занятия философией привели его к пересмотру философской стороны марксизма. Бердяев вместе с другими русскими марксистами стал последователем трансцендентального идеализма.
Чтобы дать обзор главных высказываний Бердяева на философские темы, я (несколько искусственно) разбиваю все творчество его на четыре периода, но эти периоды не столько отмечают (хронологически) разные ступени в философском развитии Бердяева, сколько выражают разные аспекты его философии. Каждый период можно характеризовать по тому акценту, который его отмечает, но это вовсе не исключает наличности в данном периоде построений и идей, которых акцент придется уже на другой период. Первый период выдвигает на первый план этическую тему, и хотя до конца жизни Бердяев был прежде всего и более всего моралистом, но в наиболее чистой своей форме, без осложнения другими началами, моральная тема характерна именно для первого периода его творчества. Второй период отмечен религиозно-мистическим переломом в Бердяеве – и, конечно, религиозно-мистическая тема дальше уже не выпадает из его сознания, но ее акцент в наиболее чистой форме падает на второй период творчества Бердяева. Третий период определяется акцентом на историософской проблеме (включая и характерный для последних лет Бердяева вкус к эсхатологии); наконец, четвертый период (или четвертый акцент) связан с персоналистическими идеями его. К этим четырем акцентам надо еще прибавить несколько «центральных», как выражается в своей философии Бердяев, идей. Их собственно две: а) принцип объективации и в) «примат свободы над бытием», но по существу это суть «вспомогательные» идеи, связанные с персоналистическими построениями Бердяева.
Хотя Бердяев очень часто высказывается на темы гносеологии, равно как и метафизики, но любопытно то, что темы гносеологии и метафизики имеют для него всегда вторичное производное значение. По существу, Бердяев более всего моралист-романтик – для него важнее всего «выразить» себя, «проявить себя», отделить себя от других, и оттого Бердяев всегда «бунтует» против «обыденщины»» . [1,733]
Далее речь пойдет о философе, которого именовали «московским Сократом».
Николай Федорович Федоров (1828-1903)- русский
религиозный мыслитель и философ-футуролог,
деятель библиотековедения, педагог-новатор.
Один из родоначальников русского космизма.
«Соблазн
радикальных и, значит, простых решений
сложнейших проблем человеческого бытия
является характерной чертой творчества
Н. Ф. Федорова, в некоторых пунктах своего
учения очень близкого к Толстому.
Свое главное сочинение под нарочито архаическим
названием «Вопрос о братстве, или родстве,
о причинах небратского, неродственного,
т.е. немирного, состояния мира и о средствах
к восстановлению родства. Записки от
неученых к ученым, духовным и светским,
к верующим и неверующим» Федоров написал
специально для того, чтобы разъяснить
свое учение Достоевскому, который, узнав
о его идеях, просил прислать их подробное
изложение. Достоевский так и не дождался
ответа, Федоров закончил свой труд вскоре
после кончины писателя. Все главные работы
Федорова были изданы только после его
смерти под общим названием «Философия
общего дела».
Как и для многих других русских мыслителей,
для Федорова исходным мотивом философствования
становится острое чувство несовершенства
мира, «скорбь» о всех тех страданиях и
зле, которые наполняют жизнь людей. В
соответствии с давней философской традицией
он полагает, что истоком зла и несовершенства
мира является разделение бытия, находящее
себе наиболее явное и радикальное выражение
в разделенном, «небратском» бытии людей
и в конечности их бытия- в феномене смерти.
При этом Федоров отрицательно относится ко всякой «абстрактной» метафизике, и это проявляется наиболее очевидным образом в его нежелании и неспособности рассуждать о действительно самых глубоких причинах зла и несовершенства. Мысль о смертности человека настолько подавляет его, что он отказывается рассматривать в своих трудах любые серьезные философские проблемы, кроме проблемы преодоления смерти. Именно через решение последней проблемы Федоров приходит к интерпретации «истинного» смысла христианства. По существу, все христианство Федоров сводит к одной единственной идее- идее воскрешения и бессмертного существования всех людей на земле.
Выдвигая в центр своей утопии процесс «воскрешения отцов», Федоров резко критикует современное общество, его культуру и порожденный им идеал непрерывного процесса (как духовного так и материального).
Противопоставление идеала
прогресса и идеала братского
единения и равенства всех живущих
и умерших («сынов» и «отцов»)- это еще одна характерная черта
федоровского учения, сближающего его
с учением Толстого. Федоров не признает
возможности принципиального развития
человека, для него человек есть существо
раз и навсегда заданное притом очень
простое и ясное в своей сущности. Именно
поэтому он не способен допустить, что
«сыны» могут обладать реальным духовным
превосходством над «отцами» и могут иметь
право на то, чтобы судить их.
Отдельно необходимо сказать о том влиянии,
которое идеи Федорова оказали на естествоиспытателей.
Оно породило течение русского космизма,
в котором человечества рассматривалось
как космическая сила, признанная преобразовать
всю вселенную «по законам разума», используя
при этом всю мощь науки.» [2,149]
Материалисты.
Перейдем к определению «материализм» и некоторым представителям, этого философского направления.
Материализм- (от латинского materialis —
вещественный), одно из двух главных философских
направлений, которое решает основной
вопрос философии в пользу первичности
материи, природы, бытия, физического,
объективного и рассматривает сознание,
мышление как свойство материи.
Первый
из материалистического направления,
о ком хочется сказать это Н. Г. Чернышевский.
Николай Гаврилович Чернышевский(1828-1889)-
«Уже в студенческие годы он увлекался
социалистическими и коммунистическими
идеями. Решающее влияние на формирование
его взглядов оказала философия Фейербаха,
особенно его антропоцентризм и материализм.
В первом крупном философском сочинении,
посвященном проблемам эстетики, Чернышевский
выступает решительным критиком традиционных
идеалистических представлений и об искусстве
и его роли в жизни. Отрицая самостоятельное
значение духовной сферы и выдвигая принцип
абсолютного приоритета жизни, реальной
действительности, на ее идеальном «отражением»
и «познанием».
В более поздних философских взглядах
чувство неповторимого и иррационального
богатства личности утрачивается. «Понятие
личности, индивидуальности и жизни в
их глубоком метафизическом значении
сменяются социологическими категориями
«разумного эгоизма» (при внимательном
исследовании побуждений, руководящих
людьми, оказывается, что все дела, хорошие
и дурные, благородные и низкие, геройские
и малодушные, происходят во всех людях
из одного источника: человек поступает
так, как приятнее ему поступать, руководится
расчетом, велящим отказываться от меньшей
выгоды или меньшего удовольствия для
получения большей выгоды и большего удовольствия),
материальных потребностей и социальной
среды. В результате в статьях Чернышевского
начинает господствовать то самое сочетание
естественнонаучного материализма, воинствующего
позитивизма, социального утопизма и политического
радикализма, которое стало предельно
характерным для всех представителей
данного направления вплоть до В. Ленина.