Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:00, контрольная работа
Цель контрольной работы – исследовать проблему метода в философии: эмпирическое и рационалистическое направления в философии XVII - XVIII вв.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Рассмотреть эмпирическую и рационалистическую линии в философии;
Изучить эмпиризм и творчество Френсис Бэкона;
Просмотреть рационалистическое направление философии Рене Декарта.
Таким образом, естествознание должно пользоваться двумя средствами перечислением и исключением, причем главное значение имеют именно исключения. Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где оно отсутствует. Если удается найти какой-либо признак, который всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда этого явления нет, то этот признак можно считать «формой», или «природой», данное явление. С помощью своего метода Бэкон, например, нашел, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.2
Совершенно очевидно, что эксперимент имеет мало общего непосредственным наблюдением, к которому по преимуществу обращалось естествознание предшествующего периода. Не удивительно, что проблема конструирования идеальных объектов, составляющих теоретическую основу эксперимента, стало одной из центральных также в философии 17-го века. Эта проблема составила предмет исследований представителей рационалистического (от лат.ratio-разум) направления, прежде всего Р.Декарта (1596-1690). Рационализм признавал источником познания разум (мышление) и критерием его истинности. Когда мы говорим о научной революции 17-го века, то именно Декарт являет тип революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени, но и не только она: речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека, что вскоре обнаружилось в сфере социально-экономической с одной стороны, и в идеологии Просвещения, с другой. Рационализм Декарта служил защите науки против идейной реакции, имеющей целью вернуть католицизму позиции, которые он утратил и продолжал утрачивать, прежде всего, вследствие открытий и успехов астрономических и физических наук.
Первым вопросом философии для Декарта был вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. В решении этого вопроса ему пришлось преодолеть философский скептицизм. Природа познания состоит в том, что именно требование сомнения, распространяющегося на всякое знание, приводит к утверждению возможности достоверного знания. Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа он предлагал идти к достоверности бытия вещей. Например, я, понимая то, что могу заоблуждаться в своем мнении на некий конкретный предмет рассуждения или познания, начинаю сомневаться о правильности своего мнения. Но при этом, следуя Декарту, я не могу сомневаться в том, что в данный момент сомневаюсь, что существует мое сомнение, сама моя мысль об этом. Отсюда и вытекает знаменитое изречение Декарта: «Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую».
Декартовское сомнение было призвано смести здание прежней традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания, культуры рациональной в самом своем существе. Источником всякого знания Декарта считал не опыт, а разум. Даже интуиция рассматривалась им как чисто интеллектуальное знание. Заимствуя опыт математического знания, Декарт пришел к выводу о том, что объяснение мира должно строиться на основе дедукции, а не индукции, так как именно дедуктивный метод опирается на достоверные интуитивные аксиомы. Эти выводы Декарт изложил всоем труде « Рассуждения о методе», сосредоточие которого заключается в четырех принципах. А из них следовало, чтобы отыскать истину с помощью дедукции синтеза, исследователь должен руководствоваться следующими правилами:
Однако, и этого, с точки зрения Декарта, недостаточно. Слепое, механическое следование этим правилам может привести к заблуждению, которые коренятся не только в ошибочности философских систем прошлого, но и в самом характере познания, Ведь чувства нередко обманывают нас. Поэтому исследователь должен подвергнуть сомнению все знания прошлого и настоящего. Вместе с тем, сомнение необходимо рассматривать не как способ разрушения веры в науку, а как путь к отысканию достоверного знания. Декарт один из творцов классической механики. Воззрение Декарта на природу носила в основном механический характер. Отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех идеализаций, которыми пользовался Галилей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем применять математику для изучения природных явлений. До Декарта никто не отваживался отождествить природу с протяжением, то есть с чистым количеством. Не случайно именно с Декартом в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным «толчком», то есть первоначальный импульс к существованию и развитию дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Таким образом, метод Декарта оказался органически связанным с его метафизикой. Декарт одним из первых разработал (хотя на механистической основе) идеи эволюции и привел их через все области учения о природе от образования планет и светил до возникновения растений, животных и человека. Образование звезд и планетарных систем осуществляется, по Декарту, благодаря вихревому движению материи: мировая материя, беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Здесь Декарт вплотную подошел к идее о единстве универсума. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законом подчиняется органический мир: животные это сложные машины. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит пределы действия законов механики.
Как видно, Декарт, также как и Бэкон, не исключает своей философии присутствие божественного.
Творчество Бэкона оказало сильное влияние на ту общую духовную атмосферу, в которой формировались наука и философия 17-го века, особенно в Англии. Не случайно бэконовский призыв обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом для основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли творцы новой науки Р.Байль, Р.Гук, И.Ньютон и др. Материалист диалектик Энгельс, в своем «Анти Дюринге», называл Декарта блестящим представителеь диалектики 17-го века. Впрочем, как известно, Декарт был не только философом, но и выдающимся математиком.
Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов мозга, выявив, в сущности, рефлекторную основу психики, тем самым, предвосхитив труды И.М.Сеченова и И.П.Павлова
И нужно сказать, сто сегодня под вопрос сомнения, присущий философии нового времени, постановлены без исключения все первичные нормы жизни обнаруживается, что очень и очень много из того, что вызывается нынче на историческую проверку, связано с образами мыслителей и философов эпох Нового времени.
2 Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., Высшая школа. 2004.С.115.
2 Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., Высшая школа.2004. С.115.
5 Фролов И.Т. Философский словарь М., Политиздат 1991.