Понятие семьи в творчестве Карла Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:40, реферат

Краткое описание

С социологической точки зрения Маркс рассматривал проблемы происхождения классового общества, классовой борьбы, иерархию общества и другие. Здесь он обратил внимание на происхождение семьи. Свои рассуждения по этому поводу К. Маркс изложил в критической работе к книге М. Штирнера «Единственный и его особенность» (в частности в третьей главе «Немецкой идеологии»); в совместной работе с Ф. Энгельсом «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; а также в других социологических работах.
Маркс рассматривал понятие семьи с экономической точки зрения и в совокупности с другими экономическими факторами.
Далее мы рассмотрим понятие семьи в этих работах и раскроем его.

Содержание

1. Введение……………………………………………...3

2. О работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»……….4

3. К. Маркс и М. Штирнер. Спор об "иерархии"……11

4. Семья при коммунизме……………………………..14

5. Вывод………………………………………………...16

Прикрепленные файлы: 1 файл

семья.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

Киевский  университет культуры

Одесский  факультет 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему:

«Понятие  семьи в творчестве Карла Маркса» 
 
 
 
 
 

                                                        Студентки II курса

                                                        группы ГРС – 38

                                                        Гуценко Виктории

                                                                                   Олеговны

                                                        Проверил: Печеранский И. П. 
 
 
 
 
 
 
 

Одесса, 2009 г. 

План: 

1. Введение……………………………………………...3 

2. О работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»……….4 

3. К. Маркс и М. Штирнер. Спор об "иерархии"……11 

4. Семья при коммунизме……………………………..14 

5. Вывод………………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Карл  Маркс, как один из завершителей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической  мысли. Его идеи выходят за рамки  непосредственно экономических  проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими.

      С социологической точки зрения Маркс  рассматривал проблемы происхождения классового общества, классовой борьбы, иерархию общества и другие. Здесь он обратил внимание на происхождение семьи. Свои рассуждения по этому поводу К. Маркс изложил в критической работе к книге М. Штирнера «Единственный и его особенность» (в частности в третьей главе «Немецкой идеологии»); в совместной работе с Ф. Энгельсом «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; а также в других социологических работах.

      Маркс рассматривал понятие семьи с  экономической точки зрения и  в совокупности с другими экономическими факторами.

      Далее мы рассмотрим понятие семьи в  этих работах и раскроем его.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      О работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» 

      Работа  К. Маркса и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» одно из основных произведений марксизма. В ней дан научный анализ истории человечества на ранних этапах его развития, раскрыт процесс разложения первобытнообщинного общества и образования классового общества, основанного на частной собственности, показаны общие черты этого общества, выяснены особенности развития семейных отношений в различных общественно-экономических формациях, вскрыты происхождение и сущность государства и доказана историческая неизбежность его отмирания с окончательной победой бесклассового общества.

      К. Маркс сделал обзор развития взглядов на историю семьи от Баховена до Моргана и добавил некоторые разделы.  

      «...Что находим мы в качестве древнейшей, наиболее ранней формы семьи, существование которой в истории мы можем неоспоримо доказать и которую можно и теперь еще кое-где изучать? Групповой брак, форму брака, при которой целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу и которая оставляет очень мало места для ревности. И далее, на более поздней ступени развития мы находим такую представляющую собой исключение форму, как многомужество, которое в еще большей степени находится в вопиющем противоречии с каким-либо чувством ревности и потому не известно животным. Но известные нам формы группового брака сопряжены со столь своеобразно запутанными условиями, что они с необходимостью указывают на более ранние, более простые формы полового общения, а вместе с тем, в конечном счете, на соответствующий переходу от животного состояния к человеческому период неупорядоченных половых отношений…» 

      Ф.Энгельс  в исследовании Моргана сделал критические замечания, которые относятся к этой теме: «Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но оно само бывает двоякого рода. С одной стороны производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого инструментов; с другой стороны производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи определенной страны, обуславливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны – труда, с другой – семьи. Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а, следовательно, и богатство общества, тем сильнее тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей. Между тем в рамках этой основанной на родовых связях структуры общества все больше развивается производительность труда, а вместе с ней – частная собственность обмен,  имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий: новые социальные элементы, которые в течение поколений стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям, пока наконец, несовместимость того и другого приводит к полному перевороту. Старое общество, покоящееся на родовых обледенениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; его место занимает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения, - общество, в котором семейный строй полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно развиваются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей писанной истории вплоть до нашего времени.»

      Изучение  семьи начинается с 1861 года, когда  в свет вышла работа Баховена «Материнское право». Автор выдвинул в этой работе следующие положения:

      – у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он обозначил выражением «гетеризм»;

      – такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение  можно было определить лишь по женской  линии – согласно материнскому праву, как первоначально это и было у всех народов древности;

      – вследствие этого женщины как матери, единственно известные родители молодого поколения и они пользовались уважением и почетом, доходившим, по мнению Баховена до полного господства женщин.

      К. Маркс выработал материалистическое понимание истории. Вследствие этого  и семья (род) в его понимании возникает из определенных экономических и социальных факторов. В основе этих факторов лежат первобытное общество, неолитическая революция, общественное разделение труда, подъем производительности труда и орудий труда, также появление прибыли и частной собственности.

      Исторически род возник в период дикости и  варварства, с введения рыбной пищи, применения огня, изобретения лука и стрел, изготовления лодок, жилищ; до приручения и разведения животных, плавки железных руд, перехода в цивилизацию в результате применения письма.  

      «Развитие семьи в первобытную эпоху состоит... в непрерывном суживании того круга, который первоначально охватывает все племя и внутри которого господствует общность брачных связей между обоими полами. Путем последовательного исключения сначала более близких, затем все более отдаленных родственников, наконец, даже просто свойственников, всякий вид группового брака становится, в конце концов, практически невозможным, и в результате остается одна пока еще непрочно соединенная брачная пара, та молекула, с распадением которой брак вообще прекращается. Уже из этого видно, как мало общего с возникновением единобрачия имела индивидуальная половая любовь в современном смысле этого слова…» 

      Родовой строй – это простая организация вполне соответствующая общественным условиям, из которых она возникла. Она представляет собой естественно выросшую структуру; она в состоянии улаживать все конфликты, которые могут возникнуть внутри такого общества. Величие родового строя, но вместе с тем его ограниченность проявляется в том, что здесь нет господства и порабощения. Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями. Разделение труда – естественного происхождения, оно существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю и изготовляет необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды. Каждый является собственником изготовленных и употребляемых им орудий труда. Домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах несколькими, часто многими семьями. У некоторых наиболее передовых племен – арийцев, семитов, туринцев – главной отраслью труда сделалось сначала приручение скота, а потом разведение его. Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров – это было первым разделением труда. На этой ступени развития обмен мог возникнуть только внутри племени. Первоначально обмен производился между племенами посредством родовых старейшин каждой стороны. Главный предмет обмена, был скот, он сделался товаром, посредством которого оценивали все другие товары. Из первого крупного разделения труда возникли и первые два класса – господ и рабов.  

      «При родовом строе семья никогда не была и не могла быть ячейкой общественной системы, потому что муж и жена неизбежно принадлежали к двум различным родам. Род целиком входил во фратрию, фратрия – в племя; семья входила наполовину в род мужа и наполовину в род жены. Государство в своем публичном праве также не признает семьи, и она до сих пор существует только как объект частного права.» 

      Далее человеку стало служить железо. Богатство  быстро возрастало, но и как богатство  отдельных лиц. Возрастала степень  разнообразия и совершенства ремесел, столь разнообразная деятельность не могла уже выполняться одним лицом. Произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. С разделением производства на две крупные отрасли возникает товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не внутри племени, а с заморскими странами.

      Различие  между богатыми и бедными выступает  наряду с различием между свободными и рабами. Имущественные различия между отдельными главами семей  уничтожают старую коммунистическую общину везде, где она сохранилась; вместе с ней исчезает и совместная обработка земли, пахотная земля предоставляется в пользование отдельным семьям – сначала на время, потом навсегда. Отдельная семья становится хозяйственной единицей общества. Союз родственных племен становится необходимостью, происходит слияние отдельных племенных территорий в одну общую территорию всего народа. Появляется народное собрание. Военачальник, совет, народное собрание образуют органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Война становится регулярной. Богатство соседей возбуждает жадность народов. Грабеж им кажется более легким, чем труд.

      Грабительские войны усиливают власть верховного военачальника, как и его приближенных; установленное обычаем избрание приемников из одних и тех же семей  переходит в наследственную власть, закладывают основы наследственной королевской власти. Органы рода постепенно превращаются в цивилизацию.

      На  протяжении развития рода прослеживается процесс постепенной эволюции в  социальной и политической сфере  общественной жизни. Здесь проявляется  антагонизм и дифференциация.

      Антагонизм  – одна из форм противоречий, непримиримой борьбы между разными силами, классами, между разным политическим строем. Он разрешается путем классовой  борьбы.

      Дифференциация  – расчленение в процессе эволюции одной группы на две, несколько групп, приводит к возникновению новой группы. Сопровождается возникновением иерархической системы, формируя классы, разные виды власти.

      Родовой строй был уничтожен разделением  труда и расколом общества на классы. Он был заменен государством.

      Государство поднимается на развалинах родового строя. Древние Афины представляют собой классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового общества. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную бесправным обществом. У германских победителей Рима государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не создал никаких средств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

К. Маркс и М. Штирнер. Спор об "иерархии" 

      Третью  главу «Немецкой идеологии» К. Маркс  полностью посвятил критическому комментарию  книги М. Штирнера «Единственный  и его собственность», особенно выделяя  раздел «Иерархия».

      Главный тезис Штирнера об иерархии: «Иерархия – господство мыслей, господство духа». Люди относятся к мыслям, понятиям, моральным императивам, идеям, представлениям о «всеобщих интересах» и т. п. – как люди религиозные, с поклонением и подчинением. Они стараются подавлять в себе противоположные или враждебные этим идеям, моральным ценностям и представлениям о «должном» («…семья, отечество, наука и т. д. могут найти во мне верного своим обязанностям слугу»). Господство идей есть, по Штирнеру, «поповство» - люди теперь столь же религиозно поклоняются моральным, философским, социальным, национальным и иным «светским» ценностям – проявляется господство «школьных наставников». Во все времена люди подчиняются давлению своих «попов» или «школьных наставников», их репрессивному господству.

      Маркс называет все эти размышления  о господстве попов, школьных наставников  и т. д. – общим словом «идеология». Он согласен со Штирнером, что всякое давление на индивидов – моральное, интеллектуальное, религиозное – крайне эффективно, поскольку вызывает подчинение, страх, искреннее желание соответствовать предлагаемым ценностям.

      Штирнер приводит пример действительного, существующего  давления на личность – морального давления (семейные отношения).

        По нему, даже практическая эмансипация  от семьи не освобождает индивидов от зависимости от «понятия семьи», «духа семьи», т. е. от представления идеологического порядка. Напротив, Маркс считает, что деспотизм «семьи», переведенный из реального в форму морального подчинения семейным ценностям, «…ухудшает вдесятеро, так как она тревожит совесть». Штирнер: «Факт существования детей, устройства современных городов, образование капитала…» – делает неизбежным существование главного, «реального тела семьи», под которым Маркс понимает «…имущественное отношение, отношение, исключающее другие семьи, вынужденное сожительство». Вместе с собственностью семья образует практическую основу самого существования «буржуа» или условиями, делающего их таковыми. В буржуазной моральности отношение буржуа к условиям своего существования приобретает «...одну из своих всеобщих форм». Поэтому как бы ни были вариативны практики отдельных людей и сколько бы ни писали о разложении семьи французские и английские социалисты, «...брак, собственность, семья остаются теоретически неприкосновенными...» Таким образом, Маркс различает в зафиксированном Штирнером случае – факт морального давления со стороны «семейной морали» на индивида и проявление в этом факте действия глубинных, куда более могучих сил. Само же «моральное давление» теряет у Маркса некую субстанциональность, поскольку индивиды в своем праксисе имеют возможность обходить, т.е. “практически упразднять” для себя реальный источник этого давления, т.е. в данном случае семью. Точно так же обстоит дело с собственностью, браком. Иными словами, здесь расхождение между всеобщей моральной нормой и личностным праксисом – не исключение, а правило; «грязному существованию», или праксису буржуазной семьи соответствует “...священное понятие о ней в официальной фразеологии и во всеобщем лицемерии”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие семьи в творчестве Карла Маркса