Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 10:38, реферат
Главная особенность личности заключается в том, что она никогда не может рассматриваться как объект, но всегда только как субъект. Личность — это не объект, пусть даже самый совершенный, который мы познавали бы извне, считает французский персоналист Э. Мунье. Личность — единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаём изнутри.
Введение………………………………………………………………………………3
I. Понятие «личность» в философии……….…………… ………………….……. 4
II. Понятие «свобода» в философии…..………………………….….………….…. 6
III. Проблема личности и её свободы в философии……….…………………….. 8
Вывод……………………………………………………………………………… 12
Список использованной литературы………………………........………………… 13
План
Введение………………………………………………………
I. Понятие «личность»
в философии……….…………… ………………….…
II. Понятие «свобода»
в философии…..………………………….….………
III. Проблема личности и её свободы в философии……….…………………….. 8
Вывод………………………………………………………………
Список использованной
литературы………………………........………
Введение
Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? Что значит «быть личностью»? Личность есть высшая ступень эволюции человека как духовно-телесного существа. Используя религиозную терминологию, можно сказать, что личность — это человек, неуклонно стремящийся к «подобию Божьему».
Природа человека
Главная особенность личности заключается в том, что она никогда не может рассматриваться как объект, но всегда только как субъект. Личность — это не объект, пусть даже самый совершенный, который мы познавали бы извне, считает французский персоналист Э. Мунье. Личность — единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаём изнутри.
Личность есть живая активность самотворчества, общения и единение с другими людьми. Дух личности реализуется и познаётся в действии. При этом важно учитывать такое понятие как свобода. В каких условиях возможно её проявление и что означает – свобода личности? В этом и предстоит разобраться.
I. Понятие «личность» в философии
Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией.
Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь. В свою очередь, индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности1.
В противоположность западному мировоззрению, исходившему из индивидуалистически трактуемого «я» как последнего основания всего прочего и независимой сущности, советское мировоззрение, как отмечал С. Л. Франк, глубоко проникнуто общинным чувством, философией «мы», из которого только и вырастает «я». Советские мыслители выступали за синтетический, целостный подход в анализе теоретической и практической сфер жизни человека. Отсюда — разработка идеала «целостности» как единства теории и практики, мысли и действия, а также множественные размышления о смысле истории, «цельности духа», «соборности».
1Источник: Миронов В.В. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 673 с.
В философии идея «целостной личности» разрабатывалась постепенно. Исходя из православного учения о трёх элементах личности (тело, душа, дух), подчёркивалась важность согласования рассудка и чувств с другими требованиями духа, их подчинения «внутреннему корню разумения» в душе, слиянию в «одно живое и цельное зрение ума». С. Н. Трубецкой утверждал, что сознание личности «может быть понято лишь при допущении идеи соборности, общественного целого, коллективного сознания».
С. Л. Франк в своей философской антропологии: о двойственной природе человека (природное и сверхприродное, т. е. духовное существо), о диалектике взаимосвязи между Богом и человеком, внутренней антиномичности человека и т. д., подчёркивал, что человеческая жизнь имеет форму общественной жизни, он отмечал, что двигателем её является именно личность. При этом в его понимании личность не есть некая замкнутая в себе, самодовлеющая реальность.
Важные аспекты теории личности развивал И. А. Ильин. Особое внимание он уделял проблеме борьбы со злом — наиболее трудной как для христианской этики, так и для других этических доктрин. Подвергнув критике концепцию непротивления злу Л. Н. Толстого, И. А. Ильин, хотя и не оправдывая применения насилия, все же считал его допустимым в определённых условиях, когда в интересах человека или общества необходимо прибегнуть к принуждению. Проблему преодоления зла он увязывал с проблемой формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, а эту последнюю — с пониманием смысла жизни человека.
Но наиболее глубокую разработку категория личности получила в творчестве Н. А. Бердяева, причём на принципиально новой, экзистенциальной основе. Он утверждал, что понятие личности следует отличать от понятия индивида. Индивид — категория натуралистическая, обозначающая часть рода, общества, космоса. В этой своей ипостаси индивид связан с материальным миром.
Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая, а этическая и духовная категория. Только так можно объяснить то, что в каждой личности есть нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей.
В целом же тайна существования личности — в её абсолютной незаменимости, в её однократности и несравнимости. Парадокс существования личности: она должна себя реализовывать на протяжении всей своей жизни, и в то же время она должна для этого уже изначально быть. При этом личность (по Н.А. Бердяеву) не является частью общества или универсума. Напротив, общество есть частью личности, её социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, её космическая сторона.
II. Понятие «свобода» в философии
Свобода — одна из основных, сложнейших философских категорий. Понятие «свобода» в самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесённости с идеей воли – возможность поступать, как самому хочется. Древние философские представления о свободе сопряжены с идеей рока, предназначения, судьбы.
В этике стоицизма свободный человек силой разума и воли противостоит судьбе как тому, что ему неподвластно. Изначальное представление о свободе общественного человека соотнесено с законом и, соответственно, с ответственностью за его соблюдение и наказанием за его нарушение.
В истории философской мысли существовали различные подходы к определению свободы, путей и средств её достижения. Так, для большинства представителей античной философии — Сократа, Диогена, Эпикура и Сенеки — свобода была смыслом и целью человеческого существования. Для представителей средневековой схоластики — Ансельма Кентерберийского, Альберта Великого и Фомы Аквинского — свобода разума и поступков возможна только в рамках церковных догматов, а за их пределами свобода представляет собой ересь, тяжкий грех. В Новом времени преобладающей стала точка зрения на свободу как на естественное состояние человека, путь к социальному равенству и справедливости (Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах, Пьер Симон Лаплас).
В развитых монотеистических религиях представление о свободе соотнесено с благодатью. Эти образы свободы обобщаются в философии в известном благодаря Т. Гоббсу, Б. Спинозе и Г. В. Ф. Гегелю (и воспринятом, в частности, Ф. Энгельсом)2 представлении о свободе как познанной необходимости.
Так понятая свобода заключается в постижении объективных пределов действия и усилий по их расширению; свобода, следовательно, не только в отсутствии ограничений, но и в оснащённости, позволяющей человеку компенсировать имеющиеся ограничения; с развитием опыта, знаний и техники она увеличивается; поэтому «Знание – сила» (Ф. Бэкон).
Формально свобода человека обнаруживается в свободе выбора (лат. liberum arbitrium); но выбор реален при наличии альтернатив, также доступных познанию. Свобода заключается не просто в произволении, но в должном произволении, направленном на высшее благо. В классической философии свобода – это характеристика действия, совершенного: а) со знанием и пониманием объективных ограничений, б) по собственному произволению (не по принуждению), в) в условиях выбора возможностей, г) в результате правильного (должного) решения: благодаря разуму человек способен совершать свой выбор, отклоняясь от зла и склоняясь к добру. Понимание свободы как самообладания вырабатывается в рамках морально-правового воззрения на мир: каждый,
2Источник: Новая философская энциклопедия
[электронный ресурс] - режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/2670.
стремясь к достижению частных целей, должен оставаться в рамках легитимности, т.е. в рамках признанных и практически принятых норм. В психологическом плане автономия выражается в том, что индивид действует в уверенности, что другие признают его свободу и из уважения не препятствуют ей, а также в том, что он утверждает свою уверенность в действиях, демонстрирующих уважение к свободе других.
III. Проблема личности и её свободы в философии
В условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе, уровень её свободы существенно возрастает. Об этом свидетельствует анализ исторических типов взаимоотношения личности и общества. В связи с этим становится все более актуальной проблема соотношения свободы личности и её ответственности перед другими людьми и обществом.
Большое внимание проблеме свободы уделяли представители немецкой классической философии. Так Иммануил Кант, например, под свободой понимал интеллигибельную (т. е. недоступную чувственному познанию) сущность человека; для Иоганна Готлиба Фихте свобода — единственная абсолютная реальность; а Георг Вильгельм Фридрих Гегель понимал под свободой многоплановую реальность, которая во всех своих проявлениях есть форма объективации абсолютного духа3.
Значительный вклад в развитие данной категории внесли также Бенедикт Спиноза, Жан Жак Руссо, Мари Франсуа Аруэ Вольтер, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Григорий Сковорода, Пантелеймон Кулиш и многие другие философы и мыслители. По мнению многих исследователей, одной из наиболее разработанных концепций свободы является концепция
3Источник: Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
марксизма. Особенности марксистского понимания свободы в её диалектическом взаимодействии с необходимостью легче всего пояснить на примере трактования свободы с позиций волюнтаризма и фатализма.
Как самостоятельное направление волюнтаризм был разработан Шопенгауэром, для которого воля — это лишь слепое, неразумное первоначало, диктующее свои законы человеку. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с исторической необходимостью, с законами природы и общества и выдавать свой произвол, свободу за высшую мудрость. Примером волюнтаризма
может являться политическая практика, например, проводимая руководством маоистского Китая политика «большого скачка» (1958—1960) и «культурной революции» (1966—1976), принёсшая много страданий китайскому народу.
Фатализм (от лат. fatalis — роковой) в отличие от волюнтаризма абсолютизирует предопределённость социальных процессов и отвергает свободу выбора, что приводит к представлениям о безальтернативности социальных процессов, а, следовательно, невозможности что-либо изменить человеческими усилиями. Из истории известно, что всплески фатализма в виде различных оккультных доктрин (астрологии, спиритуализма и т. д.) наблюдаются в кризисные или переходные периоды развития общества.
Марксизм понимает свободу в диалектическом взаимодействии с необходимостью. Он отвергает оба понятия: и волюнтаризм с его идеей произвольности человеческих поступков, и фатализм, рассматривающий их как предопределённые. Это объяснимо тем, что в повседневной жизни люди сталкиваются не с абстрактной необходимостью, а с её конкретно-историческим воплощением в виде реально существующих условий, социальных отношений, а также имеющихся средств для достижения поставленной цели.
Люди в определённой мере свободны в выборе средств для достижения выбранных целей. Свобода, следовательно, не абсолютна, а относительна и претворяется в жизнь путём выбора определённого плана действий. Чем чётче люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленной цели они имеют, тем большей является свобода. В этом и состоит объективность свободы как феномена человеческой жизни. Отсюда следует, что выбор варианта деятельности сопряжен с большой моральной и социальной ответственностью за последствия этого выбора.